Подтянуть эти темы к экзамену 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подтянуть эти темы к экзамену



Подтянуть эти темы к экзамену

Право международных договоров

 

Международный договор означает международное соглашение, заключенное субъектами международного права в письменной или в устной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

Международный договор является основным источником международного права, важным инструментом осуществления внешней функции государства.

На основании международных договоров учреждаются и функционируют межгосударственные организации.

В силу этого право международных договоров занимает особое место в системе международного права, являясь одной из ведущих отраслей.

В настоящее время насчитывается более 500 тыс. многосторонних и двусторонних договоров.

Объектом права международных договоров являются сами международные договоры.

Они содержат взаимные права и обязанности сторон в политической, экономической, научно-технической, культурной и многих других областях.

Право международных договоров — это отрасль международного права, состоящая из совокупности международно-правовых норм, регулирующих отношения государств и других субъектов международного права по поводу заключения, действия и прекращения международных договоров.

Источниками права международных договоров являются Венская конвенция о праве международных договоров от 23 мая 1969 г., Венская конвенция о правопреемстве государств в отношении договоров от 23 августа 1978 г. и Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или между международными организациями от 21 марта 1986 г.

Право договоров основывается на принципе «договоры должны соблюдаться» (pacta sunt servanda), который, по мнению российских ученых, имеет императивный характер, как норма jus cogens. Этот принцип не только содержит требование соблюдения договора, но и устанавливает порядок его выполнения в духе добросовестности.

 

 

Международно-правовая регламентация положения населения.

Права человека.

 

Под населением понимается совокупность лиц, проживающих на территории  какого-либо государства. Население государства состоит из граждан данного государства, а также проживающих в стране иностранных граждан, лиц без гражданства (апатридов) и лиц, имеющих двойное гражданство (бипатридов).

Правовое положение населения государства регламентируется, прежде всего, нормами национального права страны, в которой оно проживает. Однако значительную роль в регулировании  прав и  свобод индивида играет и международное право, нормы которого, в частности, во многом определяют правовое положение иностранцев, регулируют правоотношения с иностранным элементом и т.п.

В одних случаях нормы международного права устанавливают стандарты правового статуса индивида, в других – являются непосредственным  основанием  для  возникновения  субъективных  прав  и обязанностей человека.

Форма воздействия международно-правовых норм на правовое положение населения в каждом конкретном государстве зависит от принятой концепции соотношения международного и внутригосударственного права.

Гражданство – это устойчивая связь ФЛ с государством, выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Гражданство регулируется внутренним законом государства.

Способы приобретения гражданства:

  • в общем порядке приобретение гражданства происходит в результате рождения (принцип крови и принцип почвы);
  • в результате приема в гражданство (натурализация);
  • иногда встречается пожалование гражданства.

Приобретение гражданства в исключительном порядке:

  • групповое предоставление гражданства или коллективная натурализация ( частный случай – так называемый трансферт);
  • оптация или выбор гражданства;
  • реинтеграция (объединение того, что прежде распалось) или восстановление в гражданстве.

Утрата гражданства включает 3 формы:

  • автоматическая
  • выход из гражданства
  • лишение гражданства.

Выход из гражданства – это утрата гражданства на основании решения компетентных органов государства, выносимое по просьбе заинтересованного лица.

Лишение гражданства – содержит элемент наказания, оно осуществляется по инициативе государственных органов и как правило в отношении лиц замешанных во враждебной данному государству деятельности.

Режим иностранцев – это правовое положение иностранцев и его обычно определяют как совокупность прав и обязанностей иностранцев на территории данного государства.

Виды:

  • национальный (предоставление равных прав с гражданами страны пребывания);
  • режим наибольшего благоприятствования (предоставление прав и обязанностей в какой-либо области, которые предусмотрены для граждан любого 3-его государства находящихся на территории данного государства в наиболее выгодном прав положении);
  • специальный режим (предоставление прав и обязанностей отличающихся от тех, которые предоставлены для граждан данного государства).

Безгражданство – это правовое состояние, которое характеризуется отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. Безгражданство может быть абсолютным и относительным. Абсолютное безгражданство – безгражданство с момента рождения. Относительное безгражданство – безгражданство, наступившее в результате утраты гражданства. Безгражданство предусматривает собой правовую аномалию. Государства борются с ним, пытаясь его ограничить. Всеобщая декларация прав человека и Европейская конвенция о гражданстве провозглашают право на гражданство.

Лица без гражданства (апатриды) не должны быть бесправными. В принципе их правовое положение определяется внутренним законодательством государства, на территории которого они проживают. В России статус лиц без гражданства по существу приравнивается к статусу иностранных граждан, за исключением одного момента: иностранное дипломатическое представительство не вправе оказывать им защиту. Как и иностранные граждане, они не несут воинской обязанности и не обладают избирательными правами, на них распространяются те же профессиональные ограничения, что и на иностранцев.

 

Права человека.

Права человека – это:

  • совокупность моделей возможного поведения человека в общественных отношениях;
  • объективно-универсальный, всеобщий масштаб ограничения произвола всякой публичной власти во взаимоотношениях с личностью.

По сферам общественной жизни виды прав человека:

1. Социально-экономические (свобода предпринимательской деятельности, свобода экономического пространства, право на труд, отдых, право на социальное обеспечение по старости, инвалидности и т.д.);

2. Политические (право избирать и быть избранным, право на объединение в политические партии, свободы мысли, слова и информации);

3. Культурные (право на образование, пользование достижениями культуры);

4. Гражданские (право на жизнь, здоровье, свободу, личную неприкосновенность).

По форме выражения:

1. Позитивные;

2. Естественные.

По периодам возникновения:

· Права человека 1-го поколения (гражданские и политические права, которые призваны ограждать человека от незаконных вмешательств со стороны, как государства, так и иных субъектов, 17-18 вв.,- Франция);

· Права человека 2-го поколения (социально-экономические, призванные гарантировать не только свободу человека, но и относительно обеспеченную жизнь, 19 в.);

· Права человека 3-го поколения (образуют коллективные (солидарные) права, или права народов. В это поколение прав входят права, принадлежащие коллективу людей, а не отдельному человеку, и они не могут быть реализованы отдельной личностью. Сюда относятся право на мир, на здоровую окружающую среду, право на развитие, на самоопределение, на осуществление власти).

Правовой статус личности:

  • юридическое закрепление положения личности в обществе;
  • совокупность прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности, признаваемых и характеризуемых государством.

Элементы правового статуса личности кратко:

1. правовые нормы, устанавливающие данный статус;

2. правосубъектность;

3. основные права и обязанности;

4. законные интересы;

5. гражданство;

6. юридическая ответственность;

7. правовые принципы;

8. правоотношения общего типа.

Виды правового статуса личности (кратко):

1) общий (конституционный) выражает статус лица, как гражданина государства, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

3) родовой статус выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

4) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости


6. Право внешних сношений.

 

Право внешних сношений и его источники

 

Право внешних сношений, представляющее собой систему принципов и норм, определяющих правовой статус и функции органов внешних сношений государств, является одной из старейших отраслей международного права. В ее составе можно выделить такие подотрасли, как право внутригосударственных органов внешних сношений, дипломатическое право, консульское право (схема 1). Основными источниками права внешних сношений являются международный договор и международный обычай.

Среди наиболее значимых универсальных договоров:

1) Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.;

2) Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.;

3) Конвенция о специальных миссиях 1969 г.;

4) Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 г.;

5) Конвенция о предотвращении и наказании преступлений против лиц, пользующихся международной защитой, в том числе дипломатических агентов, 1973 г.

Также заключаются региональные соглашения, например, Гаванская конвенция о дипломатических чиновниках, подписанная 20 странами Латинской Америки в 1928 г., или Европейская конвенция о консульских функциях 1967 г. и двусторонние договоры.

 

 

Консульское право

 

Консульское право – это система правовых норм, определяющих правовой статус консульских учреждений, их глав и сотрудников, в том числе порядок открытия консульских учреждений, назначения и отзыва консулов, консульские функции, их привилегии и иммунитеты. Основой консульского права является Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.

Статья 5 Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г. определяет следующие консульские функции:

1) защита в государстве пребывания интересов представляемого государства, его физических и юридических лиц в пределах, допускаемых международным правом;

2) содействие развитию торговых, экономических, культурных и научных связей между двумя государствами, а также содействие развитию дружественных отношений между ними;

3) выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, экономической, культурной и научной жизни государства пребывания, сообщение о них правительству представляемого государства и предоставление сведений заинтересованным лицам;

4) выдача паспортов и проездных документов гражданам представляемого государства и виз или соответствующих документов лицам, желающим поехать в представляемое государство;

5) оказание помощи и содействия физическим и юридическим лицам представляемого государства;

6) исполнение обязанностей нотариуса, регистратора актов гражданского состояния и других подобных обязанностей, а также выполнение некоторых функций административного характера, если ничто не противоречит законам и правилам государства пребывания;

7) охрана в рамках, установленных законами и правилами государства пребывания, интересов несовершеннолетних и иных лиц, не обладающих полной дееспособностью, которые являются гражданами представляемого государства, в особенности когда требуется установление над такими лицами какой-либо опеки или попечительства;

8) представительство граждан представляемого государства в судебных и иных учреждениях государства пребывания с целью получения, в соответствии с законами и правилами прибрежного государства, распоряжений о предварительных мерах, ограждающих права и интересы этих граждан, если такие граждане не могут своевременно это сделать сами;

9) передача судебных и несудебных документов или исполнение судебных поручений или поручений по снятию показаний для судов представляемого государства;

10) осуществление предоставляемых законами и иными правилами представляемого государства прав надзора и инспекции в отношении судов, имеющих национальность представляемого государства, и самолетов, зарегистрированных в нем, их экипажа, оказание им помощи.

Согласно ст. 3 Венской конвенции 1963 г. консульские функции выполняются консульскими учреждениями, а также дипломатическими
представительствами.

Консульские учреждения делятся на четыре вида:

1) генеральное консульство;

2) консульство;

3) вице-консульство;

4) консульское агентство.

Эти учреждения возглавляются соответственно:

· генеральным консулом;

· консулом;

· вице-консулом;

· консульским агентом.

Глава консульского учреждения назначается представляемым государством, а допускается к выполнению своих функций государством пребывания.

Представляемое государство выдает главе консульского учреждения консульский патент или подобный ему акт, в котором удостоверяет его должность, указывает полное имя и фамилию, класс, к которому он принадлежит, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

Представляемое государство направляет патент правительству государства, на территории которого глава консульского учреждения должен выполнять свои функции.

При согласии государства пребывания представляемое государство может вместо патента направить государству пребывания уведомление, содержащее указанные выше сведения.

Глава консульского учреждения допускается к выполнению своих
функций разрешением со стороны государства пребывания, называемым экзекватурой.

Это может быть отдельный документ или соответствующая надпись на патенте.

Государство, отказывающее в выдаче экзекватуры, не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа.

До выдачи экзекватуры глава консульского учреждения может быть временно допущен к выполнению своих функций.

Консульское должностное лицо означает любое лицо, включая главу
консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций.

Существуют два вида консульских должностных лиц:

· штатные;

· почетные.

Последние не состоят на государственной службе представляемого государства.

Ими могут быть как граждане собственного государства, так и иностранные граждане.

Функции работников консульских учреждений прекращаются в случаях:

1) уведомления государства пребывания представляемым государством о прекращении его функций;

2) аннулирования экзекватуры;

3) уведомления государством пребывания представляемого государства о том, что государство пребывания перестало считать его работником консульского персонала.

Консульские преимущества, привилегии и иммунитеты предоставляются консульским учреждениям и их персоналу в объеме, который определяется международными договорами и обычаями, а также законодательством государства пребывания.

Консульские учреждения и официальный персонал всегда пользовались особым статусом. Их преимущества, привилегии и иммунитеты постепенно расширялись. Эта тенденция сохранилась до сих пор. Однако они еще не сравнялись с дипломатическими преимуществами, привилегиями и иммунитетами. Главное отличие состоит в том, что консульские преимущества, привилегии и иммунитеты носят функциональный характер, т. е. они предоставляются консульскому персоналу не во всех случаях, а только при совершении ими своих официальных обязанностей. Именно это отличие зафиксировано в положениях Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.

Вместе с тем в практике многих государств прослеживается тенденция к сближению, а иногда и к полному слиянию консульских и дипломатических преимуществ,  привилегий и иммунитетов

 

Понятие и виды территории

 

По правовому режиму территории подразделяются на:

  • территории государств;
  • территории с международным режимом;
  • территории со смешанным режимом.

Территория государства – часть земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства. В состав государственной территории входят суша, ее недра,
водное и воздушное пространства.

Сушей является вся сухопутная территория, включая недра, которые
могут простираться не далее центра земного шара.

Водную территорию составляют внутренние (континентальные) воды
и территориальные воды шириной до 12 морских миль, как это определено в ст. 3 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

В воздушное пространство входит тропосфера, стратосфера, а также
значительная часть вышележащего пространства на высоте до 100–110 км
(такой предел признается обычной нормой международного права).

Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами.

Государство осуществляет над своей территорией суверенитет – верховенство, которое означает, что власть этого государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям. Над государственной властью нет и не может быть никакой другой власти. На территории одного государства исключается деятельность публичной власти другого государства, если иное не оговорено в его законодательстве или международных договорах. Высшая власть государства в пределах его территории
осуществляется системой государственных органов. Вся законодательная, исполнительная и судебная власть государства распространяется как на его собственных граждан и организации, так и на иностранных граждан и организации.

Международное право при определенных обстоятельствах допускает
ограничения территориального верховенства
, например при объединении двух и более государств. Территории с международным режимом находятся за пределами государственных границ. Статус и режим их определен международными договорами.

Таковыми являются:

  • открытое море и морское дно за пределами континентальных шельфов (статус их определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 г. и другими договорами);
  • космос (статус установлен Договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела 1967 г., и другими договорами);
  • Луна (статус определен Соглашением о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.);
  • Антарктика (статус определен Договором об Антарктике 1959 г.) и др.

Все эти территории открыты для использования любым государством при соблюдении норм и принципов международного права, закрепленных в соответствующих договорах общего и специального характера.

 

И транспортными средствами.

 

Граждане одного государства въезжают (пребывают, выезжают) в течение установленного времени на территорию другого государства по действительным документам. Перечень и содержание данных документов определяются законодательством государства, на территорию которого въезжают, и международными договорами.

Граждане иностранного государства, а также их багаж и транспортные
средства могут пересекать государственную границу только в установленных пунктах пропуска. Чаще всего используются международные пункты пропуска и пункты упрощенного пропуска.

Международный пункт пропуска – специально оборудованное место, открытое для международных сообщений, где осуществляется пограничный, таможенный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств и товаров.

Пунктом упрощенного пропуска (временный пункт пропуска) считается специально оборудованное для временного использования место, где осуществляется пограничный, таможенный, а при необходимости и другие виды контроля и пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств и товаров в упрощенном виде.
Разрешение инцидентов, связанных с нарушением государственной границы.

Споры между государствами по пограничным вопросам разрешаются традиционными средствами, перечисленными в ст. 33 Устава ООН, а также специально созданными органами, например, пограничными уполномоченными и пограничными представителями.

Пограничный представитель – это должностное лицо государства, назначаемое на определенные участки государственной границы для разрешения вопросов обеспечения режима государственной границы и урегулирования пограничных инцидентов. Инциденты, не урегулированные пограничными представителями, разрешаются по дипломатическим каналам.


Способы приобретения и отчуждения территории

 

Исторический титул является одним из видов обоснования права владения территорией. В основе его лежит концепция uti possidetis sie possidetis. В переводе это выражение означает «поскольку ты владел, постольку ты можешь владеть и сейчас» или «чем владеете, тем и владейте». При определении правомерности исторического титула решающими являются такие факторы, как «приобретение или освоение территории в прошлом», «давность владения», «молчаливое признание» и т. д.

Оккупация территории в прошлом являлась распространенным способом приобретения не принадлежащей какому-либо государству территории посредством осуществления различных актов вступления во владение ею. Например, по Сан Францисскому мирному договору 1951 г. Япония отказалась от всех прав на Курильские острова и Сахалин. В результате они были присоединены к СССР.

 

Продажа территории.

 

Широко известен пример продажи Аляски – полуострова в северо-западной части Северной Америки. Россия и США заключили Конвенцию об уступке Аляски за 7 млн. 200 тыс. долл. (11 млн. царских рублей).

В 1818 г. США купили у Испании Флориду.

В 1848 г. Мексика за 18,2 млн. долл. уступила США Калифорнию и Новую Мексику.

Обмен территорией.

 

Он является крайне редкой формой уступки какой-либо незначительной территории. Естественно, в этом случае оба государства теряют какой-либо контроль над участками территории, которые они уступили.

Например, СССР и Польша по договору от 15 февраля 1951 г. обменялись равными по размеру пограничными участками в Люблинском воеводстве и Львовской области.

 

Способы приобретения международной собственности (в том числе территории) объединились в две группы:

· первоначальные;

· производные.

К первой группе относятся способы, которыми одно государство увеличивает свою собственность, не лишая другое государство его владений.

К ним относятся:

· приращение;

· давность;

· землевладение.

Второй способ приобретения не имеет большого значения для государства.

К таким случаям принадлежат:

· поднятие морского дна;

· образование на реке острова и нанос.

 

8. Право международных организаций.

Структура ООН.

 

В соответствии с п. 1 ст. 7 Устава ООН главными органами Организации являются:

1. Генеральная Ассамблея;

2. Совет Безопасности;

3. Экономический совет;

4. Социальный совет;

5. Совет по опеке;

6. Международный суд;

7. Секретариат.

Все они расположены в центральных учреждениях в Нью-Йорке, за исключением Международного суда, который находится в Гааге.

Генеральная Ассамблея является самым представительным органом Организации. Она состоит из всех членов Организации.

Этот орган вправе обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать соответствующие рекомендации государствам – членам ООН и Совету Безопасности.

Генеральная Ассамблея собирается на очередные ежегодные сессии
и на такие специальные сессии, которые могут потребовать обстоятельства.

Делегация государства – члена ООН на сессии Генеральной Ассамблеи
состоит не более чем из пяти представителей и пяти заместителей и из необходимого делегации числа советников, технических советников, экспертов и лиц, занимающих подобное положение.

Генеральная Ассамблея может учреждать комитеты, которые она сочтет необходимыми для выполнения ее функций.

Наиболее детальное обсуждение вопросов проходит в следующих шести главных комитетах:

· в Первом комитете – по политическим вопросам и вопросам международной безопасности, включая вопросы разоружения;

· Втором комитете – по экономическим и финансовым вопросам;

· Третьем комитете – по социальным, гуманитарным вопросам и вопросам культуры;

· Четвертом комитете – по специальным политическим вопросам и проблемам деколонизации;

· Пятом комитете – по административным и бюджетным вопросам;

· Шестом комитете – по правовым вопросам.

Кроме этих комитетов имеется Специальный политический комитет, которому передаются политические вопросы, входящие в компетенцию Первого комитета. Генеральная Ассамблея на своих сессиях принимает постановления, решения и рекомендации. В соответствии со ст. 22 Устава ООН Генеральная Ассамблея уполномочивается учреждать такие вспомогательные органы, которые она сочтет необходимыми для осуществления своих функций. В настоящее время функционируют около 100 таких органов.

По правовому статусу их можно объединить в три группы:

· органы, являющиеся по своей значимости и авторитету международными организациями (ЮНЕП, ЮНКТАД и др.);

· постоянные органы (например, Конференция по разоружению);

· временные органы.

Источники МГП.

 

Международно-правовой обычай остается одним из основных источников МГП1. Обычаями, к примеру, являются нормы о том, что медицинский и духовный персонал должен пользоваться уважением и защитой, нападения неизбирательного характера запрещены.

Международное признание получила «оговорка Мартенса», которая впоследствии приобрела форму правового обычая: «в случаях, не предусмотренных принятыми постановлениями государств, население и воюющие остаются под охраною и действием начал международного права, поскольку они вытекают из установившихся обычаев, из законов человечности и требований общественного сознания».

Традиционно договоры по МГП разделяются на две группы:

· «право Гааги»;

· «право Женевы».

Право Гааги объединяет конвенции, которые непосредственно регулируют порядок ведения военных действий, определяя права и обязанности воюющих сторон.

Право Женевы охраняет интересы лиц, вышедших из строя, и лиц, не принимающих участия в боевых действиях. Оно включает договоры, которые направлены на защиту жертв вооруженных конфликтов, обеспечивая им гуманное обращение и уважение прав.

 

Принципы МГП.

 

МГП базируется на основных принципах международного права. Наряду с основными принципами существуют отраслевые принципы МГП.

Принцип гуманности. Этот принцип закреплен в Дополнительных протоколах 1977 г.: с гражданскими лицами и лицами, вышедшими из строя, следует обращаться гуманно (ст. 75 ДП I, ст. 4 ДП II). Принцип гуманности направлен на то, чтобы избежать излишних страданий, вызванных военной необходимостью.

Принцип проведения различия. Воюющие стороны в любое время обязаны проводить различие между гражданскими лицами и комбатантами, между гражданскими и военными объектами. Этот принцип закреплен в ст. 48, 51 и 52 Дополнительного протокола I.

Принцип соразмерности. Согласно принципу соразмерности запрещены военные действия, которые, как можно ожидать, повлекут потери среди гражданского населения и (или) ущерб гражданским объектам, которые были бы чрезмерными по отношению к предполагаемому военному преимуществу. Такое преимущество должно быть «значительным и относительно скорым». Этот принцип кодифицирован в Дополнительном протоколе I (ст. 51, 57).

Принцип необходимости ограничивает права воюющих сторон в выборе
средств и методов нанесения ущерба, требуя выбирать наименее вредоносные средства и методы (ст. 35 ДП I)

 

Общая защита.

 

Всем лицам, которые не принимают или перестали принимать непосредственное участие в военных действиях и оказались во власти неприятеля, гарантируется минимальный объем прав.

Каждая сторона должна принимать все возможные меры к тому, чтобы разыскивать и подбирать раненых и больных, ограждать их от ограбления и дурного обращения. Этим лицам предоставляют медицинскую помощь и уход, которых требует их состояние. Различия между ранеными и больными можно делать только по медицинским показаниям.

Защита военнопленных.

Общую ответственность за обращение с военнопленными несет государство, поскольку военнопленные находятся в его власти, а не во власти лиц, взявших их в плен. Находясь во власти неприятеля, военнопленные подчиняются законам и правилам, действующим в вооруженных силах данного государства. За их нарушения военнопленные могут быть подвергнуты уголовным наказаниям и дисциплинарным взысканиям. В случае предания военнопленного суду ему должны быть обеспечены все гарантии справедливого судебного разбирательства.

Военный плен может быть завершен следующими способами:

· Путем непосредственной репатриации;

· путем госпитализации в нейтральной стране по состоянию здоровья;

· путем освобождения и репатриации по окончании военных действий.

Неоправданная задержка репатриации военнопленных является серьезным нарушением ДП I (ст. 85).

Защита гражданского населения. Гражданское население состоит из гражданских лиц, которыми, по определению ДП I (ст. 50), являются лица, не претендующие на статус комбатантов. В случае сомнения в отношении того, что лицо является гражданским, оно считается таковым.

Гражданские лица пользуются общей защитой от опасностей боевых действий в случае конфликта как международного, так и немеждународного характера. Гражданские лица не должны становиться объектом нападения. Во время вооруженных конфликтов возможно ограничение свободы гражданских лиц. Гражданские лица могут быть принудительно интернированы, если это необходимо для безопасности государства, во власти которого они находятся.

Женщины должны пользоваться особым уважением, специально охраняться от всяких покушений на их честь и, в частности, от изнасилования и принуждения к проституции. Женщины, лишенные свободы, должны размещаться отдельно от мужчин. Особым покровительством и защитой пользуются беременные женщины и женщины с малолетними детьми. В отношении таких женщин смертный приговор не приводится в исполнение.

Дети также должны пользоваться особым уважением, им обеспечивается помощь, которая требуется (питание, одежда, медицинская помощь, воссоединение с семьей, воспитание, образование) и защита от непристойных посягательств. В случае лишения свободы, связанного с вооруженным конфликтом, дети содержатся в помещениях, отдельно от взрослых, если это не касается семьи. В случае необходимости дети могут быть временно эвакуированы из района военных действий. Смертный приговор в отношении лиц, не достигших 18 лет, не приводится в исполнение.

Право на особое покровительство и защиту имеют инвалиды (ст. 16
ЖК IV). В соответствии с Конвенцией о правах инвалидов 2006 г. государства принимают все необходимые меры для обеспечения защиты и безопасности инвалидов в ситуации вооруженного конфликта (ст. 11).

Журналисты, находящиеся в опасных профессиональных командировках в районах вооруженного конфликта, рассматриваются как гражданские лица, чья личность может подтверждаться соответствующим удостоверением (ст. 79 ДП I). Журналисты пользуются защитой при условии, что они не совершают действий, не совместимых с их статусом гражданских лиц.

 

Подтянуть эти темы к экзамену



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 69; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.229.253 (0.118 с.)