Предмет и задачи гистологии и цитологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и задачи гистологии и цитологии



УДК 611 – 013 – 018 (07)

ББК 28. 705. 706 я 7

 

© ФГБОУ ВО БГМУ Минздравсоцразвития России, 2019

 

 


Оглавление

 Введение……………………………………………………………............4

Предмет и задачи гистологии и цитологии………………………………….6

Тема: «Органоиды общего, специального назначения и включения»…….14

Тема: «Основы сравнительной эмбриологии»..............................................20

Тема: «Эпителиальные ткани. Железы»……………...……………….…….26

Итогово-диагностическое занятие ………………………………..……….33

Тема: «Кровь и лимфа»…………………………………………………...….33

Тема: «Собственно соединительные ткани (рыхлая и плотная)».………...39

Тема: «Скелетные ткани (хрящевые и костные ткани)»………………..….46

Тема: «Мышечные ткани»…………………………………………………...52

Тема: «Нервная ткань»……………………………………………………….57

Итогово-диагностическое занятие …………………………...……………63

Тема: «Сердечно-сосудистая система»……………………………………...63

Тема: «Органы кроветворения и иммуногенеза»……………………….…..69

Тема: «Центральная нервная система»……………………………………...75

Итогово-диагностическое занятие ………………………………………...83

Тема: «Органы чувств»…………………………………………………….…83

Тема: «Эндокринная система»…………………………………….…………88

Тема: «Кожа и ее производные. Дыхательная система»………...…………95

Итогово-диагностическое занятие ………………………..……………...105

Тема: «Пищеварительная система

(губа, щека, дена, небо, язык, зубы)»……………………………………....106

Тема: «Слюнные железы. Пищевод»………………………………………111

Тема: «Желудок. Тонкая и толстая кишка»………………………………..116

Тема. Пищеварительная система

(поджелудочная железа, печень и желчный пузырь)»……………….…...122

Итогово-диагностическое занятие …………………………..…………...127

Тема: «Мочевыделительная система»…………………………………...…127

Тема: «Мужская половая система»……………………………………...…134

Тема: «Женская половая система»…………………………………………139

Тема: «Эмбриональное развитие человека»………………………….……146

Итогово-диагностическое занятие …………………………..…………...152

Технологическая карта к практическому занятию…………………….153

Рекомендуемая литература........................................................................154

Литература, использованная при подготовке учебного пособия……..155

Приложение................................................................................................156


ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие составлено в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и типовой Учебной программой по дисциплине «Гистология, цитология и эмбриология».

Цель. Целью освоения дисциплины «Гистология, цитология и эмбриология» является формирование у студентов научных представлений о микроскопической функциональной морфологии и развитии клеточных, тканевых и органных систем человека, обеспечивающих базис для изучения клинических дисциплин и способствующих формированию врачебного мышления.

Место дисциплины.

Дисциплина «Гистология, цитология и эмбриология» относится к математическому, естественнонаучному, медико-биологическому циклу дисциплин высшего профессионального медицинского образования. Основные знания, необходимые для изучения дисциплины формируются в цикле математических, естественнонаучных, медико-биологических дисциплин, наряду с биологией, физикой, общей химией, органической биологической химией, анатомией человека, нормальной физиологией. Изучение дисциплины «Гистология, цитология и эмбриология» предшествует дисциплинам: патологической анатомии, патологической физиологии, фармакологии, топографической анатомии, дисциплинам профессионального цикла.

Требования к знаниям и умениям.

В результате освоения дисциплины студент должен:

знать: химико-биологическую сущность процессов, происходящих в живом организме на молекулярном и клеточном уровнях; основные закономерности развития и жизнедеятельности организма человека на основе структурной организации клеток, тканей и органов; гистофункциональные особенности тканевых элементов; методы их исследования;

уметь: пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; пользоваться лабораторным оборудованием; работать с увеличительной техникой при изучении гистологических, цитологических, иммуногистохимических препаратов; анализировать гистофизиологическое состояние различных клеточных, тканевых и органных структур человека;

владеть: медико-функциональным понятийным аппаратом; навыками постановки предварительного диагноза на основе результатов лабораторного и гистологического исследования.

Процесс изучения дисциплины «Гистология, цитология и эмбриология» направлен на формирование ряда компетенций, в том числе:

- способности и готовности анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности;

- способности и готовности анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма взрослого человека и подростка для своевременной диагностики заболевания и патологических процессов.

Образовательные технологии:

- работа студентов с литературой;

- поиск учебной и научной информации в Интернете;

- подготовка рефератов;

- подготовка выступлений с использованием мультимедийных презентаций


Практическое занятие.

Учебные микропрепараты.

1. Комплекс Гольджи – нервные клетки спинномозгового узла. Импрегнация солянокислым серебром.

При большом увеличении найти крупные округлой формы нервные клетки (сконцентрированные по периферии среза) с центрально расположенным ядром. Комплекс Гольджи выявляется в виде сети или зерен, расположенные в цитоплазме, концентрируясь вокруг ядра.

Зарисовать 3-5 клеток и обозначить: ядро, клеточная оболочка, комплекс Гольджи в цитоплазме.

2. Митохондрии в эпителии кишки. Окраска по Альтману.

При малом увеличении найти срез эпителиального слоя кишки.

При большом увеличении микроскопа рассмотреть высокие призматической формы эпителиальные клетки. В базальной части этих клеток располагаются овальной формы ядра со слабой окрашиваемостью. Границы клеток также трудно различимы. В цитоплазме выявляются скопления митохондрий в виде зерен и палочек, разбросанных по всей цитоплазме и с некоторой концентрацией в апикальной части клетки.

Зарисовать 3-5 клеток и обозначить на рисунке: ядро эпителиальной клетки, оболочка клетки, цитоплазма клетки, митохондрии.

3. Жировые включения в клетках печени. Окраска осмиевая кислота + сафранин.

При малом увеличении микроскопа найти срез органа, импрегнированный осмием. Установить срез в центре поля зрения.

При большом увеличении рассмотреть клетки полигональной формы с розовыми ядрами и четкими темными границами. В цитоплазме хорошо видны жировые включения в виде черных капель различной величины.

Зарисовать 3-5 клеток и обозначить: цитоплазма, ядро и жировые включения.

4. Включения гликогена в клетках печени. Окраска ШИК-реакция.

При большом увеличении микроскопа рассмотреть в цитоплазме клеток печени гранулы гликогена, окрашенные в малиновый цвет.

Зарисовать и обозначить: цитоплазма, ядро, гранулы гликогена.

Назовите органоид клетки, который представляет собой систему наложенных друг на друга уплощенных цистерн, стенка которых образована одной элементарной биомембраной; от цистерн отпочковываются пузырьки.

(А) митохондрия; (Б) комплекс Гольджи;

(В) эндоплазматическая сеть; (Г) клеточный центр; (Д) лизосомы.

Назовите органоид клетки, который состоит из двух цилиндрических структур, образованных из микротрубочек, расположенных перпендикулярно друг другу, от них в разные стороны веером отходят микротрубочки.

(А) митохондрия; (Б) клеточный центр; (В) эндоплазматическая сеть;

(Г) лизосома; (Д) комплекс Гольджи.

Ситуационные задачи

1. В световом микроскопе при окраске основными красителями (метиленовая синь) в цитоплазме нейроцитов видны базофильные гранулы. Каким структурам будут соответствовать эти гранулы под электронным микроскопом?

2. Н-тимидином помечены хромосомы в клетках зародышевых листков; в первой серии в эктодерме, во второй – в энтодерме, в третьей – в мезодерме.

В какой серии опытов метки будут обнаружены в клетках нервной трубки?

3. В 1872 г. итальянский анатом Камилло Гольджи зафиксировал ткань в растворе бихромата калия, затем опустил его в раствор нитрата серебра и на срезах увидел что?

Так в условиях импровизированной в кухне маленькой лаборатории было сделано открытие, ставшее революционным в изучении нервной ткани. Как называется эта методика исследования?

Задания для самостоятельной работы и УИРС

1. Подготовьте доклад на тему о химическом составе и ультрамикроскопическом строении хромосом.

2. Сравните особенности митоза и мейоза. Подготовьте сообщение на эту тему.

3. Приготовьте препарат из пленки лука и рассмотрите структуру ядра живых клеток под микроскопом. Окрасьте пленку лука железным гематоксилином и изучите особенности структуры фиксированных ядер.

4. С помощью окуляр-микрометра определите размеры клеток, их ядер (площадь, диаметр), ядерно-цитоплазматические отношения, оцените функциональные особенности этих клеток.

Практическое занятие.

Учебные микропрепараты.

1. Многослойная бластула лягушки (амфибластула). Окраска железный гематоксилин.

При малом увеличении рассмотреть бластулу лягушки, имеющую вид пузырька, окруженного многослойной бластодермой. Обратить внимание на более тонкую крышу бластулы, образованную мелкими бластомерами и толстое дно, с находящимися в нем крупными бластомерами и бластоцель (полость бластулы), смещенную кверху.

Зарисовать и обозначить: многослойная бластула, крыша, дно, бластомеры, бластодерма, бластоцель.

2. Гаструляция путем деляминации и частично миграции – гаструла зародыша курицы (первичная полоска). Окраска железным гематоксилином.

При малом увеличении найти и изучить поперечный срез зародыша курицы, состоящий из горизонтально расположенных листков эктодермы и энтодермы. В средней части эктодермы найти утолщение с вдавлением в центре – первичную полоску, из которой клетки в дальнейшем мигрируют в пространство между эктодермой и энтодермой, образуя мезодерму.

Зарисовать и обозначить: эктодерма, энтодерма, первичная полоска, мигрирующие клетки, формирование мезодермы.

3. Закладка осевых органов – поперечный срез зародыша курицы. Окраска железный гематоксилин.

При малом увеличении рассмотреть поперечный срез зародыша курицы на стадии закладки осевых органов, имеющий вид пластинки, включающей 3 зародышевых листка. Сверху находится эктодерма из рыхло расположенных клеток, внизу – энтодерма из мелких округлой формы клеток и между ними – мезодерма. В центре среза видна овальной формы нервная трубка, под нею – хорда. В мезодерме четко выделяются сомиты, сегментные ножки и спланхнотомы.

При большом увеличении изучить все детали строения зародыша на стадии закладки осевых органов

Зарисовать и обозначить: эктодерма, энтодерма, нервная трубка, зачаток хорды, сомиты, сегментные ножки, спланхнотомы.

4. Образование туловищной и амниотической складки у зародыша курицы. Окраска железный гематоксилин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть зародыш курицы на стадии: эктодерму, нервную трубку, хорду, сомиты, сегментные ножки, спланхнотомы, а также энтодерму. По боковым сторонам зародыша найти углубляющиеся внутрь и отделяющие зародыш от внезародышевых частей туловищные складки, которые проходят через все зародышевые листки. Рядов и туловищными складками с обеих сторон обратить внимание на приподнимающиеся вверх и растущие навстречу друг другу амниотические складки, состоящие из эктодермы и париетального листка спланхнотома.

При большом увеличении изучить детали строения зародыша и обратить особое внимание на туловищную и амниотическую складки.

Зарисовать и обозначить: эктодерма, нервная трубка, хорда, сомиты, сегментные ножки, спланхнотомы, энтодерма, туловищная и амниотическая складки.

 

Тестовые вопросы

Ситуационные задачи

1. На электронной микрофотографии представлен поперечный срез сперматозоида. Видны осевые нити, окруженные митохондриями. Через какую часть спермия прошел срез?

2. Яйцеклетка содержит умеренное количество желтка, и распределен он неравномерно. Определите тип яйцеклетки, характер дробления, вид бластулы будущего зародыша.

3. На гистологическом препарате видна бластула с однослойной бластодермой, бластоцелем в центре. Определите, какой тип дробления приводит к образованию такой бластулы?

4. У двухлойного зародыша ланцетника разрушили внутренний листок, сформированный при инвагинации. Развитие каких тканевых зачатков будет нарушено?

5. В эксперименте у зародыша цепленка поврежден внезародышевый орган, выполняющий функцию выделения метаболитов и газообмена. Какой внезародышевый орган поврежден? Как он образуется у куриного эмбриона?

6. У зародыша цыпленка микроманипулятором разрушили сегментные ножки. Какие нарушения вызовет это экспериментальное воздействие?

7. При исследовании зародыша цепленка микроманипулятором разрушили сегментные ножки. Какие нарушения вызовет это экспериментальное воздействие?

8. При исследовании зародыша цепленка под световым микроскопом видно, что часть клеток первичной эктодермы начинает прогибаться в виде желобка. Какова дальнейшая судьба этого клеточного материала и остальной зародышевой эктодермы?

Задания для самостоятельной работы и УИРС

Подготовьте реферативный доклад на одну из следующих тем:

1. Влияние гормональных факторов на развитие органов у куриных эмбрионов.

2. Внезародышевые органы у куриных эмбрионов, их развитие в нормальном эмбриогенезе и при действии некоторых неблагоприятных факторов.

3. Составьте схему направления дифференцировки зародышевых листков у птиц.

 

 

Практическое занятие.

Учебные микропрепараты.

1. Однослойный плоский эпителий (мезотелий). Тотальный препарат сальника. Окраска - импрегнация солянокислым серебром с подкраской ядер гематоксилином.

При малом увеличении микроскопа выбрать наиболее тонкое место на пленке сальника, которое будет характеризоваться более светлой окраской.

При большом увеличении видны полигональные клетки, границы которых имеют темную окраску, что обусловлено обработкой препарата солями серебра. Границы клеток неровные. При изучении препарата следует иметь в виду, что он представляет собой вид на эпителий сверху, тогда как на поперечном срезе данные эпителиальные клетки имеют плоскую форму.

Зарисовать 3-5 клеток и обозначить: ядро, границы клеток.

2. Однослойный кубический эпителий. Поперечный срез извитых канальцев почки. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти канальцы.

При большом увеличении обратить внимание на форму клеток, образующих стенки канальцев, а также на однослойное их расположение на базальной мембране.

Зарисовать один почечный каналец и обозначить: кубические клетки, образующие стенку канальца, ядро, цитоплазма, базальная мембрана.

3. Высокий призматический эпителий почки кролика (демонстрационный ). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти поперечный срез канальцев почки.

При большом увеличении обратить внимание на призматическую форму клеток, образующих стенки канальцев, а также на однослойное их расположение на базальной мембране.

Зарисовать и обозначить: канальцы, призматические клетки, ядра клеток.

4. Однослойный многорядный мерцательный эпителий трахеи. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа на поперечном срезе трахеи найдите ее внутреннюю поверхность, выстланную однослойным многорядным мерцательным эпителием.

При большом увеличении найдите эпителиальный слой, состоящий из четырех основных типов клеток: низкие вставочные, высокие вставочные, реснитчатые и бокаловидные, ядра расположены на разных уровнях, т.е. в несколько рядов.

Зарисовать и обозначить: ядра коротких и длинных вставочных клеток, реснитчатых и бокаловидных клеток, базальная мембрана, подлежащая рыхлая соединительная ткань.

5. Многослойный плоский неороговевающий эпителий роговицы глаза. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти многослойный плоский эпителий, покрывающий переднюю поверхность роговицы глаза, состоящий из трех слоев (поверхностного, среднего и базального). Обратить внимание на различную форму клеток (и ядер) в различных слоях.

При большом увеличении зарисовать и обозначить: слой базальных клеток (цилиндрической формы), слой шиповатых клеток (полигональной формы), слой плоских клеток, базальная мембрана и прилегающая соединительная ткань.

6. Многослойный плоский ороговевающий эпителий кожи пальца. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении найти участок эпителия фиолетового цвета.

При большом увеличении рассмотреть тонкое строение эпителия. На базальной мембране, расположенной на границе эпителия и соединительной ткани, в один слой расположены высокие призматические клетки с овальными ядрами (базальные эпителиоциты – кератиноциты). Над ними расположена шиповатая зона, состоящая из полигональных клеток, соединенных отростками, ядра их округлой формы. Выше расположена зернистая зона, представленная двумя-тремя рядами уплощенных клеток, содержащих в цитоплазме зерна кератогиалина. Следующая зона – блестящая – примерно такой же ширины, имеет вид оксифильно окрашенной извилистой ленты (блестит). Органеллы и ядро исчезают, кератогиалиновые гранулы расстворяются и образуют матрикс. Наконец, самая широкая поверхностная зона, содержит уплощенные роговые чешуйки.

Зарисовать и обозначить: базальный, шиповатый, зернистый, блестящий и роговой слои, соединительная ткань.

7. Переходный эпителий мочевого пузыря. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа в одной из периферических частей среза найти складчатую слизистую оболочку, а в ней переходный эпителий. Установить эпителий в центре поля зрения.

При большом увеличении рассмотреть базальные, промежуточные и покровные клетки, обратив внимание на крупные круглые ядра покровных клеток.

Зарисовать и обозначить: базальные, промежуточные, покровные клетки, подлежащая соединительная ткань.

 

Тестовые вопросы

Эпителиальные ткани. Железы

Пояснение. За каждым из перечисленных вопросов или незаконченных утверждений следуют обозначенные буквой ответы или завершения утверждений. Выберите один ответ или завершение утверждения, наиболее соответствующее каждому случаю.

А, 10 – Г, 11 – Б, 12 – А, 13 – Б, 14 – В.

Ситуационные задачи

1. На препарате обнаружены ткани со следующими структурами:
а) пласт клеток, тесно прилегающих друг к другу, б) клетки, разделенные межклеточным веществом. Какая из этих структур относится к эпителиальным тканям?

2. Предложено два препарата эпителия. На одном все клетки касаются базальной мембраны, на другом на базальной мембране лежит базальный слой, а остальные слои расположены друг на друге. Каким типам относятся данные эпителии?

3. Предложено два препарата желез. У одной железы выводной проток не ветвится, а концевой отдел разветвлен. Выводной проток и концевой отдел другой железы ветвятся. К какому типу желез они относятся?

4. В железе имеется один слой секреторных клеток (экзокриноцитов). В цитоплазме экзокриноцитов хорошо развит комплекс Гольджи и присутствуют секреторные гранулы. Ядро клетки имеет обычное строение (не уплотнено, не фрагментировано). Органеллы цитоплазмы сохранены. Признаков отделения апикальной цитоплазмы ни на уровне световой, ни на уровне электронной микроскопии не обнаружено. По какому типу секретирует данная железа?

Задания для самостоятельной работы и УИРС

1. Изучите онто - и филогенетическую классификацию эпителия.

2. Изучите вопрос о регенерационной способности эпителиальных тканей.

3. Подготовте доклад о развитии различных эпителиев.

4. Подготовьте живой препарат эпителия трахеи лягушки. Изучите под микроскопом движение ресничек.

5. Детально ознакомтесь с процессом ороговения многослойного плоского ороговевающего эпителия.

6. Окрасьте парафиновый срез кожи новорожденного и взрослого животного азур 2-эозином. Сравните толщину эпидермиса и степень развития его слоев на препаратах кожи новорожденного и взрослого животного.

7. Проверьте свои знания по теме эпителий и железы с помощью светового и электронного микроскопа.

 

 

Практическое занятие.

Тема: «Кровь и лимфа».

1. Актуальность темы. Кровь и лимфа как ткань занимает особое место среди тканей внутренней среды. В периферической крови клеточные элементы высоко специализированы, а в некоторых из них процесс зашел настолько далеко, что они потеряли типичные для клеток структурные компоненты (кровяные пластинки, эритроциты).

Источником развития тканей внутренней среды является мезенхима (зародышевая соединительная ткань). Мезенхима состоит из клеток с отростками, формирующих сетевидную структуру. Из мезенхимы, кроме тканей внутренней среды (кровь, лимфа, собственно соединительные ткани, хрящевая и костная ткани), формируется еще и гладкая мышечная ткань.

2. Цель занятия. Изучить строение и функциональное значение межклеточного вещества (плазму) и форменных элементов крови.

Студент должен уметь:

Читать с помощью микроскопа мазок крови человека и дифференцировать все форменные элементы крови.

Для реализации учебных целей студент должен знать:

- микро- и ультрамикроскопическое строение гранулоцитов (нейтрофилы, эозинофилы, базофилы);

- микро - и ультрамикроскопическое строение агранулоцитов (моноциты, лимфоциты);

- микро - и ультрамикросокпическое строение тромбоцитов.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 мин.

4. Место проведения самоподготовки читальный зал библиотеки, кабинет самоподготовки кафедры.

5. Оснащение: микроскопы, микропрепараты, таблицы, электронные микрофотографии, методические пособия, атласы.

Учебные микропрепараты.

1. Мезенхима зародыша курицы. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа рассмотреть поперечный срез зародыша курицы 96-часовой инкубации. Найти эктодерму, покрывающую зародыш снаружи, нервную трубку, хорду, сомиты, глазные пузыри (по бокам), полость среднего и промежуточного мозга (в центре).

При большом увеличении рассмотреть рыхло расположенные между органами отростчатой формы клетки мезенхимы, соединяющиеся друг с другом при помощи отростков. В мезенхиме, окружающей глазные пузыри и полость среднего мозга найти участки уплотнения (начальная стадия формирования кровяных островков), а также округлой или овальной формы кровяные островки, стенка которых образована вытянутыми в длину мезенхимными клетками (эндотелиоциты). Обратить внимание на округлую или овальную форму, окраску цитоплазмы первичных эритробластов, лежащих в центре островка

Зарисовать и обозначить: мезенхима, кровяной островок, эндотелиоциты, первичные эритробласты.

2. Мазок крови человека. Окраска Романовского – Гимза.

При малом увеличении рассмотреть розовые эритроциты, занимающие все поле зрения.

При большом увеличении изучить эритроциты, обратить внимание на более светлую центральную их часть, размеры и форму. Среди них найти лейкоциты, по наличию или отсутствию зернистости определите тип лейкоцита (гранулоциты или агранулоциты). По характерному окрашиванию зернистости определите нейтрофилы, эозинофилы, базофилы. Найти лимфоцит и моноцит.

Зарисовать форменные элементы крови и обозначить: эритроциты, нейтрофильные лейкоциты, эозинофильные лейкоциты, базофильные лейкоциты, лимфоциты, моноциты.

 

Тестовые вопросы

В, 10 – Г, 11 – Д, 12 – Б, 13 – Д, 14 - Д, 15 – Б, 16 – Г, 17 – Г, 18 – Д,

Д.

 

Ситуационные задачи

1. На препарате мазка крови видна крупная круглая клетка. Цитоплазма окрашена слабобазфильно, не содержит специфической зернистости, ядро светлое, бобовидной формы. Назовите эту клетку?

2. При анализе крови у больного паразитарным заболеванием (глистная инвазия) обнаружено повышение эозинофилов в крови. Каков механизм этого явления?

3. В крови больного обнаружено повышение числа юных и палочкоядерных нейтрофильных гранулоцитов. Как называется это состояние и чем оно может быть обусловлено?

4. У больного при анализе крови обнаружено повышение числа лейкоцитов. Чем оно может быть вызвано? Как называется это состояние?

5. В мазке крови много нейтрофилов с половым хроматином в виде барабанной палочки. Какова половая принадлежность крови?

Задания для самостоятельной работы и УИРС

Подготовьте доклад по одной из следующих тем:

1. Морфофукциональная характеристика лимфы.

2. Возрастные изменения крови.

3. Роль Т - и В-лимфоцитов в иммунологических реакциях организма.

4. Типы гемоглобинов и форма эритроцитов.

5. Выявите с помощью суправитального окрашивания геморетикулоциты и подсчитайте их процентное соедержание.

6. Приготовьте мазок крови, окрасьте его по Романовскому – Гимза и подсчитайте лейкоцитарную формулу.

7. Приготовьте препарат живых клеток крови и изучите в фазово-контрастном микроскопе.

Практическое занятие.

Учебные микропрепараты.

1. Рыхлая волокнистая соединительная ткань (пленочный препарат). Окраска железный гематоксилин.

При малом увеличении микроскопа отыскать наиболее тонкий и светлый участок препарата.

При большом увеличении зарисовать клеточные элементы. Фибробласты крупные, с отростками клетки с неясными границами, ядра фибробластов светлые и овальные, с мелкозернистым хроматином. Гистиоциты - клетки с четкими, но неровными границами, темным овальным ядром. Лимфоциты - клетки небольшие, округлой формы, с ядром темным и узким ободком цитоплазмы. Плазматическая клетка имеет овальную форму, с эксцентрично расположенным ядром, хроматин нередко расположен в виде «спиц в колесе». Тучные клетки в основном неправильной формы, их цитоплазма заполнена специфическими базофильными гранулами. Другие клетки соединительной ткани встречаются значительно реже.

Межклеточное вещество представлено аморфным (основным) веществом, слабо заметным на фоне препарата, а также волокнами, из которых коллагеновые более толстые, извиваются. Эластические волокна более тонкие, ветвятся и анастомозируют друг с другом, образуя сеть.

Зарисовать и обозначить: коллагеновые волокна, эластические волокна, основное вещество, фибробласт, гистиоцит, лимфоцит, плазматическая клетка, тучная клетка.

2. Плотная неоформленная волокнистая соединительная ткань. Сетчатый слой кожи пальца человека. Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа найти участок плотной неоформленной соединительной ткани.

При большом увеличении микроскопа определить мощные пучки коллагеновых волокон, залегающих в различных направлениях. Пучки коллагеновых волокон окрашены в розовый цвет. Между пучками коллагеновых и эластических волокон располагаются фиброциты и единичные фибробласты.

Зарисовать и обозначить: коллагеновые волокна, фиброциты.

3. Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань (сухожилие в продольном разрезе). Окраска гематоксилин-эозин.

При малом увеличении микроскопа обратить внимание на преобладание в этой ткани межклеточного вещества и относительно небольшое количество клеточных элементов и основного вещества. Коллагеновые волокна располагаются пучками, идущими в одном направлении. Между коллагеновыми волокнами видны ядра фиброцитов (сухожильные клетки). Определяются прослойки рыхлой соединительной ткани.

При большом увеличении микроскопа определить пучки коллагеновых волокон, отделенные друг от друга вытянутой формы ядрами фиброцитов. Это пучки первого порядка. Несколько пучков первого порядка окружаются прослойкой рыхлой соединительной ткани (эндотеноний) и образуют пучки второго порядка, а пучки второго порядка образуют или само сухожилие, или пучки третьего порядка, которые разделены более крупными прослойками соединительной ткани – перитенонием.

Зарисовать и обозначить: пучки коллагеновых волокон первого порядка, ядра фиброцитов, эндотеноний, пучки второго порядка.

4. Плотная оформленная волокнистая соединительная ткань. Сухожилие в поперечном разрезе. Окраска гематоксилин-эозин.

Используя малое и большое увеличение микроскопа, изучить участок сухожилия. Зарисовать и отметить: пучки коллагеновых волокон 1-го порядка, сухожильные клетки, отграничивающие эти пучки, рыхлая волокнистая соединительная ткань, окружающая пучки 2-го порядка (эндотеноний), пучки второго порядка, рыхлая волокнистая соединительная ткань с сосудами, окружающая пучки большего порядка (перитеноний).

 

Тестовые вопросы

В, 10 – Д, 11 – Б, 12 – Б, 13 – В, 14 – Б, 15 – Г.

Ситуационные задачи

1. Предложены электронные микрофотографии трех фибробластов. На одной изображен фибробласт с дисперсным хроматином ядра, большим числом свободных рибосом и полисом в цитоплазме, относительно слабо развитыми мембранными органеллами. На другой – фибробласт с хорошо развитыми гранулярной цитоплазматической сетью и комплексом Гольджи. На третьей – фибробласт с компактным хроматином ядра и небольшим объемом очень бедной органеллами цитоплазмы. Фибробласты каких типов изображены на микрофотографиях?

2. Предложены электронные микрофотографии трех макрофагов. На одной изображен макрофаг с дисперсным хроматином ядра, со слабо развитыми органеллами цитоплазмы, на другой – мкрофаг,в цитоплазме которого присутствует значительное число лизосом и микропиноцитозных везикул, а на поверхности клетки видно множество микроворсинок цитоплазмы. Контур поверхности третьего макрофага относительно гладкий, в цитоплазме присутствуют в большом количестве вторичные лизосомы и остаточные тельца, в том числе и миелиноподобные тельца. Какой из этих макрофагов мноцитарный, какой – зрелый с высокой активностью поверхности и какой - перегруженный фагоцитированным материалом?

3. Плазматические клетки очень редко встречаются в подкожной соединительной ткани слизистой оболочки, а в соединительной ткани слизистой оболочки кишечника многочисленны. Почему?

4. В гистологическом препарате рядом с тучными клетками видно большое число гранул. Какие вещества выделяются из клеток и как называется этот процесс?

5. В месте внедрения инородного тела в организм возникает воспаление с участием клеток крови и рыхлой волокнистой соединительной ткани. Какие клетки крови и соединительной ткани будут обнаружены в очаге воспаления. Количество каких клеток будет наибольшим в различные фазы воспаления?

Задания для самостоятельной работы и УИРС

Подготовьте реферативный доклад на одну из следующих тем:

1. Основные характеристики клеток соединительной ткани и крови в очаге асептического воспаления. Участие нейтрофилов, лимфоцитов, моноцитов, макрофагов и фибробластов в воспалительной и репаративной реакциях организма в ответ на травму или внедрение инородного тела.

2. Участие макрофагов в реакциях естественного и специфического иммунитета и значение секреции макрофагами лизосомальных ферментов.

3. Приготовьте парафиновый срез соединительной ткани кожи, окрасьте его азур 2-эозином. Найдите и опишите основные клеточные элементы.

 

Практическое занятие.

Актуальность темы

Скелетные ткани выполняют опорную, защитную, механическую функции, участвуют в водно-солевом обмене. Хрящевые и костные ткани образованы клетками и межклеточным веществом.

2. Цель занятия. Изучить строение и развитие различных видов хрящевой и костной тканей, строение их клеточных элементов и особенности организации межклеточного вещества.

Студент должен уметь:

1. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат - гиалиновый, эластический и волокнистый хрящи и дифференцировать клетки и межклеточное вещество.

2. Прочитать с помощью микроскопа гистологический препарат пластинчатой костной ткани (надкостница (наружный и внутренний слои), наружные и внутренние общие (генеральные) пластинки, остеоны (гаверсовые системы), вставочные пластинки).

Для реализации учебных целей студент должен знать:

- развитие и строение и функции хондробластов, хондроцитов. Межклеточного вещества (коллагеновые, эластические волокна и основное вещество);

- развитие, строение и функции остеобластов, остеоцитов и остеокластов.

3. Ориентировочное время для самоподготовки – 135 мин.

4. Место проведения самоподготовки читальный зал библиотеки, кабинет самоподготовки кафедры.

5. Оснащение: микроскопы, микропрепараты, таблицы, электронные микрофотографии, методические пособия, атласы.

Контрольные вопросы:

1. Общая морфо-функциональная характеристика хрящевой ткани. Хрящевые клетки: хондробласты, хондроциты. Межклеточное вещество.

2. Классификация и общая характеристика хрящевой ткани (гиалиновый, эластический и волокнистый). Функция, локализация.

3. Надхрящница, строение, значение в питании, росте и регенерации хряща.

4. Гистогенез хрящевой ткани.

5. Костная ткань. Характеристика остеобластов, остеоцитов и остеокластов. Межклеточное вещество костной ткани, его физико-химические свойства и строение.

6. Классификация костной ткани. Морфо - физиологические особенности грубоволокнистой и пластинчатой костной ткани. Топография.

7. Кость как орган. Понятие о губчатом и компактном веществе. Микроскопическое строение диафиза трубчатой кости. Строение и значение надкостницы.

8. Развитие кости. Прямой и непрямой остеогенез. Развитие кости из мезенхимы. Развитие кости на месте хряща.

9. Возрастные изменения скелетных тканей.

10. Регенерация костных тканей.

11. Развитие кости на месте хряща.

12. Соединительная ткань, процессы воспаления и регенерации.

Учебные микропрепараты.

1. Гиалиновый хрящ. Поперечный срез трахеи. Окраска гематоксилин-эозин.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 245; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.64.132 (0.148 с.)