Методики для психолого-педагогического обследования детей  1,6 – 2 лет. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методики для психолого-педагогического обследования детей  1,6 – 2 лет.



№ п/п Задание, цель Оборудование Проведение обследования Обучение Оценка действий ребенка
1. «ПРОКАТИ ШАРИК» Цель: установление контакта ребенка со взрослым, оценка понимания им словесной инструкции и умения прослеживать взглядом двигающийся предмет. Желобок, шарик. Педагог кладет шарик на желобок и просит ребенка: "Лови шарик!". Затем поворачивает желобок к ребенку и просит его прокатить шарик по желобку: "Кати!". Взрослый ловит шарик. Игра повторяется 4 раза. Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему несколько раз (2), как это надо делать. Принятие задания, желание играть со взрослым, отношение к игре, к результату. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
2. «ПЕРЕКЛАДЫВАНИЕ» Цель: проверка уровня развития восприятия, умение устанавливать идентичность предметов. Коробка с мелкими игрушками (елочки, грибочки, матрешки) по 6 штук в каждой Взрослый ставит перед ребенком два подноса, кладет на один матрешку, на другой елочку. Затем просит ребенка разложить игрушки в таком же порядке. Показ и объяснение в случае затруднения. Принятие и понимание заданий, умение устанавливать идентичность предметов, целенаправленность действий. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
3. «КУБИКИ. БАШНИ ИЗ 3 КУБИКОВ» Цель: выявление у ребенка способности к подражанию, организации его целесообразного поведения в продуктивной деятельности. Восемь кубиков одного цвета Взрослый дает ребенку 3 кубика и просит его по подражанию строить башню Сначала использует совместные действия, затем помогает выполнить задание по подражанию. Принятие и понимания задания, умения подражать действиям взрослого и действовать целенаправленно. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
4. «ПОКАЖИ КАРТИНКИ» Цель: выявление уровня развития у ребенка фиксации взора, зрительного восприятия предметных картинок, наличие указательного жеста. Предметные картинки: мяч, кукла, машинка Перед ребенком кладут картинки. Педагог спрашивает: 1. Покажи, где нарисован…? 2. Что это? Кто это? Если ребенок не выполняет задания, педагог показывает, как надо показать пальчиком на картинку. Принятие задания, осуществляет ли выбор, обучаемость, отношение к результату, результат. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
5. «ПИРАМИДКА» Цель: проверка умения удерживать предмет в руке, действовать целенаправленно с предметами с учетом их свойств, умение подражать взрослому. 2 пирамидки из 5-6 колец одного размера Взрослый на глазах ребенка снимает колечки со стержня и кладет их на поднос. Затем ребенку предлагается собрать пирамидку. Взрослый дает другую пирамидку ребенку, просит его снимать, а затем надевать колечки, выполняя действия по подражанию, обращая внимание на то, что на колечках есть дырочки. Принятие задания, умения подражать действиям взрослого, целенаправленность действий в определенной ситуации. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
6. «КУКЛА» Цель: исследование особенностей восприятия, знание частей тела, понимание обращенной речи Кукла Покажи где у куклы глаза, рот, руки Показ на кукле Принятие задания, соотнесение частей тела, обучаемость, понимание обращенной речи. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
7. «СПРЯЧЬ КУБИКИ В КОРОБКУ» Цель: выявление практической ориентировки ребенка на величину, а также наличия соотносящих действий. 2 коробочки четырехугольной формы одинакового цвета с крышками такого же цвета и формы, но разные по величине. Перед ребенком 2 коробочки, разные по величине и крышки к ним, на некотором расстоянии от коробочек. Педагог кладет большой кубик в большую коробку, а маленький кубик в маленькую коробку и просит ребенка спрятать кубики, т. е. накрыть коробки крышками. При этом ребенку не объясняется, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы он самостоятельно закрыл каждую коробку соответствующей крышкой. Если ребенок подбирает крышки неверно, взрослый показывает и объясняет: "Большой крышкой накрываем большую коробку, а маленькой - маленькую". Таким образом, в процессе диагностического обследования педагог показывает способ действия и фиксирует в слове свойство предметов (величину), на которое ребенок должен ориентироваться при выполнении задания. После обучения ребенку предлагается выполнить задание самостоятельно. Принятие задания, способы выполнения, обучаемость, наличие соотносящих действий, отношение к результату. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
8. «КАК ГОВОРИТ» Цель: выявление уровня понимания речевой инструкции, развития речи, наличия указательного жеста. Резиновые игрушки: кошка, собака, курица, корова. Взрослый ставит игрушки перед ребенком и просит взять ту или иную, и сказать как говорит это животное. Обучение 2-3 раза Принятие и понимание задания, выделение игрушки по слову, умение повторить звукоподражание. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
9. «СООТНЕСЕНИЕ ОДИНАКОВЫХ ПРЕДМЕТОВ» Цель: выявление поведения ребенка в определенной ситуации, умения соотносить игрушку с ее изображением.  Игрушки (мячик, ложка, расческа, кубик) и соответствующие картинки Взрослый показывает поочередно игрушки, затем показывает ребенку картинку с изображением мячика и спрашивает: «Что это? Покажи на картинке» Соотнесение проводиться не более 3 раз. Принятие и понимание обращенной речи, уровень восприятия предмета, обучаемость. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
10. «ПОРИСУЙ» Цель: понимание речевой инструкции, выявление уровня предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованность действий рук, отношение к результату, результат. Карандаш, бумага. Проведение обследования: ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят: "Порисуй". Обучение не проводится. Оценка действий ребенка: принятие задачи, отношение к заданию, оценка результата деятельности, понимание речевой инструкции, результат. Анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.004 с.)