Организации деятельности детского лагеря» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организации деятельности детского лагеря»



Раздел II.

«Практические основы

Организации деятельности детского лагеря»


Модуль № 1

 (6 часов на изучение модуля + 3 часа С/Р студента)

«С чего начинается лагерь…»

Содержание теоретической части модуля № 1:

1. Логика и структура развития смены в детском лагере.

2. Характеристика и особенности подготовительного периода лагерной смены. Цель и задачи, стоящие перед вожатым на медицинском осмотре.

3. Характеристика и особенности организационного периода лагерной смены.

4. Организация заезда детей в лагерь. Правила поведения, техника безопасности и профилактика детского травматизма в условиях летнего лагеря, первая помощь.

5. Организация жизнедеятельности детей в первые дни смены. Отрядный уголок и его оформление.

 

Содержание практической части модуля № 1:

Обобщение и систематизация изученного теоретического материала. Выполнение практических заданий творческого характера.

 

Задания для самостоятельной работы по модулю № 1:

Выполнение заданий для самостоятельной работы.

 

По итогам изучения модуля студенты должны знать:

· особенности подготовительного и организационного периодов лагерной смены.

· основные виды деятельности вожатого в подготовительный и организационный периоды.

 

По итогам изучения модуля студенты должны уметь:

· осуществлять деятельность на медицинском осмотре;

· осуществлять встречу детей у автобуса в день отъезда и организовывать деятельность детей в автобусе;

· осуществлять отрядное планирование;

· разрабатывать план-сетку деятельности отряда;

· макетировать отрядный уголок, моделировать деятельность вожатого и воспитанников при разработке творческой презентации отряда на празднике открытия лагерной смены.

 

Алгоритм действий студентов при изучении данного модуля:

1. Осмыслить теоретическую часть модуля № 1 с использованием приемов критического мышления.

2. Приготовиться к выполнению заданий и обсуждению вопросов практической части модуля № 1.

3. Выполнить одно из заданий для самостоятельной работы студента по модулю № 1 на выбор студента.

4. Приготовится к выполнению итоговой работы. 

                                  

Алгоритм действий студентов, обучающихся по индивидуальному образовательному маршруту:

1. Осмыслить теоретическую часть модуля с использованием известных вам приемов критического мышления.

2. Выполнить в письменном виде четыре задания из практической части модуля и сдать работу на проверку преподавателю.

3. Выполнить любые два из предложенных заданий для самостоятельной работы в письменном виде и сдать на проверку преподавателю.

4. Приготовится к выполнению итоговой работы. 

 

 


Философия смены»

Философия смены – термин условный, так же, как и термины «философия каникул» и «философия лагеря» и трактуется гораздо шире, чем просто перечисление целей и задач, форм деятельности, используемых в ходе смены. Философия смены это – педагогическая позиция коллектива, его взгляды на организацию летнего досуга ребенка, подход к определению основных ценностей лагерной жизни. Философия смены находит свое выражение в выборе «образа жизни» детского и взрослого сообщества в течение всей смены. Таким образом, философия смены включает в себя идею, ведущие цели, принципы организации и иногда сюжет самой смены (тематической смены).

 
Тематическая смена – это смена, содержание которой построено на одной теме, сюжете.  


Например:

· смена, основанная на литературных произведениях («Солнечный город», «Хоббитские игры», «В гостях у дедушки Корнея» и т.д.),

· смена, основанная на изучении проблем личности («Талант – восьмое чудо света», «Звезда по имени «Я» и др.)

· смена, основанная на современных проблемах человечества («Остров мечты», «Праздники Земли» и т. д.),

· смена, основанная на знаменательных датах в истории страны (300-летие Флота, 300-летие Санкт-Петербурга, 200-летие со дня рождения А.С. Пушкина и т.д.).

 

Образ жизни»

Под образом жизни понимают педагогическую стратегию организации жизнедеятельности детей и взрослых во время лагерной смены. В реализации профильных социально-педагогических смен необходимо выделять три образа жизни: дача, клуб и сбор.

  • Дача – по О.С. Газману[11] – «собственно отдых, насыщение прелестями лета». Это система жизнедеятельности лагеря, где главным является отдых, развлечение и досуг. Дети участвуют в программе смены по принципу «хочу – участвую, хочу – нет». А сама программа составляется взрослыми без серьезного учета интересов конкретных детей – участников смены, в расчете на «среднеарифметического ребенка». При этом сами взрослые нередко занимают позицию руководителя, массовика-затейника.
  • Клуб – это такая система жизнедеятельности, ключевыми понятиями которой являются выбор, общение, досуг. В клубе дети – активные субъекты лагерной жизни, каждый из них может выбирать не только событие, акцию, в которой можно принять участие, но и свое отношение к этой акции, свою роль в событии. Взрослые вместе с детьми разрабатывают план смены, реально учитывая пожелания детей. Позиции взрослого определяются как «консультант», «координатор», «организатор». Общение на смене является важнейшим компонентом содержания деятельности, и оно специально организуется в соответствии с выдвинутыми целями. «Ценности» коллектива складываются постепенно, в смене четко прослеживаются структурные периоды. Клуб как образ жизни детей и взрослых на смене предполагает разнообразную деятельность по дополнительному образованию детей и подростков в условиях лагеря.
  • Сбор – это образ жизни на смене, предполагающий высокую динамику и плотность дел и событий, в определении О.С. Газмана[11] – «взрыв, нравственный сдвиг в сознании ребят, активную их позицию». Профильная смена, организованная по принципу сбора, предполагает «жесткую» программу, так как главный выбор участники смены осуществляют в подготовительный период: на смену-сбор едут те, кто полностью разделяет идеи, ценности предстоящей деятельности. На сборе главное – дело. Лейтмотив деятельности детей при этом образе жизни на смене следующий: «Я знаю, куда приехал и что меня ожидает. Мне это интересно, я хочу принять в этом участие и разделить ответственность за результат». Сбор желателен, когда проводятся профильные смены, где доминирует «социальное воспитание», когда смена является закономерным продолжением до лагерной деятельности, к примеру, детского творческого объединения (экологов, туристов и т.д.).

 

Эмоциональный ритм»

Под эмоциональным ритмом понимается определенная организация во времени процесса эмоционального отражения жизнедеятельности конкретного объединения. Результаты ряда исследований свидетельствуют, что эмоциональные процессы и состояние подчиняются определенным закономерностям, учет которых позволяет повысить эффективность педагогического воздействия (А.Н. Лутошкин, Б.Д. Парыгин, К.Д. Радина и др.). Анализ работы многих загородных лагерей показал, что в течение смены у каждого отряда складывается свой индивидуальный ритм эмоциональной жизни. При этом обнаруживается значительное сходство динамики эмоциональных состояний разных отрядов и в разные лагерные смены. Таким образом, можно сделать вывод о наличии в течение одной смены лагеря общего эмоционального ритма, который характеризуется единым циклом с четко просматриваемыми тремя фазами. Каждая фаза соответствует определенному периоду лагерной смены и имеет свои содержательные особенности. Организационный и заключительный периоды характеризуются большей динамичностью эмоциональных состояний. Основному периоду присущи определенная умеренность, относительная равномерность амплитуды колебаний общего настроения.

 

Антураж»

Большое внимание этой стороне лагерной жизни уделяют скауты, создавшие одну из самых интересных и жизнеспособных воспитательных систем летнего отдыха детей и подростков. Для общего успеха смены продуманность, оригинальность антуража очень важны. Так, большую смысловую и эмоциональную нагрузку несет на себе антураж каждой конкретной смены:

    • флаги,
    • эмблемы,
    • талисманы,
    • музыкальное оформление,
    • «фирменные» названия

Следует учитывать:

1. Общую символику смены (графическое и цветовое решение), качество и количество символов. Нецелесообразно создавать на смену флаг, герб, талисман, вымпел и т.д.

2. Оформление территории и проводимых акций в соответствующем стиле.

3. Музыкально-песенное оформление как одно из ключевых в создании эмоциональной атмосферы в лагере.

4. Имидж педагогов.

 

 

Структура смены»

Отличительной особенностью воспитательного процесса в условиях летнего лагеря является его системность и цикличность. В соответствии с основными циклами смену лагеря традиционно подразделяют на три периода:

· организационный (адаптационный),

· основной (рабочий),

· итоговый (заключительный).

Однако современные исследователи добавляют подготовительный (время до заезда в лагерь, предполагающее подготовку вожатых к встрече с детьми) и после лагерный (анализ и подведение итогов пройденной смены) периоды.

Каждый из периодов смены можно проанализировать по нескольким показателям:

· ожидание ребят,

· организация деятельности,

· роль и позиция педагога,

· нравственно-психологическое состояние временного детского коллектива.

 

Подготовительный период

Длительность периода – 10 дней до начала смены.

На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.

Во время подготовительного (пропедевтического) периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, что они ждут от смены, психологически и практически готовятся к отъезду в лагерь.

Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного – заезд детей.

Задачи деятельности вожатого:

· знакомство с лагерем, его территорией, педагогическим коллективом, заочное знакомство с отрядом;

· подготовка педагогической, личной документации вожатого;

· ознакомление с Программой летнего оздоровительного отдыха в лагере;

· составление методической копилки вожатого;

· анкетирование родителей.

 

Содержание деятельности вожатого:

· выезд в лагерь на организационное совещание;

· посещение родительского собрания;

· составление анкеты и проведение анкетирования родителей;

· составление списка отряда;

· оборудование отрядного места (домика);

· прохождение медосмотра и получение допуска к работе;

· оформление трудовой книжки с администрацией лагеря;

· разработка конспектов ключевых дел смены согласно программе летнего оздоровительного отдыха лагеря.


Организация заезда детей в лагерь

 

Отрядный уголок может быть:

· плоским (нарисован на листе бумаги);

· в виде цельной картины, связанной с тематикой смены или названием отряда;

· состоящим из отдельных частей, объединенных общей темой;

· объемным, в виде какого-нибудь предмета, например, паровоз с вагонами;

· объемно-плоским, соединяющим в себе различные элементы, напри­мер, огород с фруктовыми деревьями и грядками овощей или космичес­кое пространство с планетами, звездами, ракетами и т.п.

Начиная работу над отрядным уголком, нужно определить его структуру и форму.

Форма отрядного уголка может быть оригинальной и выполненной в определенной стилистике (ромашка, корабль, ботинок, радуга и т.п.). Форма отрядного уголка и отдельных рубрик может быть связана с названием отряда, его эмблемой и другой атрибутикой.

Оформление отрядного уголка начинается в последние дни организа­ционного периода и заканчивается в первые 2 дня основного периода (хотя в каждом лагере возможны свои требования).

Рубрики для отрядного уголка:

  • Название отряда, девиз, речевка, эмблема (подходит к тематике смены и возрасту детей), должно быть написано крупными буквами, чтобы сразу бросаться в глаза;
  • Отрядная песня («А мы поем...», «Музыкальный граммофон»). Выбранная и разученная вами и детьми;
  • Календарь
  • График чистоты (по палатам), в нем ежедневно выставляется оценка или символ заменяющий ее. Очень хорошо, если у вас будет помощник, который будет следить за тем, чтобы не один день не был пропущен, в противном случае у ребят пропадет интерес к уборке комнат Поименные графики дежурства должны висеть и на дверях комнат, их тоже необходимо вести ежедневно. В начале смены можно объявить конкурс на самую чистую комнату в течение данной смены, а в конце подвести итоги и наградить победителей грамотами, дипломами или медалями.
  • План-сетка («Дрова для костра – наши дела», «Еще не вечер», «Веселыми тропинками лета», «Наша стратегия», «Завтречко» и т.д.), где по дням смены прописаны все отрядные и общелагерные мероприятия (что бы ребята и вожатые не забывали к какому мероприятию пора готовиться)
  • Сегодняъемный план работы на день) «Сегодня у нашего костра», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «А у нас сегодня...», «Сегоднячко»)., (с конкретной фамилией ответственного за проведение мероприятия) этот план вывешивается ежедневно, потому, что в нем могут быть корректировки в зависимости от погодных условий или т.п.
  • Поздравляем («Гип-гип ура!», «Маэстро, музыка!», «Целуем в щечку!»).
  • Спорт («От старта до финиша», «Точно в кольцо», «Наша стометровка», «Назло рекордам»).
  • Режим дня
  • Списокмальчиков и девочек отряда, актива отряда («Знакомьтесь, это мы!», «Ба, знакомые все лица!»). Списки можно составить по алфавиту или по комнатам проживания, иногда вывешивается дополнительный список именинников смены с датами рождения, куда включены и вожатые с воспитателями.
  • Законы отряда, лагеря
  • Жизнь лагеря («В других отрядах», «За бугром», «За горами, за долами»).
  • Наш адрес («Где нас найти», «Приезжайте в гости к нам»).
  • Наши достиженияили награды («Страна должна знать своих героев»). это необходимо для ребят, они должны видеть свои достижения и успехи своих друзей.
  • Всякая всячина («А вы знаете, что…», «Всяко разно...»).
  • Очень Важная Информация («Новости», «Скоро в отряде», «Что пишут в газетах»).
  • А вы слышали, что...
  • Наше настроение
  • Конверт для сюрпризов. Его можно назвать «Мы поздравляем», «Сюрприз», необходим для поздравлений и приятны сюрпризов име­нинникам, победителям.
  • Книга жалоб и предложений («Бочка жалоб и предложений», «Озеро доверия», «Отрядная почта»).

Временные рубрики отрядного уголка:

В организационный период смены:

· «Это наш лагерь» (краткие данные о лагере);

· поздравление с приездом;

· легенда смены;

· письмо-наказ ребят прошлой смены;

· первые песни;

· план на день.

В основной период смены отражается ежедневная деятельность отряда:

· соревнования;

· подготовка к отрядным и общелагерным делам, праздникам;

· участие в творческих конкурсах, смотрах;

· жизнь отряда;

· поощрение детей.

В заключительный период смены:

· «Как мы жили» с фотографиями или мысли ребят о прожитых днях;

· «А напоследок я скажу...», где дети пишут на прощание друг другу и лагерю пожелания и другие рубрики на усмотрение вожатого.

План-сетка

План-сетка является внутренним нормативным документом, определяющим, регулирующим жизнедеятельность отряда. В план-сетку мероприятий на лагерную смену включаются общелагерные и отрядные мероприятия, работа по подготовке к ним и ответственные лица.

 

01.06.17   02.06.17 03.06.17 04.06.17 05.06.17 06.06.17 07.06.17
08.06.17   09.06.17 10.06.17 11.06.17 12.06.17 13.06.17 14.06.17
15.06.17     16.06.17 17.06.17 18.06.17 19.06.17 20.06.17 21.06.17

 

План-сетка отрядных мероприятий на лагерную смену составляется в период подготовки к работе детского лагеря педагогическим коллективом лагеря и корректируется с учетом пожеланий и интересов детей уже в организационный период смены.

 

При составлении плана-сетки может использоваться принцип деления дня на два основных временных периода, пригодных для заполнения – организации различных мероприятий, трудовых дел, активного отдыха: первая половина дня – соответствует времени с 10.00 до 12.00; вторая половина – с 14.00 до 16.00, третья – с 19.00 до 21.00.

 

01.06.17 утро 02.06.17 утро 03.06.17 утро 04.06.17 утро 05.06.17 утро 06.06.17 утро 07.06.17 утро
  день   день   день   день   день   день   день
  вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер
08.06.17 утро 09.06.17 утро 10.06.17 утро 11.06.17 утро 12.06.17 утро 13.06.17 утро 14.06.17 утро
  день   день   день   день   день   день   день
  вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер
15.06.17 утро 16.06.17 утро 17.06.17 утро 18.06.17 утро 19.06.17 утро 20.06.17 утро 21.06.17 утро
  день   день   день   день   день   день   день
  вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер   вечер

Исходными данными для планирования работы отрядного коллектива в детском оздоровительном лагере могут служить:

· задачи лагерного периода;

· модель смены;

· календарь народных летних праздников;

· общественно-политические праздники страны, региона, города;

· традиции лагеря;

· информация о детях (возрастные особенности, их ожидания);

· личные воспоминания вожатого о своем детстве, его ожидания.

При составлении плана-сетки отрядных мероприятий следует учитывать:

· Эмоциональную и физическую загруженность детей;

· Соотношение отрядных и общелагерных мероприятий;

· Время проведения мероприятий;

· Резерв свободного времени ребенка;

· Погодные условия;

· Работу секций и кружков.

 

К плану-сетке прилагается обоснование плана, включающее психолого-педагогическую характеристику отряда и основные задачи деятельности вожатого на смену. В плане должны быть интересные и развивающие занятия для детей, но при этом важно не перегружать план. При составлении плана необходимо руководствоваться определенными правилами. Так, план воспитательной работы с детьми и подростками должен быть:

· конкретным (определение точных дат, времени, места и конкретных форм отрядных дел и исполнителей);

· реальным (учет особенностей природного и социального окружения, условий лагеря);

· педагогически целесообразным; сочетать различные формы организации деятельности детей;

· отвечать условиям необходимости и достаточности мероприятий, обеспечивающих развивающую деятельность детей с учетом реальных возрастных и индивидуальных возможностей детей в отряде.

 

Таким образом, план – это документ, в котором отражена система воспитательной деятельности вожатого. Это проект развития личности ребенка и всего детского коллектива, в котором будет проходить вся воспитательная работа. Выбирая вариант плана, вожатому необходимо стремиться к простоте, ясности и меньшим затратам труда.

Возможные позиции вожатого в процессе планирования:

· вожатый привлекает детей к планированию, предлагая варианты, идеи для обсуждения;

· вожатый вместе с детьми, «на равных», осуществляет поиск дел;

· дети сами планируют работу, вожатый скрыто направляет их деятельность.

Место и роль вожатого также зависит от его опыта, вида работы, педагогического мастерства, возраста детей. Степень привлечения детей к планированию растет по мере того, как растут сами дети. В младших отрядах она минимальна, для старших отрядов возможно самостоятельное планирование при скрытом регулировании вожатого.

План-сетка жизнедеятельности отряда на смену разрабатывается в первую очередь в интересах самих ребят, поэтому он должен быть размещен в общедоступном и видном месте как источник информации для детей – в отрядном уголке.

Форма плана-сетки, используемая в лагере, должна быть необычной, так как восприятие детей отличается от восприятия взрослых. Главное, он должен быть интересным, привлекательным для них как по виду, так и по содержанию.

Например:

· дом с окнами,

· карта страны приключений,

· перекидной календарь,

· кубик-рубик,

· в виде поезда,

· в виде аппликации и т.д.

 

Методика планирования в отряде связана с организацией планирования в лагере. В лагере много традиций, важно их сохранять, развивать, но не навязывать. Вот поэтому после обсуждения возможных дел, с учетом интересов детей в отрядах, ребятам предлагается познакомиться с традиционными и возможными направлениями работы, делами в лагере. План – это результат совместного творчества взрослых и детей. Включение подростков в процесс планирования обеспечивает их активную позицию, позволяет детям воспринять план отряда как свой собственный, а вожатому – конкретизировать и уточнить свои замыслы, опираясь на интересы и потребности детей.


Планирование воспитательной работы по методике КТД

Коллективное, совместное планирование жизнедеятельности отряда на лагерную смену по технологии коллективной творческой деятельности, предложенной И.П. Ивановым состоит из следующих ступеней:

· 1 ступень – сбор-старт коллективного планирования (объяснение задач, содержания и методики предстоящей работы);

· 2 ступень – разведка дел (консультации, сбор информации, осуществляемый мини-группами);

· 3 ступень – защита идей и предложений в план работы (мини-группы предлагают либо отдельные акции, либо свой вариант целого плана);

· 4 ступень – составление плана работы на смену;

· 5 ступень – осмысление итогов коллективного планирования.

Прохождение всех пяти ступеней должно завершиться в течение организационного периода. Проводя совместное с детьми планирование, взрослые организаторы смены должны учитывать «философию смены», «образ жизни».

Организуя коллективное планирование, важно учесть особенности контингента детей, вожатых, условия работы и составить целостный план процесса коллективного творческого поиска, предусматривающего деятельность детей по созданию отрядных и общелагерных планов. При коллективном творческом планировании можно не давать детям много времени на раздумывание: чем меньше времени, тем интенсивнее работает творческая мысль.

Примеры коллективного планирования

Коллективное планирование «Северное лето»

1 этап – подготовительный. Организуются консультационные пункты, где можно почерпнуть полезную и интересную информацию. Например, консультпункты могут быть такими: «Календарь знаменательных дат» (обзор знаменательных дат, выпадающих на данный отрезок времени); «Народный календарь или Месяцеслов» (обзор народного календаря, летних обрядовых праздников); Нетрадиционные праздники (обзор некоторых форм дел, нетрадиционных для школы, детского объединения); Игры на местности и др.

2 этап – распределение участников групп по консультпунктам. Задача – сбор полезной информации для составления плана дел.

3 этап – работа консультпунктов: ведущие консультационных пунктов предлагают информацию по своему направлению: литературу, варианты проведения конкретных дел.

4 этап – сбор участников: обмен собранной на консультационных пунктах информацией. Выдвижение предложений в план общих дел.

Коллективное планирование «Турфирма предлагает»

Подготовка: Заранее готовится список дел разной направленности (подвижные, интеллектуальные, развлекательные, трудовые и т.д.). Из оборудования понадобятся: маркер, бумага для записей, ручки для каждого участника.

Ход игры: Ведущие рассказывают «клиентам» об услугах, которые может предложить турфирма в «круизе». Например: Юморина, Спартакиада, Встреча с интересным человеком, Интеллектуальное казино, Выставка авангардного искусства, Турград, Вечер легенд, Защита фантастических проектов, Город мастеров, Конкурс «Мисс и Мистер», Заочное путешествие в.... и т.д.

«Клиенты», прослушав информацию, дополняют список услуг своими пожеланиями. Все предложения, высказанные «клиентами», заносятся в большой список дел. Каждый «клиент» выбирает из общего списка дел 5 наиболее интересных и записывает их в порядке значимости. Время на индивидуальную работу – 5-7 мин. Затем, в общем списке дел ведущие проставляют количество «голосов», отданных тому или иному делу. Дела, получившие самый высокий рейтинг, включаются в план общих дел (список услуг «турфирмы»).

Советы организаторам:

1. Выдерживать форму обращения к участникам на протяжении всей игры («турфирма» - «клиент»).

2. Можно использовать элементы костюмов представителей турфирм.

3. Первоначальное распределение на творческие группы по подготовке дел желательно провести сразу же.

Коллективное планирование «Строим дом»

Подготовка. Готовится изображение дома и комплект карточек с названиями, связанными с домом: гостиная (большие общие дела), клубная комната (дела для клуба, отряда), спортзал (спортивное направление), детская (дела, которые можно провести для младших), чердак (все загадочное, из области старины, прикладное творчество и т.д.), двор (игры и трудовые дел на улице).

Ход планирования. Разбивка па группы по интересам. Представители от каждой группы тянут жребий, т.е. выбирают карточку с одним из названий. Ведущий дает краткие пояснения, какие дела могут входить в тот или иной раздел (см. выше), сколько их может быть, напоминает об оригинальности.

Время для работы в группах – 15 мин. Ребята высказываются по очереди, предлагают идеи. Группа совещается и записывает все самое оригинальное. Педагог это время подходит к каждой группе, наблюдает за обстановкой. За отношениями между участниками, помогает сформулировать идеи.

Следующий этап – представление группами своих дел. Когда общий список готов, группы могут, посовещавшись, взять на себя подготовку и проведение конкретных дел (независимо от того, кто их предлагал). В конце составляется конкретных план общих дел.

Ежедневный план работы вожатого (планирование на каждый день) – это план, в котором отражен порядок последовательных действий вожатого, необходимых при организации каждого дня. В этом документе вожатый намечает для себя основные моменты при подготовке к мероприятию, на каких организационных моментах следует сконцентрировать свое внимание и усилия, исполнение каких заданий нужно проконтролировать.

Структуру плана работы вожатого на каждый день составляют следующие позиции: временной интервал дня, организационные моменты, деятельность вожатого, указывается дата и день недели.

Данный план вожатый составляет ежедневно на последующий день после планерки, когда намечается основной перечень дел

Примерная структура плана работы вожатого на каждый день

 

День лагерной смены ________ Дата ____________________

 

Период дня, время Организационные моменты Деятельность вожатого
     

 

В конце дня вожатый подводит итоги дня, анализируя собственные действия, результаты проделанной работы, возникшие педагогические ситуации, ваше собственное поведение и поведение детей в них. Именно здесь, на этой стадии, анализируя собственные действия, результаты проделанной работы, возникшие педагогические ситуации, свое собственное поведение и поведение детей в них, вожатый получает возможность сказать самому себе: «Вот здесь я поступил правильно (или наоборот: проявил нерешительность, поступил нетактично, резко и т. д.)» и, вместе с этим, оценить атмосферу в отряде, проблемы связанные с межличностными отношениями детей, выявить провоцирующие их возникновение причины. Для этого в конце дня, вожатому подвести анализ прошедшего дня.

Алгоритм анализа дня:

1. Сбор информации в течение всего дня.

2. Оценка информации:

· воспитательная эффективность форм работы с детьми и подростками;

· эффективность проведенных дел; позиции детей в подготовке и проведении КТД;

· организация режимных моментов;

· анализ психологического состояния детского коллектива:

· общественное мнение (есть ли оно);

· настроение детей;

· отношение детей друг к другу, к взрослым, к происходящим событиям;

· их организованность;

· наблюдение за изменениями в поведении детей.

3. Выявление причин, вызывающих несоответствие фактического состояния дела с планом.

4. Принятие решения, оценка, выводы по дню:

· Выполнен ли план работы на день? Что удалось \ не удалось выполнить?

· Какое дело или событие дня было наиболее важным в воспитательном отношении:

· реализовывая его, какую задачу решили?

· как действовали при этом ребята (активно или пассивно были заинтересованы, только наблюдали и т.д.),

· как коллектив и каждый в отдельности?

· какое чувство у детей и у вас оно вызвало?

· над чем заставило вас задуматься?

5. Перспектива дальнейшей деятельности, определение воспитательных задач на следующий день.

Требования к анализу дня:

· непрерывность записей,

· глубина анализа,

· конструктивность,

· объективность.

 

Таким образом, вожатый получает возможность внести коррективы в будущие планы, усовершенствовать их и адаптировать их к сложившейся ситуации. Это, по сути, является форма самоконтроля вожатого как руководителя отряда и, одновременно совместного контроля в реализации запланированного ранее содержания дня.

Следует помнить, что любой план или программа представляют собой фиксацию нашего идеального представления о том, как должно быть подготовлено и реализовано то или иное дело, мероприятие. Но вполне возможный недостаток специальных знаний, внезапно изменившаяся ситуация в лагере, погодные условия, неожиданная реакция детей на те или иные события могут не позволить вам осуществить задуманное «один к одному». Надо спокойно и взвешенно разобраться в причинах имевших место отступлений от вашего идеального плана и сделать соответствующие выводы.

Планирование в отряде и лагере носит непрерывный характер. От планирования смены дети переходят к планированию очередного дела. Подводя итоги прожитого дня, ребята переходят к обсуждению завтрашних. Таким образом, они коллективно решают, какой должна быть их жизнь в лагере.

Выделяют следующие особенности, влияющие на успешность воспитательной работы с детьми и подростками в детских оздоровительных лагерях:

1. контингент участников летних смен: их психические, психолого-педагогические характеристики, умственные способности, познавательная активность, уровень нравственности;

2. характеристики коллектива, его состав (возрастной, половой, социальный), уровень развития норм взаимодействия старших и младших, наличие (отсутствие) органов детского самоуправления или иных форм общественной активности детей;

3. уровень профессиональной компетентности педагогов-организаторов, их опыт, возраст, уровень квалификации, а также стиль взаимодействия с детьми;

4. воспитательная система детского оздоровительного лагеря, идеи, лежащие в основе различных досуговых и творческих программ.

Список использованной литературы при подготовке модуля:

1. helpiks.org - хелпикс.орг - 2014-2016 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования.

2. Воронкова Л.В. Как организовать воспитательную работу в отряде / Л.В. Воронкова. – М., 2007.

3. Григоренко Ю.Н. Кипарис-3. Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере / Ю.Н. Григоренко. – М., 2003.

4. Кулаченко М.П. «Учебник для вожатого» Ростов-на-Дону, 2008.

5. Афанастева С.П. Веселые каникулы: Настольная книга воспитателя / С.П. Афанастева. – М., 2004.


Приложение №1 «Правила внутреннего распорядка»

Краткие правила

· Категорически запрещается выход за территорию лагеря ребенка без сопровождения взрослого и без письменного разрешения начальника лагеря!;

· Режим дня;

· «Нельзя» в нашем лагере;

· Правила пользования туалетом;

· Хранение вещей в тумбочках, в шкафах, чемоданах и чемоданных комнатах;

· Обязанности дежурных по комнате, в столовой;

· Поведения в столовой;

· Правила поведения ночью;

· Правила взаимного уважения;

· Информации о том, к кому нужно обратиться в случае отсутствия вожатого рядом или в сложных ситуациях.

Анкета № 2

(для основного периода смены)

 

Речевки-кричалки

Утренняя (побудка):



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 231; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.9.236 (0.186 с.)