Материал для контрольной работы на тему проблемы подросткового возраста 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Материал для контрольной работы на тему проблемы подросткового возраста



Литература

1. Божович Л. И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Вопросы психологии. 1979. № 4.

2. Выготский Л. С. Педология подростка. М., 1929—1931.

3. Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1983.

4. Кле М. Психология подростка. М., 1991.

5. Обухова Л. Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995.

6. Раттер М. Помощь трудным детям. М., 1987.

7. Ремшмидт Х. Подростково-юношеский возраст: проблемы становления личности. М., 1994.

8. Эльконин Д. Б. Изобразительные психологические труды. М., 1989.

 


В статье кризис подросткового возраста рассматривается как один из самых важных и сложных критических периодов развития. По мнению автора, протекание возрастного кризиса проходит три фазы: 1) негативную, или предкритическую, когда происходит ломка старых привычек, стереотипов, распад сформировавшихся ранее структур; 2) кульминационную точку кризиса (в подростковом возрасте — это 13 лет, хотя эта точка, конечно, достаточно условна); 3) посткритическую фазу, то есть период формирования новых структур, построения новых отношений и т. п. Подчеркивается двойственность позиции подростка, которая определяет специфику кризиса — в силу недостаточной психологической и социальной зрелости подросток, отстаивая перед взрослым свою новую позицию, добиваясь равных прав, стремясь расширить рамки дозволенного, одновременно ждет от взрослых помощи, поддержки и защиты. Следовательно, либеральное, «разрешающее» отношение часто наталкивается на глухое раздражение подростка, а достаточно жесткий (но при этом аргументированный) запрет, вызвав кратковременную вспышку негодования, напротив, ведет к успокоению, эмоциональному благополучию.

Основной теоретический подход. С точки зрения Л. С. Выготского все особенности переходного периода вытекают из несоответствия или расхождения трех точек созревания – социально-культурного, общеорганического и полового, т.е. «сам по себе это возраст мощного подъема, но вместе с тем возраст нарушенного и неустойчивого равновесия, возраст развития, которое разветвилось на три отдельные русла, и именно подъем, лежащий в основе этого возраста, делает его особенно критичным». Происходит анатомо-физиологическая перестройка, но особенно важно развитие новообразований и связанных с ними потребностей и мотивов, возникающих в этот период (Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Д. Б. Давыдов, Э. Эриксон и др.).

В некоторой литературе приводятся данные исследований, свидетельствующих о довольно спокойном его проживании подростками. Но, на основе многих литературных данных, можно заключить, «что проявляемое в этот период противопоставление себя взрослым, активное завоевание новой позиции является не только закономерным, но и продуктивным для формирования личности». За негативным симптомом кризиса «скрывается позитивное содержание, состоящее в переходе к новой и высшей форме» (Л. С. Выготский). Важен сам факт личного обособления, противопоставления, завоевания собственной позиции.

Как всякий период развития, подростковый период – явление культурно- историческое. В современной ситуации, когда роль взрослого не столь авторитарна, кризисная симптоматика бывает выражена не так ярко, но, в то же время, черты ее отчетливы.

Таким образом, возможны два пути протекания кризиса.

1. Симптомы: строптивость, упрямство, своеволие, недооценка взрослых, протест-бунт, а, кроме того, защита своего собственного внутреннего мира. Подросток говорит: «Я уже не ребенок».

2. Симптомы противоположны: чрезмерное послушание, зависимость от старших, возврат к старым интересам, вкусам, формам поведения. Подросток говорит: «Я ребенок и хочу оставаться им».

 

 

С позиции интегральной периодизации общего психического развития, разработанной В.И. Слободчиковым и Г.А. Цукерман (1996), подростковый возраст характеризует такая ступень развития субъектности, как персонализация. Этот период В.И. Слободчиковым называется как кризис отрочества (11 - 14 лет), он отмечает: «Имя этой ступени - персонализация. Слово, соединяющее значение личины (маски, роли) и Лика, акцентирует, с одной стороны, кульминационный момент личностного развития - появление способности к саморазвитию (развитию собственной самости), с другой -принципиальную ограниченность данной ступени развития личности, еще не достигшей внутренней свободы - освобождения от власти любой самости, как своей, так и чужой».

Сущность кризиса отрочества составляет противоречие внутри индивида, внутри его представления о себе, в его самосознании. В.И. Слободчиковым обосновывается формирование нового уровня самосознания на базе возникновения и развития теоретического мышления в процессе учебной деятельности. Теоретическое мышление позволяет подростку овладеть новым содержанием, формирует новый тип познавательных интересов, приводит к возникновению внутренней рефлексии, обращенность на внутренние основания своих действий и поступков - создает предпосылку для изменения отношений подростка с окружающей действительностью. Как отмечает автор, утверждение своей индивидуальности, на данном этапе развития субъектностности, выступает одновременно и как утверждение личностного способа бытия.

И если теперь после столь длительного перечисления подходов и концепций подросткового развития мы постараемся получить ответ на вопрос: «Что же является одним из центральных психических новообразований этого возраста?» То выясниться, что С. Холл, имея в виду биологическую обусловленность процессов развития, отмечает кризис самосознания, преодолев который подросток приобретает «чувство индивидуальности», 3. Фрейд говорит о половой идентичности, А. Валлон отмечает, что личность подростка как бы выходит за пределы самой себя и пытается найти свое значение. По Э. Шпрангеру, главными новообразованиями этого возраста являются: открытие «Я», возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Подростковый кризис идентичности Э. Эриксоном характеризуется решением задачи первого целостного осознания себя и своего места в мире, Г.С. Салливен обращает внимание на то, что в этот период развития происходит перемещение потребности в интимном общении на лиц противоположного пола. Л. С. Выготский особо обращает внимание так же на интересы подростка, которые направлены на свою личность и на рождение самосознания человека, который сам осознает себя как известное единство. Этот процесс, он отмечает, невозможен без другого новообразования возраста - развитие рефлексии, и такой же точки зрения придерживается Л. И. Божович. В концепции Д. Б. Эльконина говорится о «чувстве взрослости» и моральных ценностях, В.И. Слободчиковым же выделяется развитие нового уровня самосознания подростка и возникновение внутренней рефлексии.

Основой наших подходов к рассмотрению психологии развития подросткового возраста будет являться положения о культурном развитии ребенка культурно-исторической концепции Л. С. Выготского.

Кроме аспектов разных трактовок новообразований подросткового возраста хотелось бы обратить внимание и на вопросы возрастных границ этого периода. Так:

- Э. Шпрангер рассматривал подростковый возраст внутри юношеского, границы которого он определял 13-19 годами у девушек и 14-21 годами у юношей;

- по Ш. Бюлер границы возраста строятся на основе физической пубертатности, которая протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами и нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет;

- в концепции Ж. Пиаже подростковый возраст - это от 11-12 лет и до 14-15 лет;

- С.Холл полагал, что стадию развития человека от 11 до 14 лет следует относить к подростничеству;

- психоаналитическая теория З.Фрейда относит возраст от 12 до 19 лет;

- Э. Эриксон возрастные границы подросткового периода описывает в интервале 11 - 20 лет;

- в периодизации детского развития Л.С. Выготского пубертатный возраст (14 - 18 лет);

- Д.Б.Эльконин выделил подростковый возраст (10-15 лет);

- Д.И.Фельдштейн исследует закономерности подростничества (от 10 до 17 лет);

- Л. И. Божович указывала о первой его фазе (12-14 лет) и второй фазе (15-17 лет) подростничества и т.д. Нами в свою очередь делается попытка детализировать картину его психологического развития и в нашем понимании это период от 12 до 17 лет.

Возвращаясь к концептуальным подходам психологического возраста, нами подчеркивается, что содержательно центральные тенденции подросткового возраста описываются сходным образом. Центральной тенденцией всего подросткового возраста является становление того, что в разных концепциях и теориях называется субъектностью (К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Г.А. Цукерман, Б. Д. Эльконин), идентичностью (М. Кле, Дж. Марсиа, 3. Фрейд, Э. Эриксон), самосознанием (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, и др.), в ряде концепций выделено и другое новообразование - рефлексия (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.И. Слободчиков, Э. Шпрангер и др.). В контексте этого новообразования речь идет о поворотном пункте в ходе психического развития личности, когда ребенок осознает и себя в своей целостности, и свою способность саморазвития.

 


5. Культурно-историческая концепция Л.С.Выготского.

Выготский совершает переход к трактовке социальной среды не как "фактора", а как "источника" развития личности. В развитии ребенка, замечает он, существует как бы две переплетенных линии. Первая следует путем естественного созревания. Вторая состоит в овладении культур, способами поведения и мышления. Вспомогательными средствами организации поведения и мышления, которые человечество создало в процессе своего истор. развития, являются системы знаков-символов (например, язык, письмо, система счисления и др.).

Овладение ребенком связью между знаком и значением, использование речи в применении орудий знаменует возникновение новых психологических функций, систем, лежащих в основе высших психических процессов, которые принципиально отличают поведение человека от поведения животного. Опосредованность развития человеческой психики "психологическими орудиями" характеризуется еще и тем, что операция употребления знака, стоящая в начале развития каждой из высших психических функций, первое время всегда имеет форму внешней деятельности, т. е. превращается из интерпсихической в интрапсихическую.

Это превращение проходит несколько стадий. Начальная связана с тем, что др. человек (взрослый) с помощью определенного средства управляет поведением ребенка, направляя реализацию его какой-либо "натуральной", непроизвольной функции. На второй стадии ребенок сам уже становится субъектом и, используя данное психологическое орудие, направляет поведение другого (полагая его объектом). На следующей стадии ребенок начинает применять к самому себе (как объекту) те способы управления поведением, которые другие применяли к нему, и он – к ним. Т. о., пишет Выготский, каждая психическая функция появляется на сцене дважды – сперва как коллективная, социальная деятельность, а затем как внутренний способ мышления ребенка. Между этими двумя "выходами" лежит процесс

Процесс обучения трактуется как коллективная деятельность, а развитие внутренних индивид, свойств личности ребенка имеет ближайшим источником его сотрудничество (в самом широком смысле) с другими людьми. Гениальная догадка Выготского о значении зоны ближайшего развития в жизни ребенка позволила завершить спор о приоритетах обучения или развития: только то обучение является хорошим, которое упреждает развитие.

В своем развитии личность проходит ряд изменений, имеющих стадиальную природу. Более или менее стабильные процессы развития вследствие литического накопления новых потенций, разрушения одной социальной ситуации развития и возникновения др. сменяются критическими периодами в жизни личности, во время которых идет бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педаг. системе, которая не поспевает за быстрым изменением личности ребенка.

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. Например, появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическая деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации: "Наряду с первичными условиями индивид, склада личности (задатки, наследственность) и вторичными условиями ее образования (окружающая среда, приобретенные признаки) здесь (в пору полового созревания) выступают третичные условия (рефлексия, самооформление)". Третичные функции составляют основу самосознания. В конечном счете, они тоже представляют собой перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми. Однако связь между социально-культурной средой и самосознанием сложнее и состоит не только во влиянии среды на темпы развития самосознания, но и в обусловливании самого типа самосознания, характера его развития.

Появление культурно-исторической теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения.

Индивидуализация - процесс перехода от социального к индивидуальному в ходе психического развития человека

Психическое развитие - формирование внутренних умственных действий.

Умственное действие - это действие, которое выполняется во внутреннем плане без опоры на внешние раздражители и громкую речь.

Интериоризация ("вращивание") - механизм перевода внешних действий на внутренний план.

Экстериоризация - механизм перевода внутренних действий во внешний план.

Актуальный уровень развития - тот уровень развития психических функций, который существует на сегодняшний день (уже сформированные функции).

Зона ближайшего развития - те функции, которые находятся на стадии формирования и могут проявляться в специально созданных условиях.

Сензитивный период - наиболее благоприятный период для формирования психических функций.

Новообразование - это психические функции, которые сформировались на данном этапе развития и которых не было на предыдущих.

Социальная ситуация развития - это система взаимодействия ребёнка и окружающей среды.

Натуральные психические функции - это непроизвольные, непосредственные, природные психические функции, служащие основой для развития высших психических функций. Пример - обычный безусловный рефлекс по Павлову, представили сочный лимон => выделилась слюна.

Высшие психические функции - это произвольные, опосредованные знаком, социальные психические функции. Например, ребёнок играет с палкой, которая выполяет функции меча.

 

 

ЭЛЬКОНИН

Д.Б. Эльконин (1904-1984) исследовал проблемы присвоения ребенком способов родовой человеческой деятельности как основы развития его специфически человеческих способностей [12, с. 60-78].

Эльконин признавал только формулу "ребенок в обществе" (а никак не "ребенок и общество"), подчеркивая, что ребенок с момента рождения является общественным существом. Психическое развитие ребенка протекает в системе отношений двух типов: "ребенок - общественный предмет" и "ребенок - общественный взрослый". "Общественный взрослый" выступает носителем "общественно выработанных способов действия" с предметами, воплощением смыслов и норм жизни. Овладевая основами культуры, ребенок не приспосабливается к условиям жизни, а выступает как активный субъект деятельности, в процессе осуществления которой у него возникают и

развиваются различные психические новообразования.

Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным и представлена в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" (1971). В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал

возраст как "относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития" [11, с. 42].

Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:

1. Социальная ситуация развития;

2. Ведущая деятельность;

3. Основные новообразования.

Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:

кризис новорожденности;

младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;

кризис одного года;

ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;

кризис трех лет;

дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра;

кризис семи лет;

младший школьный возраст (8-12 лет) - учебная деятельность;

кризис 11 - 12 лет;

подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное общение со сверстниками;

кризис 15 лет.

Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.

"Возраст взросления" с психологической точки зрения разные авторы оценивают в промежуточном периоде от 12-14 до 20-24 лет. Л.И. Божович характеризует этот возраст как "совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладании с ними, а также социальными реакциями на них" [1].

При этом психосоциальные факторы вступают в действие постольку, поскольку в каждом обществе существуют более или менее точные представления о том, что такое детство и взрослый статус.

Разработанная отечественными исследователями под руководством Л.И. Божович [1] возрастная периодизация, основанная на теории культурно-исторической развития Л.С.Выготского [5], предусматривает такой этап онтогенетического развития ребенка, как старший школьный возраст. Однако, более поздние исследования вскрыли закономерности протекания т.н. переходного периода от подросткового к старшему школьному возрасту в становлении личности; дали характеристику этого этапа, социальной ситуации развития и сопутствующих переходному периоду кризисов [2], процессов роста сознания и самосознания старшего школьника [3, с.23-34].

Как мы уже отметили, подростковый возраст является по сути кризисным.

Для этого существуют как внешние, так и внутренние (биологические и психологические) предпосылки.

Внешние предпосылки. Изменение характера учебной деятельности: многопредметность, содержание учебного материала представляют собой теоретические основы наук, предлагаемые к усвоению абстракции, вызывают качественно новое познавательное отношение к знаниям; нет единства требований: сколько учителей, столько различных оценок окружающей действительности, поведения ребенка, его деятельности, взглядов, отношений, качеств личности. Отсюда — необходимость собственной позиции, эмансипации от непосредственного влияния взрослых; введение общественно-полезного труда в школьное обучение. У подростка появляется осознание себя как участника общественно-трудовой деятельности; предъявляются новые требования в семье (помощь по хозяйству, с подростком начинают советоваться); подросток начинает интенсивно рефлексировать себя.

Внутренние предпосылки подросткового возраста
В этот период происходит бурный физический рост и половое созревание (появляются новые гормоны в крови, происходит влияние на центральную нервную систему, происходит бурный рост тканей и систем организма). Выраженная неравномерность созревания различных органических систем в этот период приводит к повышенной утомляемости, возбудимости, раздражительности, негативизму.

С точки зрения внутренних психологических предпосылок ключевой является проблема интереса и их развития в переходном возрасте (Л. С. Выготский).

Л. С. Выготский выделяет несколько групп интересов подростка по доминантам:
• «эгоцентрическая» — интерес к собственной личности;
• «доминанта дали» — установка на большие масштабы;
• «доминанта усилия» — тяга к волевому напряжению, к сопротивлению (упрямство, протест);
• «доминанта романтики» — стремление к риску, героизму, к неизвестному.

Исследователь психологии подростков М. Кле задачи развития в подростковом возрасте формулирует относительно четырех основных сфер: тела, мышления, социальной жизни, самосознания.
1. Пубертатное развитие. В течение относительно короткого периода тело подростка претерпевает значительные изменения. Это влечет две основные задачи развития:
1) необходимость реконструкции телесного образа «Я» и построения мужской или женской идентичности;
2) постепенный переход к взрослой сексуальности.
2. Когнитивное развитие. Развитие интеллектуальной сферы подростка характеризуется качественными и количественными изменениями, которые отличают его от детского способа познания мира. Становление когнитивных способностей отмечено двумя основными достижениями:
1) развитием способности к абстрактному мышлению;
2) расширением временной перспективы.
3. Преобразование социализации. Преобладающее влияние семьи в отрочестве постепенно заменяется влиянием группы сверстников, выступающей источником референтных норм поведения и получения определенного статуса. Эти изменения протекают в двух направлениях, в соответствии с двумя задачами развития:
1) освобождение от родительской опеки;
2) постепенное вхождение в группу сверстников.
4. Становление идентичности. Становление психосоциальной идентичности, лежащее в основе феномена подросткового самосознания, включает три основные задачи развития:
1) осознание временной протяженности собственного «Я», включающей детское прошлое и определяющей проекцию себя в будущее;
2) осознание себя как отличного от интериоризованных родительских образов;
3) осуществление системы выборов, которые обеспечивают цельность личности (профессии, половой идентичности и идеологических установок).

Центральные новообразования подросткового возраста
На фоне развития ведущей деятельности происходит развитие центральных новообразований возраста, охватывающие в этом периоде все стороны субъективного развития: изменения происходят в моральной сфере, в плане полового созревания, в плане развития высших психических функций, в эмоциональной сфере.

Так, в моральной сфере следует отметить две особенности: переоценка нравственных ценностей; устойчивые «автономные» моральные взгляды, суждения и оценки, независимые от случайных влияний.

Однако мораль подростка не имеет опоры в моральных убеждениях, еще не складывается в мировоззрение, потому может легко изменяться под влиянием сверстников.

В качестве условия, повышающего моральную устойчивость, выступает идеал. Воспринятый или созданный ребенком идеал означает наличие у него постоянно действующего мотива. Нравственные идеалы по мере развития ребенка становятся все более обобщенными и начинают выступать в качестве сознательно выбранного образца для поведения (Л. И. Вожович). Центральные новообразования: абстрактное мышление; самосознание; половая идентификация; чувство «взрослости», переоценка ценностей, автономная мораль.

Л. С. Выготский центральным и специфическим новообразованием этого возраста считал чувство взрослости — возникающее представление о себе как уже не ребенке. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, что проявляется во взглядах, оценках, в линии поведения, а также в отношениях со сверстниками и взрослыми.

Т. В. Драгунова отмечает следующие проявления в развитии взрослости у подростка:
• подражание внешним проявлениям взрослых (стремление походить внешне, приобрести их особенности, умения и привилегии);
• ориентация на качества взрослого (стремление приобрести качества взрослого, например у мальчиков — «настоящего мужчины» — силу, смелость, волю и т.д.);
• взрослый как образец деятельности (развитие социальной зрелости в условиях сотрудничества взрослых и детей, что формирует чувство ответственности, заботы о других людях и др.);
• интеллектуальная взрослость (стремление что-то знать и уметь по-настоящему; происходит становление доминирующей направленности познавательных интересов, поиск новых видов и форм социально значимой деятельности, которые способны создавать условия для самоутверждения современных подростков).

Ведущая деятельность в подростковом возрасте
Ведущие позиции начинают занимать общественно-полезная деятельность и интимно-личностное общение со сверстниками.

Общественно-полезная деятельность является для подростка той сферой, где он может реализовать свои возросшие возможности, стремление к самостоятельности, удовлетворив потребность в признании со стороны взрослых, «создает возможность реализации своей индивидуальности в общем деле, удовлетворяя стремление в процессе общения не брать, а давать» (Д.И. Фелъдштейн).

Подростку присуща сильная потребность в общении со сверстниками. Ведущим мотивом поведения подростка является стремление найти свое место среди сверстников. Причем отсутствие такой возможности очень часто приводит к социальной неадаптированное и правонарушениям (Л.И. Божович). Оценки товарищей начинают приобретать большее значение, чем оценки учителей и взрослых. Подросток максимально подвержен влиянию группы, ее ценностей; у него возникает большое беспокойство, если подвергается опасности его популярность среди сверстников. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в притязании на признание и стремление к самоутверждению.

Пытаясь утвердиться в новой социальной позиции, подросток старается выйти за рамки ученических дел в другую сферу, имеющую социальную значимость.

Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для многих подростков личностный смысл.

Мышление в подростковом возрасте
Начинают формироваться элементы теоретического мышления. Рассуждения идут от общего к частному. Подросток оперирует гипотезой в решении интеллектуальных задач. Это важнейшее приобретение в анализе действительности. Развиваются такие операции, как классификация, анализ, обобщение. Развивается рефлексивное мышление. Предметом внимания и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Подросток приобретает взрослую логику мышления.

Память развивается в направлении интеллектуализации. Используется не смысловое, а механическое запоминание.

Подростковая речь
В подростковом возрасте развитие речи идет, с одной стороны, за счет расширения богатства словаря, с другой — за счет усвоения множества значений, которые способен закодировать словарь родного языка. Подросток интуитивно подходит к открытию того, что язык, будучи знаковой системой, позволяет, во-первых, отражать окружающую действительность и, во-вторых, фиксировать определенный взгляд на мир (В.С.Мухина).

Подросток легко улавливает неправильные или нестандартные формы и обороты речи у своих учителей, родителей, находит нарушение несомненных правил речи в книгах, газетах, в выступлениях дикторов радио и телевидения. Нормально развивающиеся подростки обращаются к словарям и справочникам, чтобы уточнить значение слова.

Подросток в силу возрастных особенностей (ориентировка на сверстника, конформизм и др.) способен варьировать свою речь в зависимости от стиля общения и личности собеседника.

Для подростков важен авторитет культурного носителя языка. Персональное постижение языка, его значений и смыслов индивидуализирует самосознание подростка. Именно в индивидуализации самосознания через язык состоит высший смысл развития.

Особый смысл для подростковой субкультуры имеет сленг. Сленг в подростковых объединениях — языковая игра, маска, «вторая жизнь», которая выражает потребность и возможность уйти от социального контроля, обособиться, придав особый смысл своему объединению. Здесь вырабатываются особые формы сленговой речи, которые не только стирают индивидуальные дистанции между общающимися, но и в краткой форме выражают философию жизни.

Самосознание в подростковом возрасте
Формирование самосознания подростка заключается в том, что он начинает постепенно выделять качества из отдельных видов деятельности и поступков, обобщать и осмысливать их как особенности своего поведения, а затем и качества своей личности. Предметом оценки и самооценки, самосознания и сознания являются качества личности, связанные прежде всего с учебной деятельностью и взаимоотношениями с окружающими. Это центральная точка всего переходного возраста.

Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Активное формирование самосознания и рефлексии рождает массу вопросов о жизни и о себе. Постоянное беспокойство «Какой я?» вынуждает подростка искать резервы своих возможностей. Психологи связывают это со становлением «Я» - идентичности. В этот период «...как бы восстанавливаются все детские идентификации, включаясь в новую структуру идентичности, позволяющую решать взрослые задачи. «Я» - идентичность обеспечивает целостность поведения, поддерживает внутреннее единство личности, обеспечивает связь внешних и внутренних событий и позволяет солидаризироваться с социальными идеалами и групповыми стремлениями».

В. И. Слободчиков замечает, что при всех трудностях определения конкретных путей преодоления кризиса развития в подростковом возрасте можно сформулировать общее психолого-педагогическое требование его благополучного разрешения — наличие общности, совместности в жизни ребенка и взрослого, сотрудничества между ними, в процессе которого происходит становление новых способов их социального взаимодействия. Создание общности в жизни взрослого и подростка, расширение сферы их сотрудничества и содержательных контактов составляют необходимые условия преодоления кризиса отрочества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 303; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.146.237 (0.062 с.)