Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экспериментальная проблемная ситуация «Горошина»
Диагностическая направленность: 1) определение степени чувствительности ребенка к воздействиям сверстника; 2) определение уровня сформированности действий по согласованию усилий и осуществления совместной деятельности, направленной на достижение общей цели. Ход исследования: в экспериментальной ситуации участвует два ребенка. Необходимо приготовить листок бумаги (можно на доске) с контурным изображением стручка гороха (или кроны дерева), карандаш и маску, закрывающую глаза. Объясните детям, что они должны выполнить одно задание на двоих, что от их общих усилий будет зависеть результат. Дети должны нарисовать горошины в стручке. Главное правило: нельзя выходить за границы горошины (показать образец). Трудность заключается в том, что один будет рисовать с закрытыми глазами, а другой должен своими советами (вправо, влево, вверх, вниз) помочь нарисовать горошины правильно. Предварительно нужно убедиться, что ребенок ориентируется в направлениях на листке. Затем дети меняются местами, им дается новый листок и игра повторяется. Ход выполнения: все реплики и результат фиксируются в протоколе. Критерии оценки: 1) способность к согласованным действиям и достижению цели совместными усилиями; 2) умение слышать и понимать товарища, умение объяснять, учитывая эмоциональное состояние особенности сверстника, оценка его действий). Были выделены уровни способности к согласованным действиям. Низкий уровень – ребенок не согласует свои действия с действиями сверстника, поэтому оба не достигают общей цели. Например: 1) ребенок говорит другому, что делать, не обращая внимания на то, что его не поняли и продолжающий давать инструкции до тех пор, пока его товарищ не откажется выполнять задание; 2) ребенок, не обращая внимания на инструкции сверстника, пытается подглядывать и самостоятельно выполнить необходимые действия. Средний уровень — дошкольник ориентируется в процессе выполнения задания на сверстника, но действует несогласовано и достигает результата частично. Высокий уровень – ребенок способен к совместному выполнению задания и достигает цели. Чувствительность к партнеру определялась через анализ степени внимания и эмоциональных реакций ребенка на воздействия сверстника – ориентируется ли он при выполнении задания на товарища (слышит, понимает, эмоционально реагирует, оценивает или проявляет неудовольствие).
Низкий уровень – ребенок не ориентирован на партнера, не обращает внимания на его действия, эмоционально не реагирует, как бы не видит партнера, несмотря на общую цель. Средний уровень – ребенок ориентирован на партнера, пристально следит за его инструкцией или работой, не высказывает оценок или мнения по поводу работы. Высокий уровень – ребенок ориентируется на партнера, переживает за его действия, дает оценки (как положительные, так и отрицательные), рекомендации как улучшить результат, умеет объяснить задание с учетом действий сверстника, высказывает пожелания и открыто выражает свое отношение к совместной деятельности.
6. Особенности межличностных отношений (ОМО) для детей (Модификация и критерии анализа: Г.Р. Хузеева)
Направленность методики: Методика направлена на определение особенностей межличностного общения ребенка со взрослыми и сверстниками, отношение к лидерству, субъективное ощущение включенности ребенка в группу сверстников, эмоциональное отношение к сверстникам и взрослым, способы поведения в ситуации отвержения. Она предназначена для детей 5–10 лет. Даная методика была разработана на основе методики ОМО (Особенности межличностных отношений), предложенной У. Шутцем в 1958 году и предназначенная для исследования взрослых. Шутц предполагает, что в основе межличностных отношений лежат три основные межличностные потребности. Это потребность включения, контроля и аффекта. 1. Потребность включения направлена на создание и поддержание удовлетворительных отношений с другими людьми, на основе которых возникают взаимодействие и сотрудничество. На уровне эмоций потребность включения определяется как потребность создавать и поддерживать чувство взаимного интереса. Это чувство включает в себя: интерес субъекта к другим людям; интерес других людей к субъекту. Потребность быть включенным трактуется как желание нравиться, привлекать внимание, интерес.
2. Потребность контроля определяется как потребность создавать и сохранять удовлетворительные отношения с людьми, опираясь на контроль и силу. На эмоциональном уровне это стремление создавать и сохранять чувство взаимного уважения, опираясь на ответственность и компетенцию. Это чувство включает: уважение по отношению к другим; получение уважения со стороны других людей. Поведение, вызванное потребностью контроля, по мнению Шутца, относится к процессу принятия решения людьми, а также затрагивает области силы, влияния и авторитета. Потребность в контроле варьируется в континиуме от стремления к власти, авторитету и контролю над другими до необходимости быть контролируемым, то есть быть избавленным от ответственности. 3. Межличностная потребность в аффекте определяется как потребность создавать и удерживать удовлетворительные отношения с остальными людьми, опираясь на любовь и эмоциональные отношения. На эмоциональном уровне данная потребность определяется как стремление создавать и сохранять чувство взаимного теплого эмоционального отношения. Если такая потребность отсутствует, то индивид, как правило, избегает близкой связи. Таким образом, включение можно охарактеризовать словами «внутри-снаружи», контроль – «вверху-внизу», а аффекцию – «близко-далеко». Для нормального функционирования индивида, считает Шутц, необходимо, чтобы существовало равновесие между тремя областями межличностных потребностей с окружающими людьми. На основе этой методики, учитывая особенности общения детей, нами была разработана методика неоконченных предложений для детей. Проведение обследования Инструкция: «Давай поиграем, я начну читать предложение, а ты его закончишь. Постарайся отвечать быстро». Когда ребята собираются вместе, я обычно… Когда ребята говорят мне, что я должен делать… Когда взрослые обсуждают мое поведение… Я думаю, что иметь много друзей … Когда мне предлагают участвовать в разных играх… Отношения с ребятами в группе … Когда мне предлагают придумать и провести игру, я… Дружить со многими ребятами… Быть главным в группе… Ребята, которых не приглашают в совместные игры… Когда я прихожу в детский сад, ребята … Обычно мы с ребятами… Когда другие ребята что-то делают вместе, я… Когда меня не принимают в игру… Когда взрослые говорят мне, что нужно сделать… (Можно отдельно спросить о родителей и воспитателя.) Когда у ребят что-то не получается… Когда я что-то хочу сделать, ребята… Оценка и анализ результатов Ключ:
Остановимся на описании каждого из критериев. 1. Содержание общения. Данный критерий направлен на определение ведущего мотива общения. Выявляются как возрастные, так и индивидуальные особенности их мотивации. Мотив общения может быть деловым, игровым, познавательным, личностным. Содержание общения оценивается следующим образом: преобладание делового мотива – 1 балл; преобладание игрового мотива – 2 балла; преобладание познавательного или личностного мотива – 3 балла. Например: «Когда ребята собираются вместе, мы обычно строим», «Обычно, мы с ребятами гуляем», «любим играть», «разговариваем», «рисуем» и т. д. 2. Особенности отношений со сверстниками.
Данный критерий направлен на определение особенностей эмоционального отношения ребенка со сверстниками, его эмоциональное благополучие в группе. Отношения могут быть положительными или отрицательными, могут удовлетворять, или не удовлетворять ребенка. При положительном отношении ребенок считает, что в его группе отношения детей хорошие, что дети рады его приходу в садик, что при неудачах он готов помочь сверстникам, а те готовы помочь ему, поддержать его. Соответственно, при отрицательном отношении ребенок говорит, что отношения в группе не очень хорошие, что либо он не готов поддержать другого, либо, другие дети не поддерживают его и не рады его приходу. Особенности эмоционального отношения к сверстникам оцениваются следующим образом: проявления отрицательного отношения – 1 балл, при положительном отношении – 2 балла. Приведем примеры: Отношения с ребятами в группе – «хорошие», «у меня ко всем отношение хорошее», «по разному», «когда как», «бывают хорошие, бывают плохие», «не очень», «мне обидно, со мной никто не дружит». Когда я прихожу в детский сад: – «говорят „Привет“», «играют со мной», «радуются», «мы садимся и начинается урок», «ничего особенного не делают» (низкий социометрический статус), «тоже приходят» (низкий социометрический статус)», «меня иногда встречают, а иногда нет». Когда у ребят что-то не получается – «я им помогаю», «зовут меня», «я им помогаю, смотря кто», «и у меня не получается», «зову взрослых», «я играю», «мы не должны ныть, надо стараться», «прошу, чтобы меня не трогали». Когда я хочу что-то сделать – «они мне помогают», «делают это со мной», «мне разрешают», «не соглашаются», «тоже хотят делать, только свое», «мне не разрешают, это плохо, Максим всегда командует». Ребята, которых не приглашают в совместные игры – «я их приглашаю», «я сделаю так, чтобы их пригласили», «я с ними не дружу», «они плохие», «их нельзя приглашать». 3. Широта круга общения. Ребенок может стремиться к общению с широким кругом сверстников («иметь много друзей – это очень хорошо»), а может избегать общения с большим количеством детей и быть более избирательным в выборе друзей («дружить со многими ребятами я не люблю, это не очень хорошо»). Ответы по данному критерию оцениваются следующим образом: узкий круг общения оценивается в 1 балл, широкий круг – в 2 балла. Приведем примеры: Я думаю, что иметь много друзей – «хорошо», «плохо», «тогда передружу», «можно», «это значит, человек добрый», «сама знаю сколько друзей иметь, много, но не очень».
Дружить со многими ребятами – «надо», «это хорошо и весело», «не очень». 4. Отношение к лидерству, к доминированию в группе сверстников. Ребенок может избегать принимать решения и брать на себя ответственность; но может и брать на себя ответственность, соединенную с ведущей ролью, может положительно или отрицательно относиться к лидерству. Ответы оцениваются следующим образом: отрицательное отношение к лидерству – 1 балл, положительное отношение – 2 балла. Приведем примеры: Когда мне предлагают придумать и провести игру – «Я ее организую», «Я организую игру “Прятки”», “Дочки-матери”», «Я не хочу», «Мне не предлагают». Быть главным в группе – «я главный» – «это очень хорошо», «это очень плохо, воспитатель главный, «плохо». 5. Автономия или подчинение сверстнику Ребенок в отношениях со сверстниками демонстрирует разные виды взаимодействия. Можно выделить стремление к подчинению и стремление к независимости и автономии. Ответы детей по данному показателю оценивались следующим образом. Реакция подчинения – как 1 балла, автономии как 2 балла. Приведем примеры: Когда ребята говорят мне, что я должен делать: автономия: «я не делаю», «я делаю, но только не глупости», «я делаю, если подружка попросит, но если скажут из окна прыгнуть, я это не сделаю», «иногда не делаю», «я говорю им “не управляйте мной”»; подчинение: «я делаю», «слушаюсь», «я должна делать», и т. д. 6. Поведение в случае отвержения, принятие ребенка в группу сверстников. Ребенок может быть включенным в группу, но может и находиться в изоляции. Каждый ребенок сталкивается с ситуацией отвержения. На это все реагируют дети по-разному. Можно выделить конструктивные способы реагирования (договориться, попросить, организовать свою игру) и непродуктивные способы выхода из проблемной ситуации (обижаться, плакать, уйти, пожаловаться). Поведение в случае отвержения со стороны сверстников оценивается следующим образом: неконструктивные способы оцениваются как 1 балл, конструктивные – как 2 балла. Приведем примеры: Когда меня не принимают в игру, «я обижаюсь», «я придумываю новую», «я все расскажу воспитателю», «я играю сам с собой», «сержусь», «я иду и занимаюсь своими делами». Когда ребята что-то делают вместе, «не обижаюсь», «им помогаю», «играю во что-нибудь другое», «прошусь играть с ними», «спрашиваю, что они делают, и если они разрешают, то я присоединяюсь к ним», «обижаюсь». Ребята, которых не приглашают в совместные игры: «обижаются», «сердятся». Ответы на предложенные вопросы выявляют субъективное ощущение включенности ребенка в группу сверстников. Приведем примеры: Если ребят не приглашают в совместные игры, «я их приглашаю», «делаю так, чтобы их пригласили», «я с ними играю», «они плохие», «я иду занимаюсь своими делами» (этот ребенок имеет низкий социометрический статус в группе), «я с ними не дружу».
Когда дети что-то делают вместе, «я к ним присоединяюсь», «я ухожу», «я не влезаю», «не обижаюсь», «я к ним не лезу», «я попрошусь и присоединюсь к ним». Если меня принимают или не принимают в игру, «они меня всегда принимают», «не принимают, потому что я не знаю игр». 7. Степень активности в общении. Активная позиция выражается в том, что ребенок предлагает какой-то вид деятельности и общения, проявляет готовность взять на себя ответственность. Пассивная позиция выражается в отсутствии инициативы и готовности взять на себя ответственность. Активная позиция в общении оценивается в 2 балла, пассивная – 1 балл. Приведем примеры: «Когда ребята собираются вместе, я обычно…» выражение пассивной позиции – «я тоже», «я с ними», «стою с ними», «сижу и смотрю», «не знаю»; выражение активной позиции – «предлагаю поиграть со мной», «вхожу в их компанию». «Когда другие ребята что-то делают вместе…», я «прошусь с ними», «тоже играю вместе с ними», «хочу с ними», «я не лезу», «ухожу», «не путаюсь под ногами». «Когда меня не принимают в игру…», «то я ухожу грустить», «обижаюсь»; «я придумываю новую», «я все равно играю с ними», «с другими играю». 8. Особенности общения со взрослым. Данная методика позволяет также выявить особенности общения со взрослыми. Склонность ребенка к подчинению, сопротивлению или сотрудничеству со взрослыми. Ответы на вопросы оцениваются следующим образом: сопротивление – 1 балл, подчинение – 2 балла, сотрудничество – 3 балла. Приведем примеры ответов: «Когда взрослые обсуждают мое поведение…», 1 балл – «мне нравится, когда не говорят», «пусть не обсуждают», «они меня достали»; 2 балла – «извиняюсь»; «я слушаюсь», «прошу у них прощения»; «я слушаю», «нужно не баловаться»; 3 балла – «я с ними обсуждаю». «Когда взрослые говорят мне, что нужно сделать…» – «я делаю», «я их никогда не слушаюсь». Данная методика позволяет выявить как возрастные (например, преобладающие мотивы), так и индивидуальные особенности общения.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.178 (0.057 с.) |