Понятие и основные виды транспорта в логистике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и основные виды транспорта в логистике



Доставка грузов невозможна без соответствующего транспорта. На сегодняшний день человечеством придумано и создано множеством различных видов транспорта отличающихся своим назначением, средой перемещения, принципом движения и многим иным.

При этом не следует путать транспорт с транспортным средством, это не одно и тоже! Транспорт - более широкое понятие.

Транспорт - это совокупность транспортных средств, путей сообщения, а также сооружений и устройств на этих путях, вместе обеспечивающих перемещение грузов и людей из одного пункта в другой. Транспорт требует хорошо обустроенной системы путей сообщения (дорог, каналов, мостов).

Это понимали уже в древности. Самая важная из дорог построенных Римской Империей - Аппиева дорога (лат. Via Appia). Ее строительство началось в 312 году до н.э. Протяженность дороги - 540 км, она соединяла Рим и портовый город Брундизий. Даже сегодня можно сказать, что Аппиева дорога довольно неплохо сохранилась.

 

КЛАССИФИКАЦИИ ТРАНСПОРТА:

· Виды транспорта по назначению: Транспорт общего пользования (общественный пассажирский транспорт и транспорт обслуживающий сферу торговли, т.е. перевозящий товары); Транспорт специального пользования (например, военный транспорт); Транспорт индивидуального пользования (личные автомобили).

· По используемой энергии: Приводимый в движение собственным двигателем: - транспорт с тепловым двигателем (реактивным, внутреннего сгорания и т.д.); - электротранспорт (электромобили, трамваи, троллейбусы и т.п.); - гибридный транспорт (имеет и тепловой, и электродвигатель). Приводимый в движение силой ветра (парусные суда); Приводимый в движение мускульной силой: - транспорт движимый человеком (велосипеды, веломобили, гребные суда); - транспорт движимый животными (гужевой транспорт).

· -  По среде и способу перемещения

1. Наземный транспорт - делится на ряд подвидов:

  а) Железнодорожный транспорт - осуществляет перевозку пассажиров и грузов колесными транспортными средствами по рельсовым путям (поезда, трамваи, метрополитен, монорельс и пр.).

Характеристика железнодорожного транспорта:

Транспортные средства: локомотивы и вагоны;

Пути сообщения: железные дороги, мосты и тоннели;

Сигнализация и управление: семафоры, стрелочные переводы и пр.;

Транспортные узлы: ж/д вокзалы и станции;

Энергетическое обеспечение: контактная сеть, пункты экипировки и заправки локомотивов.

Высокоскоростной поезд Синкансэн (Shinkansen), в переводе с японского означает буквально "Новая магистраль". Такие поезда еще называют "bullet-train" ("поезд-пуля"), т.к. скорость некоторых моделей Синкансэн доходит до 300 км/ч!

 Достоинства ж/д транспорта: высокая провозная и пропускная способность; не зависит от климатических условий, времени года и суток; высокая регулярность перевозок; безопасность перевозок; высокая скорость доставки грузов на дальние расстояния (свыше 1500 км).

  Недостатки ж/д транспорта: ограниченное число перевозчиков (естественная монополия); большие капитальные вложения в производственно-техническую базу; высокая энергоемкость и материалоемкость перевозок; недоступность в конечных точках продаж; не очень высокая сохранность груза.

б) Автомобильный транспорт - осуществляет перевозку грузов и пассажиров по безрельсовым дорожным путям, моторными транспортными средствами имеющими как минимум 3 колеса (автобусы, грузовики, легковые автомобили, бронетранспортеры; но не мотоциклы или трактора).

Характеристика автомобильного транспорта:

 Транспортные средства: всевозможные типы автомобилей (грузовые, легковые, троллейбусы, автобусы);

Пути сообщения: автодороги, тоннели, мосты и эстакады;

Сигнализация и управление: светофоры, дорожные знаки, ГИБДД, правила дорожного движения;

Транспортные узлы: автовокзалы, автобусные остановки, автостоянки и т.д.; Энергетическое обеспечение: контактная сеть, автозаправки;

Техническое обеспечение: автодорожные службы, СТО, автобусные парки.

 Первым коммерческим серийным автомобилем в мире был трехколесный Benz Velo. Он был сконструирован в 1886 году и выпускался компанией Карла Бенца 8 (!) лет, после чего его заменила модернизированная модель, уже с 4-мя колесами.

Достоинства автомобильного транспорта: высокая доступность; возможность доставки груза «от двери к двери»; высокая гибкость и маневренность; высокая скорость доставки; возможность использовать различные маршруты; возможность отправки груза небольшими партиями; широкие возможности выбора подходящего перевозчика.

Недостатки автомобильного транспорта: низкая эффективность; зависимость от погодных и дорожных условий; высокая себестоимость перевозок на большие расстояния; невозможность длительного ожидания разгрузки; опасность хищения груза и угона транспортного средства.

 в) Трубопроводный транспорт - сооружение, предназначенное для транспортировки по трубе жидких и газообразных веществ, а также твёрдого топлива в виде раствора под воздействием разницы давлений в ее поперечных сечениях. Самое большое в мире судно – трубоукладчик «Solitaire». Его размеры составляют 300 м в длину и 40 м в ширину! Именно это судно участвует в строительстве газопровода «Северный поток» («Nord Stream»).

Характеристика трубопроводного транспорта:

трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет отдельных транспортных средств, сама инфраструктура (трубы, насосные станции и т.п.) - транспортное средство. Трубы прокладывают над землей, под землей, а также под водой. Перемещаемый груз, как правило, является топливом (нефть, газ), но не исключена и транспортировка твердых предметов (например, капсул с сообщениями по линиям пневмопочты). До 45% природного газа импортируемого в Европу, транспортируется морскими газопроводами. Прокладка труб по морскому дну - сложная задача, которую выполняют специальные трубоукладочные суда. Прямо на судне трубы сваривают друг с другом, и под углом спускают в воду, на дно моря.

Достоинства трубопроводного транспорта: низкая себестоимость; высокая производительность; высокая сохранность груза; низкая капиталоемкость; дешевизна; требуется мало обслуживающего персонала.

Недостатки трубопроводного транспорта: можно транспортировать только особые виды грузов (газ, нефтепродукты); возможна транспортировка только больших объемов.

2. Воздушный транспорт - включает в себя как воздушные суда (самолеты, вертолеты, аэростаты), так и обслуживающую их инфраструктуру: аэропорты, диспетчерские службы, ангары и пр.

Характеристика воздушного транспорта:

Транспортные средства: самолеты, вертолеты, аэростаты;

Пути сообщения: воздушные коридоры;

Сигнализация и управление: диспетчерская служба, авиамаяки;

Транспортные узлы: аэропорты. 

Длина самолета – 73 м, размах крыльев – 80 м, высота – 24 м. Вместимость – до 700 человек.

Достоинства воздушного транспорта: наивысшая скорость доставки груза; высокая надежность; наивысшая сохранность груза; наиболее короткие маршруты перевозок. Недостатки воздушного транспорта: высокая себестоимость и тарифы; высокая капиталоемкость, энергоемкость и материалоемкость перевозок; зависимость от погодных условий; ограниченная географическая доступность.

 3. Водный транспорт - осуществляет перевозку пассажиров и грузов по водным путям сообщения, как естественным (реки, озера, моря, океаны), так и искусственным (водохранилища, каналы и т.д.).

Характеристика водного транспорта:

Транспортные средства: суда;

Пути сообщения: толща и поверхность воды, каналы, шлюзы;

Сигнализация и управление: буи, маяки; Т

ранспортные узлы: речные и морские вокзалы, порты.

Водный транспорт делится на:

 а) Речной транспорт (внутренний водный) - осуществляет перевозки по внутренним водным путям (рекам, каналам, озерам). Небольшие речные пассажирские суда, работающие как общественный или экскурсионный транспорт, часто называют «речными трамваями». Есть такие «трамваи» и в Нью-Йорке, где они называются «Water Taxi» («Водная ости на глубоководных реках и водоемах; низкая себестоимость перевозомаршрутка»).

Достоинства речного транспорта: высокие провозные возможнк; низкая капиталоемкость. Недостатки речного транспорта: ограниченность географии перевозок; низкая скорость доставки (зависит от неравномерности глубины реки, навигационных условий и пр.); сезонность; недостаточная надежность перевозок и сохранность груза.

  б) Морской транспорт - осуществляет перевозку грузов и пассажиров по поверхности морей, океанов и прилегающих акваторий. В настоящее время мировой грузооборот в основном осуществляется посредством морских контейнерных перевозок. Это дешево, надежно, и... долго.

Достоинства морского транспорта: возможность межконтинентальных перевозок; низкая себестоимость перевозок на дальние расстояния.

Недостатки морского транспорта: ограниченная география перевозок; низкая скорость доставки (зависит от географических, погодных и навигационных условий); малая частота отправок; жесткие требования к креплению и упаковке грузов; необходимость создания сложной портовой инфраструктуры.

Кроме того существуют и иные виды транспорта, например космический или подводный. А также такой специфический транспорт, как лифты, фуникулеры или элеваторы.

Таблица 1 Сравнительные логистические характеристики разных видов транспорта

Вид транспорта Преимущества Недостатки Сфера использования
Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Относительно низкие тарифы. Высокая скорость доставки на большие расстояния. Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность до конечных потребителей. Недостаточно высокая сохранность груза. Практически не ограничена.
Морской Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на далекие расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. Жесткие условия к упаковке. Низкая частота отправок. Практически не ограничена.
Внутренний водный (речной) Высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от неравномерности глубины рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность работы. Недостаточная надежность перевозок и сохранности груза. Практически не ограничена.
Автомобильный Высокая доступность. Возможность доставки груза «от дверей до дверей». Большая маневренность и гибкость. Высокая скорость доставки груза. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность груза, возможность его отправления маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее приемлемого перевозчика. Менее жесткие требования к упаковке товара. Низкая продуктивность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Низкий уровень эксплуатационных показателей. На короткие расстояния (до 300 км)
Воздушный Самая высокая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наилучшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность. Практически не ограничена
Трубопроводный Низкая себестоимость. Высокая продуктивность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость. Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты и т.д.), ограниченная доступность малых объемов транспортируемых грузов. Ограничена номенклатурой грузов.

 

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспортного средства:

1. время доставки

2. частота отправления груза

3. надежность соблюдения графика доставки

4. способность перевозить разные грузы

5. способность доставлять груз в любую точку территории

6. стоимость перевозки

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами

 

ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК

 Перевозки могут производиться как самой компанией, так и сторонней организацией: перевозчиком или экспедитором. Создать собственный автопарк или воспользоваться услугами перевозчика компания решает исходя из затрат в обоих вариантах, надежности перевозчиков и пр. Перевозчики – осуществляют только физическое перемещение груза в пространстве, транспортировку. Экспедиторы – кроме самой перевозки, оказывают ряд дополнительных услуг, таких как: оформление документов на груз, выполнение таможенных формальностей, погрузка/разгрузка, хранение, комплектация и контроль за состоянием груза, страхование и пр..

Кроме того в процессе перевозок, важную роль играют и вспомогательные логистические партнеры - таможенные брокеры, страховые, охранные и информационные компании, предприятия по грузопереработке и упаковке, грузовые терминалы.

 Виды перевозок:

1. yнимодальная (одновидовая) - осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Применяется – когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования и грузопереработки; cмешанная (комбинированная,

2.  интермодальная, мультимодальная) - осуществляется обычно двумя видами транспорта и более (например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п.).

Грузопотоки и грузооборот

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени.

Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия.

Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.).

Таблица 2. Шахматная ведомость грузооборота, т (условный пример)

Пункт отправления груза

Пункт назначения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 736; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.193.158 (0.027 с.)