Тема: «Женская половая система». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «Женская половая система».



1. Актуальность темы. Знание закономерностей эмбриогенеза и морфофункциональных особенностей органов женской половой системы позволит студентам понять патогенез вражденных уродств и аномалий развития этой системы, связать ее функции с определенным морфологическим субстратом и регуляторными механизмами, обеспечивающими нормальную работу органов женской половой системы.

2. Цель занятия. Студент должен знать гистологическое строение и функциональные особенности яичника, маточных труб (яйцеводов), матки и молочной железы взрослого человека и детей разных возрастов.

Студент должен уметь:

1. Читать с помощью микроскопа гистологический препарат яичника, уметь по строению фолликула определить соответствующий период овогенеза.

2. Дифференцировать под микроскопом матку и маточную трубу (яйцевод), молочную железу в лактирующем и нелактирующем состоянии.

Для реализации учебных целей студент должен знать:

- закономерности развития и источники закладки органов данной системы в эмбриогенезе;

- строение и функции этих органов, регенерацию, возрастные особенности;

- знать фазы менструального цикла и механизм регуляции его.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 минут.

4. Место проведения самоподготовки: читальный зал, комната самоподготовки кафедры.

5. Оснащенность: микроскопы, гистологические микропрепараты, таблицы, методические пособия, атласы.

Контрольные вопросы:

1. Общая характеристика и развитие женских половых органов.

2. Строение и функция яичника. Строение фолликулов на различных стадиях развития.

3. Овуляция. Формирование желтого тела. Белое тело. Атретическое тело.

4. Строение маточной трубы (яицевода).

5. Матка, структурные изменения ее в зависимости от периодов менструального цикла и беременности. Особенности строения шейки матки.

6. Половой (менструальный цикл), его фазы и зависимость от нейрогуморальных факторов и условий среды.

7. Развитие и строение молочной железы, нейроэндокринная регуляция ее функции.

Учебные микропрепараты.

1. Яичник. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти соединительнотканную белочную оболочку и поверхностный эпителий, Рассмотреть корковое вещество с фолликулами на различных стадиях развития (первичные, растущие и пузырчатые), отыскать белые и атретические тела. В центральной части найти мозговое вещество (соединительная ткань с кровеносными сосудами).

При большом увеличении изучить детали строения фолликулов. Первичные фолликулы с большим количеством располагаются по периферии коркового вещества и состоит из овоцита 1 порядка, окруженного одним слоем фолликулярных клеток. В растущем фолликуле овоцит 1 порядка окружен многослойным фолликулярным эпителием. В полости пузырчатого фолликула рассмотреть яйценосный бугорок, в котором расположен овоцит 1 порядка с оолеммой и лучистым венцом. В стенке фолликула выделить зернистый слой (гранулеза) и соединительнотканные слои (внутренний и наружный).

Зарисовать и обозначить: строма, паренхима, поверхностный эпителий, белочная оболочка, корковое и мозговое вещество, первичный, вторичный, третичный фолликулы), яйценосный бугорок, овоцит1 порядка, оолемма, лучистый венец, фолликулярный эпителий, соединительная ткань, кровеносные сосуды, атретическое тело.

2. Желтое тело. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти соединительнотканную оболочку с прослойками между группами светлых лютеоцитов.

При большом увеличении изучить структуру лютеоцитов и прослоек рыхлой соединительной ткани с кровеносными капиллярами.

Зарисовать и обозначить: капсула, лютеоциты, соединительная ткань с кровеносными сосудами.

3. Матка животного (кошки). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа отыскать небольшую полость матки и толстую ее стенку, в которой рассмотреть слизистую оболочку с маточными железами (эндометрий), мышечную оболочку (миометрий) и серозную оболочку (периметрий).

При большом увеличении рассмотреть однослойный призматический эпителий, формирующий маточные железы в виде коротких трубочек в собственном слое слизистой оболочки. В мышечной оболочке рассмотреть подсосудистый (подслизистый), сосудистый и надсосудистый (подсерозный) слои, обратив внимание на поперечно срезанные крупные кровеносные сосуды в среднем (сосудистом) слое. В серозной оболочке изучить структуру соединительнотканной основы и мезотелий.

Зарисовать и обозначить: слизистая оболочка, однослойный призматический эпителий, маточные железы, мышечная оболочка, кровеносные сосуды, соединительная ткань и серозная оболочка.

4. Маточная труба (яйцевод). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении найти складчатый просвет яйцевода, рассмотреть слизистую, мышечную и серозную оболочки.

При большом увеличении рассмотреть однослойный призматический мерцательный эпителий слизистой оболочки и подлежащую соединительную ткань. В мышечной оболочке найти слои, сформированные гладкими миоцитами, а в серозной – соединительную ткань и мезотелий.

5. Молочная железа. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении найти дольки железы и обратить внимание на слабо развитые альвеолы.

При большом увеличении изучить детали строения стромы и паренхимы железы. Найти концевые отделы (альвеолы), состоящие из однослойного эпителия и моэпителиальных клеток, рассмотреть внутридольковые молочные ходы. В междольковой соединительной ткани найти молочные протоки и кровеносные сосуды.

Зарисовать и обозначить: дольки железы, альвеолы, молочные ходы, соединительная ткань, кровеносные сосуды, молочные протоки.

 

Тестовые вопросы

Женская половая система

Пояснение. За каждым из перечисленных вопросов или незаконченных утверждений: обозначенные буквой ответы или завершения утверждений. Выберите один ответ или завершение утверждения, наиболее соответствующее каждому случаю.

1. В ходе закладки и развития женских половых структур происходит всё, КРОМЕ:

(А) гонобласты из стенки желточного мешка мигрируют в половые валики;

(Б) Мюллеровыпротоки дифференцируются в маточные трубы, матку и верхнюю часть влагалища;

(В) Вольфовыпротоки дифференцируются в маточные трубы, матку и верхнюю часть влагалища;

(Г) фолликулярные клетки образуются из целомического эпителия,

(Д) гладкомышечные клетки маточных труб и матки образуются из мезенхимы.

2. Премордиальная фолликула Верно всё, КРОМЕ:

(А) в центре содержит овоцит I-го порядка;

(Б) овоцит I-го порядка имеет первичную и вторичную оболочки;

(В) овоцит I-го порядка имеет только первичную оболочку (оолемму);

(Г) овоцит I-го порядка окружен одним слоем плоских фолликулярных клеток;

(Д) располагаются в яичниках поверхностно, сразу под капсулой.

3. Первичный фолликул. Верно всё, КРОМЕ:

(А) содержит овоцит первого порядка;

(Б) овоцит I-го порядка имеет первичную и вторичную оболочки;

(В) фолликулярные клетки имеют кубическую, цилиндрическую форму, а затем становится многослойным;

(Г) вокруг фолликула формируется theca;

(Д) в фолликулярных клетках синтезируется прогестерон.

4. Развитие вторичного фолликула. Верно всё, КРОМЕ:

(А) повышение в крови уровня фоллитропина стимулирует митозы фолликулярных клеток;

(Б) между фолликулярными клетками образуются полости, заполненные фолликулярной жидкостью;

(В) овоцит I-го порядка завершает первое деление и вступает во второе деление мейоза;

(Г) обособляется участок фолликулярных клеток, окружающих овоцит – формируется яйценосный бугорок;

(Д) в клетках theca iпterпaусиливается продукция андрогенов.

5. Третичная фолликула (граафов пузырек). Верно всё, КРОМЕ:

(А) фолликула имеет крупные размеры, стенка истончается;

(Б) овоцит I-го порядка завершает первое деление и вступает во второе деление мейоза;

(В) овоцит I-го порядка после двух делений мейоза превращается в зрелую яйцеклетку;

(Г)овуляция третичной фолликулы происходит под влиянием лютеинизирующего гормона (лютропина);

(Д) на месте разорвавшейся фолликулы образуется жёлтое тело.

6. Желтое тело. Верно все, КРОМЕ:

(А) развивается на месте атретического фолликула;

(Б) клетки желтого тела - модифицированные фолликулярные клетки и клетки теки;

(В) вырабатывает прогестерон;

(Г) после оплодотворения яйцеклетки превращается в желтое тело беременности;

(Д) если оплодотворение не произошло, то желтое тело подвергается обратному развитию.

7. Для жёлтого тела беременности характерно всё, КРОМЕ:

(А) развивается из менструального жёлтого тела;

(Б) секретирует прогестерон;

(В) активно функционирует в течение первой половины беременности;

(Г) активно функционирует на протяжении всей беременности;

(Д) на месте жёлтого тела формируется соединительнотканный

Рубец.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.182 (0.017 с.)