Всероссийская олимпиада школьников по экологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Всероссийская олимпиада школьников по экологии



ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2017 г.

Тематический блок 1

 

Экологическая политика

 

Вставьте пропущенное слово/данные и продолжите фразу

(Всего за задачу 3 балла)

 

1. В Российской Федерации 2017 год объявлен Годом экологии и Годом___________________, который отмечается в связи _________________________________________________________________________________

 

Ответы:

 

Особо Охраняемых Природных Территорий (1 балл);

100-летием создания первой ООПТ в России (1 балл) – Баргузинского заповедника (1 балл).

Ответьте на вопрос

(ответ – 0-1-2-3 балла)

 

2. На Государственном совете (декабрь 2016 г.), посвящённом Году экологии в Российской Федерации, в качестве одной из основных целей был определён переход России к модели экологически устойчивого развития. Что означает термин «экологически устойчивое развитие»?

 

Примерный вариант ответа: Стратегической целью государственной политики в области экологического развития является решение социально-экономических задач, не выходя за пределы биосферной ёмкости (1 балл), в том числе: рациональное использование природных ресурсов, минимизация негативного воздействия на окружающую среду, охрана природы, сохранение биологического разнообразия. Один балл за верный пример – 1 балл (не более 2 баллов).

  Продолжите фразы

(каждый ответ – 0-1-2 балла. Всего за задачу 6 балла)

 

3. Природный капитал понимается как экономическая метафора для запасов различных ресурсов Земли и включает следующие компоненты:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Ответы:

 

- невозобновимые исчерпаемые ресурсы (1 балл) (например, полезные ископаемые) (1 балл);

 

- возобновимые неисчерпаемые ресурсы (1 балл) (например, абиотические потоки энергии и вещества) (1 балл);

 

- возобновимые исчерпаемые (1 балл) (например, почвы, леса и др. биоресурсы) (1 балл).

Тематический блок 2

 

Экология (общая)

 

 

  Обоснуйте правильность / неправильность утверждения

(правильный ответ – 0-1-2 балла )

 

4. Когда термин «экология» был введён в науку, он был синонимом «загрязнения окружающей среды».

 

Примерный вариант ответа: это неправильное утверждение. Э. Геккель, который впервые определил термин в 1866 г. (1 балл), понимал под экологией науку, изучающую взаимосвязи и взаимоотношения в природе (1 балл).

 

Вставьте пропущенное слово и

Обоснуйте правильность/ неправильность утверждения

(правильный ответ – 1 балл)

обоснование (0-1-2-3 балла) Всего за задачу 4 балла)

 

5. Основным из существующих факторов, препятствующим тому, чтобы потомство одной пары особей, размножаясь в _____________________прогрессии, заполнило всю Землю, является наличие болезней.

 

Ответ: геометрической (1 балл)

 

Примерный вариант обоснования: это неправильное утверждение. Согласно закону давления жизни (Ч. Дарвин) (1 балл), в природе существуют ограничения, препятствующие такому размножению, и основным из них является недостаток ресурсов (1 балл). Такие ограничивающие факторы носят название лимитирующих (1 балл).

 

Обоснуйте правильность / неправильность утверждения

(обоснование (0-1-2-3 балла)

 

6. Во время роста растений к абиотическим факторам можно отнести недостаток солнечного света, в то время как достаточная освещённость является биотическим фактором.

 

Примерный вариант ответа: это неправильное утверждение, поскольку солнечный свет – это абиотический фактор (1 балл), т.к. солнце относится к неживой природе (1 балл). Биотические факторы связаны с живой природой (влияние иных организмов) (1 балл).

 

Ответьте на вопрос

(ответ - 0-1-2-3 балла)

 

7. В чём суть взаимодействия организма с окружающей средой?

 

Ответ: суть этого взаимодействия заключается в обмене веществом и энергией (1 балл). Организм получает энергию с пищей и передаёт вещество и энергию дальше по пищевым цепям. Передача энергии происходит с потерей части энергии (1 балл). При этом ее перераспределение подчиняется строгой закономерности: энергия, получаемая экосистемой и усваиваемая продуцентами, рассеивается или вместе с их биомассой передается консументам первого, второго и других порядков, а затем редуцентам с падением потока энергии на каждом трофическом уровне (1 балл).

 

Тематический блок 3

 

Продолжите фразы

(каждый ответ – 0-1-2-3 балла. Всего за задачу 9 баллов)

 

12. Внедрение возобновляемых источников энергии в настоящее время рассматривается с нескольких точек зрения, в том числе:

 

а) с экологической, поскольку ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

б) с экономической, поскольку ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

в) с политической, поскольку ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерные варианты ответов:

 

а) считается, что возобновляемые источники энергии (ВИЭ) являются более «чистыми», при их использовании в атмосферу не выбрасываются загрязняющие вещества и парниковые газы (1 балл), кроме того, уменьшается нужда в разработке новых месторождений энергоресурсов (нефти, природного газа, угля и т.д.) (1 балл), следовательно, не будут нарушены и загрязнены многие экосистемы (1 балл);

 

б) достоинством ВИЭ является отсутствие необходимости передачи энергии на большие расстояния (1 балл). Однако разные территории обладают разным потенциалом возобновляемой энергетики, есть территории, где использование возобновляемых источников энергии более рентабельно (выгодно), а есть – где менее рентабельно (1 балл). Себестоимость энергии ВИ стремительно уменьшается, но пока не может, с экономических позиций, конкурировать с традиционной энергетикой (1 балл).

 

в) ВИЭ, в отличие от традиционных источников энергетики, основанной на сжигании ископаемого топлива, не выделяют в атмосферу парниковые газы (1 балл), а значит, не являются проблемой с точки зрения климатических изменений, что важно для стран, которые приняли на себя обязательства по Парижскому соглашению (1 балл). При этом улучшается имидж стран, внедряющих ВИ, на международной политической арене (1 балл).

 

 

Продолжите фразу

(обоснование – 0-1-2-3 балла)

 

15. В конце 2015 года 195 стран мира приняли документ под названием Paris Agreement «Парижское соглашение» («Рамочная конвенция об изменении климата»), в котором обязались не допустить повышения глобальной температуры на 2°C от доиндустриального уровня.

Сознавая, что время работает против людей, участники переговоров, тем не менее, решились форсировать события. До 2020 года страны готовятся к тому, чтобы после этой даты начать планомерное и быстрое движение к безуглеродной экономике. «Безуглеродная» — означает следующее ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Примерный вариант ответа: в результате хозяйственной деятельности не будет сжигаться ископаемое топливо (1 балл) и, соответственно, выбрасываться в атмосферу диоксид углерода (1 балл), который способствует процессу изменения климата (1 балл).

 

Ответьте на вопрос

(ответ - 0-1-2-3 балла)

 

16. Как повышение энергоэффективности экономики в России может быть связано с решением экологических проблем?

 

Примерный вариант ответа: чем выше энергоэффективность экономики в стране, тем больше ископаемых ресурсов можно сохранить (1 балл), тем меньше будет нарушено природных территорий в местах добычи энергетических ресурсов (1 балл), тем меньше уровень загрязнения окружающей среды, тем меньше выбросов парниковых газов, влияющих на разбалансировку климатической системы (1 балл).

Тематический блок 4

 

Биоразнообразие. ООПТ

 

Ответьте на вопросы

(каждый ответ – 0-1-2-3 балла. Всего за задачу 9 баллов)

 

17. В Российской Федерации особо охраняемые природные территории включают в себя природные заповедники, государственные природные заказники, национальные парки, природные парки, дендрологические парки, ботанические сады, памятники природы и др. Какая хозяйственная (экономическая) деятельность возможна:

 

а) в заповедниках? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

б) в заказниках? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 

в) в национальных парках? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Ответы:

 

а) в границах государственных природных заповедников природная среда сохраняется в естественном состоянии (1 балл) и полностью запрещается экономическая деятельность (1 балл), за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом. Ведётся охранная, научная и, как правило, просветительская деятельность (1 балл).

 

б) на территориях природных заказников под охраной находится как природный комплекс в целом, так и некоторые его части (например, растения, животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты) (1 балл). Постоянно или временно запрещается использование отдельных видов природных ресурсов (в зависимости от целей заказника) (1 балл) в сочетании с ограниченным использованием других природных ресурсов (1 балл).

 

в) в национальных парках хозяйственная деятельность в ограниченных масштабах разрешена, на территорию допускаются туристы (1 балл). Выделяются специальные зоны для рекреации, туризма, проведения экскурсий, ограниченной хозяйственной деятельности (1 балл) и традиционного природопользования коренных и малочисленных народов, проживающих в границах национального парка (1 балл).

 

 

Продолжите фразу

(обоснование – 0-1-2-3 балла)

 

20. «Экологическая сеть» (эконет) – природоохранная модель, которая представляет особо системы особо охраняемых природных территорий и связывающих их экологически коридоров. Такие коридоры нужны для

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Примерный вариант ответа: экологические коридоры образуются для обеспечения пространственной связи между особо охраняемыми природными территориями и другими элементами экологической сети (1 балл) в целях сохранения объектов государственного природно-заповедного фонда, биологического разнообразия, охраны естественных путей миграции животных и распространения растений, обитающих и произрастающих на особо охраняемых природных территориях. Один верный ответ – 1 балл (не более 2 баллов).

 

Ответьте на вопрос

(ответ – 0-1-2-3 балла)

 

22. Когда в 1995 году четырнадцать волков были выпущены на волю в Йеллоустонском национальном парке, ученые и не подозревали, что это кардинально изменит всю экосистему парка. Волков не было в парке 70 лет, и все это время там царствовали олени и другие копытные. За шесть последующих лет количество деревьев увеличилось в пять раз. Появились бобры, которым деревья нужны для постройки плотин. В заводях завелись ондатры, утки и рыбы. Но самое удивительное, волки изменили течение рек. Их русла стабилизировались, уменьшилась эрозия берегов.

Почему это случилось?

 

Примерный вариант ответа: влияние волков на копытных (1 балл) привело к взрывному росту деревьев и травы по берегам рек (1 балл), что привело к их укреплению (1 балл).

 

Ответьте на вопрос

(обоснование – 0-1-2-3 балла)

 

23. Есть ли связь между двумя глобальными проблемами современности – проблемой сохранения биоразнообразия и проблемой изменения климата? Если есть, то в чём она?

 

Примерный вариант ответа: эти проблемы связаны друг с другом (1 балл), поскольку в условиях изменения климата деятельность по сохранению биоразнообразия может быть существенно затруднена – природные зоны сдвигаются, экосистемы изменяют свои границы, а виды, соответственно, свои ареалы (1 балл). Под действием климатических факторов может изменяться видовой состав в экосистеме, и эти процессы человек контролировать не может (1 балл).

 

Тематический блок 5

 

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЭКОЛОГИИ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

 

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2017 г.

Тематический блок 1

 

Экологическая политика

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.174.55 (0.039 с.)