№ п/п
| Задание, цель
| Оборудование
| Проведение обследования
| Обучение
| Оценка действий ребенка
|
1.
| «ПРОКАТИ ШАРИК»
Цель: установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, умения следить за двигающимся предметом, на определение уровня развития ручной моторики
| Желобок (горка) (высота 5 – 6 см., длина 30 см.), шарик
| Психолог кладет шарик на желобок и просит ребенка: «Лови шарик!» Затем поворачивает желобок и просит прокатить шарик по желобку: «Кати!» Взрослый ловит шарик. Так повторяется четыре раза.
| Если ребенок не ловит шарик, взрослый показывает ему два-три раза, как это надо делать, т. Е. Обучение идет по показу
| Принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения —ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
2.
| «СПРЯЧЬ ШАРИК»
Цель: выявление практического ориентирования на величину, а также наличия соотносящих действий
| Две разные по величине коробочки четырехугольной формы одного цвета с соответствующими крышками; два шарика, разных по величине, но одинаковых по цвету
| Перед ребенком кладутся две коробочки, разные по величине, и крышки к ним, расположенные на некотором расстоянии от коробочек. Психолог кладет большой шарик в большую коробочку, а маленький шарик в маленькую коробочку и просит ребенка накрыть коробки крышками, спрятать шарики. При этом ребенку не объясняют, какую крышку надо брать. Задача заключается в том, чтобы ребенок догадался сам, какой крышкой надо закрыть соответствующую коробку
| Накроем большой крышкой большую коробку, а маленькой крышкой — маленькую коробку; после обучения ребенку предлагают выполнить задаче самостоятельно
| Принятие задания; понимание речевой инструкции; способы выполнения —ориентировка на величину; обучаемость; наличие соотносящих действий; отношение к своей деятельности; результат.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
3.
| «ПОКАЖИ ЧАСТИ ТЕЛА»
Цель: установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, оценка слухового восприятия, ориентация в частях тела: глаза, рот, руки
| Ребенок демострирует на себе
| Задайте ребенку вопрос: «Где твои глазки?» (рот, руки)
| Не показывайте названную часть тела ни на себе ни на ребенке, чтобы проверить его реакцию на слова; если задание не выполнено повторите инструкцию; если после посторения инструкции не выполнил перейти к демонстрации на игрушке
| Принятие задания; понимание речевой инструкции; достаточно, если ребенок показывает хотя бы одну часть тела на себе.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
4.
| «ПОКАЖИ ГДЕ…»
Цель: установление контакта и сотрудничества ребенка со взрослым, и выявление понимания ребенком словесной инструкции, оценка слухового восприятия
| Резиновые игрушки: собака, кошка, курочка
| Перед ребенком выставляются игрушки животных. Предложите ребенку показать где кошка – мяу-мяу (собачка- ав-ав,, курочка – ко-ко).
| Если ребенок не может показать животных, педагог берет игрушку и говорит: «Вот собачка - ав-ав» и т.д. Затем вновь просит показать животных
| Принятие задания; понимание речевой инструкции. Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
5.
| «ПОСАДИ ГРИБОЧКИ»
Цель: отработка навыка захвата пальчиками
| Подставка с грибочками
| Психолог предлагает ребенку снять все грибочки с подставки, сложить в миску. Когда все грибы убраны, становятся видны «пеньки». Необходимо надеть грибочки на колышки.
| Если ребенок не может сложить грибочки в миску, педагог показывает. Как нужно снять и убрать грибочек; если ребенок не может надеть грибочек на колышек, педагог показывает как правильно сделать, повторив 1-2 раза.
| Принятие задание, обучаемость, понимание речевой инструкции;
отношение к результату.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
6.
| «ДОСТРОЙ БАШНЮ»
Цель: выявление умений ребенка выделять цвет как признак, различать и называть цвета, развитие мелкой моторики
| Цветные кубики (3см.×3см.) двух цветов — два красных, два желтых (или белых
| Перед ребенком ставят два цветных кубика и просят показать такой, какой находится в руке взрослого: «Возьми кубик такой, как у меня». Затем педагог просит показать кубики: «Покажи, где красный, а теперь, где желтый». Далее предлагают ребенку по очереди назвать цвет каждого кубика: «Назови, какого цвета этот кубик».
| Если ребенок не различает цвета, то педагог обучает его; в тех случаях, когда ребенок различает цвета, но не выделяет по слову, его учат выделять по слову два цвета, повторив при этом название цвета два-три раза; после обучения снова проверяется самостоятельное выполнение задания
| Принятие задания; сличение.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить.
|
7.
| «ПИРАМИДКА»
Цель: выявление уровня развития практического ориентирования на величину, наличия соотносящих действий, ведущей руки, согласованности действий обеих рук, целенаправленности действий
| Пирамидка из двух колечек
| Психолог предлагает ребенку разобрать пирамидку; если ребенок не начинает действовать, то взрослый разбирает пирамидку сам, просит повторить
| Если ребенок не начинает действовать, то взрослый сам дает ему по одному колечку, каждый раз указывая жестом, что их нужно надеть на стержень; затем предлагает ребенку выполнить задание самостоятельно
| Принятие задания; учет величины колечек, обучаемость, отношение к деятельности, результату.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|
8.
| «ПОРИСУЙ»
Цель: выявление понимания речевой инструкции, уровня развития предпосылок к предметному рисунку, а также на определение ведущей руки, согласованности действий рук, отношения к результату
| Карандаш, бумага
| Ребенку дают лист бумаги и карандаш и просят нарисовать дорожку (домик)
| Не проводится
| Принятие задачи и отношение к ней; оценка результата деятельности; понимание речевой инструкции; анализ рисунков: каракули, преднамеренное черкание, предпосылки к предметному рисунку, соответствие рисунка инструкции.
Выполняет задание самостоятельно, с помощью взрослого, после обучения, не может выполнить
|