Тенденции в изучении отрочества в трудах отечественных ученых 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тенденции в изучении отрочества в трудах отечественных ученых



Взаимоотношения подростка с родителями

Отрочество - период, когда подросток начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. Стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех тех, кто привычно, из года в год оказывал на него влияние, и в первую очередь это относится к родительской семье.

Отчуждение по отношению к семье внешне выражается в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам тех, на кого направлено отчуждение. Негативизм - первичная форма механизма отчуждения, и она же является началом активного поиска подростком собственной уникальной сущности, собственного «Я».

Стремление осознать и развить свою уникальность, пробуждающееся чувство личности требуют от отрока обособления от семейного «Мы», доселе поддерживающего в нем чувство защищенности традициями и эмоциональной направленностью на него. Однако реально находиться наедине со своим «Я» подросток еще не может. Он еще не способен глубоко и объективно оценивать самого себя; не способен в одиночестве предстать перед миром людей как уникальная личность, которой он стремится стать. Его потерянное «Я» стремится к «Мы». Но на этот раз это «Мы» составляют сверстники.

Традиционно подростковый возраст рассматривается как период отчуждения от взрослых, однако современные исследования показывают сложность и амбивалентность отношения подростка ко взрослым. Ярко выражены как стремление подростка противопоставить себя взрослым, отстаивать свою независимость и права, так и ожидание от взрослых помощи, защиты и поддержки, доверие к ним, важность их одобрения и оценок. Значимость взрослого отчетливо проявляется в том, что для подростка существенна не столько сама по себе возможность самостоятельно распоряжаться собой, сколько признание окружающими взрослыми этой возможности и принципиального равенства его прав с правами взрослого человека.

Особенности общения подростка со сверстниками

Отрочество - это период, когда подросток начинает ценить свои отношения со сверстниками. Общение с теми, кто обладает таким же, как у него, жизненным опытом, дает возможность подростку смотреть на себя по-новому.

В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Чтобы осуществлять эти стремления, ему нужны личная свобода и личная ответственность. И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость.

Д. И. Фельдштейн выделяет три формы общения подростков:

Интимно - личную,

Стихийно - групповую,

Социальное развитие личности в подростковом возрасте Выступая как важный момент становления личности, подростковый возраст представляет собой не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся разноуровневыми характеристиками социального созревания. Уровень социальных возможностей подростка, условий и скорости его социального развития соотнесены с осмыслением подростком себе и принадлежности обществу, степенью выраженности прав и обязанностей, уровнем овладения миром современных вещей и отношений, насыщенностью дальних и ближних связей, их дифференциальностью. По мере взросления у подростков изменяются характер и особенности видения себя в обществе, восприятие общества, иерархия общественных связей, изменяются его мотивы и степень их адекватности общественным потребностям. Дифференциальный анализ кардинально нового психологического состояния подростка, определяемого потребностью растущего человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе, позволил установить и содержательно охарактеризовать психологически разные уровни своего рода три стадии процесса развития подростков.

Первый уровень называемый "локально капризный " отличен тем, что стремление 10-летнего ребенка к самостоятельности проявляется в потребности признания со стороны взрослых его возможностей и значений, через решение, как правило, частных задач. Поэтому мы и называем его локальным, а капризным, так как преобладают в нем ситуативно обусловленные эмоции. Причем эмоционально окрашенное стремление к самостоятельности проявляется у разных детей по-разному, что отражается в частности в мотивационных структурах.

Второй уровень "правозначимый" 12-13-летний ребенок уже не удовлетворяется своим участием в определенной совокупности дел, решений, у него развертывается потребность в общественном признании, происходит усвоение не только своих обязанностей, но прав в семье обществе формируется стремление к взрослости не на уровне "я хочу", а на уровне "я могу" и "я должен".

Третий уровень "утверждающе действенный" у 14-15-летних подростков развивается готовность к функционированию во взрослом лице, что порождает стремление применить свои возможности, проявить себя которое ведет к осознанию своей социальной приобщенности, обостряя потребность в самоопределении, самореализации. Возникает новый более высокий уровень осознания своей приобщенности к обществу с реально взрослой позиции ответственного человека выполняющего серьезную социальную роль.

 

Билет

Билет

Ш.БЮЛЛЕР

Поиск биологического смысла пубертатного периода представлен в работах Ш.Бюлер [20]. Подростковый возраст определяется ею на основе понятия пубертатности. Пубертатный период – это период созревания, это стадия, в которой человек становится половозрелым, хотя после этого физический рост у человека продолжается еще некоторое время. Период до начала пубертатности Ш.Бюлер называет детством человека, а заключительную часть пубертатного периода – юностью. Фаза пубертатности, созревания обнаруживается у человека в особых психических явлениях, которые Ш.Бюлер называет психической пубертатностью, которая появляется еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается долгое время после него.

Психическая пубертатность, по Ш.Бюлер, связана с вызреванием особой биологической потребности – потребности в дополнении. Именно в этом жизненном явлении и лежат, по ее мнению, корни тех переживаний, которые характерны для подросткового возраста. Внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести подростка из состояния самоудовлетворенности и спокойствия, побудить его к поискам и сближению с существом другого пола. Явления, сопровождающие созревание, должны сделать человека ищущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его "Я" должно быть раскрыто для встречи с "Ты". Ш.Бюлер отличает психическую пубертатность от телесной. По ее мнению, с ростом культуры происходит удлинение периода психической пубертатности, что и является причиной многих трудностей, связанных с этим периодом жизни.

Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек – между 13 и 15 годами. Разумеется, существуют отличия между городом и деревней, между отдельными странами, большое влияние оказывает климат. Нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней – 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания, подчеркивала Ш.Бюлер, мы имеем дело с патологическими случаями. Средняя норма лежит посредине.

Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше. Отдельные "психические симптомы" появляются уже в 11-12 лет: подростки необузданы и драчливы, игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя слишком большими. Проникнуться личным самолюбием и высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, по Ш.Бюлер, прелюдией к периоду психической пубертатности.

За этой фазой следуют две главные фазы, которые Ш.Бюлер называет пубертатной стадией и юностью. Граница между ними проходит в 17 лет. Превращение подростка в юношу проявляется в изменении основной установки по отношению к окружающему миру: за жизнеотрицанием, присущим пубертатной стадии, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

Основные черты негативной фазы, отмеченные Ш.Бюлер, это "повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние", а также "физическое и душевное недомогание", которое находит свое выражение в драчливости и капризах. Подростки неудовлетворены собой, их неудовлетворенность переносится на окружающий мир. Ш.Бюлер пишет: "Они чувствуют, что их состояние безрадостно, что их поведение дурно,... что их требования и бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняется им." "Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения". Безрадостным называет Ш.Бюлер это время для зреющего человека.

Ш.Бюлер отмечает далее, что ненависть к себе и враждебность к окружающему миру могут присутствовать одновременно, находясь в связи одна с другой, а могут чередоваться, приводя подростка к мысли о самоубийстве. К этому присоединяется еще и ряд новых внутренних влечений "к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни". Непослушание, занятие запрещенными делами обладает в этот период особой притягательной силой. Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни взрослых и сверстников. К этому присовокупляются разочарования. "Всюду воспринимается прежде всего отрицательное", – указывает Ш.Бюлер. Как наиболее обычные способы поведения она описывает "пассивную меланхолию" и "агрессивную самозащиту". Следствие всех этих явлений – общее снижение работоспособности, изоляция от окружающих или активно враждебное отношение к ним и различного рода асоциальные поступки. Все это отмечается в начале фазы. Общая продолжительность негативной фазы у девочек от 11 до 13 лет, у мальчиков от 14 до 16 лет. Окончание негативной фазы характеризуется завершением телесного созревания. Правда, общее беспокойство еще остается, но это уже "не столько беспокойство отчаяния, 'возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость растущей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста". И здесь начинается вторая фаза – позитивная.

Позитивный период приходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив. На первое место Ш.Бюлер ставит "переживание природы" – сознательное переживание как чего-то прекрасного. При благоприятных условиях источниками радости служат искусство и наука. "Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые на пороге юности". Ко всему этому присоединяется любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее "Ты". "Любовь дает выход самому тяжелому напряжению," – отмечает Ш.Бюлер.

Конечно, нельзя говорить о том, что в негативной фазе присутствуют исключительно мрачные стороны, а в позитивной – исключительно положительные. Ш.Бюлер пишет: "Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожание и сексуально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно – радостное жизнеощущение юности часто уже омрачается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыслями о профессии и мировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба".

Говоря о верхней границе юношеского возраста, Ш.Бюлер отмечает, что она относится к 21-му или 24-м годам, так как в это время наблюдается относительная стабилизация характера и определенные черты зрелости. "Первый период бури и натиска в это время уже отзвучал, стало ясным общее направление будущей жизни, выбрана определенная точка опоры, и интенсивность первых усилий и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием собственной личности, ослабевает, уступая место более спокойному темпу прогресса. Первые мощные переживания любви, природы, искусства, творчества уже испытаны, первое общее социальное оформление уже произошло. Самый бурный период жизненного развития человека лежит позади".

В работе Ш.Бюлер сделана попытка рассмотреть пубертатный возраст в единстве органического созревания и психического развития.

Исследование Г.Гецер содержит интересные данные, связанные с переходом от негативной фазы пубертатного периода к позитивной.

Первым признаком спадения негативной фазы Г.Гецер считает повышение продуктивности, отмечая, что у 70% девочек "первой продуктивной работой была литературная работа, хотя девочек вследствие их плохой школьной успеваемости можно было бы охарактеризовать как неспособных к письму". Г.Гецер отмечает, что к концу негативной фазы у большинства девочек обнаруживались попытки к литературному письму: писание писем, ведение дневников, стихосложение. Нужно сказать, что у девочек, которые до негативной фазы занимались литературным творчеством, в период негативной фазы это творчество прерывалось.

Ссылаясь на Ш.Бюлер, Г.Гецер пишет о том, что в заключение негативной фазы наступает так называемая стадия мечтательности, которая находится во временном промежутке от 13 до 16 лет.

Рассматривая течение негативной фазы у мальчиков, Г.Гецер отмечает, что во время негативной фазы у мальчиков возникает "тоска по другу", но она, так сказать, еще пассивна. К концу негативной фазы подросток активно ищет друга и находит его (субъективно), хотя впоследствии их дружеские отношения могут и не сохраниться. Итак, потребность в друге и нахождение его есть еще одна черта, характеризующая момент перехода от негативной стадии к позитивной.

Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности [175]. Центральной проблемой всякой психологии, по его мнению, должна быть проблема человеческой личности, а для формирования личности решающую роль играет то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. Вслед за Э.Шпрангером, Э.Штерн попытался изменить старую поговорку ("Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу тебе, кто ты"), придав ей другое значение: "Скажи мне, что для тебя ценно, что ты переживаешь как наивысшую ценность твоей жизни, и я скажу тебе, кто ты".

В зависимости от того, какая ценность переживается как наивысшая, определяющая жизнь, совершенно по-разному формируется личность. Переживаемые ценности обуславливают тип человеческой личности. Э.Штерн описал шесть таких типов: теоретический тип – личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности; эстетический тип – личность, для которой объективное познание чуждо, она стремится постигнуть единичный случай и "исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями"; экономический тип – жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление "с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата"; социальный – "смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей"; политический – для такой личности характерно стремление к власти, господству и влиянию; религиозный – такая личность соотносит "всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира". Определяя каждый из типов, Э.Штерн отнюдь не считает, что в жизни личности существует только одно направление ценностей. "Напротив, – пишет он, – все направления ценностей заложены в каждой индивидуальности... Но какое-либо одно из этих переживаний различных ценностей приобретает руководящее значение и преимущественно определяет жизнь".

Как и другие его современники, Э.Штерн сравнивал период юности у рабочей и буржуазной молодежи. Он считал, что рабочая молодежь из-за того, что ей необходимо очень рано заботиться о заработке, практически не имеет настоящей юности. Поэтому рабочие подростки имеют преимущественно политическую и экономическую жизненные установки, в отличие от буржуазной молодежи, которая имеет возможность получать настоящее образование, развивать свое "Я".

По Э.Штерну, переходный возраст характеризует не только особая направленность мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особый образ действий. Э.Штерн описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и подбирает для него новое понятие – "серьезная игра". Подросток, считает он, смотрит с известным пренебрежением на детские игры; с игрушкой, еще недавно очень любимой, он уже не хочет иметь дела. Все, за что он принимается, носит серьезный характер, его намерения также очень серьезны. Но при этом, все, что он делает, еще не вполне серьезное дело, а только предварительная проба. О "серьезной игре", по Э.Штерну, можно говорить в том случае, когда налицо имеется объективная серьезность, которой еще не соответствует объективно серьезное содержание деятельности. Примерами серьезной игры могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, мечтательное поклонение); выбор профессии и подготовка к ней; занятия спортом и участие в юношеских организациях. Серьезная игра особенно важна для развития подростка, так как в ней подросток учится "умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться".

Согласно взглядам Э.Штерна, человек остается молодым до тех пор, пока он к чему-то стремится, пока он имеет перед собой цель, пока он знает, что за стадией, которую он достиг, есть другая – высшая. Молодой человек должен оставаться вечно ищущим, знающим, что он ищет или должен искать. В качестве наследия от юности каждый человек должен перенести в период зрелости вечные стремления и искания и в этом смысле оставаться вечно молодым.

Классические исследования подросткового возраста касаются развития личности в определенный исторический период, период первой трети XX века, когда детская психология формировалась как самостоятельная наука, оставаясь, как уже отмечалось, под влиянием биологизаторских идей. Особенно ярко это проявилось в трактовке одного из самых трудных психологических возрастов – подросткового. Психологические изменения, происходящие в развитии личности подростка, исследователи связывали прежде всего с процессом полового созревания.

Во второй половине века исследователи углубили понимание роли среды в развитии подростка. Так, Э.Эриксон, считавший подростковый возраст самым важным и наиболее трудным периодом человеческой жизни, подчеркивал, что психологическая напряженность, которая сопутствует формированию целостности личности, зависит не только от физиологического созревания, личной биографии, но и от духовной атмосферы общества, в котором человек живет, от внутренней противоречивости общественной идеологии.

Э.Эриксон подробно проанализировал этот процесс в книге, посвященной религиозному реформатору XVI века Мартину Лютеру. Характеризуя кризис идентичности Лютера, он подчеркивал, что детство Лютера было крайне сложным и противоречивым. Атмосфера в доме была тяжелой, постоянно присутствовал страх разорения и физической гибели в рудниках. Взаимоотношения членов семьи тоже были непростыми: характер отца Мартина Лютера был крайне деспотичным и неустойчивым: вспышки гнева сменялись сентиментальностью, а мать, находясь в полном подчинении у отца, была подавленной и забитой женщиной, поэтому ее женские и материнские качества были выражены слабо, что не могло не повлиять на развитие личности Лютера и на формирование его мировоззрения. Надо отметить, что описанные черты детства были вполне типичны для многих бюргерских семей того времени. Отношение Мартина Лютера к отцу было глубоко амбивалентным, что выражалось в постоянном колебании между бунтом и подчинением. Пытаясь преодолеть внутреннюю зависимость от отца, Лютер в 22 года бросает Эрфуртский университет, где к тому времени он уже стал магистром искусств, и против воли отца уходит в монастырь. Но и в монастыре юноша не находит разрешения мучающих его вопросов, так как соблюдение монашеских обетов связало его новыми "цепями" зависимости. К тому же внутренняя зависимость от отца оставалась с ним. Но молодой Лютер находит способ решения своего конфликта, расширяя его вовне. Он разрешает свой личный конфликт с отцом через новый тип отношений – отношений с "Отцом Небесным", "без посредничества церкви и папы, через новую постановку проблем власти – светской и духовной – и личной моральной ответственности" [45; 211].

В другой известной научной концепции – концепции Ж.Пиаже, в возрасте от 11-12 лет и до 14-15 лет осуществляется последняя фундаментальная децентрация – ребенок освобождается от конкретной привязанности к данным в поле восприятия объектам и начинает рассматривать мир с точки зрения того, как его можно изменить. В этом возрасте, когда, согласно Ж.Пиаже, окончательно формируется личность, строится программа жизни. Для создания же программы жизни необходимо развитие гипотико-дедуктивного, то есть формального мышления. Строя план своей будущей жизни, подросток приписывает себе существенную роль в спасении человечества и организует свой план жизни в зависимости от подобной цели. С такими планами и программами подростки вступают в общество взрослых, желая преобразовать его. Испытывая препятствия со стороны общества и оставаясь зависимыми от него, подростки постепенно социализируются. И только профессиональная работа способствует полному преодолению кризиса адаптации и указывает на окончательный переход к взрослому состоянию.

Подростковый кризис

В возрастных периодизациях Л. С. Выготского [2003] и Д. Б. Эльконина [1989] подростковый кризис – это переход от младшего школьного к подростковому возрасту, который, с точки зрения К. Н. Поливановой [2000], точнее назвать предподростковым. Возрастные кризисы отрочества, в отличие от кризисов детства, труднее представить в единой логике: здесь нет единства взглядов даже внутри одной научной парадигмы – культурно-исторической концепции [Поливанова, 2000].

Согласно воззрениям Л. С. Выготского, представленным в работе «Педология подростка» [1984], подростничество распадается на две фазы: негативную и позитивную, фазу влечений и фазу интересов. С его точки зрения, первая фаза – фаза влечений – длится около двух лет и связана, во-первых, со свертыванием и отмиранием прежде установившейся системы интересов (это фаза протеста, крушения авторитетов, повышенной раздражимости, возбудимости, утомляемости, резких колебаний установок); и во-вторых, с процессами вызревания и появления первых органических влечений, знаменующих собой наступление полового созревания. Л. С. Выготский, ссылаясь на исследование П. Л. Загоровского, обращает внимание на три формы переживания негативной фазы развития подросткового возраста [Выготский, 1984]. Первая форма характеризуется ярко выраженным и устойчивым негативизмом во всех областях жизни ребенка (дома и в школе), а также тем, что прежние интересы школьника резко отходят на задний план, появляются новые, направленные, например, на все, что связано с половой жизнью. Второй вариант протекания негативной фазы отличается смягченными чертами отрицания: негативная установка подростка проявляется лишь в определенных жизненных ситуациях, зачастую возникая как реакция на отрицательные влияния среды; она неустойчива и недлительна. Для таких детей характерно то, что они по-разному ведут себя в разных социальных ситуациях – например, в школе и семье. В третьем варианте негативные явления вовсе не обнаруживаются: не отмечается упадка успеваемости, разрыва дружеских связей, выпадения из коллектива, изменения отношений к педагогу и семье. При этом появляется интерес к другому полу, интерес к чтению и т. д.

Л. С. Выготский отмечает, что самой существенной чертой негативной фазы подростничества является то, что «эпоха полового созревания является вместе с тем и эпохой социального созревания личности. Наряду с пробуждением новых влечений, создающих биологическую почву для перестройки всей системы интересов, происходит перестройка и формирование интересов сверху, со стороны созревающей личности и мировоззрения подростка» [Выготский, 1984, с. 33]. Другой особенностью этой фазы является ее неоднородность: процесс развития в этот период отличается «неизмеримо более сложным строением, неизмеримо более тонкой структурой». Л. С. Выготский подчеркивает, что «именно учет неоднородности критической фазы наряду с учетом превращения влечений в интересы, т. е. культурного оформления влечений, представляет в действительно верном свете проблему негативной фазы» [Там же, с. 34]. В более поздней работе «Проблема возраста» Л. С. Выготский относит в целом подростковый (пубертатный) возраст к стабильным возрастам, выделяя предшествующий ему кризис 13 лет, но не давая ему характеристики [Выготский, 2003]. По-видимому, описанная им негативная фаза подросткового возраста и составляет содержание кризиса 13 лет.

По-иному смотрит на проблему подросткового кризиса Л. И. Божович, полагая, что фактически весь подростковый возраст может быть обозначен как критический: «Кризис подросткового возраста в отличие от кризисов других возрастов более затяжной и острый, так как в связи с быстрым темпом физического и умственного развития у подростков возникает много таких актуально действующих потребностей, которые не могут быть удовлетворены в условиях недостаточной социальной зрелости школьников этого возраста. Таким образом, в этот критический период депривация потребностей выражена значительно сильнее, и преодолеть ее, в силу отсутствия синхронности в физическом, психическом и социальном развитии подростка, очень трудно» [Божович, 1995, с. 229].

Если мы будем придерживаться логики анализа возрастов Л. С. Выготского и периодизации Д. Б. Эльконина, то мы должны признать, что подростковый кризис наступает при переходе от младшего школьного к подростковому возрасту. В настоящее время, как указывают многие авторы, пик кризиса подросткового возраста приходится на период от 10,5 до 11,5 года. Симптомами кризиса [Возрастная и педагогическая психология, 1979; Поливанова, 2000; Практическая психология, 2000; Шаповаленко, 2004] являются:

• потеря непосредственности поведения, особенно на виду у сверстников;

• стремление ребенка выглядеть как взрослый, нарочитая независимость, настаивание на новых правах;

• снижение мотивации учения в целом и учебно-познавательной доли в ней, так называемый «внутренний отход от школы»;

• отрицательное отношение к школе, нежелание выполнять учебные задания;

• ухудшаются формы поведения, так или иначе связанные с учебной деятельностью, – прилежание, добросовестность, ответственность;

• конфликты с учителями;

• протестное поведение в семье.

Приведенные симптомы кризиса – это внешняя картина внутренних, глубинных изменений, происходящих с ребенком при переходе к подростковому возрасту [Поливанова, 2000]. Какие позитивные характеристики появляются в данном кризисе? Основным психологическим содержанием предподросткового кризиса, по мнению К. Н. Поливановой, является рефлексивный «оборот на себя»: рефлексивное отношение к своим возможностям и способностям в учебной деятельности переносится в сферу самосознания, обусловливая восприятие себя «уже не как ребенка». При этом образ взрослости ребенка проходит ряд последовательных этапов: от открытия образа взрослости (сначала взрослость конкретна и выражена в некотором «геройском» действии, акцент ставится на замысле действия) к осознанию границ собственной взрослости, заданных степенью самостоятельности и ответственности. Это приводит к возникновению отношения к мере своих собственных возможностей, способностей и т. д., т. е. возникает рефлексивное отношение к искомой взрослости [Там же].

 

 

БОЖОВИЧ

Отечественный психолог Л.И.Божович считала кризис подросткового возраста самым острым и затяжным по сравнению со всеми переломными этапами в онтогенетическом развитии личности ребенка. Основными характеристиками этого периода она полагала: перестройку прежних отношений ребенка к миру и самому себе, развитие самосознания и самоопределения до уровня той позиции, с которой школьник начинает самостоятельную жизнь.

К причинам кризиса Л.И.Божович относила невозможность реализации потребностей и стремлений, возникающих в связи с образованием новых психологических структур, вследствие недостаточной социальной зрелости школьника. Асинхронность физического, психического и социального развития подростка создает трудности в преодолении депривации актуальных потребностей подростка, возникающих в большом количестве в связи с бурным физическим и умственным ростом.

Немаловажный фактор, выделяемый Л.А.Божович, как причина кризисного протекания периода, - это запреты, накладываемые подростком на самого себя; ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера), часто мешающие подростку достигнуть желаемого избранного им образца. Развивающаяся способность познать самого себя как личность с уникальным, присущим только ей набором качеств, порождает у подростка стремление к самоутверждению, самовыражению наиболее ценных для подростка качеств и самовоспитанию. Депривация этих потребностей является основой подросткового кризиса.

Таким образом, в истории детской психологии подростковый возраст, как отдельный этап в развитии личности, выделился сравнительно недавно, на что среди прочих факторов повлияло введение всеобщего обучения, удлинившее время экономической зависимости взрослеющего человека.

В своей работе Божович Л.И. отмечал, что подростковый период трактуют как кризисный, как период «нормальной патологии», подчеркивая его сложность и для самого подростка, и для общающихся с ним взрослых. Л.И. Божович определяет данный возраст в соответствии с развитием мотивационной сферы. Она связывает юношество с определением своего места в жизни, формированием мировоззрения, моральным сознанием и самосознанием.

Выделяя основные психологические новообразования подростничества, разные авторы обращают внимание на разные стороны развития личности подростка. Так, среди центральных психологических новообразований подросткового возраста указывают "чувство взрослости" (Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова), рефлексивное самосознание, "открытие своего Я" (Л.С., Выготский, А.Н. Леонтьев), абстрактное мышление (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), практическое сознание (В.В.Давыдов), самоопределение и потребность в нем (Л.И. Божович, М.Г. Гинзбург, Э. Эриксон), жизненные планы (Л.С. Выготский, Ж. Пиаже), мировоззрение (Л.И. Божович, В.В. Давыдов) и многое др.

Заключение

Подростковый возраст - один из самых сложных и неоднозначных для анализа период развития в жизни человека. Определение психологического содержания подросткового возраста до сих пор остается дискуссионной проблемой в отечественной психологии.

Главное содержание подросткового возраста составляет его переход от детства к взрослости.

Все стороны развития повергаются качественной перестройке, возникают и формируются новые психологические образования.

Этот процесс преобразования и определяет все основные особенности личности детей подросткового возраста.

В зависимости от конкретных социальных условий, культуры, тех традиций, которые существуют в воспитании детей, этот переходный период может иметь различное содержание и разную длительность.

В настоящее время в условиях нашей страны этот период развития охватывает примерно возраст с 10-11 до 14-15 лет, совпадая в целом с обучением детей в средних классах школы.

Особенности характера подростков, конечно, лучше, чем кому-либо, известны вам. В самой наглядной форме знакомитесь вы и с "загадкой XX века" -- акселерацией: каждый день вас окружают непривычно крупные, рано взрослеющие ребята. Но не следует забывать, что ускоренное физическое развитие подростков связано для них с некоторыми трудностями и что этим внешним данным не всегда сопутствует повышение выносливости организма.

Специалисты отмечают, что именно у подростков, опережающих своих сверстников в темпах физического развития и полового созревания, чаще наблюдаются временные функциональные нарушения сердечнососудистой деятельности, развивается юношеская гипертония. И если крепкий с виду школьник быстро устает, жалуется на слабость, головную боль, головокружение, надо отнестись к этому очень внимательно.

Педагогам, работающим с подростками, особенно необходим контакт со школьным врачом: он поможет решить многие возникающие проблемы.

Многочисленные международные конференции, симпозиумы, посвященные проблемам подростка, констатировали, что акселерация увеличила дистанцию между половой и социальной зрелостью современного молодого человека. Половое созревание наступает раньше, а сроки обучения, приобретения профессии удлинились. Это заставляет обратить особое внимание на воспитательную работу. Крайне важно разумно направлять энергию подростка, воспитывать его эмоции.

Отклонения от средних норм физического развития существовали всегда, существуют они и сейчас. И с этим надо считаться. Вниманию преподавателей физического воспитания: физиологические возможности подростков одного и того же возраста могут значительно отличаться, и потому не всегда следует предъявлять ко всем ученикам одинаковые требования.

Тенденции в изучении отрочества в трудах отечественных ученых

Л.С. Выготский подробно рассматривал проблему интересов в переходном возрасте, называя ее "ключом ко всей проблеме психологического развития подростка". Интересы, как отмечал И. Кант, есть только у человека, у животных их нет. Именно поэтому Л.С. Выготский считал, что возникновение интересов в большей степени составляет содержание социо-культурного развития ребенка, чем его биологического формирования. В подростковом возрасте имеет место период разрушения и отмирания старых интересов и период созревания новой биологической основы, на которой впоследствии развиваются новые интересы. Так, "если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком"

• Л.С. Выготский перечислил несколько основных групп наиболее ярких интересов подростков, которые, вслед за А.Б. Залкиндом, он назвал доминантами, а именно:

- "эгоцентрическая доминанта" - интерес подростка к собственной личности;

- "доминанта дали" - установка подростка на обширные, большие масштабы, которые для него гораздо более субъективно приемлемы, чем ближние, текущие, сегодняшние;

- "доминанта усилия" - тяга подростка к сопротивлению, преодолению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, хулиганстве, борьбе против воспитательского авторитета, протесте и других негативных проявлениях;

-"доминанта романтики" - стремление подростка к неизвестному, рискованному, к приключениям, к героизму.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 456; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.2.184 (0.053 с.)