Выводы по теоретической части исслдования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выводы по теоретической части исслдования



Исследование проблемы школьной неуспеваемости ведется достаточно давно. Дети с подобными расстройствами, несмотря на достаточные интеллектуальные способности, испытывают стойкие трудности в усвоении письма. Патогенез, механизмы нарушений, которые лежат в основе дисграфии и клинико-диагностические критерии исследованы фрагментарно. Попыткой восполнить указанный пробел является настоящая исследовательская работа, проводимая среди учащихся младших классов речевой школы.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод о том, что одним из ведущих нарушений в усвоении детьми школьных навыков является неполноценность овладения ими письмом и грамматическим материалом по родному языку. Расстройство письма у младших школьников занимает одно из центральных мест среди встречающихся у них речевых нарушений. Многочисленность расстройств письма свидетельствует о важности и актуальности проблемы изучения дисграфии у учащихся младших классов общеобразовательной школы.

 

 

Глава 2. Эмпирическое исследование диагностики и профилактики

Дисграфии младших школьников

Общая схема исследования, участники исследования

К исследовательской работе были привлечены дети младшего школьного возраста МОУ СОШ с. Бурмакино с нормальным физическим слухом и с охранными возможностями интеллектуального развития. Не были использованы, какие либо предпочтения.

В констатирующем эксперименте принимали участие 15 детей, 8-9 лет.

Детям была предложена предварительная установка, отвечать по образцу или по аналогии с образцом ответа взрослого.

Перед предъявлением некоторых заданий взрослый предлагает испытуемому 2-3 обучающих задания, результаты которых не учитываются при подсчете результатов. Это обеспечивает умение ориентироваться на предъявляемый речевой материал и уровень требований взрослого.

Практическая часть состояла из трех этапов:

Констатирующий этап (время проведения сентябрь 2013 года).

Формирующий этап (время проведения декабрь 2013года, январь, февраль 2014 года).

Контрольный этап (время проведения март 2014 года).

Методы исследования.

1. Теоретический: анализ, синтез, обобщение научной и методической литературы по теме исследования;

2. Эмпирический: беседа, диагностическая работа, изучение продуктов деятельности, обобщение результатов исследования;

3. Статистические: количественный и качественный анализ.

Актуальность и значимость проблемы нарушения письма проанализированной в первых главах, позволили определить направление собственного констатирующего исследования.

Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ с.Бурмакино. В эксперименте принимали участие 16 учащихся вторых классов. При изучении анамнеза детей было выявлено, что у большинства из них (у 11 человек) имеются остаточные явления органического поражения ЦНС в перинатальном периоде. Дети были поделены на две группы. Все дети - правши, имеют норму интеллекта. Возраст детей - 8-9 лет.

Вся экспериментальная работа продолжалась 6 месяцев, с сентября по март 2013-2014г.. С каждым ребёнком занятия проводились 1-2 раза в неделю. Продолжительность одного занятия составляла 20 - 30 мин.

В основу исследования устной и письменной речи учащихся младших классов общеобразовательной школы был взят вариант тестовой методики Р.И.Лалаевой, Л.В. Бенедиктовой. Обследование школьников осуществляется в два этапа. На первом (предварительном) этапе ставит­ся задача выявления детей, страдающих наруше­ниями чтения и письма. Для этого логопед анали­зирует тетради детей, предлагает различные виды письменных работ (списывание, диктанты, изло­жение), исследует процесс чтения.

На втором этапе осуществляется специальное об­следование детей с нарушениями чтения и письма. Задачей этого этапа является дифференциальная ди­агностика расстройств чтения и письма: определение симптоматики, механизмов и вида дислексии и дисграфии, а также степени их выраженности.

В исследовании была проведена диагностика уровня сформированности процесса письма у младших школьников, с выявлением у них (дисгафических) ошибок письма, степени овладения графо-моторными навыками, степени сформированности фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи.

Исследование письменной речи.

При исследовании письменной речи использовались следующие задания:

1. Исследование навыков письма.

2. Исследование навыков чтения.

3. Исследование знания основных терминов (звук, буква, слог, слово, предложение) и умение применять их в учебной практике.

Проверка работы осуществлялась следующим образом: напротив каждого задания фиксировались специфические (дисграфические) ошибки, указывалось их количество.

Максимальное число баллов за серию - 30.

Обследование высших психических функций.

Следствием недостаточности функционирования мозговых систем может явиться несформированность высших психических функций, обеспечивающих процесс усвоения знаний и умений.

Обследование проводилось с помощью сокращённого варианта нейропсихологических методик предложенных Л.С. Цветковой, А.В. Семенович. Методика разрабатывалась на основе представлений о психологической структуре процессов письма [35,41,40]. Были использованы следующие тесты:

1. Беседа: оценивается умение ребёнка вступать в контакт, ориентироваться на месте и во времени, эмоциональный фон, организация поведения, общая осведомлённость.

2. Тест Н.И. Озерецкого на реципрокную координацию рук.

3. Проба на динамический праксис "Кулак - ребро - ладонь"

4. Исследование орального праксиса.

5. Пробы Хеда на пространственную организацию движений.

6. Проба на исследование зрительного гнозиса.

7. Пробы на исследование слухо-речевой памяти.

8. Исследование фонематического слуха.

9. Исследование зрительной памяти.

10. Раскладывание геометрических фигур по инструкции исследование произвольной деятельности, её организации, устойчивости, вербальной памяти, переключения устойчивой деятельности.

11. Проба на исследование пространственных представлений.

12. Проба на восприятие и оценку эмоционального содержания картин, ситуаций - исследуется состояние эмоциональных отношений, их развитость, адекватность, неадекватность, негативизм, страхи, состояние глубинных структур мозга, лобных и височных областей левого и правого полушария.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.69.255 (0.005 с.)