Глава IV . 1. Транспортные линии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава IV . 1. Транспортные линии



РАЗДЕЛ IV

ТРАНСПОРТ

 

Транспортная система РФ представлена автомобильными дорогами (776 тыс. км), воздушными линиями (600 тыс. км), магистральными газопроводами (160 тыс. км), железными дорогами (124 тыс. км), речными судоходными путями (115 тыс. км), магистральными нефте- и продуктопроводами (65 тыс. км). При этом среднее процентное соотношение по:

- пассажирским перевозкам осуществляется 67,07 % автомобильным транспортом; 32,61 % – железнодорожным транспортом; на доли воздушного, внутреннего водного и морского транспорта приходится соответственно 0,23,   0,08   и   0,01%;

- грузовым перевозкам осуществляется 70,16 % – автомобильным транспортом; 14,85 % – железнодорожным транспортом; 13,19 % – трубопроводом; 1,30 % – внутренним водным транспортом; 0,50 и 0,01 % приходится, соответственно, на морской и воздушный транспорт.

По данным Федерального дорожного агентства инвестиции в транспортную инфраструктуру, в процентах от ВВП осуществляют: Китай- 6,1 %; США – 3 %; ЕС – 2,9 %; Россия 2,2 %.

 

Стоимость строительства дороги

 

 

Затраты

Стоимость, тыс. руб.

Общая

стоимость,

тыс. руб.

строительных работ прочих затрат
Подготовка территории строительства 1109,317 12,430 1121,747
Земляное полотно 16199,502 16199,502
Дорожная одежда 11459,316 11459,316
Искусственные сооружения 8521,909 8521,909
Примыкания и пересечения
Дорожные устройства и обстановка дороги 1145,562 1145,562
Временные здания и сооружения 2782,736 2782,736
Прочие работы и сооружения 1554,014   1554,014
Выполнение функций заказчика и надзора за строительными работами
Проектные и изыскательские работы 1286,747 1286,747
Непредвиденные работы и затраты (3 %) 1283,172 53,515 1336,687
ИТОГО 44055,539 1837,473 45893,012
Затраты, связанные с уплатой НДС (18 %) 7929,999 330,748 8260,747
ВСЕГО 51985,538 2168,221 54153,759

 

IV.1.2. Воздушные линии

 

Воздушный транспорт. Основные преимущества — наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов.

К недостаткам относят высокие грузовые тарифы и зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Воздушный транспорт для обеспечения соответствующих воздушных перевозок располагает аэропортами, которые тоже имеют свою классификацию (табл. IV.4), основанную на годовом объеме пассажирских перевозок.

 

Т а б л и ц а IV.4

Классификация аэропортов

 

Класс аэропорта Годовой объём пассажирских перевозок, тыс. чел.
I 10000 - 7000
II 7000 - 4000
III 4000 - 2000
IV 2000 - 500
V 500 - 100

 

Аэропорты с годовым объёмом перевозок более 10000 тыс. человек относятся к внеклассным, а с годовым объёмом перевозок менее 100 тыс. человек — к неклассифицированным.

В табл. IV.5 представлены статистические данные по загруженности 11-ти наиболее загруженных по пассажирообороту аэропортов РФ.

 

 

Т а б л и ц а IV.5   

 

Наиболее загруженные аэропорты России

по пассажирообороту (2008 - 2005 гг.)

Аэропорт

Место нахождения 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г.

Домодедово

Москва 20437516 18755000 15370000 13960000

Шереметьево

Москва 15066354 14040000 12764300 12127800

Внуково

Москва 7923220 6790000 5130600 3618800

Пулково

Санкт-Петербург 7070770 6138823 5103000 4654000

Кольцово

Екатеринбург 2437919 2300000 1730000 1566000

Толмачёво

Новосибирск 1941483 1873500 1656901 1647000

Храброво

Калининград 1874460 1098326

Пашковский

Краснодар 1609406 1390000 1220000 1151000

Адлер

Сочи 1575312 1530000 1340000 1213000

Курумоч

Самара 1391884 1200000 1130000 1040000

Емельяново

Красноярск 1001303 1320000 1160000 1123000
             

 

Из приводимой таблицы следует, что годовой пассажирооборот только по московским аэропортам составляет более 60 млн человек.

 

IV.1.3. Магистральные трубопроводы

 

Трубопроводный транспорт довольно необычен. Он не имеет транспортных средств - сама инфраструктура является транспортным средством и не требует большой численности персонала.

Важнейшими транспортируемыми грузами являются сырая нефть, природный и попутный газ. Транспортировка нефтепродуктов, жидких и газообразных химикатов перспективна, но в настоящее время продуктопроводы не получили большого распространения. В России преобладают трубопроводы большого диаметра               (1220 и 1420 мм) и большой протяженности. Активное развитие трубопроводного транспорта в России началось в конце 1950-х годов.

Статистические показатели этих транспортных линий приведена в табл. IV.6 и IV.7.

 

Т а б л и ц а IV.6

 

Динамика показателей нефтепроводов РФ

 

Нефтепровода

Года

  1913 1928 1940 1950 1960 1980 1990 1995 2000 2005

Эксплуатационная длина, тыс. км

СССР - 1,6 4,1 5,4 17,3 69,7 86 - - -
Россия 1,1 0,7 1,7 3,6 15 53,6 66 62 61 63

Объём перекачки, млн. т

СССР - 1,1 7,9 15,3 130 627 611 - - -
Россия 0,4 0,4 5 12 123 576 558 309 318 482

Грузооборот, млрд. т*км

СССР - 0,7 3,8 4,9 51,2 1220 1310 - - -
Россия 0,3 0,1 1,5 3,4 49 1090 1240 668 745 1156

 

Т а б л и ц а IV.7

 

Участка нефтепровода

 

Наименование показателя Объем перекачки, тыс. т/сут. Потребление электроэнергии, тыс. кВт·ч/сут. Удельное потребление электроэнергии, кВт·ч/тыс. т·км
Максимальное значение   88,78   99,737   31,00
Минимальное значение   1,15   0,934   1,36
Отношение максимума к минимуму     77,20     106,784     22,79
Среднее значение 17,94 46,000 11,30

 

Уровень энергетической эффективности транспортировки нефти определяется качественным обслуживанием линейной части нефтепровода, степенью использования паспортных характеристик оборудования НПС и реализацией программы энергосбережения. Участки нефтепровода являются энергоемкими объектами: основными технологическими единицами, потребляющими электрическую энергию, являются насосные агрегаты, суммарная установленная мощность которых может достигать 170 МВт.

Протяженность трубопроводной части составляет около 670 км (рис. IV.1). Предприятие имеет крупнейший в Европе резервуарный парк.

Белорусские предприятия транспорта нефти активно занимаются повышением энергетической эффективности транспортировки нефти. На нефтеперекачивающей станции РУП «Гомельтранснефть Дружба» эксплуатируются основные насосные агрегаты типов NG 300/460/100, NGK 500/450/100, НМ 7000-210, энергетические характеристики которых соответствуют самому высокому мировому уровню       (КПД = 86 - 89 %).

 

 

 

Рис. IV.1. Схема транспортировки нефти

по территории Республики Беларусь

 

На линейной перекачивающей диспетчерской станции (ЛПДС) «Мозырь» готовится к вводу в эксплуатацию новая насосная с вертикальными магистральными насосными агрегатами фирмы «EBARA». Данные насосные агрегаты, благодаря своей конструкции, обеспечивают откачку нефти непосредственно из резервуара при минимальных «взливах», что позволяет отказаться от подпорных насосных агрегатов и сэкономить электрическую энергию. Огромный ресурс энергосбережения заложен в модернизации линейной части нефтепровода: строительство третьей нитки участка нефтепровода «Мозырь - Адамова Застава» обеспечило снижение удельных расходов электроэнергии на 8 %. В рамках долгосрочной программы энергосбережения на 2006 - 2010 гг. планировалось, при дальнейшем росте грузооборота, выполнить строительство лупингов на участке «Унеча - Мозырь», произвести замену электродвигателей магистральных агрегатов шести НПС на более мощные и с более высоким КПД.

Трубопроводы являются экнергозатратным видом транспорта. Так, например, РУП «Гомельтранснефть Дружба» в своем составе имеет только насосного оборудования с суммарной мощностью в 169990 кВт (табл. IV.9).

 

Т а б л и ц а IV.9

 

Насосное оборудование

 

Насос

Электродвигатель двигатель

Кол-во, шт.

Суммарная установленная мощность, кВт

марка мощность, кВт
20 НДСН АЗ-12-52-8-320 320 1 320
20 НДСН ВАО-560L 320 1 320
24НДх14х1 АТД-2500 2500 4 10000
NG 300/450/100 ТДНР-1600-2 1600 2 3200
NG 300/450/100 2АЗМВ-1 1600 1600 4 6400
NG 300/460/100 ТДНР-1600-2 1600 14 22400
ZML 400/600 ВАО4-450LA 250 1 250
ZML 400/600 DHUB 83-450 250 1 250
НМ 2500х230 СТД-2-2000 2000 2 4000
НМ 3600х230 4АРМП-2500 2500 4 10000
НМ 3600х230 СТД-2-2500 2500 2 5000
НМ 7000-210 5АЗМВ -4000 4000 13 52000
НМ 7000-210 СТД-5000-2 5000 8 40000
НМ 7000-210 СТД -2-3150 3150 3 9450
НМП 2500х74 ДА-304-560Х-6У1 1000 2 2000
НМП 3600х78 ДА-304-560Х-6У1 1000 2 2000
НМП 3600х78 ВАО-800 800 3 2400

ВСЕГО

169990

 

К трубопроводному транспорту относят также пмевмопочту и водоводы. Последние имеют большие потери воды из-за неплотных соединений труб, их изношенности и избыточного давления в вечернее время суток. Так потери воды только по г. Москва оцениваются в 11 % от всей потребляемой городом воды, что представляет одну из проблем городского хозяйства в целом по РФ.

 

IV.1.4. Железные дороги

 

Железнодорожный транспорт хорошо приспособлен для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях. Железнодорожный транспорт обеспечивает возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния. Перевозки регулярны.

Здесь можно эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ.

Существенным преимуществом железнодорожного транспорта является сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок.

К недостаткам железнодорожного транспорта следует отнести ограниченное количество перевозчиков, а также низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Общая протяженность железнодорожных линий в мире оценивается в 1122650 км. На долю США приходится около 20,17 % (226427 км), а РФ – 7,76 % (87157 км) общей протяженности дорог. В других странах железнодорожная сеть менее развита. Эксплуатационная длина железных дорог России превышает                86 тыс. км. Компания имеет 165 филиалов, из них 17 - региональных железных дорог и 1,2 млн. сотрудников.

Московский метрополитен, которому в 2010 г. исполнилось   75 лет, имеет протяженность железнодорожных линий свыше 260 км и 180 станций. Пассажиропоток через московский метрополитен за сутки оценивается в 4 млн. человек.

При оценке развития железнодорожного транспорта следует учитывать не только развитие самих транспортных линий, но и всей железнодорожной инфраструктуры, а также инфраструктуры территорий, приближенных к железнодорожным путям.

 

IV.1.5. Водные линии

 

Морской транспорт. Является самым крупным перевозчиком в международной торговле. Его основные преимущества — низкие грузовые тарифы и высокая провозная способность.

К недостаткам морского транспорта относят: низкую скорость, жесткие требования к упаковке и креплению грузов, малую частоту отправок. Морской транспорт существенно зависит от погодных и навигационных условий и требует создания сложной портовой инфраструктуры.

Внутренний водный транспорт. Здесь низкие грузовые тарифы. При перевозках грузов весом более 100 т на расстояние более 250 км этот вид транспорта — самый дешевый.

К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Десять крупнейших морских портов России осуществляют грузооборот, превышающий в настоящее время 400 млн. т в год (табл. IV.10).

Т а б л и ц а IV.10

 

Вида  транспорта

 

Площадь, занимаемая Россией, составляет 17075400 тыс. км2 с общей протяженностью границ 60932 км. Расстояние между западной и восточной окраинами России составляет 171°20', или почти         10000 км. При огромной протяженности территории с запада на восток изменяется степень континентальности климата, а это влечет за собой проявление секторности в изменении природы. Весьма велики и различия во времени по территории РФ. Такая специфика страны накладывает определенный отпечаток на условия жизни людей и развитие хозяйства. Прежде всего это проявляется в необходимости строить утепленные жилища, отапливать жилье и производственные помещения, обеспечивать стойловое содержание скота (а это не только строительство специальных животноводческих помещений, но и заготовка кормов), создавать специальную технику в северном исполнении, снегоуборочную технику для расчистки транспортных магистралей, улиц и тротуаров, затрачивать дополнительные запасы топлива для работы транспортных средств при низких температурах. Все это требует не только организации специальных производств, но и огромных материальных ресурсов, прежде всего энергозатрат, что в конечном счете ведет к колоссальным денежным вложениям. Сокращению всех видов издержек способствует рациональное необходимое, а порой и неизбежное, перемещение ресурсов РФ и производимых товаров, чем и занимается транспортная логистика.

 

 

IV.2.1.   Основы  транспортной  логистики

 

В современной логистике понятие «транспортная логистика» определяется как оптимизация транспортных систем, выбор вида и типа транспортных средств; определение разноканальных маршрутов доставки; обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса.

Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта. В табл. IV.11 дается оценка различных видов транспорта общего пользования по каждому из этих факторов.

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание следующие: надежность соблюдения графика доставки; время доставки; стоимость перевозки.

Следует отметить, что данные табл. IV.11 могут служить лишь для приблизительной оценки степени соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта. В задачи транспортной логистики входит и разработка маршрута (маршрутизация) доставки товара его потребителям. Для решения задач оптимизации маршрута используются специализированные пакеты программного обеспечения, такие как Paragon, CAST, Optrack и др.

На рис. IV.2 представлен характер зависимостей составляющих затрат при выборе вида транспорта в задачах поставки товара.

Современная транспортная логистика органически связана с системой ГЛОНАСС и размещением самих складов с учетом их численности.

 

Т а б л и ц а IV.11

 

РАЗДЕЛ IV

ТРАНСПОРТ

 

Транспортная система РФ представлена автомобильными дорогами (776 тыс. км), воздушными линиями (600 тыс. км), магистральными газопроводами (160 тыс. км), железными дорогами (124 тыс. км), речными судоходными путями (115 тыс. км), магистральными нефте- и продуктопроводами (65 тыс. км). При этом среднее процентное соотношение по:

- пассажирским перевозкам осуществляется 67,07 % автомобильным транспортом; 32,61 % – железнодорожным транспортом; на доли воздушного, внутреннего водного и морского транспорта приходится соответственно 0,23,   0,08   и   0,01%;

- грузовым перевозкам осуществляется 70,16 % – автомобильным транспортом; 14,85 % – железнодорожным транспортом; 13,19 % – трубопроводом; 1,30 % – внутренним водным транспортом; 0,50 и 0,01 % приходится, соответственно, на морской и воздушный транспорт.

По данным Федерального дорожного агентства инвестиции в транспортную инфраструктуру, в процентах от ВВП осуществляют: Китай- 6,1 %; США – 3 %; ЕС – 2,9 %; Россия 2,2 %.

 

Глава IV.1.   Транспортные линии

 

Транспорт представляюткак систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сооб­щения).

Понятие транспорта общего пользования охватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, являются, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

К задачам транспортной логистики относят также:

- создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

- выбор вида транспортного средства;

- выбор типа транспортного средства;

 

IV.1.1. Автомобильные  дороги

 

Традиционно автомобильный транспорт используется для перевозок на короткие расстояния. Одно из основных преимуществ — высокая маневренность. С помощью автомобильного транспорта груз может доставляться «от дверей до дверей» с необходимой степенью срочности. Этот вид транспорта обеспечивает регулярность поставки, а также возможность поставки малыми партиями. Здесь, по сравнению с другими видами, предъявляются менее жесткие требования к упаковке товара.

Основным недостатком автомобильного транспорта является сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля. К другим недостаткам этого вида транспорта относят также срочность разгрузки, возможность хищения груза и угона автотранспорта, сравнительно малую грузоподъемность. Автомобильный транспорт экологически неблагоприятен, что также сдерживает его применение.

Перемещение грузов данным видом транспорта осуществляется по дорогам, и как правило, с твердым покрытием, которое требует соответствующую подготовку «подушки». Чем проще «подушка», тем больше деформация дорожного покрытия (приложение 7), и тем чаще могут происходить различного рода аварии. Во избежание деформации покрытия применяют различные способы упрочнения автомобильных дорог, например, использование геосинтетических материалов в армировании дорожных покрытий.

В табл. IV.1 приведены данные по протяженности автомобильных дорог по субъектам Приволжского Федерального Округа (ПФО) и отдельно по Республике Чувашия.

Средний показатель смертности на дорогах                            России – 103 умерших на 1000 пострадавших в результате ДТП. Официальная статистика подтверждает, что количество ДТП на российских дорогах продолжает расти, причем 82 % из них происходит по вине водителей. Только за 2010 г. в России произошло 229140 ДТП (на 2,6 % больше, чем в 2009 г.), в результате погибли 32724 человека, а общее число пострадавших выросло на 3,8 % и составило 285362 человека. Самое страшное, что в результате многих аварий погибло 1276 человек детей, а 25720 детей получили повреждения различной степени тяжести.

В результате комплексных мер по снижению уровня смертности в результате ДТП в некоторых странах замечено качественное снижение. Например, по статистике Европейской комиссии (ЕК) за последние 10 лет:

- в Канаде на 63,4%;                        - Гонконге – 61,7 %;

- Финляндии – 9,8 %;                      - Израиле – 49,7 %;

- Бельгии – 43,8 %;                        - Франции – 42,6 %;

- Италии – 36,7 %;                         - Новой Зеландии – 33,2 %;

- Тайвань – 32 %;                           - США – 7,2 %;

- Японии – 25,5 %.

И, напротив, по данным ЕК за те же годы количество ДТП выросло:

- Малайзии на 44,3%;                               - Индии – 79,3 %;

- о. Шри-Ланка – 84,5 %;                         - Лесото – 192,8 %;

- Колумбии – 237,1 %;                              - Китае – 243,0 %;

- Ботсване – 383,8 %.

Стоимость автомобильных дорог – величина непостоянная, она зависит от многих факторов: это и цена земли, и затраты на подготовку трассы (понятно, что в горах пробить дорогу стоит много дороже, чем на равнине).


 

 


Министерство регионального развития со ссылкой на Федеральный центр ценообразования в строительстве утверждает, что цена одного километра четырех полосной автодороги в России колеблется от 144 млн руб. ($5,1 млн) в Костромской области до 563 млн руб. ($19,1 млн) в Камчатском крае. Цифры, которые называют независимые эксперты, вполне укладываются в эту вилку.

По данным специализированных изданий разных стран стоимость одного километра многополосной автомагистрали составляет:

- Швейцария – 28,0 млн?;

- Швеция – 14,72 млн?;

- Норвегия – 13,47 млн?;

- Германия – 10,9 млн?;

- Франция – 10,0 млн?.

При этом разброс в стоимости может составлять не десятки, а сотни процентов (табл. IV.2).

 

Т а б л и ц а  IV.2

 

Стоимость одного километра дороги, $

 

Страна Минимальная стоимость Максимальная стоимость
    США 1,2 млн – участок дороги в штате Вирджиния, в ровной незастроенной местности без транспортных пересечений, мостов и путепроводов 117,5 млн – участок автодороги Big Dig в Бостоне проходящей по плотно застроенной городской территории с эстакадами и туннелями большой протяженности
    Китай 1,99 млн – участок шоссе на северо-западе страны, в Синьцьзян-Уйгурском автономном районе 71,16 млн – скоростное шоссе Чандэ – Цзишоу
  Бразилия 2,16 млн – скоростная дорога Rj-iog Porto de Sepetiba 11,72 млн – скоростная дорога Mario Covas Beltway

 

Россия

6,7 млн – трасса Усть-Луга – Великий Новгород 65 млн – трасса г. Москва – г. Санкт-Петербург (участок 15 - 58 км)

140 млн – западный скоростной диаметр в г. Санкт-Петербурге

195 млн – дублер Курортного проспекта в г. Сочи

 

По результатам исследований в табл. IV.3 приведена структура стоимости участка дороги Н.Новгород – Чебоксары, из которой видно, что наибольшие затраты связаны с земляным полотном (35,30 % от итога).

 

Т а б л и ц а IV.3

 



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.77.71 (0.092 с.)