Формирование представлении памяти и образов мышления   


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование представлении памяти и образов мышления  



 

 

Представления памяти

 

Наряду с ощущениями и восприятием важную роль в усвоении учебной информации играют представления памяти. Они являются более высоким этапом познания.

Представлениями называют субъективные образы ранее воспринимавшихся предметов и явлений (образы прошлых восприятий).

Физиологический механизм образования представлений есть углубление следов условных нервных связей по наиболее существенным, интересным или ярким признакам предметов и явлений, выделяемым руководителем занятий или самим курсантом. Но представление, понимаемое как компонент знаний, уложенных в память, проявляется только при их воспроизведении. Поэтому важно понимать также физиологический механизм воспроизведения представлений. Им является оживление (актуализация) следов условных нервных связей мозга путем припоминания или узнавания предметов и явлений.

Представления курсантов отличаются по содержанию. Курсанты приходят в армию с определенным запасом представлений. Содержание их представлений должно быть оценено руководителем. К концу службы запас представлений о вооружении и условиях воинской деятельности и по количеству, и по содержанию значительно возрастает. Это отличие и есть результат процесса обучения и развития курсантов.

Процесс обогащения представлений и формирования на этой основе понятий составляет психологическую сущность обучения  , формирования знаний.

Представление, завершая «живое созерцание», является результатом сложного взаимодействия процессов восприятия и осмысливания (первой и второй сигнальных систем). Это взаимодействие выражается в том, что образ представления формируется не отдельно от восприятия, а одновременно с ним и на его материале. Представление — итог, результат восприятия. С помощью образов восприятия отражается процесс  получения знаний, а с помощью образов представления эти знания укладываются в память обучаемого.

Чем же отличается образ восприятия от образа представления? Тем, что восприятие дает нам образ предмета лишь в непосредственном присутствии этого предмета. Такой образ называется конкретным, так как он есть «снимок, слепок» с конкретного предмета. Образ представления — это результат обобщения мышлением образов восприятия. Он воспроизводится в сознании в отсутствие самого предмета.

Задача восприятия — отражение как существенных, так и несущественных признаков предмета. В этом суть полноты восприятия. В принципе образ восприятия по числу деталей и признаков может быть адекватен самому предмету (хотя и ограничивается потребностями обучаемого специалиста). Такое полное восприятие необходимо для более точного различения и опознания предмета и более детального его изучения. Задача же представления — запечатлеть надолго наиболее важные, существенные признаки предмета, позволяющие затем при воспроизведении припоминать и несущественные, но важные для деятельности воина детали предмета.

Значит, чтобы иметь представления как результат прошлых восприятий, надо их старательно сформировать в ходе восприятия. Представление  — это психический процесс «обработки» образов восприятия мышлением (и словом). Поэтому, организуя восприятие учебной информации, надо указывать, в какой последовательности, что именно и на какой срок запечатлеть.

Важно также понимать, что одновременно на основе образа формируется и понятие о нем как результатосмысливания образов восприятия и представления.

Представления различаются по видам восприятий, на основе которых они возникли: зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, кожные, мышечно-двигательные, осязательные и другие. Предметы же характеризуются суммой свойств и качеств. Поэтому полнота и точность представлений будут зависеть от количества органов чувств, участвующих в восприятии. Представления делят на две группы: единичные и общие в отличие от восприятий, которые всегда бывают только единичными.

Единичное представление   основано на восприятии конкретных предметов и явлений в конкретной обстановке. В нем отражаются особенные признаки, характерные для данного предмета, отличающие его от других подобных предметов. На основе усвоенных различий курсант может мысленно представить образ танка Т-55 и отличить его от образа танка Т-62. Но и единичное представление по сравнению с образом восприятия является обобщенным.

Общее представление   обобщенно отражает ряд сходных предметов. Здесь происходит процесс выделения и обобщения не единичных, а сходных черт, присущих всем предметам данной группы. Например, рассматривая или припоминая наиболее существенные признаки, присущие многим машинам, курсанты могут их группировать: это — танки (вообще), это — бронетранспортеры (но не БТР-60ПБ), это — автомобили (но не ЗИЛ-130).

Обучая, важно представлять динамику изменения образа представления в зависимости от глубины познания: по мере углубления наших знаний о предметах данной группы их образы становятся все более схематичными, все большее число менее существенных признаков «отпадает», детали как бы «смазываются».

Схематическое представление   (если оно — результат обработки множества признаков) — это высший уровень развития представления. Оно является ступенью перехода от чувственного познания к абстрактно-логическому мышлению.

Важная роль схематических представлений состоит и в том, что они, уменьшая множественность признаков, создают возможность познать то, что свойственно многим предметам, и то, чем они отличаются друг от друга. Однако начинать надо всегда с формирования единичных представлений, так как именно они служат исходным материалом для формирования сложных общих представлений.

Выводы и рекомендации.

1.Представление — более высокая, чем восприятие, ступень познания. Представлять — значит мысленно видеть, слышать, чувствовать, что-то отражать образно, а не просто знать.

2.Психологическая структура реальных знаний состоит из двух компонентов: представлений и понятий.

Именно в этих двух формах психического отражения запечатлевается весь опыт человека. Поэтому и весь процесс обучения должен быть направлен на формирование представлений и понятий как важнейших предпосылок формирования реальных, а не формальных знаний.

3. Конкретные образы восприятия лежат в основе развития конкретного образного мышления. Представления же — материал для развития отвлеченного (от предметов) абстрактно-логического мышления и творческого воображения. Представление, занимая граничное положение между чувственным и отвлеченным процессами, объединяет свойства того и другого: синтезируя конкретные образы восприятий, оно в то же время преобразует их в обобщенные образы, являясь поэтому и стороной отвлеченного мышления, основой оперирования понятиями.

Значит, соотношение конкретного и отвлеченного мышления должно постоянно находиться в поле внимания руководителя: анализируя боевую обстановку (агрегаты), надо тут же переходить к синтезу отдельных фактов (деталей), к обобщениям и выводам, так как высшая цель обучения — развитие творческого, отвлеченного мышления.

Поэтому надо стремиться обучение вести так, чтобы образы восприятия, представления и воображения курсантов находились бы в постоянном взаимодействии: воспринимаю учебную информацию — формирую представление о ней — затем (на основе представления) делаю обобщения, выводы, планирую (воображаю) деятельность и выполняю ее. Так, процесс восприятия на тактических занятиях, проводимых на местности, обогащает представления курсантов, а эти новые представления, с одной стороны, повышают качество восприятий, например, топографической карты в классе, а с другой — способствуют хорошему воображению: мысленному преобразованию условных знаков карты в реальную местность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.178.157 (0.005 с.)