Тема: «Эмбриональное развитие человека». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Эмбриональное развитие человека».



1. Актуальность темы. Эмбриогенез человека определяется местом ее в системе медицинской подготовки врача. Являясь частью более обширной науки об индивидуальном развитии (онтогенез), эмбриология изучает зародышевую стадию развития, т.е. первые два лунных месяца внутриутробного развития. К концу эмбриональной стадии, т.е. к концу второго лунного месяца зародыш приобретает внешние черты сходные с взрослой особью, с этого момента его принято называть плодом.

Помимо изучения вопросов нормального развития, эмбриология человека исследует также патологические отклонения в ходе развития (патологическая эмбриология) и возникновение врожденных уродств и аномалий (тератология). Все это в равной мере важно для понимания многих проблем медицины. Вот почему изучение эмбриологии человека вместе с анатомией и гистологией входят в фундамент медицинского образования. Вместе с тем, изучение эмбриологии способствует формированию общих биологических представлений.

Система мать – плод возникает в процессе беременности и включает в себя две подсистемы – организм матери и организм плода, а также плаценту, являющуюся связующим звеном между ними. В обеспечении связей в системе мать – плод особо важную роль играет плацента, которая способна не только аккумулировать, но и синтезировать вещества, необходимые для развития плода. Через плаценту между матерью и плодом осуществляются гуморальные и нервные связи. Гуморальный канал связи - самый обширный и информативный. Важным компонентом гуморальных сязей являются иммунологические связи, обеспечивающие поддержание иммунного гомеостаза в системе мать – плод. Несмотря на то что организмы матери и плода генетически чужеродны по составу белков, иммунологического конфликта обычно не происходит.

В процессе формирования системы мать – плод существует ряд критических периодов, наиболее важных для установления взаимодействия между двумя системами, направленных на создание оптимальных условий для развития плода.

2. Цель занятия. Изучить особенности ранних стадий эмбриогенеза человека, развитие, строение и функции плаценты.

Студент должен уметь:

Читать с помощью микроскопа гистологический препарат плаценты человека и дифференцировать под микроскопом детскую и материнскую части.

Для реализации учебных целей студент должен знать:

- характеристику половых клеток человека, оплодотворение и его биологическую значимость;

- тип дробления зиготы человека, строение бластулы, гаструляции, нейруляция и органогенез;

- имплантацию, формирование плаценты, ее тканевой состав, понятие о плацентарном барьере.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 минут.

4. Место проведения самоподготовки: читальный зал, комната самоподготовки кафедры.

5. Оснащенность: микроскопы, гистологические микропрепараты, таблицы, методические пособия, атласы.

Контрольные вопросы:

1. Как происходит дробление зиготы человека?

2. Каковы особенности гаструляции зародыша человека?

3. Когда и как происходит имплантация бластоцисты?

4. Как формируются ворсины хориона?

5. Какие две основные части различают в плаценте. Какова их структура?

6. Как образуются амниотический пузырек и желточный пузырек у зародыша человека?

7. Из каких источников формируется амнион, аллантоис и желточный мешок у человека, их функция?

8. Каковы основные особенности развития зародыша человека?

Учебный микропрепарат.

1. Поперечный срез зародыша человека на стадии 6-7 недель. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть закладку основных органов зародыша человека.

Зарисовать и обозначить: мозговые пузыри, глаз, язык, пищевод, трахея, легкие, зачаток сердца, печень, желудок, поджелудочная железа, петля кишечника.

Демонстрационные микрофотографии и схемы, отражающие последовательные этапы развития эмбриона человека прилагаются в конце учебного пособия, изучить все этапы эмбриогенеза человека.

2. Плацента человека (зародышевая, или плодная, часть). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть зародышевую или плодную часть плаценты (с которой связана пуповина), она покрыта амниотической оболочкой, содержащей амниотический эпителий (внезародышевая эктодерма) и внезародышевую соединительную ткань. Основу зародышевой части плаценты составляет хориальная пластинка, в которой содержатся ветви пуповинных сосудов, от хориальной пластинки отходят стволовые ворсинки, каждая из которых, в свою очередь, подразделяется на ветви 2-го и 3-го порядка. В препарате видны срезы различных участков ветвящихся ворсинок. Между лакунами располагаются перегородки (септы),

При большом увеличении микроскопа каждая ворсинка покрыта синцитиотрофобластом. Соединительнотканная основа ворсинок содержит капилляры.

Зарисовать и обозначить: ворсинки хориона, трофобласт, соединительная ткань ворсинок с кровеносными капиллярами.

3. Плацента человека (материнская часть). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении рассмотреть ворсинки хориона разрушающие ткани эндометрия, и на их месте образуются лакуны, заполненные материнской кровью. Глубокие слои слизистой оболочки матки остаются целыми, образуя базальную пластинку с соединительнотканными септами. Базальный слой эндометрия – соединительная ткань слизистой оболочки матки содержит много децидуальных клеток. Эти крупные, богатые гликогеном, липидами, железом и ферментами клетки соединительной ткани располагаются в глубоких слоях слизистой оболочки матки. Они имеют четкие границы, округлые ядра и оксифильную цитоплазму.

При большом увеличении микроскопа зарисовать и обозначить: базальная пластинка, децидуальные клетки, лакуны с кровью матери.

4. Пупочный канатик, или пуповина человека. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть поперечный срез пуповины, покрытый сверху амниотическим эпителием. Внезародышевая соединительная ткань, составляющая основу пуповины, имеет студенистый характер и носит название «вартонов студень». В состав пуповины входят сосуды – артерии, несущие кровь от тела зародыша и одна вена, несущая кровь к телу зародыша. Очень часто в составе пуповины можно встретить остаток желточного мешка и аллантоиса в виде узкой щели, покрытой эпителием.

При большом увеличении зарисовать и обозначить: амниотический эпителий, соединительная ткань, вена, артерии, остатки желточного мешка и аллантоиса.

 

 

Тестовые вопросы



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.99.7 (0.006 с.)