Ценностные ориентиры содержания учебного модуля 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценностные ориентиры содержания учебного модуля



«Народы России: дорога дружбы»

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества, сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России[5].

Учебный модуль «Народы России: дорога дружбы» решает задачи образования в области патриотического и гражданского воспитания, поскольку современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Важнейшей целью образования, патриотического и гражданского воспитания является формирование у детей и молодёжи общероссийского гражданского самосознания, чувства патриотизма, гражданской ответственности, гордости за историю нашей страны, культуры межнационального общения, основанной на толерантности, уважении чести и национального достоинства граждан, духовных и нравственных ценностей народов России.

Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Базовые понятия в обозначенной области выведены в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Многообразие культур и народов трактуется в ней как «культурное многообразие, существующее в стране и в мире в целом. Для России это существование, диалог и взаимообогащение всех культурных потоков (или слоёв): общенациональной, общероссийской культуры на основе русского языка, этнических культур многонационального народа Российской Федерации и глобальных или мировых культурных явлений и систем. Культурное многообразие и свобода культурного выбора являются условием развития, стабильности и гражданского согласия…»

Также в Концепции подчёркивается: «Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями учащихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции».

В Концепции российская нация характеризуется как «государственно-территориальная и политико-правовая общность, существующая на основе общих политических, историко-культурных и духовно-ценностных характеристик и общего самосознания. Такой общностью является многонациональный народ Российской Федерации, который представляет собой многоэтничную гражданскую нацию, включающую этнические общности…» Залогом мира и согласия является «признание и поддержка культур, традиций и самосознания всех представителей многонационального народа Российской Федерации, гарантированное равноправие граждан независимо от национальности, а также политика интеграции. Межэтнический мир включает политику толерантности, то есть признания и уважения культурных и других различий среди граждан страны и проживающих в ней граждан других стран».

Интеграция, а именно сохранение народами своей культурной идентичности при объединении их в единое сообщество на равно значимом для них основании — единственно правильный тип построения межэтнических отношений в современном демократическом обществе.

Наличие общих целей в многоэтничном государстве, построенном на принципах интеграции, крайне важно. Одной из объединяющих идей для россиян может стать осознание ими природного, этнокультурного, конфессионального разнообразия своей страны как предмета общей гордости, который надо знать, беречь и приумножать. Успешность процесса воспитания культуры межнационального общения напрямую зависит от этнологической и этнопсихологической компетентности педагогов, реализующих его.

Планируемые предметные результаты освоения учебного модуля «Народы России: дорога дружбы»

Планируемые предметные результаты освоения содержания учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» в соответствии с требованиями Стандарта приводятся в двух блоках: (1) «Выпускник научится»; (2) «Выпускник получит возможность научиться». Это позволяет различать систему базовых знаний и учебных действий, которые принципиально необходимы для успешного обучения в начальной школе (1), и систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения учебного модуля (2).

В результате изучения учебного модуля «Народы России: дорога дружбы» выпускники заложат фундамент своей культурологической и этнологической грамотности, осознают, что исторические события, достижения науки, литературы, искусства, спорта объединяют народы РФ и служат духовными скрепами многонационального российского народа; обретут чувство гордости за свою страну, чувство единения с гражданами своей страны вне зависимости от национальной принадлежности, политических или религиозных убеждений.

Выпускник научится:

‒ узнавать государственную символику Российской Федерации и регионов Российской Федерации, в том числе своего региона; перечислять достопримечательности столицы, родного края, регионов Российской Федерации;

‒ понимать роль русского языка как государственного языка Российской Федерации, уважительно относиться к языку своего народа и других народов России;

‒ находить на карте России географические объекты, в частности: полуострова (Чукотка, Камчатка, Ямал, Крым); острова (Сахалин); горы (Алтай, Уральские горы, Кавказ); реки (Амур, Волга, Нева); озёра (Байкал); океаны (Северный Ледовитый); моря (Чёрное, Каспийское, Балтийское) и  т. д.;

‒ рассказывать о природном разнообразии и городах России (Анадырь, Петропавловск-Камчатский, Владивосток, Якутск, Архангельск, Грозный, Нальчик, Севастополь, Бахчисарай, Казань, Уфа, города Золотого кольца России, Петрозаводск, Калининград);

‒ указывать ведущие признаки этноса: название (этноним), язык, внешний вид (антропологический тип);

‒ рассказывать о традиционных праздниках народов России, различать их символику;

‒ называть исторические события, достижения спорта, объединяющие народы РФ; имена героев мирного и военного времени разных национальностей (в пределах содержания модуля);

‒ ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

‒ на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов; отличать литературные произведения, фольклор народов РФ от документальных рассказов о реальных событиях;

‒ осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами, представителями разных этносов;

‒ используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков и разных народов Российской Федерации;

‒ использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

Выпускник получит возможность научиться:

различать понятия «многонациональный народ России», «большая Родина» (государство), «малая родина» (регион, город, село), «культура»;

оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально­-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей, представителей других народов и сопереживания им;

наблюдать и описывать проявления богатства вну треннего мира человека; проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке вне зависимости от национальной принадлежности или религиозных убеждений;

определять общую цель в совместной деятельности и пути её достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке вне зависимости от национальной принадлежности или религиозных убеждений; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

формировать межкультурные компетенции, понимать, что культура любого этноса находится в тесной взаимосвязи с другими культурами, включает в себя традиции и новации;

проявлять уважение и готовность выполнять правила общения на основе понимания ценности нравственных чувств и нравственного поведения по отношению к людям разных национальностей.

.

Содержание учебного модуля

«Народы России: дорога дружбы»

Содержание учебного модуля распределено на 4 раздела по годам обучения: «Праздник дружбы», «Друзья приглашают в гости»; «Ярмарка мастеров России», «Золотая книга российского народа». Тематика и объём материала разделов постепенно усложняются в соответствии с возрастными особенностями обучающихся 1‒ 4 классов. Разделы делятся на темы, принципы выделения которых определяются содержанием учебного материала и меняются от класса к классу.

Раздел «Праздник дружбы» делится на темы с учётом классификации российских этносов по историко-этнографическим областям, которыми в этнологии (антропологии) называют территории с определёнными природно-климатическими условиями, где длительное время соседствуют разные по происхождению народы, приобретшие в результате взаимного влияния сходные комплексы культуры.

В разделе «Друзья приглашают в гости» выделяются две большие темы, которые, в свою очередь, подразделяются на подтемы. В теме «Праздники народов России»географический принцип структурирования уступает место сезонному, основанному на выделении традиционных праздников народов России, отмечаемых в разные времена года и связанных с религиозными представлениями и сезонной хозяйственной деятельностью людей. Вторая тема посвящена фольклору народов России и включает сказки, притчи, легенды, раскрывающие ценностные представления и культурные традиции народов РФ.

Структура раздела «Ярмарка мастеров России», который знакомит обучающихся с материальной культурой народов России, определяется делением на темы, посвящённые традиционным жилищам, ремёслам и промыслам, игрушкам народов РФ.  

Завершающий учебный модуль раздел «Золотая книга российского народа» подразделяется на темы, раскрывающие разные стороны единства народов РФ, образующих многонациональный российский народ: общая история российского народа с его трудовыми и ратными подвигами; общие достижения в культуре, науке и спорте; общие надежды и планы на будущее.

 

Первый год обучения



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.01 с.)