В основе коммуникативной компетентности, с нашей точки зрения, лежит сформированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В основе коммуникативной компетентности, с нашей точки зрения, лежит сформированность адекватного образа сверстника, который включает в себя познавательный, эмоциональный и поведенческий аспекты.



Условно можно выделить три составляющие образа сверстника:

Познавательный аспект образа сверстника включает:

1) знание норм и правил общения и взаимодействия со сверстниками;

2) дифференцированный образ сверстника (знание внешних особенностей, желаний, потребностей, мотивов поведения, особенностей деятельности и поведения другого);

3) знание и понимание эмоций другого человека;

4) знание способов конструктивного выхода из конфликтной ситуации.

Эмоциональный аспект образа сверстника включает:

1) положительное отношение к сверстнику;

2) сформированность личностного типа отношения к сверстнику (то есть преобладание чувства «общности», «сопричастности» (понятие Е.О. Смирновой) над обособленным, конкурентным отношением к сверстнику).

Поведенческий аспект образа сверстника включает:

1) умение регулировать процесс общения и взаимодействия с помощью правил и норм поведения;

2) умение выражать и достигать собственных целей общения   с учетом интересов сверстника;

3) способность конструктивного сотрудничества  ;

4) способность к просоциальным действиям   в процессе общения со сверстниками;

5) умение разрешать конфликтные ситуации конструктивными способами.

Безусловно, выделенные компоненты коммуникативной компетентности неразрывно связаны между собой и в реальном процессе общения их трудно разделить.

Познавательный, эмоциональный и поведенческий компонент адекватного образа сверстника образуют центральное качество, определяющее коммуникативную компетентность – чувствительность к воздействиям сверстника.

Чувствительность к сверстнику – способность ориентироваться и учитывать особенности другого (желания, эмоции, поведение, особенности деятельности и др.), проявлять внимание к сверстнику, готовность ответить на его предложения, способности услышать и понять другого.

В дошкольном возрасте детям доступны три варианта проявления коммуникативной компетентности:

в ситуации достижения собственных целей общения, взаимодействия с учетом особенностей партнера по общению (что-то попросить, договориться о принятии в игру, что-то узнать, уточнить и т. д., при этом не вызывая отрицательного отношения со стороны партнера по общению);

в ситуации достижения цели совместными усилиями (организация и проведение игр, совместные задания, упражнения, подвижные игры, выполнение поручений и т. д.);

в ситуации форм поведения проявляются просоциальные поступки (содействие, сочувствие, бескорыстная помощь, взаимовыручка).

Все эти ситуации проявления коммуникативной компетентности связаны с чувствительностью к сверстнику, способности ориентироваться на другого, сформированность познавательного, эмоционального и поведенческого компонента образа сверстника.  

Данные ситуации проявления коммуникативной компетентности могут выступать и критериями диагностики и направлениями развития коммуникативной компетентности.

Степень коммуникативной компетентности в общении со сверстниками определяется чаще всего с помощью диагностики степени популярности в группе сверстников. Инструментом ее измерения является социометрия.

Как показывают многочисленные зарубежные исследования, популярные в группе дети, способные к сотрудничеству со сверстниками в ходе игр, обычно демонстрируют больше просоциального поведения и поведения, ориентированного на других. Выделяют следующие качества, характерные для популярных в детском саду детей:

инициируют активность, медленно приближаясь к группе;

делают уместные комментарии и делятся информацией;

чувствительны к потребностям и действиям других;

не навязывают свою волю другим детям;

соглашаются играть рядом с другими детьми;

умеют устанавливать и поддерживать дружеские отношения;

при необходимости приходят на помощь;

способны поддерживать разговор;

откликаются на предложения других детей;

умеют разрешать конфликты;

не склонны к агрессии.

Непопулярные дети или более агрессивны, или отличаются большей замкнутостью, при этом они испытывают трудности при социальном взаимодействии со сверстниками.

Одна из возможных причин – игнорирование ребенка и жестокое обращение взрослых в период раннего детства. Также некоторые особенности, такие, как замкнутость, отгороженность.

Отечественные исследования детской популярности подтверждают данные результаты. Так, в исследовании Е.О. Смирновой обнаружено, что наибольшие различия у популярных и непопулярных детей были выявлены при анализе эмоционального отношения к сверстникам. Популярные дети, в отличие от непопулярных, проявляли положительный интерес, сочувствие и просоциальное поведение, то есть были готовы бескорыстно помочь другому ребенку. Данные факты подтверждают то, что в основе популярности дошкольников лежат не развитие социального интеллекта и не организаторские способности, а эмоциональное отношение к сверстнику. Нечувствительность, отсутствие интереса к другому ребенку, враждебность и агрессия препятствуют формированию популярности ребенка в группе сверстников.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.121.160 (0.005 с.)