Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проективная методика «МАСКИ» ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Стимулъный материал. Набор из четырех масок, нарисованных на бумаге, символизирующих хорошее и плохое настроение и стремление к доминированию или подчинению.
Инструкция. Ребенку предлагают: «Посмотри на эти лица. Как ты думаешь, какое лицо чаще всего бывает у тебя, когда ты смотришь на ребят своей группы (своего класса)? А на кого из них ты смотришь обычно вот так? (Показывают каждую из масок по очереди.)
А кто из ребят на тебя чаще всего смотрит вот так? (Опять показывают по очереди каждую из масок.)» Проведение теста. Четыре маски выкладывают в ряд перед ребенком. После того как он выбрал одну из них при ответе на первый вопрос, каждую из масок по очереди дают ребенку и задают вопрос, на кого он так смотрит или кто на него так смотрит. Принимается любой ответ, в том числе и отказ отвечать. Анализ результатов. Эмоциональное состояние ребенка в группе проявляется при ответе на первый вопрос - в выборе маски с определенным настроением (хорошим или плохим). Подсчитывают, сколько раз были выбраны маски с хорошим и плохим на-строением при ответе на следующий вопрос: «На кого из ребят ты смотришь вот так?» Если ребенок удовлетворен своим местом в группе, количество улыбающихся масок значительно превышает количество грустных. Этот показатель важнее показателя статуса (лидерства или отверженности) ребенка, так как показывает удовлетворенность детей тем местом, которое они занимают. В случае отверженности речь может идти о детях, которые предпочитают общаться со сверстниками дома, во дворе, а не в классе или группе, а потому не испытывают тревоги от того, что здесь с ними мало общаются. Этот вариант может быть связан и с нежеланием ребенка активно общаться, его незаинтересованностью в контактах со сверстниками. В то же время и лидеры могут быть не удовлетворены своим положением, если они претендуют на более высокое место в группе либо стремятся к общению с кем-то из тех ребят, кто входит в другую группировку и не подчиняется данному лидеру. Таким образом, выявляются так называемые «пассивные» и «активные» отверженные, т.е. дети, которые спокойно переносят свою отверженность, не стремятся к общению, и дети, которые переживают свою отгороженность от группы.
Контент-анализ статьи из журнала «Вопросы психологии» «Психологический журнал» (после 2016) Контент-анализ: сущность, задачи, процедуры Контент-анализ (англ. content analysis; от content — содержание) — формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработке. Характеризуется большой строгостью, систематичностью. Сущность метода контент-анализа состоит в фиксации определенных единиц содержания, которое изучается, а также в квантификации полученных данных. Объектом контент-анализа может быть содержание различных печатных изданий, радио- и телепередач, кинофильмов, рекламных сообщений, документов, публичных выступлений, материалов анкет. Контент-анализ начал использоваться в социальных науках начиная с 30-х гг XX в. в США. Впервые этот метод был применен в журналистике и литературоведении. Основные процедуры контент-анализа были разработаны американскими социологами X. Лассуэллом и Б. Берелсоном. Г. Лассуэлл его использовал в конце 1930-х годов для исследований в сфере политики и пропаганды. Лассуэл модернизировал контент-анализ, ввел новые категории и процедуры, особое значение придавал квантификации данных.
Развитие средств массовой коммуникации вызвало увеличение контент-аналитических исследований в этой области. Во время второй мировой войны контент-анализ применялся некоторыми государственными учреждениями США и Англии для изучения эффективности пропаганды в разных странах, а также в разведывательных целях. Накопленный опыт контент-аналитических исследований был подытожен в книге Б. Берелсона «Контент-анализ в коммуникационных исследованиях» (начало 50-х гг). Автором был определен сам метод контент-анализа, а также разные его виды, критерии и единицы для количественного исследования. Книга Б. Берелсона до сих пор является фундаментальным описанием, дающим понимание основных положений контент-анализа. После обобщений, сделанных Б. Берелсоном, в США появилось много исследований, в которых контент-анализ применяется в различных научных направлениях. Наиболее интересной методической новацией была методика «связанности символов» Ч. Осгуда (1959), которая позволяла выявить неслучайно связанные элементы содержания. Западноевропейские исследователи в использовании метода контент-анализа опирались в основном на американский опыт. Тем не менее, здесь тоже появилось несколько оригинальных методик качественно-количественного анализа содержания (Ж. Клейзер, А. Моль). В настоящее время к основным процедурам контент-анализа относятся: 1. Выявление смысловых единиц контент-анализа, которыми могут быть: а) понятия, выраженные в отдельных терминах; б) темы, выраженные в целых смысловых абзацах, частях текстов, статьях, радиопередачах и т. п.; в) имена, фамилии людей; г) события, факты и т. п.; д) смысл апелляций к потенциальному адресату. Единицы контент-анализа выделяются в зависимости от содержания, целей, задач и гипотез конкретного исследования. 2. Выделение единиц счета, которые могут совпадать либо не совпадать с единицами анализа. В 1-м случае процедура сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во 2-м — исследователь на основе анализируемого материала и здравого смысла сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: а) физическая протяженность текстов; б) площадь текста, заполненная смысловыми единицами; в) число строк (абзацев, знаков, колонок текста); г) длительность трансляции по радио или ТВ; д) метраж пленки при аудио- и видеозаписях, е) количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и пр. 3. Процедура подсчета в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул (напр., «формула оценки удельного веса смысловых категорий в общем объеме текста»), статистические расчеты понятности и аттрактивности текста. Метод контент-анализа широко применяется как вспомогательное средство в психологии, социологии и др. науках при анализе ответов на открытые вопросы анкет, материалов наблюдений, результатов психологического тестирования (в частности, в проективных методиках), для анализа результатов в методе фокус-групп. Подобные методы используются также в исследованиях массовых коммуникаций, в маркетинговых и многих др. исследованиях. Контент-анализ может использоваться для исследования большей части документальных источников, однако лучше всего он работает при относительно большом количестве однопорядковых данных.
Контент-анализ в психологии В социальной психологии контент-анализ может применяться, во-первых, как самостоятельный исследовательский прием исследования содержания сообщения; во-вторых, в комплексе с другими методами, т.е., когда одновременно исследуют не только сообщение, но и другие элементы коммуникационного процесса; в-третьих, как вспомогательный метод обработки массива данных, полученных другими методами В социальной психологии контент-анализ в первую очередь используется для изучения человеческого общения, коммуникаций и их субъектов как представителей микро- и макрогрупп. Непосредственными материалами исследования являются документы, которые рассматриваются как «сообщение». Понятие «сообщение» является специфичным социально-психологическим, в нем акцентируется динамический характер объекта, его включенность в коммуникационную систему. (Т.е. имеется в виду зависимость сообщения от личностных и групповых особенностей коммуникатора и реципиента). Можно выделить основные области применения контент-анализа в социально-психологических исследованиях: изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их авторов (коммуникаторов); изучение реальных социально-психологических явлений (объекта, субстанции сообщений), которые отображены в содержании сообщений, в том числе тех явлений, которые имели место в прошлом и недоступны для исследования другими методами; изучение через содержание сообщений социально-психологической специфики различных средств коммуникации, а также особенностей форм и приемов организации содержания, в частности пропагандистского; изучение через содержание сообщений социально-психологических особенностей их реципиентов; изучение через содержание сообщений социально-психологических аспектов влияния коммуникации на реципиентов как представителей разных микро- и макрогрупп, а также изучение успешности общения. Кроме того, можно выделить виды применения контент-анализа во вспомогательных целях: для обработки и уточнение данных, полученных другими методами в социально-психологических исследованиях;
специальное — применение для изучения научной литературы. «Психологический журнал» был основан в 1980 году. Открытие журнала было связано с общим подъёмом психологии как науки в СССР. Первое название журнала «Психологический журнал» АН СССР». Учредителем журнала была АН СССР, после распада СССР - институт психологии РАН. Главным редактором с 1980 - 1988 г. был член-корреспондент АН СССР Б. Ф. Ломов. С 1988 - 2002 г. главным редактором журнала был член-корреспондент РАН А. В. Брушлинский. С 2003 г. главным редактором стал член-корреспондент РАН А. Л. Журавлёв. Главной задачей журнала редакционная коллегия видела возможность обмена опытом в сфере психологии, освещение состояния психологической науки. В программной статье первого номера редакционная коллегия пишет: «Редакционная коллегия надеется, что «Психологический журнал» будет активно содействовать дальнейшему развитию психологической науки в нашей стране». Психологический журнал: науч. - пр. журнал / учредитель «АН СССР». - 1980 - №1. Том 1 Основными формами подачи информации в «Психологическом журнале», как и во всех научных журналах, являются статьи. Все статьи разделены на научные рубрики. Всего в «Психологическом журнале» 5 рубрик: 1. Теоретические и методологические проблемы психологии 2. Методы и методики 3. Дискуссия 4. Научная жизнь 5. Критика и библиография В рубрике «Теоретические и методологические проблемы психологии» статьи о методах, способах и стратегиях решения различных проблем в психологической науке. В рубрике раскрываются принципы подхода к решению поставленных задач (статья Вербицкого А. А. и Калашникова В. Г. «Контекстный подход в психологии» изд. №3, 2015 г.). «Методы и методики» - рубрика, в которой публикуются результаты различных психологических тестов. Приводятся данные использованных методик, а также выводы, к которым приходят учёные (статья Золоторёвой А. А. «Дифференциальная диагностика перфекционизма» изд. №2, 2013 г.; статья Кнозева Г. Г., Митрофанова Л. Г., Разумникова О. М., Барчард К. «Адаптация русскоязычного версии «Опросника эмоционального интеллекта» К. Барчард» изд. №4, 2014 г.). Материалы, которые опубликованы в рубрике «Дискуссия» являются по своему содержанию дискуссионными и направлены на формирование диалога в научной среде (статья Сарычева С. В., Чернышёва А. С., Елизарова С. Г. «К вопросу о перспективах отечественной психологии в решении задач российского общества» изд. №2, 2015 г.). В рубрике «Научная жизнь» публикуются важные материалы с конференций, съездов и круглых столов (отчёт Зуева К. Б., Швецовой М. Н. «Всероссийская научная конференция «Семья, брак и родительство в современной России» изд. №5, 2015 г.). Рубрика «Критика и библиография» предоставляет рецензии на научно - популярные книги в области психологии (Рецензия на книгу Т. А. Гребенщековой и Зачёсовой И. А. «Психология повседневного дискурса: интенциональный аспект» изд. №1, 2016 г.). В каждой из перечисленных рубрик публикуются статьи о результатах исследований в психологии и близких к ней областях науки. Статьи нацелены на все направления в психологии: общей, социальной, педагогической, психофизиологии и др.
Цель анализа заключается в выявлении смысловой нагрузки и содержательности текста, а также в выявлении особенностей характерных для научных статей. Анализ произведён по следующему плану: 1. Автор статьи, название статьи и выходные данные 2. Актуальность и научная новизна темы исследования 3. Жанр публикации 4. Объективность и обоснованность научных выводов 5. Аудитория статьи 6. Актуальность исследования в данный период времени 7. Вывод Как и в большинстве научных изданий, в «Психологическом журнале» отсутствуют материалы рекламного характера. Это связано с тем, что финансирование журнала занимается РАН и перед редакцией не стоит задачи привлечь внимание рекламодателей. «Психологический журнал» входит в перечень ВАК, его цитируют SCOPUS и РИНЦ. Ознакомление с тенденциями и особенностями публикаций в «Психологическом журнале», рассмотрение и анализ типологических особенностей данного периодического издания позволяют сделать вывод о том, что научный журнал «Психологический журнал» отвечает всем требованиям подобных изданий.
|
|||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1134; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.029 с.) |