Л.Ю.Крыпаева учитель русского языка и литературы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Л.Ю.Крыпаева учитель русского языка и литературы



 ГБОУ СОШ№1 «Образовательный центр»

 с. Сергиевск имени Героя Советского Союза Ганюшина П.М.

 

На протяжении 8 лет каждый год мы со старшеклассниками школы совершаем экскурсионные поездки по России и зарубежью. На сегодняшний день можно говорить, что у нас сложилась определенная система работы по данному направлению. Мы являемся учителями истории, обществознания, русского языка и литературы. Интеграция учебных предметов - это всегда интересно и актуально. В урочной деятельности интеграция предметов возможна не всегда, а внеурочная деятельность дает нам для этого широкие возможности.

  Роль культурно-познавательного туризма для нашего образовательного учреждения огромна и затрагивает все возрастные категории учащихся, выполняя целый ряд воспитательных задач. Школьные экскурсии помогают сформировать такие качества и навыки личности, как:

- уважительное отношение к культурным ценностям своей Родины и гордость за свое Отечество;

- мотивация для дальнейшего образования и самообразования;

- навыки общения со сверстниками и взрослыми людьми;

- гражданская идентичность;

- толерантность;

- развитие творческого потенциала подростка.

Одним из критериев успешной экскурсии, на наш взгляд, является ее познавательная ценность и направленность на формирование патриотических, духовных компетенций, на развитие социализации.

Сегодня мы говорим о роли экскурсионной деятельности, как об одном из факторов формирования патриотизма школьников. При этом не нужно забывать, что патриотизм включает в себя целый комплекс позитивных качеств. Реально заставить переживать и осознавать чувства привязанности к своей родной земле у учащихся можно благодаря экскурсии, в которой они принимают самое активное участие: совершают походы по памятным местам родной страны, встречаются с интересными людьми, участвуют в праздновании историко-юбилейных дат. 

География наших экскурсий:

 «У истоков земли русской (Москва- Псков-Новгород Великий);

«Крым героический» (Керчь- Севастополь- Балаклава);

«Легенды Северного Кавказа» (Пятигорск- Кисловодск- Домбай;

«Балтийская жемчужина» (Санкт- Петербург- Хельсинки- Стокгольм- Таллин);

«Город - герой Волгоград» (Волгоград);

«Многоликая Казань» (Казань);

 «Калининград – город опаленный войной»;

Наше видение содержания тематических блоков экскурсий выглядит следующим образом:

 исторические (места связанные с историей героической защиты нашей Родины от иноземных захватчиков. Например город-герой Севастополь, Крым, Калининград);

    литературно-биографические ( проводятся по местам, которые хранят память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга и т.д. (как пример, «А. С. Пушкин в Псковской губернии»);

искусствоведческие(посещение известных музеев, художественных галерей, знакомство со знаменитыми памятниками архитектуры (как пример, посещение Эрмитажа в Санкт-Петербурге и Екатерининского дворца в Царском селе);

       религиозно - нравственные (знакомство с храмовой архитектурой, религиозными традициями народов России (как пример, Псково-Печорский монастырь, Софийский собор в Новгороде Великом, храм Спаса на крови в Москве, Мечеть Кул-Шариф в Казани);

По возможности в одной экскурсионной поездке стараемся охватить несколько тематических блоков. И, если вы заметили, все маршруты наших экскурсий связаны с местами боевой славы, с различными событиями Великой Отечественной Войны. Конечно, это не случайно.

Школьная экскурсия – сложная форма учебно-воспитательного процесса. Любая экскурсия требует большой предварительной работы. Детей заинтересовать легко, намного труднее убедить родителей в необходимости этой поездки. Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и школьников.

Этапы подготовки экскурсии:

Выбор маршрута и отбор экскурсионных объектов (Определение цели и задач, возрастного ценза участников экскурсии на общем собрании школьников и родителей. Также выбираем исторические и культурные объекты, которые хотели бы посмотреть с позиции: «Для чего мне это нужно?», «Почему меня это заинтересовало?», «Где я могу это применить, использовать?»). 

Разработка правил поведения учащихся в экскурсионной группе (Перед экскурсиями мы совместно с ребятами составляем ряд общих для всех правил, касающихся туристических традиций и специфических форм поведения в дороге, социуме).

Корректировка экскурсионной программы с туроператором ( содержание будущей экскурсии, ее познавательная ценность находятся в выборе объектов познания).

Проведение экскурсии (осмотр объектов, видеосъемка, фотографирование, паузы для отдыха).

Заключительный этап (заметки на школьный сайт и в школьную газету, подготовка фотовыставок и др.) Каждая экскурсия является своеобразным планом для творческих работ учащихся. Доклады, сочинения, фоторепортажи, видеоролики представляются на последующих уроках, школьных конференциях, семинарах.

 Рефлексия (Полученный детьми опыт социального действия не только должен быть обязательно осмыслен ими, но и найти применение в развитии их творческого, исследовательского, коммуникативного потенциала).

Именно подведение итогов с учащимися позволяет обобщить и систематизировать увиденное ими на экскурсии, расставить нужные акценты, выделить основное.Вся эта довольно трудоемкая работа с избытком вознаграждается той огромной пользой, которую получат от нее и сам педагог, и особенно его ученики:

Значимость школьных экскурсий для учащихся:

Развитие чувства сопричастности к истории родной страны

Ø практическая деятельность и опыт может помочь детям закрепить свои знания по предметам: истории, литературе, географии,

Ø приобретение социального опыта;

Ø новые впечатления и эмоциональный подъем.

Значимость школьных экскурсий для учителей:

Ø новые способы мотивации деятельности учеников по своему предмету;

Ø творческий и эмоциональный подъем;

Ø приобретение новых знаний в области преподаваемых предметов;

Ø установление более тесных контактов с учащимися в неформальной обстановке.

Результаты     

Важно учитывать тот факт, что многолетняя экскурсионная деятельность не осталась не замеченной другими школьниками, родителями, учителями и вылилась в следующие результаты - достижения:

Вывод:Таким, образом, экскурсионные поездки помогают  активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, передать учащимся инициативу в организации своей познавательной деятельности, способствуют духовно- нравственному развитию личности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.229.113 (0.01 с.)