Лекция 7. Моделирование лексико-семантической подсистемы языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 7. Моделирование лексико-семантической подсистемы языка.



Известно, что слова имеют знаковый характер и представляют собой соединение звучания (лексемы) со значением (семемой).

Лексема осознается как слово, только когда можно указать некоторый объект — предмет, явление объективной действительности, которые этой лексемой обозначаются.

Лексема состоит из морфем – корней (отсылают к реалиям внешнего мира), приставок и суффиксов, которые уточняют функции лексемы как знака образа, окончаний (флексии), определяющих функцию словоформы в высказывании.

● Тождественные по морфемному составу лексемы (без флексий) объединяются в слова.

● Лексемы с общим корнем - словарные гнезда.

● Лексемы с общими приставками или суффиксами - словообразовательные типы.

● Лексемы с общими флексиями - грамматические, категории, лексико-грамматические разряды и, наконец, части речи.

Слово как элемент системы языка

(В.М.Жирмунский) Слово- кратчайшая самостоятельная по форме и значению единица языка.

А.И.Смирницкий.

● Проблема отдельности слова

Критерий смысловой законченности - позволяет отличить слово от морфемы.

Критерий грамматической цельнооформленности - позволяет отличить слово от сочетания слов.

Фразеологизмы - равны слове по функции, но не по форме.

● Проблема тождества слова

Словоформы - варианты слова:

1.Фонетические: матрас — матрац

2.Словообразовательные: подсолнух — подсолнечник

3.Формообразовательные: поезжай — езжай, выбрось — выброси

4.Лексико-семантические варианты слова (отражают его многозначность): каша (как блюдо и как путаница)

5. Стилистические: чело — лоб, щеки — ланиты

6. Региональные: родственники — родни, родные (воронежск.).

7. Диахронические варианты: година — год

[В.М. Жирмунский: ядро - словоформа, периферия - слова с неполными признаками, т.е. инфинитив, степени сравнения прилагательных]

Значение слова как категория языкового сознания

Концепт — это мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания:

● Представления - наглядные образ, видимы внутренним зрением

● Схемы - пространственно-графические линейные, контурные образы (дерево -ствол и ветви)

● Фрейм - пространственно-структурный образ (магазин)

Гештальт - наиболее сложный целостный неделимый образ, сочетающий признаки сценариев, схем, фреймов и картинок.

Термин - абстрактный концепт.

Семема: денотативное и коннотативное значения.

Денотативное - основные концептуальные признаки предмета. Коннотативное - эмоциональные, оценочные отношения человека к концепту.

- Оценочные компоненты (хорошо/плохо): смотреть — глазеть, говорить — трещать

- Эмоциональные семы: восхищение, презрение, страх (напр., стукач, вояка)

- Экспрессивная сема «очень» (сильно, громко, интенсивно и т. п) есть в значениях слов бабахнуть, долбануть

- Стилистические семы (функциональная сфера и ситуация употребления слова: очи, зодчий, местожительство

Типы значений слова

Обычно одна лексема выражает несколько значений – семем. Одни семемы –денотативные – отражают предметы внешнего мира, другие — коннотативные, выражают оценки, эмоции (хрустальная ваза, хрустальный воздух)

Основная единица лексической семантики - лексико-семантический вариант слова (лексема + семема).

Семема, в свою очередь, имеет составляющие – семы.

Сема – отражение в сознании человека отдельного признака, детали того объекта, который целиком представлен в семеме.

Семный состав слов изучают с помощью методики компонентного анализа, получившей большое развитие в России. Членение семемы на семы бесконечно, предел ставится лишь мерой познания свойств денотата.

Типы сем:

1. Классемы — наиболее обобщенные признаки, соответствующие значениям частей речи: предметность, признак, количество, действие и т. п.

2. Архисемы — признаки, объединяющие группы слов внутри части речи, напр., одушевленность /неодушевленность, мужской пол / женский пол, взрослый / молодой, действие /состояние и т. п.

3. Дифференциальные семы — это признаки, по которым противопоставляются слова, сгруппированные по одной архисхеме, и по которым можно отличить одну семему от другой.

Семема предстает как микроструктура сем: она может содержать разнообразные семы, детализирующие признаки объекта.

Семы в составе семемы иерархически упорядочены и находятся в структурных отношениях, определяя категорию слова, родовые и видовые признаки объекта, его главные и второстепенные признаки. Лексико-семантический вариант слова (т. е. лексема + семема) является элементом лексико-семантической подсистемы языка.

Слова, связанные между собой разными типами оппозиций, составляют лексико-семантические группировки.

Обычно выделяют такие лексические группировки как синонимические ряды, лексико-семантические группы и поля, лексико-фразеологические поля, тематические группы, ассоциативные группировки. Иерархически они соотносятся так:

1. тематическая группа (самая крупная группировка)

2. лексико-семантическое поле

3. лексико-семантическая группа

4. синонимический ряд.

Синонимический ряд — группа синонимов, объединенных вокруг одного главного члена — доминанты с наиболее общим значением, стилистически не окрашенной.

Лексико-семантическая группа (ЛСГ) — большая группа слов одной части речи, объединенных одним словом — идентификатором или устойчивым словосочетанием, значение которого полностью входит в значение остальных слов группы и которое может заменять остальные слова в некоторых контекстах. Например: врач, медсестра, фельдшер, ординатор, акушерка, главврач и др. — «медицинские работники».

Лексико-семантическое поле (ЛСП) — совокупность большого числа слов одной или нескольких частей речи, объединяемых общим понятием (семой). Именем поля является, как правило, словосочетание, называющее понятие, объединяющее слова в поле. Например: год, час, минута, секунда, месяц, неделя, миг, лето, зима, век и др. — «наименования периодов времени».

Лексико-фразеологическое поле (ЛФП) — лексико-семантическое поле, в которое входят и фразеологические единицы.

Лексико-семантические группы и поля имеют свое ядро и периферию. Ядро образуют варианты, синонимы, антонимы, родовидовые группы, объединенные нулевыми и привативными оппозициями. На периферии поля находятся слова, связанные эквиполентными оппозициями с ядерными лексемами. Так, в поле жить — умирать через связь жить — дышать можно перейти и к более отдаленным лексемам: устать, отдыхать, спать, бодрствовать и т. д.

Тематическая группа/поле — совокупность большого числа слов, устойчивых словосочетаний и фразеологизмов, единиц разных частей речи, относящихся к одной сфере действительности. Например, тематические группы (поля) — спорт, сельское хозяйство, промышленность, быт, искусство и др.

Ассоциативная группа/поле — совокупность слов, связанных в сознании

человека с каким-либо словом-стимулом. В ассоциативную группу могут входить слова разных частей речи: пустыня — песок, жара, верблюд, колючки, пить, барханы; цветок — ромашка, роза, букет, тюльпан, запах, красивые. Ассоциативные группы не входят в иерархию лексических группировок, они пронизывают всю лексическую систему языка. Ассоциации играют большую роль в запоминании лексики, в её упорядоченном хранения в памяти, в художественном тексте, особенно в восприятии его подтекста.

Психолингвистические модели структуры словаря человека

Т.В.Ахутина: для лексических единиц характерно распределение на участки словаря, которые могут быть организованы как иерархическое дерево с ветвями для каждого слова.

По данным психолингвистики, слово – сложный комплекс моторных, акустических, зрительных работ мозга. Распад слова создает множество афазий, расстройств языковой деятельности.

 

 

 12.12.2020



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.008 с.)