Проективная методика «МАСКИ» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проективная методика «МАСКИ»



Стимулъный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение и стремление к доминированию или подчинению.

 

Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смот­ришь на ребят своей группы (сво­его класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (Пока­зывают каждую из масок по очере­ди.)

 

А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (Опять по­казывают по очереди каждую из масок.)»

Проведение теста. Четыре мас­ки выкладывают в ряд перед ре­бенком. После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по оче­реди дают ребенку и задают во­прос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать.

Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в груп­пе проявляется при ответе на первый вопрос - в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим). Подсчиты­вают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим на-строением при ответе на следующий вопрос: «На кого из ребят ты смотришь вот так?» Если ребенок удовлетворен своим ме­стом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее пока­зателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как показывает удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, ко­торые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в классе или группе, а потому не испытывают тревоги от то­го, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинте­ресованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группи­ровку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом, выяв­ляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, т.е. дети, которые спокойно переносят свою отверженность, не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отго­роженность от группы.
Подсчитывают также и количество выборов «доминирование и подчинение» - как при ответе на первый вопрос (это самый важный показатель), так и при последующих. Особенно это важно для детей, не удовлетворенных своим статусным местом. Те дети, у которых проявляется стремление к доминированию, не удовлетворены, как правило, своим статусным местом. Их не устраивает простое общение со сверстниками, они готовы лучше вообще прервать общение с ними, чем подчиняться. При кор­рекции таких детей важно показывать им навыки организации деятельности сверстников, игр, а не просто вводить их в группу на любые роли. Дети, у которых проявляется тенденция к под­чинению, не удовлетворены именно своей отверженностью и го­товы к общению в любой форме. Эти дети с готовностью примут любую помощь взрослого, в то время как дети первой группы к такой помощи относятся настороженно, часто предпочитая пробиваться сами.

Контент-анализ статьи из журнала «Вопросы психологии» «Психологический журнал» (после 2016)

Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры

Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью.

Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных.

Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет.

Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном.

Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.

Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях.

Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа.

После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания.

Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль).

В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся:

1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть:

а) понятия, выраженные в отдельных терминах;

б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.;

в) имена, фамилии людей;

г) события, факты и т. п.;

д) смысл апелляций к потенциальному адресату.

Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования.

2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть:

а) физическая протяженность текстов;

б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами;

в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста);

г) длительность трансляции по радио или ТВ;

д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях,

е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр.

3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста.

Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.

Контент-анализ в психологии

В социальной психологии контент-анализ может применяться, во-первых, как самостоятельный исследовательский прием исследования содержания сообщения; во-вторых, в комплексе с другими методами, т.е., когда одновременно исследуют не только сообщение, но и другие элементы коммуникационного процесса; в-третьих, как вспомогательный метод обработки массива данных, полученных другими методами

В социальной психологии контент-анализ в первую очередь используется для изучения человеческого общения, коммуникаций и их субъектов как представителей микро- и макрогрупп. Непосредственными материалами исследования являются документы, которые рассматриваются как «сообщение». Понятие «сообщение» является специфичным социально-психологическим, в нем акцентируется динамический характер объекта, его включенность в коммуникационную систему. (Т.е. имеется в виду зависимость сообщения от личностных и групповых особенностей коммуникатора и реципиента).

Можно выделить основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях:

изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их авторов (коммуникаторов);

изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отображены в содержании сообщений, в том числе тех явлений, которые имели место в прошлом и недоступны для исследования другими методами;

изучение через содержание сообщений социально-психологической специфики различных средств коммуникации, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в частности пропагандистского;

изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов;

изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов влияния коммуникации на реципиентов как представителей разных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения.

Кроме того, можно выделить виды применения контент-анализа во вспомогательных целях:

для обработки и уточнение данных, полученных другими методами в социально-психологических исследованиях;

специальное — применение для изучения научной литературы.

«Психологический журнал» был основан в 1980 году. Открытие журнала было связано с общим подъёмом психологии как науки в СССР. Первое название журнала «Психологический журнал» АН СССР». Учредителем журнала была АН СССР, после распада СССР - институт психологии РАН. Главным редактором с 1980 - 1988 г. был член-корреспондент АН СССР Б. Ф. Ломов. С 1988 - 2002 г. главным редактором журнала был член-корреспондент РАН А. В. Брушлинский. С 2003 г. главным редактором стал член-корреспондент РАН А. Л. Журавлёв. Главной задачей журнала редакционная коллегия видела возможность обмена опытом в сфере психологии, освещение состояния психологической науки. В программной статье первого номера редакционная коллегия пишет: «Редакционная коллегия надеется, что «Психологический журнал» будет активно содействовать дальнейшему развитию психологической науки в нашей стране». Психологический журнал: науч. - пр. журнал / учредитель «АН СССР». - 1980 - №1. Том 1

Основными формами подачи информации в «Психологическом журнале», как и во всех научных журналах, являются статьи. Все статьи разделены на научные рубрики. Всего в «Психологическом журнале» 5 рубрик:

1. Теоретические и методологические проблемы психологии

2. Методы и методики

3. Дискуссия

4. Научная жизнь

5. Критика и библиография

В рубрике «Теоретические и методологические проблемы психологии» статьи о методах, способах и стратегиях решения различных проблем в психологической науке. В рубрике раскрываются принципы подхода к решению поставленных задач (статья Вербицкого А. А. и Калашникова В. Г. «Контекстный подход в психологии» изд. №3, 2015 г.).

«Методы и методики» - рубрика, в которой публикуются результаты различных психологических тестов. Приводятся данные использованных методик, а также выводы, к которым приходят учёные (статья Золоторёвой А. А. «Дифференциальная диагностика перфекционизма» изд. №2, 2013 г.; статья Кнозева Г. Г., Митрофанова Л. Г., Разумникова О. М., Барчард К. «Адаптация русскоязычного версии «Опросника эмоционального интеллекта» К. Барчард» изд. №4, 2014 г.).

Материалы, которые опубликованы в рубрике «Дискуссия» являются по своему содержанию дискуссионными и направлены на формирование диалога в научной среде (статья Сарычева С. В., Чернышёва А. С., Елизарова С. Г. «К вопросу о перспективах отечественной психологии в решении задач российского общества» изд. №2, 2015 г.).

В рубрике «Научная жизнь» публикуются важные материалы с конференций, съездов и круглых столов (отчёт Зуева К. Б., Швецовой М. Н. «Всероссийская научная конференция «Семья, брак и родительство в современной России» изд. №5, 2015 г.).

Рубрика «Критика и библиография» предоставляет рецензии на научно - популярные книги в области психологии (Рецензия на книгу Т. А. Гребенщековой и Зачёсовой И. А. «Психология повседневного дискурса: интенциональный аспект» изд. №1, 2016 г.).

В каждой из перечисленных рубрик публикуются статьи о результатах исследований в психологии и близких к ней областях науки. Статьи нацелены на все направления в психологии: общей, социальной, педагогической, психофизиологии и др.

Цель анализа заключается в выявлении смысловой нагрузки и содержательности текста, а также в выявлении особенностей характерных для научных статей. Анализ произведён по следующему плану:

1. Автор статьи, название статьи и выходные данные

2. Актуальность и научная новизна темы исследования

3. Жанр публикации

4. Объективность и обоснованность научных выводов

5. Аудитория статьи

6. Актуальность исследования в данный период времени

7. Вывод

Как и в большинстве научных изданий, в «Психологическом журнале» отсутствуют материалы рекламного характера. Это связано с тем, что финансирование журнала занимается РАН и перед редакцией не стоит задачи привлечь внимание рекламодателей.

«Психологический журнал» входит в перечень ВАК, его цитируют SCOPUS и РИНЦ.

Ознакомление с тенденциями и особенностями публикаций в «Психологическом журнале», рассмотрение и анализ типологических особенностей данного периодического издания позволяют сделать вывод о том, что научный журнал «Психологический журнал» отвечает всем требованиям подобных изданий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.029 с.)