Организация жизнедеятельности детей в основной период смены 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация жизнедеятельности детей в основной период смены



Самый длинный период смены в лагере. Это время разнообраз­ных коллективных, групповых и индивидуальных видов деятельности. Развитие личности ребенка осуществляется в довольно сжатые сроки благодаря разнообразным видам деятельности и многообразию меро­приятий проводимых с детьми. Живите одними интересами и заботами, одной жизнью вместе с детьми.

 

План и планирование воспитательной работы в ДОЛ

Планирование – одно из важнейших слагаемых успеха в работе вожатого. Создание плана предстоящей деятельности позволяет определить содержание, пути, средства достижения целей и задач работы вожатого с детьми.

Содержание, формы и методы работы в детском лагере определяются педагогическим коллективом на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самодеятельности с учетом интересов детей.

 

 

 


Наиболее распространенным в вожатской практике является «план-сетка» работы отряда на смену, как правило, она выстраивается на базе общелагерного плана работы.

В своей деятельности вожатый опирается на 2 вида плана: план-сетку работы отряда на смену и ежедневный план работы вожатого.

Выдвигаются следующие требования к планам:

· направленность плана на достижение определенного педагогического результата, социально-педагогическая, психологическая, общественная полезность планируемых дел;

· учет возрастных особенностей, специфики лагерной смены в целом и основных периодов лагерной смены, интересов и потребностей детей;

· разнообразие и последовательное усложнение содержания, форм, методов воспитательной деятельности;

· эмоциональная и физическая загруженность детей, посильность и реальность планов для вожатых и воспитанников.

 

План является базисом, основой деятельности вожатого, так именно он позволяет ему с учетом наличия запаса времени, а также возможностей поэтапного, последовательного решения возникающих задач, эффективно осуществлять свои функции по управлению детским коллективом. План должен базироваться на сочетании ближайших, средних и дальних перспектив.

Приступая к планированию важно соблюдать принцип системного подхода к воспитанию, что предполагает четкое определение целей и задач воспитания, обеспечение тесного единства всех сторон воспитания, единых педагогических требований к воспитанникам со стороны всего педагогического состава лагеря. Воспитанники должны быть обязательно включены в процесс разработки плана их жизнедеятельности. С этой целью вожатый может организовать беседу с ребятами своего отряда, провести конкурс на лучшее предложение в план работы, выполнить задание, связанное с внесением предложений, вовлечь ребят отряда в планирование с использованием методики «мозгового штурма».

При планировании содержания воспитательной работы с отрядом важно учесть все новое и позитивное, что накоплено в практике деятельности педагогов, вожатых. Большое значение имеет учет направлений всестороннего развития личности ребенка.

Приступая к планированию, вожатому следует:

· ознакомиться с программой данного лагеря;

· определить с будущим напарником цели и задачи предстоящей работы на смену;

· изучить возрастные особенности детей, ожидания детей данного возраста;

· использовать данные из детских анкет (увлечения, желаемые поручения, умения и др.)

· изучить возможности оздоровительного лагеря (традиции, периодичность общелагерных, отрядных дел) и подумать, как можно их использовать в своей работе;

· отобрать средства, формы, методы, которыми вожатый владеет;

· составить модель смены с учетом возможностей оздоровительного лагеря;

· создать творческую атмосферу в отряде;

· учитывать интересы детей.

Работа по составлению плана предполагает ряд операций:

· анализ источников планирования и результатов педагогической диагностики;

· формулирование педагогических задач и запись их в рабочий план.

  При этом следует помнить:

1. задачи формулируются на основе анализа уровня развития детей и их воспитанности.

2. необходимо избегать избыточного количества воспитательных задач и видов деятельности.

· определение развивающих видов деятельности и действий вожатого на основе всех и источников и данных для составления плана;

· оформление структуры плана и ее заполнение.

Ознакомившись в ходе своей подготовки с условиями работы в лагере, правами и обязанностями, ожидаемыми трудностями, способами решения типичных проблемных ситуаций, формами и методами работы вожатый может приступить к планированию своей деятельности. Это важно сделать до отъезда в детский лагерь, с учетом рекомендаций его руководства, так как планирование работы – основа будущей эффективной работы.

Виды планов в детском оздоровительном лагере

План-сетка

План-сетка является внутренним нормативным документом, определяющим, регулирующим жизнедеятельность отряда. В план-сетку мероприятий на лагерную смену включаются общелагерные и отрядные мероприятия, работа по подготовке к ним и ответственные лица.

 

01.06.17   02.06.17 03.06.17 04.06.17 05.06.17 06.06.17 07.06.17
08.06.17   09.06.17 10.06.17 11.06.17 12.06.17 13.06.17 14.06.17
15.06.17     16.06.17 17.06.17 18.06.17 19.06.17 20.06.17 21.06.17

 

План-сетка отрядных мероприятий на лагерную смену составляется в период подготовки к работе детского лагеря педагогическим коллективом лагеря и корректируется с учетом пожеланий и интересов детей уже в организационный период смены.

 

При составлении плана-сетки может использоваться принцип деления дня на два основных временных периода, пригодных для заполнения – организации различных мероприятий, трудовых дел, активного отдыха: первая половина дня – соответствует времени с 10.00 до 12.00; вторая половина – с 14.00 до 16.00, третья – с 19.00 до 21.00.

 

01.06.17 утро 02.06.17 утро 03.06.17 утро 04.06.17 утро 05.06.17 утро 06.06.17 утро 07.06.17 утро
  день   день   день   день   день   день   день
  вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер
08.06.17 утро 09.06.17 утро 10.06.17 утро 11.06.17 утро 12.06.17 утро 13.06.17 утро 14.06.17 утро
  день   день   день   день   день   день   день
  вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер
15.06.17 утро 16.06.17 утро 17.06.17 утро 18.06.17 утро 19.06.17 утро 20.06.17 утро 21.06.17 утро
  день   день   день   день   день   день   день
  вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер

Исходными данными для планирования работы отрядного коллектива в детском оздоровительном лагере могут служить:

· задачи лагерного периода;

· модель смены;

· календарь народных летних праздников;

· общественно-политические праздники страны, региона, города;

· традиции лагеря;

· информация о детях (возрастные особенности, их ожидания);

· личные воспоминания вожатого о своем детстве, его ожидания.

При составлении плана-сетки отрядных мероприятий следует учитывать:

· Эмоциональную и физическую загруженность детей;

· Соотношение отрядных и общелагерных мероприятий;

· Время проведения мероприятий;

· Резерв свободного времени ребенка;

· Погодные условия;

· Работу секций и кружков.

 

К плану-сетке прилагается обоснование плана, включающее психолого-педагогическую характеристику отряда и основные задачи деятельности вожатого на смену. В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно не перегружать план. При составлении плана необходимо руководствоваться определенными правилами. Так, план воспитательной работы с детьми и подростками должен быть:

· конкретным (определение точных дат, времени, места и конкретных форм отрядных дел и исполнителей);

· реальным (учет особенностей природного и социального окружения, условий лагеря);

· педагогически целесообразным; сочетать различные формы организации деятельности детей;

· отвечать условиям необходимости и достаточности мероприятий, обеспечивающих развивающую деятельность детей с учетом реальных возрастных и индивидуальных возможностей детей в отряде.

 

Таким образом, план – это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа. Выбирая вариант плана, вожатому необходимо стремиться к простоте, ясности и меньшим затратам труда.

Возможные позиции вожатого в процессе планирования:

· вожатый привлекает детей к планированию, предлагая варианты, идеи для обсуждения;

· вожатый вместе с детьми, «на равных», осуществляет поиск дел;

· дети сами планируют работу, вожатый скрыто направляет их деятельность.

Место и роль вожатого также зависит от его опыта, вида работы, педагогического мастерства, возраста детей. Степень привлечения детей к планированию растет по мере того, как растут сами дети. В младших отрядах она минимальна, для старших отрядов возможно самостоятельное планирование при скрытом регулировании вожатого.

План-сетка жизнедеятельности отряда на смену разрабатывается в первую очередь в интересах самих ребят, поэтому он должен быть размещен в общедоступном и видном месте как источник информации для детей – в отрядном уголке.

Форма плана-сетки, используемая в лагере, должна быть необычной, так как восприятие детей отличается от восприятия взрослых. Главное, он должен быть интересным, привлекательным для них как по виду, так и по содержанию.

Например:

· дом с окнами,

· карта страны приключений,

· перекидной календарь,

· кубик-рубик,

· в виде поезда,

· в виде аппликации и т.д.

 

Методика планирования в отряде связана с организацией планирования в лагере. В лагере много традиций, важно их сохранять, развивать, но не навязывать. Вот поэтому после обсуждения возможных дел, с учетом интересов детей в отрядах, ребятам предлагается познакомиться с традиционными и возможными направлениями работы, делами в лагере. План – это результат совместного творчества взрослых и детей. Включение подростков в процесс планирования обеспечивает их активную позицию, позволяет детям воспринять план отряда как свой собственный, а вожатому – конкретизировать и уточнить свои замыслы, опираясь на интересы и потребности детей.


Планирование воспитательной работы по методике КТД

Коллективное, совместное планирование жизнедеятельности отряда на лагерную смену по технологии коллективной творческой деятельности, предложенной И.П. Ивановым состоит из следующих ступеней:

· 1 ступень – сбор-старт коллективного планирования (объяснение задач, содержания и методики предстоящей работы);

· 2 ступень – разведка дел (консультации, сбор информации, осуществляемый мини-группами);

· 3 ступень – защита идей и предложений в план работы (мини-группы предлагают либо отдельные акции, либо свой вариант целого плана);

· 4 ступень – составление плана работы на смену;

· 5 ступень – осмысление итогов коллективного планирования.

Прохождение всех пяти ступеней должно завершиться в течение организационного периода. Проводя совместное с детьми планирование, взрослые организаторы смены должны учитывать «философию смены», «образ жизни».

Организуя коллективное планирование, важно учесть особенности контингента детей, вожатых, условия работы и составить целостный план процесса коллективного творческого поиска, предусматривающего деятельность детей по созданию отрядных и общелагерных планов. При коллективном творческом планировании можно не давать детям много времени на раздумывание: чем меньше времени, тем интенсивнее работает творческая мысль.

Примеры коллективного планирования

Коллективное планирование «Северное лето»

1 этап – подготовительный. Организуются консультационные пункты, где можно почерпнуть полезную и интересную информацию. Например, консультпункты могут быть такими: «Календарь знаменательных дат» (обзор знаменательных дат, выпадающих на данный отрезок времени); «Народный календарь или Месяцеслов» (обзор народного календаря, летних обрядовых праздников); Нетрадиционные праздники (обзор некоторых форм дел, нетрадиционных для школы, детского объединения); Игры на местности и др.

2 этап – распределение участников групп по консультпунктам. Задача – сбор полезной информации для составления плана дел.

3 этап – работа консультпунктов: ведущие консультационных пунктов предлагают информацию по своему направлению: литературу, варианты проведения конкретных дел.

4 этап – сбор участников: обмен собранной на консультационных пунктах информацией. Выдвижение предложений в план общих дел.

Коллективное планирование «Турфирма предлагает»

Подготовка: Заранее готовится список дел разной направленности (подвижные, интеллектуальные, развлекательные, трудовые и т.д.). Из оборудования понадобятся: маркер, бумага для записей, ручки для каждого участника.

Ход игры: Ведущие рассказывают «клиентам» об услугах, которые может предложить турфирма в «круизе». Например: Юморина, Спартакиада, Встреча с интересным человеком, Интеллектуальное казино, Выставка авангардного искусства, Турград, Вечер легенд, Защита фантастических проектов, Город мастеров, Конкурс «Мисс и Мистер», Заочное путешествие в.... и т.д.

«Клиенты», прослушав информацию, дополняют список услуг своими пожеланиями. Все предложения, высказанные «клиентами», заносятся в большой список дел. Каждый «клиент» выбирает из общего списка дел 5 наиболее интересных и записывает их в порядке значимости. Время на индивидуальную работу – 5-7 мин. Затем, в общем списке дел ведущие проставляют количество «голосов», отданных тому или иному делу. Дела, получившие самый высокий рейтинг, включаются в план общих дел (список услуг «турфирмы»).

Советы организаторам:

1. Выдерживать форму обращения к участникам на протяжении всей игры («турфирма» - «клиент»).

2. Можно использовать элементы костюмов представителей турфирм.

3. Первоначальное распределение на творческие группы по подготовке дел желательно провести сразу же.

Коллективное планирование «Строим дом»

Подготовка. Готовится изображение дома и комплект карточек с названиями, связанными с домом: гостиная (большие общие дела), клубная комната (дела для клуба, отряда), спортзал (спортивное направление), детская (дела, которые можно провести для младших), чердак (все загадочное, из области старины, прикладное творчество и т.д.), двор (игры и трудовые дел на улице).

Ход планирования. Разбивка па группы по интересам. Представители от каждой группы тянут жребий, т.е. выбирают карточку с одним из названий. Ведущий дает краткие пояснения, какие дела могут входить в тот или иной раздел (см. выше), сколько их может быть, напоминает об оригинальности.

Время для работы в группах – 15 мин. Ребята высказываются по очереди, предлагают идеи. Группа совещается и записывает все самое оригинальное. Педагог это время подходит к каждой группе, наблюдает за обстановкой. За отношениями между участниками, помогает сформулировать идеи.

Следующий этап – представление группами своих дел. Когда общий список готов, группы могут, посовещавшись, взять на себя подготовку и проведение конкретных дел (независимо от того, кто их предлагал). В конце составляется конкретных план общих дел.

Ежедневный план работы вожатого (планирование на каждый день) – это план, в котором отражен порядок последовательных действий вожатого, необходимых при организации каждого дня. В этом документе вожатый намечает для себя основные моменты при подготовке к мероприятию, на каких организационных моментах следует сконцентрировать свое внимание и усилия, исполнение каких заданий нужно проконтролировать.

Структуру плана работы вожатого на каждый день составляют следующие позиции: временной интервал дня, организационные моменты, деятельность вожатого, указывается дата и день недели.

Данный план вожатый составляет ежедневно на последующий день после планерки, когда намечается основной перечень дел

Примерная структура плана работы вожатого на каждый день

 

День лагерной смены ________ Дата ____________________

 

Период дня, время Организационные моменты Деятельность вожатого
     

 

В конце дня вожатый подводит итоги дня, анализируя собственные действия, результаты проделанной работы, возникшие педагогические ситуации, ваше собственное поведение и поведение детей в них. Именно здесь, на этой стадии, анализируя собственные действия, результаты проделанной работы, возникшие педагогические ситуации, свое собственное поведение и поведение детей в них, вожатый получает возможность сказать самому себе: «Вот здесь я поступил правильно (или наоборот: проявил нерешительность, поступил нетактично, резко и т. д.)» и, вместе с этим, оценить атмосферу в отряде, проблемы связанные с межличностными отношениями детей, выявить провоцирующие их возникновение причины. Для этого в конце дня, вожатому подвести анализ прошедшего дня.

Алгоритм анализа дня:

1. Сбор информации в течение всего дня.

2. Оценка информации:

· воспитательная эффективность форм работы с детьми и подростками;

· эффективность проведенных дел; позиции детей в подготовке и проведении КТД;

· организация режимных моментов;

· анализ психологического состояния детского коллектива:

· общественное мнение (есть ли оно);

· настроение детей;

· отношение детей друг к другу, к взрослым, к происходящим событиям;

· их организованность;

· наблюдение за изменениями в поведении детей.

3. Выявление причин, вызывающих несоответствие фактического состояния дела с планом.

4. Принятие решения, оценка, выводы по дню:

· Выполнен ли план работы на день? Что удалось \ не удалось выполнить?

· Какое дело или событие дня было наиболее важным в воспитательном отношении:

· реализовывая его, какую задачу решили?

· как действовали при этом ребята (активно или пассивно были заинтересованы, только наблюдали и т.д.),

· как коллектив и каждый в отдельности?

· какое чувство у детей и у вас оно вызвало?

· над чем заставило вас задуматься?

5. Перспектива дальнейшей деятельности, определение воспитательных задач на следующий день.

Требования к анализу дня:

· непрерывность записей,

· глубина анализа,

· конструктивность,

· объективность.

 

Таким образом, вожатый получает возможность внести коррективы в будущие планы, усовершенствовать их и адаптировать их к сложившейся ситуации. Это, по сути, является форма самоконтроля вожатого как руководителя отряда и, одновременно совместного контроля в реализации запланированного ранее содержания дня.

Следует помнить, что любой план или программа представляют собой фиксацию нашего идеального представления о том, как должно быть подготовлено и реализовано то или иное дело, мероприятие. Но вполне возможный недостаток специальных знаний, внезапно изменившаяся ситуация в лагере, погодные условия, неожиданная реакция детей на те или иные события могут не позволить вам осуществить задуманное «один к одному». Надо спокойно и взвешенно разобраться в причинах имевших место отступлений от вашего идеального плана и сделать соответствующие выводы.

Планирование в отряде и лагере носит непрерывный характер. От планирования смены дети переходят к планированию очередного дела. Подводя итоги прожитого дня, ребята переходят к обсуждению завтрашних. Таким образом, они коллективно решают, какой должна быть их жизнь в лагере.

Выделяют следующие особенности, влияющие на успешность воспитательной работы с детьми и подростками в детских оздоровительных лагерях:

1. контингент участников летних смен: их психические, психолого-педагогические характеристики, умственные способности, познавательная активность, уровень нравственности;

2. характеристики коллектива, его состав (возрастной, половой, социальный), уровень развития норм взаимодействия старших и младших, наличие (отсутствие) органов детского самоуправления или иных форм общественной активности детей;

3. уровень профессиональной компетентности педагогов-организаторов, их опыт, возраст, уровень квалификации, а также стиль взаимодействия с детьми;

4. воспитательная система детского оздоровительного лагеря, идеи, лежащие в основе различных досуговых и творческих программ.

Список использованной литературы при подготовке модуля:

1. helpiks.org - хелпикс.орг - 2014-2016 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования.

2. Воронкова Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде / Л.В. Воронкова. – М., 2007.

3. Григоренко Ю.Н. Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю.Н. Григоренко. – М., 2003.

4. Кулаченко М.П. «Учебник для вожатого» Ростов-на-Дону, 2008.

5. Афанастева С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя / С.П. Афанастева. – М., 2004.


Приложение №1 «Правила внутреннего распорядка»

Краткие правила

· Категорически запрещается выход за территорию лагеря ребенка без сопровождения взрослого и без письменного разрешения начальника лагеря!;

· Режим дня;

· «Нельзя» в нашем лагере;

· Правила пользования туалетом;

· Хранение вещей в тумбочках, в шкафах, чемоданах и чемоданных комнатах;

· Обязанности дежурных по комнате, в столовой;

· Поведения в столовой;

· Правила поведения ночью;

· Правила взаимного уважения;

· Информации о том, к кому нужно обратиться в случае отсутствия вожатого рядом или в сложных ситуациях.

Анкета № 2

(для основного периода смены)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 479; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.112 с.)