Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Москва сделалась в глазах современников третьим римом, а государи её усвояли титул царя и самодержца, заняв во вселенной положение византийских императоров.
Для уяснения того нового положения, которое заняла власть московских Государей, особенно по отношению к Церкви, нам придётся временами отдаляться в Византийскую историю и выяснить положение, занимаемое в Византии Императорской властью. Только таким образом мы уясним понятия, связанные с царской властью, понятия, неотделимые от неё, ставшие не только политической теорией, но живой действительностью и частью русского публичного права; эти понятия уяснят многие статьи русских Основных Законов, касающиеся постановлений о вере, о престолонаследии, о браках членов Императорского Дома; в этом свете понятна и статья (142) 185 Основных Законов, впервые введенная в Свод Законов Императором Николаем I. А для понимания самодержавной власти, как она Представляется русскому законодателю, мы сделаем ссылки на одного из лучших теоретиков этого вопроса.и одного из лучших литераторов своего времени «мужа чудного разумения, в науке книжной почитания довольна и многоречивого, зело в ополчениям дерзостного и за своё отечество стоятеля» – царя Ивана Васильевича Грозного, одного из умнейших людей своего века, по показаниям иностранных послов. Его определения самодержавной власти дадут основу для столь глубоко различных понятий, как самодержавие и абсолютизм. Смешивая их в одно по наличности одного общего им признака единоличия власти, современные публицисты упускают из вида полную их противоположность по их внутренней основе и по их политико-философским предпосылкам. V. ПОДГОТОВКА К ВОСПРИЯТИЮ ВИЗАНТИЙСКИХ ПРИНЦИПОВ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В ПРЕДШЕСТВУЮЩЕЙ ИОАННУ IV ИСТОРИИ И ИМ САМИМ. В оглавление книги К восприятию понятия царской власти в её Византийском истолковании Московская Русь была подготовлена не только стечением обстоятельств, выразившихся в падении одного государства и возвышении другого, династически с ним породнившегося, но и всей своей предшествующей историей. Мы находились и раньше в духовном сыновстве по отношению к Византии. «Немедленно после принятия новой веры мы видим епископов советниками великого князя, истолкователями воли Божьей; христианство принято из Византии; русская земля составляет одну из епархий, подведомственных Константинопольскому патриарху; для русского духовенства единственным образцом всякого строя служит устройство Византийское», говорит Соловьев. Вспомним, что Русь живёт и судится по Кормчей – где собраны памятники Византийского законодательства, заключающие наряду с правилами Вселенской Церкви и законы Византийских Императоров, и эти памятники действовали независимо от утверждения их русской властью.[ 07 ] Из Византии духовенство приносит новое учение о власти, уча об её богоустановленности и об обязанности повиновения ей. В Святославовом Изборнике на вопрос Синаита: «да еда убо всяк царь и князь от Бога поставляется»? даётся ответ: «ови князи н царие, достойни таковыя чти, от Бога поставляются; ови же паки недостойни суще противу. достоинства людем, тех недостоинства по Божию попущению или хотению поставляются». А потому Синаит учит: «егда узришь недостойна кого и зла царя или князя, не чудися, ни Божия промысла посягай, но разумей и веруй, яко противу беззаконием нашим тацем мучителям предаемся». В летописи говорится о высоте сана царской власти по поводу убиения Андрея Боголюбского: «естеством бо земным цесарь подобен человеку, властью же сана яко Бог». На него возлагается обязанность не только людьми управлять, но и заботиться об охране правоверия. Митрополит Никифор поучал Владимира Мономаха: «в стадо Христово не дай волку внити и аще виноград, иже насади Бог, не даси насадити терние, но сохранити предания старыя отец твоих». И другие учители Церкви говорили ещё Владимиру Святому: «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милованье».
Кроме идейного поучения была и реальная зависимость от Константинопольской Церкви. Независимо от того, основывалась ли эта зависимость на канонических основаниях, или только на исторических, как полагают Барсов и Голубинский, но фактически патриарший Константинопольский Синод избирал и представлял патриарху кандидатов для назначения и поставления в русскую митрополию; в этом назначении решительное влияние имели и Императоры без участия в этих актах русских князей и русских епископов (кроме двух известных случаев с митр. Илларионом в 1051 г. и митр. Климентом Смолятичем в 1147 г.); Константинопольский патриарх пользовался и правом суда над русскими митрополитами, которые судились патриаршим Синодом иногда в присутствии патриарха и императора.[ 08 ] Русские митрополиты на общем основании митрополичьих прав находились в отношениях зависимости к патриарху и его Синоду и должны были периодически являться в Константинополь для присутствования в патриаршем Синоде. На русского митрополита патриарх смотрел, как на своего наместника, и защищал его перед великим князем. Так патриарх писал в 1380 г. Дмитрию Донскому: «как я будучи общим свыше от Бога поставленным отцом христиан, рассеянных по всем странам земли, по долгу обязан и всегда пекусь и забочусь о спасении их и предстательствую за них перед Богом... так и поставленный мною митрополит носит образ Божий и вместо меня находится среди вас, так что всякий повинующийся и оказывающий ему любовь, честь и послушание, повинуется Богу и нашей мерности, так как оказываемая ему честь переходит на меня, а через меня непосредственно к самому Богу».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.004 с.) |