Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование представлении памяти и образов мышления
Представления памяти
Наряду с ощущениями и восприятием важную роль в усвоении учебной информации играют представления памяти. Они являются более высоким этапом познания. Представлениями называют субъективные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений (образы прошлых восприятий). Физиологический механизм образования представлений есть углубление следов условных нервных связей по наиболее существенным, интересным или ярким признакам предметов и явлений, выделяемым руководителем занятий или самим курсантом. Но представление, понимаемое как компонент знаний, уложенных в память, проявляется только при их воспроизведении. Поэтому важно понимать также физиологический механизм воспроизведения представлений. Им является оживление (актуализация) следов условных нервных связей мозга путем припоминания или узнавания предметов и явлений. Представления курсантов отличаются по содержанию. Курсанты приходят в армию с определенным запасом представлений. Содержание их представлений должно быть оценено руководителем. К концу службы запас представлений о вооружении и условиях воинской деятельности и по количеству, и по содержанию значительно возрастает. Это отличие и есть результат процесса обучения и развития курсантов. Процесс обогащения представлений и формирования на этой основе понятий составляет психологическую сущность обучения , формирования знаний. Представление, завершая «живое созерцание», является результатом сложного взаимодействия процессов восприятия и осмысливания (первой и второй сигнальных систем). Это взаимодействие выражается в том, что образ представления формируется не отдельно от восприятия, а одновременно с ним и на его материале. Представление — итог, результат восприятия. С помощью образов восприятия отражается процесс получения знаний, а с помощью образов представления эти знания укладываются в память обучаемого. Чем же отличается образ восприятия от образа представления? Тем, что восприятие дает нам образ предмета лишь в непосредственном присутствии этого предмета. Такой образ называется конкретным, так как он есть «снимок, слепок» с конкретного предмета. Образ представления — это результат обобщения мышлением образов восприятия. Он воспроизводится в сознании в отсутствие самого предмета.
Задача восприятия — отражение как существенных, так и несущественных признаков предмета. В этом суть полноты восприятия. В принципе образ восприятия по числу деталей и признаков может быть адекватен самому предмету (хотя и ограничивается потребностями обучаемого специалиста). Такое полное восприятие необходимо для более точного различения и опознания предмета и более детального его изучения. Задача же представления — запечатлеть надолго наиболее важные, существенные признаки предмета, позволяющие затем при воспроизведении припоминать и несущественные, но важные для деятельности воина детали предмета. Значит, чтобы иметь представления как результат прошлых восприятий, надо их старательно сформировать в ходе восприятия. Представление — это психический процесс «обработки» образов восприятия мышлением (и словом). Поэтому, организуя восприятие учебной информации, надо указывать, в какой последовательности, что именно и на какой срок запечатлеть. Важно также понимать, что одновременно на основе образа формируется и понятие о нем как результатосмысливания образов восприятия и представления. Представления различаются по видам восприятий, на основе которых они возникли: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, мышечно-двигательные, осязательные и другие. Предметы же характеризуются суммой свойств и качеств. Поэтому полнота и точность представлений будут зависеть от количества органов чувств, участвующих в восприятии. Представления делят на две группы: единичные и общие в отличие от восприятий, которые всегда бывают только единичными. Единичное представление основано на восприятии конкретных предметов и явлений в конкретной обстановке. В нем отражаются особенные признаки, характерные для данного предмета, отличающие его от других подобных предметов. На основе усвоенных различий курсант может мысленно представить образ танка Т-55 и отличить его от образа танка Т-62. Но и единичное представление по сравнению с образом восприятия является обобщенным.
Общее представление обобщенно отражает ряд сходных предметов. Здесь происходит процесс выделения и обобщения не единичных, а сходных черт, присущих всем предметам данной группы. Например, рассматривая или припоминая наиболее существенные признаки, присущие многим машинам, курсанты могут их группировать: это — танки (вообще), это — бронетранспортеры (но не БТР-60ПБ), это — автомобили (но не ЗИЛ-130). Обучая, важно представлять динамику изменения образа представления в зависимости от глубины познания: по мере углубления наших знаний о предметах данной группы их образы становятся все более схематичными, все большее число менее существенных признаков «отпадает», детали как бы «смазываются». Схематическое представление (если оно — результат обработки множества признаков) — это высший уровень развития представления. Оно является ступенью перехода от чувственного познания к абстрактно-логическому мышлению. Важная роль схематических представлений состоит и в том, что они, уменьшая множественность признаков, создают возможность познать то, что свойственно многим предметам, и то, чем они отличаются друг от друга. Однако начинать надо всегда с формирования единичных представлений, так как именно они служат исходным материалом для формирования сложных общих представлений. Выводы и рекомендации. 1.Представление — более высокая, чем восприятие, ступень познания. Представлять — значит мысленно видеть, слышать, чувствовать, что-то отражать образно, а не просто знать. 2.Психологическая структура реальных знаний состоит из двух компонентов: представлений и понятий. Именно в этих двух формах психического отражения запечатлевается весь опыт человека. Поэтому и весь процесс обучения должен быть направлен на формирование представлений и понятий как важнейших предпосылок формирования реальных, а не формальных знаний. 3. Конкретные образы восприятия лежат в основе развития конкретного образного мышления. Представления же — материал для развития отвлеченного (от предметов) абстрактно-логического мышления и творческого воображения. Представление, занимая граничное положение между чувственным и отвлеченным процессами, объединяет свойства того и другого: синтезируя конкретные образы восприятий, оно в то же время преобразует их в обобщенные образы, являясь поэтому и стороной отвлеченного мышления, основой оперирования понятиями. Значит, соотношение конкретного и отвлеченного мышления должно постоянно находиться в поле внимания руководителя: анализируя боевую обстановку (агрегаты), надо тут же переходить к синтезу отдельных фактов (деталей), к обобщениям и выводам, так как высшая цель обучения — развитие творческого, отвлеченного мышления. Поэтому надо стремиться обучение вести так, чтобы образы восприятия, представления и воображения курсантов находились бы в постоянном взаимодействии: воспринимаю учебную информацию — формирую представление о ней — затем (на основе представления) делаю обобщения, выводы, планирую (воображаю) деятельность и выполняю ее. Так, процесс восприятия на тактических занятиях, проводимых на местности, обогащает представления курсантов, а эти новые представления, с одной стороны, повышают качество восприятий, например, топографической карты в классе, а с другой — способствуют хорошему воображению: мысленному преобразованию условных знаков карты в реальную местность.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.005 с.) |