Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Врачебно-педагогические наблюдения. Задачи и организация.
Для оценки воздействия физических нагрузок на организм занимающихся во время учебно-тренировочных занятий проводятся исследования совместно врачом и тренером. Такие исследования называются врачебно-педагогическими наблюдениями. ВПН – это достижение наивысшего спортивного результата и сохранение состояния здоровья спортсменов. Необходимость таких исследований вызвана тем, что оценка функционального состояния спортсмена, степени его адаптации может быть правильно оценена только в условиях тренировочного процесса при использовании специфических нагрузок. Задачи врачебно-педагогических наблюдений: 1) Оценка состояния здоровья и функционального состояния организма спортсменов на различных этапах тренировочного процесса, раннее выявление донозологических изменений состояния здоровья спортсменов, возникающих в процессе тренировки. 2) Совершенствование планирования и индивидуализации тренировочного процесса. 3) Оценка эффективности использования выбранных педагогических, психологических и медицинских средств Оперативные исследования проводятся на учебно-тренировочных занятиях. Данные исследования могут быть проведены: – непосредственно на тренировке; – до тренировки и через 20-30 минут после тренировки; – утром и вечером в день тренировки Текущие исследования – это оценка отставленного тренировочного эффекта, т.е. эффекта в поздних стадиях восстановления (через день после тренировки и в последующие дни). Текущие исследования проводятся в условияхучебно-тренировочных сборов. Данные исследования могут быть проведены: – ежедневно утром в условиях тренировочного сбора – ежедневно утром и вечером в микроцикле – в начале и в конце микроцикла – после дня отдыха. Этапные исследования – это оценка кумулятивного (срочный плюс отставленный тренировочные эффекты) тренировочного эффекта за определенный период (например, в течение подготовительного периода). Этапные исследования проводятся каждые 3 месяца во врачебно-физкультурном диспансере. Данные исследования проводятся после дня отдыха, утром через 1,5-2 часа после легкого завтрака, в день исследования спортсмен не должен делать зарядку. При наличии медицинских показаний проводятся дополнительные функционально-диагностические и лабораторные исследования. Оценка состояния здоровья осуществляется согласно следующим градациям:
-здоров, -практически здоров (с отклонениями в здоровье или заболеваниями, которые хорошо компенсированы, вне обострения и не ограничивают выполнение тренировочной работы в полном объеме), -имеет заболевания, требующие лечения и ограничивающие тренировочный процесс,-имеет заболевания, требующие отстранения от занятий спортом. Методы врачебно-педагогических наблюдений 1) Анамнез (опрос) спортсмена о его жалобах. Для этого перед тренировкой, во время тренировки и после тренировки необходимо расспросить спортсмена о его самочувствии, желании тренироваться, ощущении усталости, об оценке достаточности времени, отводимого на отдых, о трудности выполнения отдельных упражнений и т.д. Наличие у спортсмена во время и после тренировки каких-либо жалоб, практически всегда говорит о несоответствии нагрузки уровню подготовленности данного спортсмена или о нарушениях в состоянии его здоровья. В то же время отсутствие жалоб и неприятных ощущений не всегда свидетельствует о хорошей переносимости нагрузок. 2) Самоконтроль – это регулярное наблюдение за состоянием своего здоровья и физического развития и их изменений под влиянием занятий физкультурой и спортом. Самоконтроль не может зам-нить врачебного контроля, а является лишь дополнением к нему. Спортсмены должны систематически следить за своим самочувствием и состоянием здоровья. Наилучшая форма самоконтроля – это ведение специального дневника. Основные показатели самоконтроля спортсмена условно можно разделить на две группы – субъективные и объективные. К субъективным показателям самоконтроля следует отнести: самочувствие, настроение, сон, аппетит, умственную и физическую работоспособность, положительные и отрицательные эмоции. Самочувствие после занятий физическими упражнениями должно быть бодрым, настроение – хорошим, занимающийся не должен чувствовать головной боли, разбитости и переутомления. К объективным показателям самоконтроля следует отнести: массу тела, ЧСС, АД, ЧД, ЖЕЛ, силу мышц кисти, показатели функциональных проб, контрольные испытания физической подготовленности, спортивные результаты. Постоянное ведение дневника дает возможность определить эффективность занятий, оптимально планировать величину и интенсивность физической нагрузки и периоды отдыха. Сопоставляя данные дневника самоконтроля спортсмена с результатами разнообразных проб, проводящихся при текущем контроле ВПН, можно объективно оце-нить эффективность построения тренировочного микроцикла, своевременно выявить донозологические изменения состояния здоровья спортсмена.
3) Наблюдение за внешними признаками утомления спортсменов. О степени утомления во время тренировочного занятия можно судить по внешним признакам утомления (окрас-ка кожи, выражение лица, потливость, характер дыхания, координация движений, речь, внимание). На основании наблюдений за внешними признаками утомления спортсмена, можно определить степень утомления и сделать вывод о переносимости физической нагрузки на учебно-тренировочном занятии. 4) Контроль массы тела спортсменов. Определение массы тела – простой, но важный метод оценки воздействия физической нагрузки. Массу тела измеряют утром натощак, а также до и после тренировки. В подготовительные периоде тренировок масса тела снижается более интенсивно, чем в последующие периоды; при достижении высокой тренированности масса тела спортсмена стабилизируется. 5) Определение плотности тренировки. Плотность тренировки – это отношение времени, непосредственно затрачен-ному на выполнение физических упражнений, к общему времени занятия, выраженному в процентах. Плотность тренировки характеризует насыщенность ее физической нагрузкой. Следовательно, чем больше плотность тренировки, тем большим будет ее физиологическое воздействие на организм спортсмена. При оценке плотности необходимо учитывать, что она неоднородна и делится на общую и моторную. Моторная плотность – это время, затраченное на выполнение физических упражнений. Общая плотность тренировки – это отношение педагогически оправданных затрат времени к их общей продолжительности, выраженное в процентах. Спортивные доктора должны знать нормы роста и развития детей и подростков для того, чтобы выявлять нарушения и аномалии и принимать соответствующие меры. Эти знания позволяют врачам обнаруживать любые отклонения во время медицинского осмотра, предшествующего началу тренировок, направлять детей в соответствующий их особенностям вид спорта, помогать им ставить реальные цели в области занятий спортом и обеспечивать руководство тренерам и другим специалистам в составлении безопасных для здоровья и эффективных тренировочных и спортивных программ.
Особенности растущего организма. Особенности врачебного контроля за юными спортсменами. Периоды возрастного развития. Динамика возрастного развития физических качеств у детей и подростков. Особенности периода полового созревания. Индивидуальные особенности юных спортсменов. При оценке состояния здоровья детей и подростков основными задачами являются: 1) Углубленное обследование, оценка состояния здоровья и подростков, назначение соответствующих рекомендаций с целью обеспечения гармоничного развития, оптимального функционального состояния организма и полноценного здоровья.
2) Раннее выявление отклонений в состоянии здоровья детей и подростков для своевременной коррекции данных отклонений и сохранения здоровья. В настоящее время оценка состояния соматического здоровья детей и подростков проводится по классификации: 1-я группа включает здоровых, не имеющих хронических заболеваний, с нормальным физическим развитием и нормальными показателями функционального состояния исследуемых систем; 2-я группа – здоровые, имеющие те или иные морфофункциональные отклонения. К данной группе относятся дети и подростки с нарушениями осанки и слабо выраженным плоскостопием, повышенной утомляемостью и головными болями, связанными с нарушениями режима, миопией слабой степени, с отклонениями в физическом развитии, не связанным с эндокринной патологией, с косметическими и аномальными дефектами, если ребенок полностью адаптировался к ним и они не мешают выполнению его социальных функций (отсутствие пальца, птоз и др.), аллергическими реакциями, гипертрофией миндалин 1-2 ст., увеличением щитовидной железы 1-2 ст., вегетативной лабильностью, функциональным шумом в сердце, тахикардией, гипотонией, кариесом 6-8 зубов, часто болеющие (4 раза в году и более) и т.д.; 3-я группа – дети с хроническими заболеваниями в стадии компенсации (неактивная фаза ревматизма, простая форма хронического тонзиллита, хронический холецистит в стадии стойкой ремиссии, анемия, хронический ринит, хронический аденоидит, миопия средней степени, нейроциркуляторная дистония и др.); 4-я группа – больные с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации, но посещающие массовые школы, детские учреждения без значительных нарушений самочувствия; 5-я группа – больные хроническими заболеваниями в декомпенсированном состоянии. Оценка состояния психического здоровья детей и подростков проводится с учетом принципа разделения на 5 групп психического здоровья, разработанного в НИИ Гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Минздрава РФ (Крылов Д.Н., 1993), что позволяет более дифференцированно оценивать выявленные отклонения в их здоровье: 1-я группа – совершенно здоровые и оптимально адаптированные дети и под-ростки; 2-я группа – дети и подростки с лег-кими функциональными отклонениями, преимущественно с астено-невротическими реакциями, не вызывающих, однако, заметных изменений в социальном статусе, поведении и учебе, но требующих мобилизации и напряжения адаптационных механизмов организма; 3-я группа – дети и подростки с донозологическими отклонениями в основ-ном в виде астеноневротического синдрома различной этиологии с высоким напряжением и перенапряжением адаптационных механизмов, позволяющим им удерживаться на уровне предъявляемых требований; 4-я группа – дети и подростки с клиническими формами психических расстройств, т.е. относимых к кругу нозологических единиц (психических заболеваний) в стадии субкомпенсации, но уже с признаками срыва адаптационных механизмов, со снижением дееспособности в привычной социальной среде; 5-я группа – больные дети и подрос-тки с четко выраженными клинически-ми проявлениями заболеваний, яркой декомпенсацией состояния в связи с поломкой адаптационных механизмов, а также с резкими проявлениями психических нарушений, требующих госпитализации и активной терапии.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 151; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.01 с.) |