Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лекция 7. Моделирование лексико-семантической подсистемы языка.
Известно, что слова имеют знаковый характер и представляют собой соединение звучания (лексемы) со значением (семемой). Лексема осознается как слово, только когда можно указать некоторый объект — предмет, явление объективной действительности, которые этой лексемой обозначаются. Лексема состоит из морфем – корней (отсылают к реалиям внешнего мира), приставок и суффиксов, которые уточняют функции лексемы как знака образа, окончаний (флексии), определяющих функцию словоформы в высказывании. ● Тождественные по морфемному составу лексемы (без флексий) объединяются в слова. ● Лексемы с общим корнем - словарные гнезда. ● Лексемы с общими приставками или суффиксами - словообразовательные типы. ● Лексемы с общими флексиями - грамматические, категории, лексико-грамматические разряды и, наконец, части речи. Слово как элемент системы языка (В.М.Жирмунский) Слово- кратчайшая самостоятельная по форме и значению единица языка. А.И.Смирницкий. ● Проблема отдельности слова Критерий смысловой законченности - позволяет отличить слово от морфемы. Критерий грамматической цельнооформленности - позволяет отличить слово от сочетания слов. Фразеологизмы - равны слове по функции, но не по форме. ● Проблема тождества слова Словоформы - варианты слова: 1.Фонетические: матрас — матрац 2.Словообразовательные: подсолнух — подсолнечник 3.Формообразовательные: поезжай — езжай, выбрось — выброси 4.Лексико-семантические варианты слова (отражают его многозначность): каша (как блюдо и как путаница) 5. Стилистические: чело — лоб, щеки — ланиты 6. Региональные: родственники — родни, родные (воронежск.). 7. Диахронические варианты: година — год [В.М. Жирмунский: ядро - словоформа, периферия - слова с неполными признаками, т.е. инфинитив, степени сравнения прилагательных] Значение слова как категория языкового сознания Концепт — это мыслительная единица, представляющая собой квант структурированного знания: ● Представления - наглядные образ, видимы внутренним зрением ● Схемы - пространственно-графические линейные, контурные образы (дерево -ствол и ветви) ● Фрейм - пространственно-структурный образ (магазин) Гештальт - наиболее сложный целостный неделимый образ, сочетающий признаки сценариев, схем, фреймов и картинок.
Термин - абстрактный концепт. Семема: денотативное и коннотативное значения. Денотативное - основные концептуальные признаки предмета. Коннотативное - эмоциональные, оценочные отношения человека к концепту. - Оценочные компоненты (хорошо/плохо): смотреть — глазеть, говорить — трещать - Эмоциональные семы: восхищение, презрение, страх (напр., стукач, вояка) - Экспрессивная сема «очень» (сильно, громко, интенсивно и т. п) есть в значениях слов бабахнуть, долбануть - Стилистические семы (функциональная сфера и ситуация употребления слова: очи, зодчий, местожительство Типы значений слова Обычно одна лексема выражает несколько значений – семем. Одни семемы –денотативные – отражают предметы внешнего мира, другие — коннотативные, выражают оценки, эмоции (хрустальная ваза, хрустальный воздух) Основная единица лексической семантики - лексико-семантический вариант слова (лексема + семема). Семема, в свою очередь, имеет составляющие – семы. Сема – отражение в сознании человека отдельного признака, детали того объекта, который целиком представлен в семеме. Семный состав слов изучают с помощью методики компонентного анализа, получившей большое развитие в России. Членение семемы на семы бесконечно, предел ставится лишь мерой познания свойств денотата. Типы сем: 1. Классемы — наиболее обобщенные признаки, соответствующие значениям частей речи: предметность, признак, количество, действие и т. п. 2. Архисемы — признаки, объединяющие группы слов внутри части речи, напр., одушевленность /неодушевленность, мужской пол / женский пол, взрослый / молодой, действие /состояние и т. п. 3. Дифференциальные семы — это признаки, по которым противопоставляются слова, сгруппированные по одной архисхеме, и по которым можно отличить одну семему от другой. Семема предстает как микроструктура сем: она может содержать разнообразные семы, детализирующие признаки объекта. Семы в составе семемы иерархически упорядочены и находятся в структурных отношениях, определяя категорию слова, родовые и видовые признаки объекта, его главные и второстепенные признаки. Лексико-семантический вариант слова (т. е. лексема + семема) является элементом лексико-семантической подсистемы языка.
Слова, связанные между собой разными типами оппозиций, составляют лексико-семантические группировки. Обычно выделяют такие лексические группировки как синонимические ряды, лексико-семантические группы и поля, лексико-фразеологические поля, тематические группы, ассоциативные группировки. Иерархически они соотносятся так: 1. тематическая группа (самая крупная группировка) 2. лексико-семантическое поле 3. лексико-семантическая группа 4. синонимический ряд. Синонимический ряд — группа синонимов, объединенных вокруг одного главного члена — доминанты с наиболее общим значением, стилистически не окрашенной. Лексико-семантическая группа (ЛСГ) — большая группа слов одной части речи, объединенных одним словом — идентификатором или устойчивым словосочетанием, значение которого полностью входит в значение остальных слов группы и которое может заменять остальные слова в некоторых контекстах. Например: врач, медсестра, фельдшер, ординатор, акушерка, главврач и др. — «медицинские работники». Лексико-семантическое поле (ЛСП) — совокупность большого числа слов одной или нескольких частей речи, объединяемых общим понятием (семой). Именем поля является, как правило, словосочетание, называющее понятие, объединяющее слова в поле. Например: год, час, минута, секунда, месяц, неделя, миг, лето, зима, век и др. — «наименования периодов времени». Лексико-фразеологическое поле (ЛФП) — лексико-семантическое поле, в которое входят и фразеологические единицы. Лексико-семантические группы и поля имеют свое ядро и периферию. Ядро образуют варианты, синонимы, антонимы, родовидовые группы, объединенные нулевыми и привативными оппозициями. На периферии поля находятся слова, связанные эквиполентными оппозициями с ядерными лексемами. Так, в поле жить — умирать через связь жить — дышать можно перейти и к более отдаленным лексемам: устать, отдыхать, спать, бодрствовать и т. д. Тематическая группа/поле — совокупность большого числа слов, устойчивых словосочетаний и фразеологизмов, единиц разных частей речи, относящихся к одной сфере действительности. Например, тематические группы (поля) — спорт, сельское хозяйство, промышленность, быт, искусство и др. Ассоциативная группа/поле — совокупность слов, связанных в сознании человека с каким-либо словом-стимулом. В ассоциативную группу могут входить слова разных частей речи: пустыня — песок, жара, верблюд, колючки, пить, барханы; цветок — ромашка, роза, букет, тюльпан, запах, красивые. Ассоциативные группы не входят в иерархию лексических группировок, они пронизывают всю лексическую систему языка. Ассоциации играют большую роль в запоминании лексики, в её упорядоченном хранения в памяти, в художественном тексте, особенно в восприятии его подтекста. Психолингвистические модели структуры словаря человека Т.В.Ахутина: для лексических единиц характерно распределение на участки словаря, которые могут быть организованы как иерархическое дерево с ветвями для каждого слова. По данным психолингвистики, слово – сложный комплекс моторных, акустических, зрительных работ мозга. Распад слова создает множество афазий, расстройств языковой деятельности.
12.12.2020
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 344; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.173 (0.008 с.) |