Психологический анализ восприятия наглядных средств обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологический анализ восприятия наглядных средств обучения



 

Практическая направленность боевой подготовки войск предъявляет высокие требования к наглядности обучения. Технические средства и наглядные пособия позволяют включать обучаемых в практическую деятельность уже с самого начала усвоения знаний, притом в такую, при которой, по выражению И. П. Павлова, надо «голову соединять с руками». Этим обеспечивается активизация обучения, в котором отражается закономерный ход учения: от конкретного к отвлеченному (абстрактному), от представления к мысли (понятию), от незнания к знанию.

Дидактический принцип наглядности обучения предполагает неразрывную связь и постоянное взаимодействие живого восприятия и слова — первой и второй сигнальных систем курсантов.

Но это совсем не означает, что наглядность должна быть только зрительной. Наглядность в обучении предполагает постоянную опору не только на зрение, но и на все другие органы чувств обучаемых. Именно в этом суть ленинского «живого созерцания». Экспериментальным путем доказано, что если обучаемый одновременно слушает, рассматривает и действует — материал усваивается лучше, а число ошибок значительно снижается. Это результат выработки устойчивой системы условно-рефлекторных связей взаимодействия различных анализаторов.

Главная цель применения наглядных и технических средств обучения с точки зрения психологии усвоения— это формирование образов памяти (представлений), а на их основе — глубоких понятий и образов мышления (воображения). Кроме того, наглядность способствует повышению сознательности усвоения, прочности знаний и практических действий, развитию наблюдательности и конкретного мышления, развитию способности к обобщениям и абстрактному мышлению, выработке у курсантов материалистического мировоззрения.

Наглядность обучения может обеспечиваться реальными предметами и явлениями  , их изображениями   и словом  . В соответствии с этим различают следующие виды наглядности.

Предметная  , или натуральная  , — это реальные предметы местности и боевой обстановки, техника и оружие, тренажеры, каркасные стенды и разрезные агрегаты, электрифицированные схемы-макеты, миниатюр — полигоны и танкодромы, выполняемые на занятиях опыты, наблюдение за процессами (например, за зарядкой аккумуляторов) и т. д.

Изобразительная   — это графические, текстовые и цифровые схемы, таблицы, плакаты, топографические карты, фотографии, проекционные изображения (диафильмы, кино) и т. д.

Словесно-образная   — яркое, образное изложение событий и явлений, использование эпитетов, сравнений, метафор.

Предметная наглядность при изучении тактических и военно-технических дисциплин занимает ведущее место.

Изобразительная и экранная   наглядность позволяет демонстрировать предметы, явления и процессы в движении, в развитии, раскрывать их сущность в замедленном или ускоренном темпе и тем ускоряют процесс формирования представлений и понятий воина.

Словесно-образная наглядность в отдельных темах занятий может занимать значительный объем. Поэтому руководитель занятий должен уметь рисовать образы словом, умело приводить аналогии и делать сравнения.

Исследованиями подтверждена огромная роль живого слова.  Оно в отличие от технических средств способно включать в процесс познания наибольшее число органов чувств, а также эмоционально-волевую сферу курсантов. Одновременно личный контакт педагога с обучаемыми позволяет ему на основе сигналов обратной связи от обучаемых корректировать свою деятельность по отношению к ранее запрограммированной и, изменяя методы и приемы подачи информации, надежно управлять процессом усвоения. Здесь важно заметить, что подвижность такого контакта — важный показатель мастерства руководителя занятий.

Чтение лекций «с листа» и проведение занятий «не отрываясь от конспекта» нарушают контакт руководителя с аудиторией, обедняют возможности слова и вселяют обучаемым неуверенность в знаниях руководителя занятий.

 

Рекомендации по использованию наглядности в обучении

 

Наибольший учебный эффект достигается комплексным, системным использованием наглядности. При этом важно придерживаться следующих принципов.

1.Наглядных пособий должно быть достаточно, но не слишком много. Количественным критерием здесь может быть обеспечение связи знаний с практикой. Плохо также, если часть пособий совсем не используется на занятии. Надо помнить, что восприятие каждого наглядного пособия должно войти в систему связей: «предмет — плакат — макет — объяснение руководителя», вырабатываемых в сознании курсантов.

2.Выставлять мелкую предметную наглядность и выдвигать плакаты и схемы для восприятия следует по ходу объяснения учебных элементов. Большое количество одновременно выставленных пособий отвлекает внимание курсантов, ослабляет чувство новизны, а значит, понижает к ним интерес. Использованные пособия должны убираться.

3.В методических материалах и планах занятий должны быть разработаны не только методики передачи знаний и организации их усвоения обучаемыми, но и (в комплексе с этими методиками) методика использования технических средств, учебных и наглядных пособий по каждой теме занятий.

4.Системный подход предполагает включение тех или иных средств наглядности в систему «преподаватель — средства обучения — обучаемые» при изучении каждого учебного элемента темы (занятия), а также осмысливание информации по определенной системе в зависимости от ее содержания и цели, а именно:

— при изучении устройства машин, боевой обстановки и т. д. — мысль движется от общего к его частям (дедуктивное мышление);

— при изучении устройства множества однотипных предметов (приборов наблюдения различных машин, боевых порядков, решений и т. д.) — мышлением по аналогии, выделением сходного и различного;

— при формировании двигательных действий — от элементарных действий к координациям движений (индуктивное мышление).

Наглядность не самоцель, а средство повышения осознанности образов, активности усвоения, поддержания внимания и познавательных интересов курсантов. В связи с этим и цели использования наглядности в каждом конкретном случае могут иметь свои особенности.

Наглядный материал — фон для решения учебной задачи. Например, приступая к изучению боевых действий батальона, целесообразно показать фильм о боевых действиях полка, чтобы воины представили общий образ взаимосвязей батальона в боевых порядках полка; приступая, например, к изучению конкретной силовой передачи, — показать основы ее устройства (графически, на плакатах или макетах); показ вождения танка перед отработкой сложных упражнений — фон образа «поведения» танка в этих условиях.

Значительно важнее роль наглядности, когда она органически включается в процесс решения учебной задачи. Это наиболее распространенное использование учебных приборов, разрезных агрегатов, кинематических схем и действующих макетов, фрагментов кино и т. д. Так, модель датчика угла стабилизатора вооружения, соединенного с макетом пушки и действующим амперметром, показывает физический принцип возникновения сигнала управления стабилизатором, а также зависимость угла отклонения пушки от величины сигнала и направления сигнала. Без понимания физического смысла трудно было бы разобраться в устройстве и принципе работы сложной системы.

Наконец, целью применения наглядности может быть завершение процесса усвоения знаний, когда она закрепляет сформированные на занятиях образы. Например, реальный показ боевых действий мотострелковой роты на БМП после их изучения; показ кинофильма «Действие боевых машин (вооружения) в различных условиях» после прослушивания обзорной лекции по бронетанковой или другой технике.

Во всех случаях руководителю следует помнить, что образы, возникающие у курсантов при восприятии наглядности, оказывают положительное влияние на усвоение лишь в том случае, когда образ и понятие формируются в процессе правильного обобщения с выделением как существенных, так и несущественных признаков. Это значит, что предмет можно считать воспринятым, если курсант представляет его мысленно и может выделить в нем существенные и несущественные признаки.

Восприятия могут быть простыми и сложными.

К простым   относятся те, которые являются продуктом работы одного анализатора. Например, наблюдение за движением танка противника на большом расстоянии.

К сложным   относятся те, которые являются результатом суммарной работы нескольких анализаторов. Например, картина боевой обстановки воспринимается органами зрения, слуха, обоняния и т. д. Следует помнить, что сложные восприятия — более точные, полные и яркие. Они формируют более глубокие знания.

На эффективность восприятия натуральной и изобразительной наглядности оказывает влияние их взаимодействие со словесной инструкцией. В тех случаях, когда наглядность статическая или динамика ее изменения имеет замедленный темп, а слуховые помехи отсутствуют, словесная инструкция руководителя сопровождает показ. В тех же случаях, когда показываемая система работает в реальном темпе и имеет звуковую и другую имитацию, словесная инструкция руководителя предшествует показу.

Например, при показе действующей системы пожарного оборудования, смонтированной на общем каркасном стенде танка, следует предварительно указать исходное положение: танк ведет бой, двигатель работает, нагнетатель и вытяжной вентилятор включены, все баллоны заряжены, а затем имитацию пожара в силовом отделении: загорание лампы «30» на автомате системы, отключение (щелчок) МОД и движение назад тяги топливного насоса; остановка нагнетателя и вытяжного вентилятора (прекратится их гул) и т. д.

Инструкция сопровождается показом элементов схемы и может повторяться несколько раз, пока обучаемые не усвоят последовательность автоматического включения элементов схемы и образы их действия. Кажется, ясно. Однако нередко можно наблюдать, когда руководитель занятий включает действующий стенд в работу, а затем поясняет, пытаясь перекричать шум его механизмов. Такой показ не достигает цели: курсанты не знают, куда смотреть, что слушать, в каком порядке переключать внимание, какие признаки замечать.

При использовании экранной наглядности важно различать просмотр кинофильма от его показа. Если цель показа — создание фона для решения учебной задачи или завершение усвоения путем закрепления и расширения круга образов курсантов, нужен просмотр всего фильма. Если фильм наряду с другой наглядностью органически включается в процесс решения учебной задачи, нужен просмотр отдельных фрагментов по ходу изучения устройства и действия отдельных систем, агрегатов, элементов боевых действий.

Большую часть учебной информации руководитель передает через рисование на доске тактических и технических схем, графиков, таблиц, рисунков, повышая ее наглядность, доступность и привлекательность. Педагогический эффект этого вида наглядности также велик. Поэтому даже в тех случаях, когда материал по своему содержанию малообразный, статистический, то и тогда следует позаботиться об увеличении его наглядности путем приведения в систему, группировки, сведения в таблицы, выявления функциональных зависимостей и т. д.

Схему (графики) важно рисовать не заранее, а по ходу изложения информации. Тогда в сознании курсанта последовательно развертываются не только пространственные, но и временные и функциональные отношения и связи элементов объекта (и конструкция, и процесс ее функционирования). Такое последовательное функциональное развертывание схемы позволяет формировать одновременно не только познавательные образы (представления и понятия), но и оперативные образы действия курсанта с изучаемой системой.

Важное значение для более глубокого осмысливания информации имеют зарисовки обучаемых в своих тетрадях, выполняемые по ходу восприятия и на самоподготовке. Однако этой их работой следует руководить. Нет смысла рисовать все и добиваться высокохудожественного исполнения. Курсант в этом случае отвлечется и отстанет от восприятия основного содержания. Следует зарисовывать в основном кинематические схемы механизмов, приводов управления, а также порядок действия с ними, опять же преследуя главную цель: формирование образа предмета и принципа действия (взаимодействия) и образа деятельности курсанта с ним.

Методика показа оказывает исключительно важное влияние на эффективность переноса материальных предметов в голову и преобразования их в идеальные образы сознания.

Однако практика обучения войск свидетельствует, что не всегда руководители занятий уделяют такое внимание методике показа.

Наиболее распространенными ошибками показа  являются следующие:

1.Предмет показа плохо виден: руководитель не убедился лично, видны ли с задних рядов рисунки на доске, плакаты, детали.

2.Демонстрируемый предмет заслоняется руководителем занятия.

3.Одновременно демонстрируется так много предметов или так много различных деталей в предмете, что курсант не в состоянии их воспринять.

4.Отсутствует идея показа: что именно, с какой целью и в какой последовательности воспринимать, не указывается назначение, значение и взаимная связь предметов.

5. Объяснение не гармонирует с показом: в одних случаях оно опережает показ, в других — продолжается и после того, как показ закончен.

6.Объяснение многословно, значительная часть слов не имеет опоры в предметах или не имеет отношения к показываемому предмету. В результате внимание курсантов переключается с предметов на слова: предмет показа «тонет» в словах.

7.Объяснение малословно, руководителю занятий кажется, что все просто, все само собой разумеется, и он, ткнув пальцем в предмет, считает, что этого достаточно, чтобы в сознании курсанта сформировался его образ. В результате — неполное и неточное восприятие, а значит, и поверхностное знание.

Руководителю занятий важно помнить, что хорошо организованное и непрерывно управляемое восприятие курсантом наглядности обеспечивает непрерывный переход в более высокую форму — наблюдение. Какова тщательность показа, такова и тщательность наблюдения, а значит, и усвоения.

 

Развитие наблюдательности

 

Наблюдение  как психический процесс — более высокая форма восприятия. Это — целенаправленное восприятие, осуществляемое по определенному плану (необязательно письменному). Оно характеризуется более произвольным и устойчивым вниманием, большей активностью (а часто и напряженностью), систематичностью, более глубокой осмысленностью воспринимаемых предметов и явлений и творчеством. Человек, обладающий таким восприятием, называется наблюдательным.

Наблюдательность — это свойство личности, развившееся в процессе упражнений. Это способность воина к быстрым, точным и самостоятельным наблюдениям. Она является важным условием творческой деятельности. Важное значение для успешной деятельности войск имеет развитие у воинов привычки постоянно наблюдать за полем боя и местностью.

Наблюдательность, кроме того, характеризуется быстротой осмысливания и высокой избирательностью воспринимаемого. Ф. Энгельс писал: «Орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла»[16]

Осмысленность наблюдения заключается в умении сравнивать и сопоставлять, анализировать и синтезировать обстановку. Важно собрать факты, но еще более важно научить курсантов умению приводить их в систему, обобщать по наиболее существенным признакам, делать выводы и принимать правильные решения.

Формируя наблюдательность воинов, следует также иметь в виду, что люди могут отличаться различными типами восприятий. Одни имеют синтетический тип восприятия, они склонны воспринимать обстановку (объект) в целом, не замечая деталей, другие — аналитический тип восприятия, они полнее воспринимают детали, подробности, не умея воспринять целое, третьи обладают аналитико - синтетическим типом восприятия. Задача руководителя, обучая и воспитывая, развивать у курсантов аналитико - синтетический тип восприятия, способность анализировать и синтезировать, сравнивать, обобщать и принимать решения на основе неполной информации и в условиях неясной обстановки.

Кроме того, различают еще субъективный и объективный типы восприятий. Для субъективного типа характерно колоритное, но пристрастное отражение наблюдаемых явлений, для объективного — более точное восприятие в соответствии с действительностью. Степень субъективности и объективности восприятий зависит также от эмоционально-волевого состояния воина и от его знаний, навыков и умений.

Изучая индивидуальные, психические особенности курсантов, руководитель должен выяснить тип их восприятия и на этой основе наметить пути совершенствования наблюдательности на занятиях.

Наблюдение — высшая форма восприятия  . Поэтому и наблюдательность может развиваться только в процессе организованной деятельности по восприятию информации.

Надо развивать у курсантов привычку упорядочивать воспринимаемую информацию:

— воспринимать ее планово, целенаправленно и осмысленно. При этом начинать следует с выделения характерных признаков единичных предметов и общих для множества предметов;

— развивать привычку работать внимательно и сосредоточиваться   на задаче;

— изучать специфические признаки боевых средств противника и систематически упражняться   по вскрытию демаскирующих признаков этих средств на местности.

Особенно благоприятными условиями для развития наблюдательности являются практические действия   курсантов на стрелковых и танко - стрелковых тренировках, стрельбе, вождении и т. д. (разведка целей наблюдением, наблюдение за разрывами снарядов, корректирование стрельбы, наблюдение за контрольными приборами, оценка местности и препятствий). При этом желательно, чтобы на занятиях не только разведывались цели, но и развивались личные свойства курсантов. Например, при развитии наблюдательности у курсантов критерий обученности и состязания — количество разведанных целей; при развитии привычки работать внимательно критерий обученности и состязания — число ошибочных действий, пропущенных операций, невыполненных команд и т. д. Руководителям следует учитывать, что развитие личных качеств и свойств — более сильный стимулятор, чем сама работа. Такие свойства как сообразительность, ловкость, сила, наблюдательность, внимательность и т. д., всегда вызывали дух состязательности у молодежи. Следствием такой состязательности будет количество и качество разведанных и оцененных целей, точно выполненных операций и т. д.

Для развития наблюдательности следует практиковать:

Решение задач типа: осмотрите,  а затем внезапно расскажите о расположении предметов, об их форме, цвете  и т. д.; нарисуйте схему, покажите на карте замеченное на маршруте вождения или марша и др.

Назначение секторов наблюдения для членов экипажей (боевых расчетов), привитие курсантам привычки наблюдать в закрепленных секторах и докладывать о результатах наблюдения.

Оборудование учебных полей и маршрутов передвижения элементами и предметами боевой обстановки, что позволит руководителям ставить задачи по наблюдению в соответствии с заблаговременно разработанными летучками (при выполнении упражнений по стрельбе, вождению, а также на тактических занятиях и учениях).

Управляя процессом формирования конкретных образов восприятий у курсантов, руководитель занятий заботится о том, чтобы довести их до обобщенных образов (представлений), являющихся более высоким этапом усвоения знаний.

 

Глава IX



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.041 с.)