История появления транспортной логистики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История появления транспортной логистики



ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ. ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Один из важнейших функциональных разделов общей логистической науки, непосредственно связанный с организацией и управлением движением материальных потоков – транспортная логистика.

Транспортная логистика – раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть перемещения каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту. Транспортировка – перемещение груза транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок.

Сущность транспортной логистики кратко заключается в следующем – организовать своевременную доставку груза в конкретную местность к конкретному часу.

Цель транспортной логистики – доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами (т.е. по сути, это выполнение 6 правил логистики).

 При этом необходимо выполнить следующие задачи:

· проанализировать пункты доставки и свойства груза;

· подобрать нужный вид транспорта;

· выбрать конкретного перевозчика и других партнёров;

· определение рациональных маршрутов доставки;

· постоянно контролировать перемещение груза;

сформировать и обеспечить единство всех «фигурантов» процесса грузоперевозки или обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· осуществить оптимизацию процесса движения (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.)..

Освоив понятия транспортной логистики, каждый заказчик понимает, насколько это важно для дальнейшего развития компании.

 

Каждый заказчик будет знать, изучив транспортную логистику, как считать расходы на доставку груза, и какому виду транспорта отдать предпочтение.

При разработке системы доставки грузов в логистике учитываются следующие факторы:

· габариты груза;

· грузоподъёмность транспортного средства;

· дальность пути следования;

· временной промежуток.

От того насколько быстро будет подобран способ перевозки груза, рассчитан путь, задействованы другие участники транспортной логистики зависит коммерческий успех конкретной компании или предпринимателя. Поэтому цели и основные задачи транспортной логистики заключаются в организации регулярных поставок, максимальном использовании грузоподъёмности транспортного средства, правильно выбранного пути следования груза.

Основные этапы транспортной логистики:

· подбор оптимального вида транспорта;

· оценочный расчёт предполагаемых расходов;

· подготовка пакета документов;

· погрузка и установка груза;

· транспортировка;

· разгрузка на требуемом пункте.

Управление транспортной логистикой при автомобильных перевозках может сочетаться с корректировкой деятельности другого вида транспорта.

Факторы, мешающие стремительному развитию логистики:

· экономическая нестабильность;

· слабый уровень производственной базы по изготовлению тары и упаковки;

· плохие дороги, не позволяющие развивать максимально допустимую скорость;

· низкий уровень производственной базы.

Но даже при существующих трудностях значение транспортной логистики велико и за ней будущее.

 

Таблица 1 Сравнительные логистические характеристики разных видов транспорта

Вид транспорта Преимущества Недостатки Сфера использования
Железнодорожный Высокая провозная и пропускная способность. Независимость от климатических условий, времени года и суток. Относительно низкие тарифы. Высокая скорость доставки на большие расстояния. Ограниченное количество перевозчиков. Большие капитальные вложения в производственно-техническую базу. Высокая материалоемкость и энергоемкость перевозок. Низкая доступность до конечных потребителей. Недостаточно высокая сохранность груза. Практически не ограничена.
Морской Возможность межконтинентальных перевозок. Низкая себестоимость перевозок на далекие расстояния. Высокая провозная и пропускная способность. Низкая капиталоемкость перевозок. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от географических, навигационных и погодных условий. Необходимость создания сложной портовой инфраструктуры. Жесткие условия к упаковке. Низкая частота отправок. Практически не ограничена.
Внутренний водный (речной) Высокие провозные способности на глубоководных реках и водоемах. Низкая себестоимость перевозок. Низкая капиталоемкость. Ограниченность перевозок. Низкая скорость доставки. Зависимость от неравномерности глубины рек и водоемов, навигационных условий. Сезонность работы. Недостаточная надежность перевозок и сохранности груза. Практически не ограничена.
Автомобильный Высокая доступность. Возможность доставки груза «от дверей до дверей». Большая маневренность и гибкость. Высокая скорость доставки груза. Возможность использования различных маршрутов и схем доставки. Высокая сохранность груза, возможность его отправления маленькими партиями. Широкие возможности выбора наиболее приемлемого перевозчика. Менее жесткие требования к упаковке товара. Низкая продуктивность. Зависимость от погодных и дорожных условий. Относительно высокая себестоимость перевозок на большие расстояния. Низкий уровень эксплуатационных показателей. На короткие расстояния (до 300 км)
Воздушный Самая высокая скорость доставки груза. Высокая надежность. Наилучшая сохранность груза. Наиболее короткие маршруты перевозок. Высокая себестоимость перевозок, наивысшие тарифы среди других видов транспорта. Высокая капиталоемкость, материалоемкость и энергоемкость перевозок. Зависимость от погодных условий. Недостаточная географическая доступность. Практически не ограничена
Трубопроводный Низкая себестоимость. Высокая продуктивность (пропускная способность). Высокая сохранность груза. Низкая капиталоемкость. Ограниченность видов груза (газ, нефтепродукты и т.д.), ограниченная доступность малых объемов транспортируемых грузов. Ограничена номенклатурой грузов.

 

Выделяют шесть факторов, влияющих на выбор вида транспортного средства:

1. время доставки

2. частота отправления груза

3. надежность соблюдения графика доставки

4. способность перевозить разные грузы

5. способность доставлять груз в любую точку территории

6. стоимость перевозки

Экспертная оценка значимости этих факторов показывает, что при выборе транспортного средства в первую очередь принимают во внимание: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами

 

ВИДЫ ТРАНСПОРТНЫХ ПЕРЕВОЗОК

 Перевозки могут производиться как самой компанией, так и сторонней организацией: перевозчиком или экспедитором. Создать собственный автопарк или воспользоваться услугами перевозчика компания решает исходя из затрат в обоих вариантах, надежности перевозчиков и пр. Перевозчики – осуществляют только физическое перемещение груза в пространстве, транспортировку. Экспедиторы – кроме самой перевозки, оказывают ряд дополнительных услуг, таких как: оформление документов на груз, выполнение таможенных формальностей, погрузка/разгрузка, хранение, комплектация и контроль за состоянием груза, страхование и пр..

Кроме того в процессе перевозок, важную роль играют и вспомогательные логистические партнеры - таможенные брокеры, страховые, охранные и информационные компании, предприятия по грузопереработке и упаковке, грузовые терминалы.

 Виды перевозок:

1. yнимодальная (одновидовая) - осуществляется одним видом транспорта, например, автомобильным. Применяется – когда заданы начальный и конечный пункты транспортировки без промежуточных операций складирования и грузопереработки; cмешанная (комбинированная,

2.  интермодальная, мультимодальная) - осуществляется обычно двумя видами транспорта и более (например: железнодорожным – автомобильным, речным – автомобильным, морским – железнодорожным и т.п.).

Грузопотоки и грузооборот

Формы организации внутренних перевозок зависят от мощности грузопотоков и объема грузооборота. Под грузопотоком понимается объем перевозок грузов в определенном направлении или через данный пункт за определенный отрезок времени.

Грузопотоки разделяются на внешние и внутренние. Внешние грузопотоки характеризуют объем прибывающих на предприятие грузов (грузовые потоки прибытия) и объем отправляемых грузов (грузовые потоки отправления). Внутренние грузопотоки – это количество грузов, перемещаемых между подразделениями предприятия.

Мощность грузопотоков на внутризаводском транспорте измеряется в тоннах (иногда в тонно-километрах) в единицу времени.

Грузооборот – основной экономический показатель продукции транспорта, характеризующий суммарный вес грузов, перевезенных на предприятии за расчетный период. Расчет грузооборота оформляется в виде шахматной ведомости (таб. 2.).

Таблица 2. Шахматная ведомость грузооборота, т (условный пример)

Пункт отправления груза

Пункт назначения

Постановка задачи.

Обозначения: Хi – пункты потребления (i = 1, 2,..., п); Х 0 начальный пункт (склад); q – потребность пунктов потребления в единицах объема груза; Q – грузоподъемность транспортных средств; d – количество транспортных средств; Сij – стоимость перевозки (расстояние); – поставщики (j = 1,2,..., М).

Заданы пункты потребления X t (i = 1, 2,..., п). Груз необходимо развести из начального пункта Х 0 (склад) во все остальные Xj (потребители). Потребность пунктов потребления в единицах объема груза составляет: . В начальном пункте имеются транспортные средства грузоподъемностью . Известны также расстояния перевозки С ij.

Решая задачу, необходимо учитывать:

1) количество транспортных средств d и пункты потребления п. При этом d > п, т.е. транспортных средств должно быть больше, чем пунктов потребления;

2) в начальном пункте Х 0 продукции должно быть больше или равно сумме потребностей всех потребителей , т.е. (11.16)

Для каждой пары пунктов (Х;, X) определяют стоимость перевозки (расстояние) С ij > 0. Причем матрица стоимостей может быть и ассиметричная, т.е.

Требуется найти т замкнутых путей из единственной общей точки Х0, так, чтобы выполнялось условие (11.17)

Составляем рациональные маршруты вручную. Схема размещения пунктов и расстояния между ними приведены на рис. 11.15, а потребители продукции и объем заказа – в табл. 11.9.

Наличие груза в пункте А – 4000 кг (Х0)•

Используется автомобиль грузоподъемностью 2,5 т; груз – второго класса (у = 0,8). Необходимо организовать перевозку между пунктами с минимальным пробегом подвижного состава.

Решение состоит из нескольких этапов.

Этап I. Строим кратчайшую сеть, связывающую все пункты без замкнутых контуров (рис. 11.16).

Рис. 11.15. Схема размещения пунктов и расстояния между ними

Таблица 11.9 Потребители продукции и объем заказа

Потребители продукции

Б В Г Д Е Ж 3 И К

Объем завоза продукции, кг

375,0 500 500 300 425 525 575 675 125

Рис. 11.16. Кратчайшая связывающая сеть (минимальное "дерево")

Затем по каждой ветви сети, начиная с пункта, наиболее удаленного от начального А (считается по кратчайшей связывающей сети), группируем пункты на маршрут с учетом количества ввозимого груза и грузоподъемности единицы движимого состава. Причем ближайшие с другой ветви группируем вместе с пунктами данной ветви.

Исходя из заданной грузоподъемности подвижного состава – Q = 2,5 т; γ = 0,8, все пункты можно сгруппировать (табл. 11.10).

Сгруппировав пункты по маршрутам, переходим ко второму этапу расчетов.

Таблица 11.10 Группировка пунктов по маршрутам

Маршрут I

Маршрут II

Пункт Объем завоза, кг Пункт Объем завоза, кг
Б 375 Ж 525
В 500 Д 300
Е 425 И 675
3 575 Г 500
К 125    
Итого 2000 Итого 2000

Кольцевой маршрут

Схема маршрута представлена на рис. 11.10. Исходные данные к расчету: расстояние между грузовыми пунктами: ; ; ; . Нулевые пробеги равны, т.е. . Объем перевозок на участках маршрута следующий: ; ; . Срок вывоза груза . Время в наряде . Вывозка осуществляется автомобилями грузоподъемностью . Дорожные условия на отдельных участках маршрута различные, поэтому скорости движения установлены на участке АБ и ГД – , на участках БВ и ВГ – , на участках ДА и при выполнении нулевого пробега –

Рис. 11.10. Кольцевой маршрут

Время на погрузку , на разгрузку

Порядок расчета.

1. Время работы автомобиля на маршруте

2. Время одного оборота автомобиля

Где  – суммарное время соответственно движения и простоя под погрузку и выгрузку за один оборот.

3. Число оборотов автомобиля на маршруте за день работы Принимаем число оборотов

4. Время работы автомобиля на маршруте и в наряде в связи с округлением числа оборотов:

5. Дневная выработка автомобиля  и : ,

Если , то , где i – число ездок в обороте.

При равенстве    

6. Количество автомобилей для обслуживания этого маршрута

7. Суточный пробег автомобиля

8. Коэффициент использования пробега за день работы

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ. ЕЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Один из важнейших функциональных разделов общей логистической науки, непосредственно связанный с организацией и управлением движением материальных потоков – транспортная логистика.

Транспортная логистика – раздел логистики, занимающийся вопросами организации доставки, то есть перемещения каких-либо материальных объектов (продукция, вещества) из одного пункта в другой по оптимальному маршруту. Транспортировка – перемещение груза транспортным средством по определенной технологии в цепи поставок.

Сущность транспортной логистики кратко заключается в следующем – организовать своевременную доставку груза в конкретную местность к конкретному часу.

Цель транспортной логистики – доставлять нужный товар требуемого качества и количества в заданное время и место с оптимальными затратами (т.е. по сути, это выполнение 6 правил логистики).

 При этом необходимо выполнить следующие задачи:

· проанализировать пункты доставки и свойства груза;

· подобрать нужный вид транспорта;

· выбрать конкретного перевозчика и других партнёров;

· определение рациональных маршрутов доставки;

· постоянно контролировать перемещение груза;

сформировать и обеспечить единство всех «фигурантов» процесса грузоперевозки или обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

· осуществить оптимизацию процесса движения (увеличение скорости транспортировки, уменьшение расходов топлива и пр.)..

Освоив понятия транспортной логистики, каждый заказчик понимает, насколько это важно для дальнейшего развития компании.

 

Каждый заказчик будет знать, изучив транспортную логистику, как считать расходы на доставку груза, и какому виду транспорта отдать предпочтение.

При разработке системы доставки грузов в логистике учитываются следующие факторы:

· габариты груза;

· грузоподъёмность транспортного средства;

· дальность пути следования;

· временной промежуток.

От того насколько быстро будет подобран способ перевозки груза, рассчитан путь, задействованы другие участники транспортной логистики зависит коммерческий успех конкретной компании или предпринимателя. Поэтому цели и основные задачи транспортной логистики заключаются в организации регулярных поставок, максимальном использовании грузоподъёмности транспортного средства, правильно выбранного пути следования груза.

Основные этапы транспортной логистики:

· подбор оптимального вида транспорта;

· оценочный расчёт предполагаемых расходов;

· подготовка пакета документов;

· погрузка и установка груза;

· транспортировка;

· разгрузка на требуемом пункте.

Управление транспортной логистикой при автомобильных перевозках может сочетаться с корректировкой деятельности другого вида транспорта.

Факторы, мешающие стремительному развитию логистики:

· экономическая нестабильность;

· слабый уровень производственной базы по изготовлению тары и упаковки;

· плохие дороги, не позволяющие развивать максимально допустимую скорость;

· низкий уровень производственной базы.

Но даже при существующих трудностях значение транспортной логистики велико и за ней будущее.

 

ИСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ

Мало кто обращал внимание на тот факт, что логистика появилась ещё в древние времена, когда существовали специальные служители, распределяющие продукты между различными провинциями, поселениями, людьми. Главный смысл заложен в самом слове «логистика» (logistike) – способность вычислять, оценивать, рассуждать. Яркий пример – прокладка торговых путей для караванов с заморским товаром. И всё же как отрасль создание транспортной логистики относят ко времени Второй мировой войны. Приходилось решать стратегические задачи, целью которых было правильное распределение продовольствия и снабжение армии оружием и боеприпасами. Логистика разделилась на несколько видов, и транспортный был только её небольшой долей. Постепенно значение термина видоизменилось и включило в себя управление складским хозяйством и товародвижением

В современных рыночных условиях транспортная логистика играет очень важную роль, поскольку любое предприятие взаимодействует с внешней средой. В процессе такого взаимодействия происходят перемещения объектов: сырья и материалов от поставщиков к производителю, готовых товаров от производителя к посредникам и от них к конечным потребителям. Возникает потребность обеспечить физическое перемещение подобных грузов в пространстве по оптимальному маршруту с наименьшими затратами. Именно этим и занимается транспортная логистика.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 633; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.125 (0.056 с.)