II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Опосредованные мотивы спортивной деятельности



1) стремление стать сильным, здоровым;

2) стремление через спортивную деятельность подготовить себя к практической жизни;

3) чувство долга;

4) потребность в занятиях спортом через осознание социальной важности спортивной деятельности.

Г. Д. Горбунов произвел классификацию спортивных мотивов и их составляющих:

1. По срокам поставленных целей:

а) далеко отстоящие самого высокого порядка;

б) перспективные (в олимпийском цикле, в году);

в) промежуточные (в сезоне, на конкретных соревнованиях);

г) ближайшие (в течение месяца, недели);

2. По методам формирования и поддержания установки на достижение успеха:

а) развитие здорового спортивного честолюбия;

б) развитие максималистских установок;

в) афиширование успехов в печати, по радио, телевидению.

3. По видам возможных поощрений:

а) сборы, соревнования, поездки; б) грамоты, значки, звания;

в) призы, спортивная форма, питание;

г) улучшение жилищных условий;

д) материальная помощь.

4. По видам совместных мероприятий для развития традиций команды:

а) контакты, встречи вне тренировок;

б) разучивание и использование песен, речитативов, ритуальных действий,

в) принятие коллективных решений.

Мотивы спортивной деятельности отличаются динамичностью проявлений. Действительно, в процессе длительных занятий спортом у одного и того же спортсмена наблюдается закономерная смена мотивов. А. Ц. Пуни на основании научно-практических исследований мотивов спортивной деятельности установил следующую динамику развития мотивов, побуждающих к занятиям спортом.

Начальная стадия занятия спортом. В этот период предпринимаются первые попытки включиться в спортивную деятельность. Побуждающие мотивы: а) характеризуются диффузностью интересов к физическим упражнениям (подростки начинают обычно заниматься не одним, а несколькими видами спорта); б) имеют непосредственный характер (занятия спортом нравятся, главная движущая сила – любовь к физической культуре); в) связаны с условиями среды, благоприятствующими занятиям, данным видом спорта (популярность вида по месту жительства, интерес окружающих людей); г) часто включают в себя элементы долга (обязанность посещать уроки физической культуры, секции).

Стадия специализации в избранном виде спорта. На этой стадии мотивами являются: а) развитие интереса к определенному виду спорта; б) стремление развить обнаруженные способности к определенному виду спорта; в) стремление к закреплению успеха; г) расширение специальных знаний, приобретение более высокой степени тренированности (выражается в стремлении к установлению личных рекордов – выполнение третьего разряда, второго, первого и т.д.). Кроме того, спортивная деятельность становится потребностью (на фоне привыкания к физическим нагрузкам необходимость испытывать их входит в привычку).

Для данной стадии характерны: меньшая разборчивость при выборе спортивной деятельности, распыленность спортивных интересов, непосредственность и эмоциональная окраска, значительная текучесть состава спортивных секций и сильное влияние внешних факторов.

На стадии специализации у спортсмена возникает устойчивый интерес к данному виду спорта, чему способствуют как физическое развитие и формирование навыков, так и осознание того, что выбранный вид спорта отвечает его наклонностям. Целью занятий спортом становится не только удовольствие от самого процесса, но и получение высоких результатов как следствие тяжелого и кропотливого труда. Физические нагрузки становятся привычными, появляется потребность в них, а их отсутствие (по болезни, например) вызывает ощущение физического дискомфорта.

У спортсмена возникает познавательный интерес к данному виду спорта, к его технике и тактике, т. е. он начинает познавать данный вид «изнутри», не довольствуясь, как на первой стадии, внешним впечатлением. Важное место в поддержании мотивации занятий спортом начинают играть отношения с тренером. При складывающихся положительных отношениях у спортсменов второго-третьего разрядов мотив, связанный с ответственностью перед тренером, является одним из ведущих (Ю. Ю. Палайма). В то же время деление тренером учеников на «любимчиков» и «нелюбимчиков» приводит к негативным изменениям в мотивационной сфере юных спортсменов – «нелюбимчики» теряют веру в свои возможности и часто бросают занятия спортом, а у «любимчиков» возникает к спорту потребительское отношение.

Так, данная стадия характеризуется наличием уже определенных мотивов спортивной деятельности, среди которых мотивы самоутверждения, соперничества одерживают верх над желанием просто удовлетворить потребность в двигательной активности. Желание заниматься спортом на этой стадии находится в прямой зависимости от роста спортивных результатов. Эмоциональный подход (получение удовольствия от процесса) дополняется рациональным – изучением содержания и теоретических принципов данного вида спорта.

Стадия спортивного мастерства. Здесь основные мотивы выражаются в стремлении: а) поддержать свое спортивное мастерство на высоком уровне и добиться еще больших успехов; б) служить своими спортивными достижениями Родине; в) содействовать развитию данного вида спорта, потребности передать свой опыт молодым спортсменам. Мотивы спортивной деятельности характеризуются ярко выраженной социальной направленностью и педагогическими стремлениями.

На стадии спортивного мастерства основными мотивационными факторами являются стремление поддержать и развить, насколько это возможно, свои достижения, умножить престиж и славу в спортивном мире, содействовать своими успехами прославлению города, страны, способствовать развитию данного вида спорта (обогащая его технику и тактику, внедряя свой оригинальный стиль и т. п.), а также обеспечить свое материальное благополучие. Спортсмен может уже сам выбирать себе тренера, поэтому его мотивация в большой мере обусловлена отношением к тренеру как к специалисту. На данной стадии доминируют мотивы самоутверждения и соревнования, связанные со стремлением удержать высокую результативность спортивной деятельности. Мотивационная структура на данной стадии уже дифференцирована, специфицирована, упрочена.

Стадия завершения активного выступления на соревнованиях характеризуется нарастающим снижением спортивных результатов, пресыщением спортивной деятельностью, «эмоциональным сгоранием» спортсменов. Возникает не столько физическая, сколько психическая усталость от бесконечных тренировок и напряжения соревнований, от переездов с места на место и проживания вдали от дома и семьи. При этом возникает противоречие между желанием закончить активные выступления и нежеланием потерять материальные блага, получаемые за счет спорта. К этому добавляется и боязнь потерять свой престиж в глазах «болельщиков» и коллег по спорту в связи со снижением спортивных результатов. Принятие спортсменом решения о прекращении активных занятий спортом может быть для него долгим и мучительным процессом.

Уход из спорта – это еще и «уход из славы», которая его окружает, это и изменение привычного образа жизни. Если у спортсмена есть какие-то другие значительные жизненные интересы, они могут постепенно заменить мотив спортивной деятельности, иногда частично (когда он не порывает со сферой спорта, а становится спортивным руководителем, тренером преподавателем физкультуры, поступает в аспирантуру для научного изучения спортивной деятельности), а иногда – полностью (когда он начинает работать по специальности, не связанной с физической культурой).

На данной стадии проявляется инволюция (обратное развитие) мотивационной структуры, которая связана со снижением результативности. На этой стадии мотивационная структура постоянно перегруппировывается: мотивы соревнования и достижения результатов отступают на задний план, а на передний выходит мотив занятий спортом ради самой деятельности.

Вопрос 11. Значение определения личностных характеристик стрессоустойчивости в спорте.

Стрессоустойчивость – это качество личности, которое позволяет адаптироваться к внешним раздражителям или потрясениям. Характеризуется пониженным уровнем эмоций.

Спортсмены почти всегда подвержены стрессу: сгонка веса, подготовка к соревнованиям, соревнования, проигрыш, выигрыш и мн.др. Важно подготовить организм к стрессу, чтобы все реакции организма были адекватные. Из года в год боксеры работают над восприятием стресса, даже не задумываясь над этим. Задача организма приспособиться жить в стрессе.

Для успешных выступлений, спортсмен должен быть стрессоустойчивым, то есть эмоционально стабильным.

Критерии стрессоустойчивости:

· уровень тревожности;

· конфликтность в поведении;

· стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций;

· самооценка;

· мотивация достижений.

Рассмотрим каждый из критериев.

Уровень тревожности.

Тревожность бывает двух видов личностная и ситуативная.

Под личностной тревожностью подразумевается стабильная персональная оценка, отражающая склонность человека к тревоге и реакцией на нее. Личностная тревога подразумевает склонность расценивать человеком опасные моменты для его самооценки и самоуважения.

Ситуативная тревожность понимается, как переживание эмоций: беспокойство, нервозность, озабоченность, напряжение. Такая тревожность наступает, как эмоциональный отклик на стрессовую ситуацию и может быть различной по времени и характеру проявления.

При тревожности у человека снижается самооценка, наступает эмоциональный дискомфорт, волнение, панические атаки, человек плохо спит.

Тревожные люди воспринимают ее как опасность для жизни и самооценке и отвечают проявлением достаточно яркой тревожностью. В течении жизни у человека вырабатывается своя стратегия преодоления тревожности.

Конфликтность в поведении.

Название «конфликт» произошло с латинского слова conflictus, что означает столкновение.

Понятие конфликта обширно применяется в нашей жизни, это могут быть и войны и брачные расхождения, ссоры. Причин конфликта много и они многообразны. Если затрагивают личные качества человека его интересы, то конфликт неизбежен. Человек, выстраивающий конструктивный диалог непременно уйдет от конфликта.

В боксе на ринге мы видим тот самый конфликт двух соперников. Если один из них в серьезной соревновательной ситуации впадет в «ступор», мы увидим торможение нервной системы, наступает состояние стресса. Обязательно нужно научиться справляться с внутренним и внешним конфликтом.

Конфликт может возникнуть в секции бокса между боксерами, между тренером и учеником, межу двух или более секций бокса. Главное правильно выйти из конфликта.

Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций.

Человек, который конструктивно решает пути преодоления трудных жизненных ситуаций, человек – стрессоустойчивый. И наоборот человек, который отодвигает решение проблемы, выбирает неконструктивные способы поведения, тем самым он может вызвать отклонение в личностном развитии, что приведет к нарушению психического здоровья спортсмена. Боец станет проигрывать еще до начала соревнований.

Если спортсмен конструктивно будет решать сложившиеся таким образом ситуации, то он сформирует внутреннюю самоуверенность, что приведет его к победе.

Если в системе отношений спортсмена возникают такие трудности, то нужно стремиться к своей цели и развивать нужные качества для развития личностного потенциала.

Мотивация.

    Мотивация должна быть направлена на достижение высокого результата, достижение цели. Чтобы достичь нужного уровня, спортсмен должен прилагать усилия.

    Существуют 2 мотива: мотив на достижение успеха и на избегание неудачи. Мотивом на достижение успеха обладают решительные, стойкие, смелые спортсмены, которые идут к своей цели и хотят достичь высокого результата.

Спортсмены, с сильно выраженный мотивом избегания неудачи, недооценивают свои возможности, быстро расстраиваются при неудачах, снижают самооценку, а те, кто ориентирован на успех, ведут себя противоположным образом: адекватно оценивают свои способности, мобилизуются при неудачах, идут вперед, а не расстраиваются.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.1.158 (0.013 с.)