Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Старинные меры длинны в литературных произведениях и русском фольклоре. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Названия старинных единиц измерения длины я встретил в произведениях поэтов и писателей на уроках литературы. Александр Сергеевич Пушкин «Зимняя дорога» «Ни огня, ни чёрной хаты, Глушь и снег… навстречу мне Только вёрсты полосаты Попадаются одне…». Фёдор Иванович Тютчев «Умом Россию не понять …» «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить: У ней особенная стать – В Россию можно только верить». Иван Сергеевич Тургенев «Муму» «Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья». (Дело в том, что раньше рост человека составлялся из аршин и вершков, а поскольку рост взрослого человека редко бывал менее двух аршин (142 см), в данном случае речь идёт именно о двенадцати вершках(54 см) сверх двух аршин — то есть примерно 195 см.) Петр Ершов «Конек-горбунок» «Да еще рожу конька Ростом только 3 вершка, На спине с двумя горбами Да аршинными ушами». Рост: 4 см 5мм • 3 = 13см 5мм. Длина ушей: 71 см. Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка» «… в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали… «Дюймовочка». Дюйм = 2 см 5 мм – это ширина большого пальца.
Николай Алексеевич Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» «…Старый Мазай любит до страсти Свой низменный край. За сорок верст в Кострому прямиком Сбегать лесами ему нипочем. … С каждой минутой вода подбиралась К бедным зверькам: уж под ними осталось Меньше аршина земли в ширину, Меньше сажени в длину». Длина меньше 2 м 13 см, ширина меньше 71 см. -40 верст • 1 км 068 м = 42 км 672 м. - 1 верста – 1, 068 км Шарль Перро «Спящая красавица» «А добрая фея, которая спасла его дочь от смерти, пожелав ей столетнего сна, была в то время далеко, за 12 тысяч миль от замка. Но она сразу же узнала об этом несчастье от маленького карлика-скорохода, у которого были семимильные сапоги». 7 миль = 7км. С.Я. Маршак Пьеса «Про козла» Эй, не плачьте, баба с дедом! Накормлю я вас обедом. Испеку пирог грибной В два аршина шириной! 1аршин = 71 см 1 мм х 2= 142см=1м 42 см. Пословицы и поговорки со старинными мерами длины и их толкование
Старинные меры длины упоминаются в разговоре: можно услышать о веревке «толщиной в палец» или дыре «шириной в ладонь». Представление о величине каждого из названных предметов строится на основе словесного описания, которое приобретает особое значение, так как упомянутые «живые мерки» есть у каждого человека. Мы часто даем толкование некоторым пословицам и поговоркам, которые использовались в старину. Я выяснил, что означают пословицы и поговорки, в которых встречаются названия старинных мер длины и перевел старинные меры в пословицах и поговорках в современные. (Приложение 2). 1.«Один, как перст» — человек, не имеющий ни родных, ни близких. 2.«Семи пядей во лбу» — когда хотят сказать об очень умном человеке. 3.«От горшка два вершка, а уже указчик» — молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех. 4.«Ни пяди» (не отдать, не уступить) — даже самой малой части; («чужой земли — не надо, но и своей не отдадим ни пяди»). 5.«На аршин голова, да ума на пядь» — о взрослом, но глупом человеке. 6.«Косая сажень в плечах» – говорят о широкоплечем человеке. 7. «Видит на три аршина под землю» — об очень проницательном человеке. 8.Когда хотят сказать о человеке, который обо всём судит по себе, употребляют выражение: «Меряет на свой аршин». 9. «Близок локоть да не укусишь», «Близок локоток, да ум короток» — о каком-нибудь простом, но невыполнимом деле. 10.«Любовь не верстами меряется. Сто верст молодцу не крюк» — расстояние не может быть препятствием для любви. 11. «Правда, как солнце: ее ладонью не прикроешь». 12.«Ни шагу назад», т. е. не отступать. 13. «Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали свое отношение к столице. II. Практическая часть Мной были проведены некоторые исследования. Исследование 1. Двое ребят нашего класса измерили длину класса шагами. Расстояние одинаковое, но количество шагов получилось разное. Почему? Дело в том, что у них разные мерки, разная длина шага. Мы сделали вывод: сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка. Исследование 2.
Я измерил рост членов семьи и выразил в различных старинных единицах длины. Таблица роста членов семьи в различных единицах длины
Вычисляя рост членов семьи через различные единицы длины, пришел к выводу, что это трудоемкий и неточный подсчет, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно, становится понятной для любого человека. Выводы по исследованию. Подводя итог по исследованию можно сказать, что: - Без измерений современный человек обходиться не может. В древности люди тоже не могли обходиться без измерений. - Существовали разные меры длины, которые отличались друг от друга. - Старинные единицы длины были неточными. Поэтому сейчас используются более точные, общие для всех стран единицы измерения: миллиметр, сантиметр, метр, километр. Заключение. Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации. В далёкие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать искусство измерений. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, ёмкости, массу, время. А ведь это и есть измерение. С древности мерой длины и веса всегда был человек: насколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины, а небольшие расстояния мы и в настоящее время нередко определяем шагами. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным – всегда при себе. Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения. Русский народ создал собственную систему мер. В словаре Владимира Ивановича Даля мы находим определение: «Мера – способ определения количества по принятой единице». Много преобразований потерпели старинные меры длины. В 1793 году во Франции приняли метрическую систему мер «на все времена». 10 декабря 1799 года считается днём рождения метрической системы единиц. Метр стал эталоном измерений. В современном мире мы пользуемся одинаковыми единицами измерения длины: километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр. В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц–система интернациональная (СИ). С1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства. Люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе развития человечества развивается и совершенствуется. И этому подтверждение слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, который сказал, что «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры». Вывод: Цели, поставленные в начале работы, были достигнуты: • я узнал много интересного о старинных и современных единицах измерения, как русских, так и других стран;
• имею возможность поделиться своими знаниями с другими учениками; • получил хорошую практику по переводу единиц из одной системы в другую; • я научился, переводить старинные меры длины в современные, когда читал литературные произведения. • приобрел навыки работы на компьютере. Надеюсь, что эта работа будет интересна ребятам и учителям начальных классов, русского языка и литературы, математики, истории. Я хотел бы продолжить данную работу и исследовать старинные меры веса, объема, площадей на Руси. Возможно, это станет моей следующей исследовательской работой. Проведенное исследование показывает, что в России существовало огромное количество всевозможных единиц. В рамках своей работы, я доказал неточность старинных русских мер длины, неудобство их в применении, что и привело к созданию единой метрической системы. Список используемых источников: 1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс. - М.: Мнемозина, 2008. 2. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1982. 3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики - М.: Просвещение, 1989. 4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.Е. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984. 5. Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины Х1-ХУ веков. // Советская этнография, 1949 г., №1. 6. НагибинФ.Ф., Канин Е.Е. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984. 7. Интернет ресурсы: - сайт «Фестиваль педагогических идей – открытый урок». - www. iro. ru /resours/ distant/mant/metrol _3.htm Меры длины -ru.wikipedia.org›Русская система мер 8.С.И. Ожегов Толковый словарь. Москва, 2002 7. Литературные произведения
Приложение 1. Таблица перевода старинных мер длины в современные различные единицы
Приложение №2
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1082; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.234.62 (0.028 с.) |