Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчинённых предложений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчинённых предложений



Задание 8

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчинённых предложений

Это задание проверяет вашу речевую культуру, владение синтак­сическими нормами русского литературного языка. Наиболее типич­ные ошибки представлены в следующей таблице.

 

 

Типы ошибок Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты

Предложения с однородными членами

1. Наруше­ние в по­строении предложе­ний с одно­родными членами Во время войны народ надеялся и верил в по­беду.

Если однородные сказуемые имеют одно и то же зависимое слово, следует проверить, могут ли они управлять им:

сказуемые надеялся и верил имеют одно зависи­мое слово в победу, которое стоит в в.п. Но гла­гол надеялся не может управлять в.п. с предло­гом в (надеялся (на кого? на что?), следовательно, предложение построено неверно. Правильный вариант:

Во время войны народ надеялся (на кого? на что?) на победу и верил (в кого? во ч т о?) в неё.

2. Пропуск предлога при одно­родных членах. На земле, воде и воздухе — всюду мы защищены!

Перед словом воздухе необходимо добавить предлог в, так как это слово в данном предложе­нии не употребляется с предлогом на.

Правильный вариант: На земле, на воде и в воз­духе— всюду мы защищены!

3. Смешение родо­видовых понятий в ря­ду однород­ных членов В лодке ле­жали ка­си, сазаны, лещи, рыба. ар

Караси, сазаны, лещи — это виды рыбы, поэто­му не могут стоять со словом рыба в одном ряду однородных членов.

Правильный вариант: В лодке лежала рыба: ка­раси, сазаны, лещи.

4. Соедине­ние в одном ряду одно­родных чле­нов скрещи­вающихся понятий На собрание пришли жильцы до­ма, бабушки и дети.

Бабушки и дети — тоже жильцы дома. Правильный вариант: На собрание пришли жильцы дома.

5. Употреб­ление в од­ном ряду однородных членов ло­гически не­совмести­мых понятий Иван Пет­рович при­шёл с женой и плохим настроени­ем.

Пришёл с женой и плохим настроением ло­гически несовместимые понятия.

Правильный вариант:

Иван Петрович, когда пришёл с женой, был в плохом настроении.

6. Нарушение однородности понятий. Мы любим футбол и стрелять.

Не могут быть однородными существительное и инфинитив.

Правильный вариант:

Мы любим футбол и стрельбу.

7. Наруше­ние падеж­ных форм обобщающе­го слова и однородных членов Посетители музея любо­вались кар­тинами ве­ликих художни­ков: Сури­ков, Репин, Айвазов­ский.

Все однородные члены должны стоять в том же падеже, в котором стоит обобщающее слово. В данном предложении обобщающее слово вели­ких художников стоит в форме р.п., а все одно­родные члены: Суриков, Репин, Айвазовский — в форме им.п. Значит, это предложение по­строено неверно. Правильный вариант: Посе­тители музея любовались картинами великих художников: Сурикова, Репина, Айвазовского.

8. Наруше­ние синтак­сических норм при построении предложе­ний, в кото­рых одно­родные члены свя­заны двой­ными союзами: как…, так и…; не только…, но и…; если не…, то… и др. Хорошо от­вечали на эк­заменах как одиннадца­тиклассни­ки, а также учащиеся де­вятых клас­сов.

Нельзя нарушать парность двойных союзов: части двойного союза как..., так и … являются постоянными, поэтому союзы а также в дан­ном предложении употреблены неправильно. Правильный вариант: Хорошо отвечали на эк­заменах как одиннадцатиклассники, так и уча­щиеся девятых классов.

9. Наруше­ние лекси­ческой соче­таемости однородных членов с тем словом, с которым они связаны по смыслу. Много критических замечаний и ценных пред­ложений бы­ло внесено в ходе обсуж­дения вопроса.

Все однородные члены предложения должны лексически сочетаться с тем словом в высказы­вании, с которым они связаны по смыслу: нельзя «внести замечание».

Правильный вариант: Много ценных предложений бы­ло внесенов ходе обсуж­дения вопроса, много было высказано критических замечаний.

Прямая речь

Косвенная речь

С. Есенин с болью писал: «Я последний поэт деревни...»

С. Есенин с болью писал, что ОН «последний поэт деревни...».

«Мы читали роман «Преступление и наказание, и он нам понравился», — сообщили мне ученики.

Ученики мне сообщили, что читали роман «Преступление и наказание» и он ИМ понравился.

Генерал приказал: «Приведите мне коня!»

Генерал приказал, чтобы ЕМУ приве­ли коня.

Варя спросила: «Почему вы не отве­чали на мои письма?»

Варя спросила, почему Я не отвечал на ЕЁ письма.

Мой попутчик спросил: «Ты читал новый роман В.Пелевина?»

Мой попутчик спросил, читал ли Я новый роман В.Пелевина
       

 

Ø Запомните!

Нельзя использовать в придаточной части косвенной речи место­имения 1-го и 2-го лица!

Задание 8

Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления. Построение сложноподчинённых предложений

Это задание проверяет вашу речевую культуру, владение синтак­сическими нормами русского литературного языка. Наиболее типич­ные ошибки представлены в следующей таблице.

 

 

Типы ошибок Примеры с ошибками

Правила и правильные варианты



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.210.17 (0.008 с.)