Старинные русские меры длины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Старинные русские меры длины



Содержание                                                                                           стр.

Введение……………………………………………………….....…4-5

I. Теоретическая  часть

1.1. Старинные русские меры длины………...……………...…6-7

1.2.Система древнерусских мер длины…………………..…….7-11

1.3. Старинные меры длинны в литературных произведениях

 и русском фольклоре…………………………………………..11-13

 1.4. Пословицы и поговорки со старинными мерами длины и их                     толкование ……..…………………………………………. …... 13-14

II. Практическая часть

2. 1.Таблица роста членов семьи  в различных единицах длины…..15

Заключение............................................................................... …… …16-17

Список литературы: ……….….……………………........................... 18

Таблица перевода мер длины в различных единицах

 (Приложение №1)…………………………………………. …….19

Пословицы и поговорки с использованием старинных русских мер длины и их толкование (Приложение№2)……………………………………….20-21

Аннотация наставника

Проект «Старинные русские меры длины» знакомит с единицами древнерусских мер длины. Автор обращается к истории преобразований  старинных мер длины, также показал, что  множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой- то одной местности, страны или даже времени можно  выразить через международную метрическую систему.

Тип проекта: информационно- познавательный.

Продукт проекта: информационный буклет.

Работа  носит познавательный характер и будет полезна какинформационный  справочный материал для учителей и учащихся на классных часах, на уроках математики, истории, литературы, технологии.

Данная работа способствует развитию познавательных и регулятивных учебных действий, а также  информационному поиску и использование информационных ресурсов  для выполнения учебных задач.

 

Введение

Актуальность.

В этом учебном году я начал изучать новый предмет – физику. Изучение этой новой для меня науки началось со знакомства с различными физическими величинами и их единицами измерения. Я узнал, что с 1963 г. в России и других странах принимается международная система единиц СИ (система интернациональная). В этой системе основной единицей длины является метр, а единицей массы – килограмм.

При изучении русской литературы, которую я люблю, мне неоднократно попадались произведения, в которых  часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины  и массы Древней Руси, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл прочитанного. И я решил побольше узнать об этих мерах единицы измерения длины и установить взаимосвязь между старой и новой измерительными системами.  

Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Поэтому эта тема меня заинтересовала, появился интерес к истории математики, к истории нашей Родины. Я решил защитить проект.

Цель проекта: установить старинные меры длины, сравнить их с новой измерительной системой и найти отражение этих мер в русских пословицах и поговорках, в литературных произведениях.

Задачи:

• узнать больше о старинных мерах длины;

• исследовать пословицы, поговорки с упоминанием старинных мер длины;

• подобрать в литературных произведениях упоминания о старинных          мерах длины.

• составить таблицу перевода мер длины в различных единицах;

• подсчитать рост членов семьи в различных единицах длины.

Практическая значимость:

• поделиться с учащими и учителями школы сведениями о старинных мерах длины;

• составить таблицу преобразований, научить пользоваться ею при чтении литературных произведений и пословиц.

Продукт проекта: информационный буклет.

 

 

I. Теоретическая часть

Старинные меры длинны в литературных произведениях и русском фольклоре.

Названия старинных единиц измерения длины я встретил в произведениях поэтов и писателей на уроках литературы.

Петр Ершов «Конек-горбунок»

«Да еще рожу конька

Ростом только 3 вершка,

На спине с двумя горбами

Да аршинными ушами».

Рост:  4 см 5мм • 3 = 13см 5мм. Длина ушей:  71 см.

    Ганс Христиан Андерсен «Дюймовочка»

«… в чашечке его сидела живая девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в дюйм ростом. Потому её так и прозвали… «Дюймовочка».

Дюйм = 2 см 5 мм – это ширина большого пальца.

   

II. Практическая часть

Мной были проведены некоторые исследования.

Исследование 1.

Двое ребят нашего класса измерили длину класса шагами.

Расстояние одинаковое, но количество шагов получилось разное. Почему?

Дело в том, что у них разные мерки, разная длина шага. 

Мы сделали вывод: сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка.

Исследование 2.

Я измерил рост членов семьи и выразил в различных старинных единицах длины.

Таблица роста членов семьи  в различных единицах длины

Измеряемый Метр Вершок Малая пядь Дюйм Локоть Большой локоть Аршин
Мама 1,54 35 8,11 61,6 3,35 2,85 2,39
Папа 1,71 39,86 9 68,4 3,72 3,17 2,17
Я 1,45 32,95 7,63 58 3,15 2,69 2,04
Брат Саша 1,38 31,36 7,26 55,2 3 2,56 1,94
Сестра Карина 1,14 25,9 6 45,6 2,48 2,1 1,6
Сестра Алина 0,93 21,14 4,89 37,2 2,02 1,72 1,31

Вычисляя рост членов семьи через различные единицы длины, пришел к выводу, что это трудоемкий и неточный подсчет, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно, становится понятной для любого человека.

Выводы по исследованию.

Подводя итог по исследованию можно сказать, что:

      - Без измерений современный человек обходиться не может. В древности люди тоже не могли обходиться без измерений.

- Существовали разные меры длины, которые отличались друг от друга.

         - Старинные единицы длины были неточными. Поэтому сейчас используются более точные, общие для всех стран единицы измерения: миллиметр, сантиметр, метр, километр.

 Заключение.

Работая над этой темой, мне удалось узнать много интересной информации.

В далёкие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать искусство измерений. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, ёмкости, массу, время. А ведь это и есть измерение.

С древности мерой длины и веса всегда был человек: насколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины, а небольшие расстояния мы и в настоящее время нередко определяем шагами. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным – всегда при себе.

Не было народа, который не избрал бы свои единицы измерения. Русский народ создал собственную систему мер. В словаре Владимира Ивановича Даля мы находим определение: «Мера – способ определения количества по принятой единице».

Много преобразований потерпели старинные меры длины. В 1793 году во Франции приняли метрическую систему мер «на все времена». 10 декабря 1799 года считается днём рождения метрической системы единиц. Метр стал эталоном измерений. В современном мире мы пользуемся одинаковыми единицами измерения длины: километр, метр, дециметр, сантиметр, миллиметр.

 В 1960 собралась Генеральная конференция по мерам и весам, на которую прибыли представители 32 стран. Была принята Международная система единиц–система интернациональная (СИ).  С1963 года ею пользуются во всех областях науки, техники и народного хозяйства.

Люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе развития человечества развивается и совершенствуется. И этому подтверждение  слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, который сказал, что «Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры».

Вывод:

Цели, поставленные в начале работы, были достигнуты:

• я узнал много интересного о старинных и современных единицах измерения, как русских, так и других стран;

• имею возможность поделиться своими знаниями с другими учениками;

• получил хорошую практику по переводу единиц из одной системы в другую;

• я научился, переводить  старинные меры длины в современные, когда читал литературные произведения.

• приобрел навыки работы на компьютере.

Надеюсь, что эта работа будет интересна ребятам и учителям начальных классов, русского языка и литературы, математики, истории.

Я хотел бы продолжить данную работу и исследовать старинные меры веса, объема, площадей на Руси. Возможно, это станет моей следующей исследовательской работой.

Проведенное исследование показывает, что в России существовало огромное количество всевозможных единиц. В рамках своей работы, я доказал неточность старинных русских мер длины, неудобство их в применении, что и привело к созданию единой метрической системы.

Список используемых источников:

1. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. Математика 5 класс. - М.: Мнемозина, 2008.

2. Глейзер Г.И. История математики в школе. – М.: Просвещение, 1982.

3. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики - М.: Просвещение, 1989.

4. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.Е. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984.

5. Рыбаков Б.А. Русские системы мер длины Х1-ХУ веков. // Советская этнография, 1949 г., №1.

6. НагибинФ.Ф., Канин Е.Е. Математическая шкатулка. М.: Просвещение, 1984.

7. Интернет ресурсы:

- сайт «Фестиваль педагогических идей – открытый урок».

- www. iro. ru /resours/ distant/mant/metrol _3.htm Меры длины

-ru.wikipedia.org›Русская система мер

8.С.И. Ожегов Толковый словарь. Москва, 2002

7. Литературные произведения

 

 

Приложение 1.

Таблица перевода  старинных мер длины в  современные различные единицы

Название старинной русской меры длины   СМ    М км
1 Аршин 71,12см 0,7112м 0,0007112км
2 Шаг 71см 0,71м 0,00071км
3 Малая пядь 17,78см 0,1778м 0,0001778км
4 Большая пядь 22см 0,22м 0,00022км
5 Пядь с кувырком 28см 0,28м 0,00028км
6 Верста 106680см 1066,8м 1,0668км
7 Межевая верста 216000см 2160м 2,16км
8 Маховая сажень 176см 1,76м 0,00176м
9 Косая сажень 248см 2,48м 0,00248км
10 Локоть 47см 0,47м 0,00047км
11 Перст 2см 0,02м 0,00002км
12 Вершок 4,44см 444м 0,00444км
13 1дюйм 2,54см 0,0254м 0,0000254км
15 1 линия 25,4см 0,254м 0,000254км
14 1 точка 2,54см 0,0254м 0,0000254км
15 1 географическая миля 742100см 7421м 7,421км
16 1 морская миля 185200см 1852м 1,852км
17 1 ярд 91,44см 0,9144м 0,0009144км

Таблица 1

 

Приложение №2

Верста (1,067 км)

1. «Москва верстой далека, а сердцу рядом» – так русские люди характеризовали своё отношение к столице, Москва на 1,067 км далека, а сердцу рядом.

2. «От слова до дела – целая верста» - так говорят, чтобы человек хвастался сделанным делом, а не словами, от слова до дела — 1,067 км.

3. «Верстой ближе – пятаком дешевле»

4. «На версту отстанешь – на десять догоняешь» -на 1,067 км отстанешь, на 10,67км догоняешь.

5. «Семь верст молодцу не крюк» - 7,469 км молодцу не крюк.

6. «Его за версту видно» - о хорошем или плохом человеке, дела которого заметны далеко, его видно за 1,067 км.

7. «Врёт семь верст до небес, и все лесом» — врёт 7,469 км до небес, и все лесом.

Вершок (4,4 см)

1.«От горшка два вершка, а уже указчик» - молодой человек, не имеющий жизненного опыта, но самонадеянно поучающий всех.

2. «У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла» - о неаккуратной женщине, у которой нижняя рубашка длинней юбки.

3. «Борода с вершок, а слов с мешок» — борода с 4,4 см, а слов с мешок».

Аршин (71,1 см)

1. «Видит на три аршина под землю» - об очень проницательном человеке на 2,13 м в землю видит.

2. «На аршин борода, да ума на пядь» — на 71 см борода, а ума на 27 см.

3. «Каждый купец на свой аршин меряет» - о человеке, который всё судит по себе, исходя из собственных интересов, каждый купец на свои 71 см меряет.

Сажень (2,13 м)

1.  «У него косая сажень в плечах» - то есть у него 2,13 м в плечах,  говорят о сильном и могучем человеке.

2.«Видеть, на сажень сквозь землю» - отличаться большой проницательностью.

3. «Полено к полену – сажень» - о накоплении запасов, богатства путем экономии.

Локоть

1. «Близок локоть, да не укусишь», «Близок локоток, да ум короток» - о невыполнимом деле.

2.   «Сам с ноготок, а борода - с локоток» - До Петра I борода, особенно у бояр, служила признаком знатности рода и происхождения. Чем больше и длиннее была борода, тем больше должно было быть уважение к ее хозяину. Сам с ноготок, а борода 38—46 см.

3. «Жили с локоть, а жизнь с ноготь» - т.е. жили долго, а жизнь оказалась короткой.

Пядь

1. «Не уступить ни пяди» - не отдать даже самой малости, не уступить  ни  27 см.

2. «Семь пядей во лбу» - об очень умном человеке, 189 см во лбу.

Ладонь (10,16 см)

1. «Кто родом кулак, тому не разогнуться в ладонь» - о сильном человеке, который и по жизни будет сильным.

2. «Правда – как солнце – ладонью не прикроешь» - всё тайное всегда становится явным.

Содержание                                                                                           стр.

Введение……………………………………………………….....…4-5

I. Теоретическая  часть

1.1. Старинные русские меры длины………...……………...…6-7

1.2.Система древнерусских мер длины…………………..…….7-11

1.3. Старинные меры длинны в литературных произведениях

 и русском фольклоре…………………………………………..11-13

 1.4. Пословицы и поговорки со старинными мерами длины и их                     толкование ……..…………………………………………. …... 13-14

II. Практическая часть

2. 1.Таблица роста членов семьи  в различных единицах длины…..15

Заключение............................................................................... …… …16-17

Список литературы: ……….….……………………........................... 18

Таблица перевода мер длины в различных единицах

 (Приложение №1)…………………………………………. …….19

Пословицы и поговорки с использованием старинных русских мер длины и их толкование (Приложение№2)……………………………………….20-21

Аннотация наставника

Проект «Старинные русские меры длины» знакомит с единицами древнерусских мер длины. Автор обращается к истории преобразований  старинных мер длины, также показал, что  множество различных систем измерения длины, которые характерны для какой- то одной местности, страны или даже времени можно  выразить через международную метрическую систему.

Тип проекта: информационно- познавательный.

Продукт проекта: информационный буклет.

Работа  носит познавательный характер и будет полезна какинформационный  справочный материал для учителей и учащихся на классных часах, на уроках математики, истории, литературы, технологии.

Данная работа способствует развитию познавательных и регулятивных учебных действий, а также  информационному поиску и использование информационных ресурсов  для выполнения учебных задач.

 

Введение

Актуальность.

В этом учебном году я начал изучать новый предмет – физику. Изучение этой новой для меня науки началось со знакомства с различными физическими величинами и их единицами измерения. Я узнал, что с 1963 г. в России и других странах принимается международная система единиц СИ (система интернациональная). В этой системе основной единицей длины является метр, а единицей массы – килограмм.

При изучении русской литературы, которую я люблю, мне неоднократно попадались произведения, в которых  часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения длины  и массы Древней Руси, но мы не знаем значения этих слов, поэтому не всегда правильно понимаем смысл прочитанного. И я решил побольше узнать об этих мерах единицы измерения длины и установить взаимосвязь между старой и новой измерительными системами.  

Вопрос о значимости единиц измерения всегда актуален, так как метрология всегда находится в центре внимания человеческой деятельности. Поэтому эта тема меня заинтересовала, появился интерес к истории математики, к истории нашей Родины. Я решил защитить проект.

Цель проекта: установить старинные меры длины, сравнить их с новой измерительной системой и найти отражение этих мер в русских пословицах и поговорках, в литературных произведениях.

Задачи:

• узнать больше о старинных мерах длины;

• исследовать пословицы, поговорки с упоминанием старинных мер длины;

• подобрать в литературных произведениях упоминания о старинных          мерах длины.

• составить таблицу перевода мер длины в различных единицах;

• подсчитать рост членов семьи в различных единицах длины.

Практическая значимость:

• поделиться с учащими и учителями школы сведениями о старинных мерах длины;

• составить таблицу преобразований, научить пользоваться ею при чтении литературных произведений и пословиц.

Продукт проекта: информационный буклет.

 

 

I. Теоретическая часть

Старинные русские меры длины

Нельзя представить себе жизнь человека, который не производил бы какие-нибудь, хотя бы самые простые, измерения. У каждого человека найдутся дома линейка и сантиметровая лента. Они нужны для того, чтобы измерять длины. Небольшие расстояния мы нередко определяем шагами. Конечно, у разных людей величина шага различна, но брали некоторую среднюю величину.

Для измерения больших расстояний шаг был слишком мелкой единицей. Древние римляне расстояния измеряли пассами или двойными шагами (шаг левой ногой, шаг правой). Тысяча двойных шагов составляла милю (лат. «милле» — тысяча). Первые единицы для измерения величин были не слишком точными. У многих народов была мера расстояния стрела, то есть дальность полета стрелы. До сих пор существуют выражения: не подпускать на пушечный выстрел.Но и разные пушки стреляют на разные расстояния.

У наших предков были и весьма любопытные и интересные способы измерения.

У славян была такая мера длины, как “вержение камня”– бросок камнем, “перестрел” –расстояние, которое пролетала стрела, выпущенная из лука. Расстояния измерялись и так: “ Печенегия отстояла от хазар на пять дней пути, от алан на шесть дней, от Руси на один день, от мадьяр на четыре дня и от болгар дунайских наполдня пути”.

В старинных грамотах о пожаловании земли можно прочитать: “От погоста во все стороны на бычачий рев”, это значило – на расстояния с которых еще слышен рев быка. Подобные меры были и у других народов – “коровий крик”, “петушиный крик”.

Мерой служило и время “пока закипит котел воды”.

Эстонские моряки говорили, что до берега еще “три трубки” (время затраченное на выкуривание трубок).

Когда в Японии еще не знали подков для лошадей и обували их соломенными подошвами, появилась мера “соломенный башмак” – расстояние, на котором этот башмак изнашивался.

В Испании известна мера расстояния – сигара: путь, который может пройти человек, куря сигару.

В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояния – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.

Шаги, мили, переходы – всё это было хорошо для измерения расстояний на земле. Рост человека, рулон ткани шагами не измеришь. Здесь применяли новые единицы измерения. В ход пошли те измерительные приборы, которые всегда были при себе. При измерениях длин стали использовать ширину пальца, длину сустава пальца, расстояние от локтя до кончика среднего пальца, размах руки. Первым счетным прибором человека были пальцы рук и ног.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.48.135 (0.065 с.)