Лекция 2. Многоаспектность языка и формы его существования. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 2. Многоаспектность языка и формы его существования.



Речевое общение – коммуникация, речевая деятельность, которая протекает между двумя или несколькими людьми (человек-мир/человек-группа людей)

Полноценное общение – осознанный рационально-оформленный целенаправленный обмен информацией между людьми, сопровождающийся индивидуализацией собеседников, установлением эмоционального контакта между ними и обратной связью.

Признаки:

● Обмен информацией между двумя сторонами;

● Осознанный обмен информацией;

● Целенаправленность;

● Рациональность, рациональная оформленность информационного обмена;

● Индивидуализация собеседника;

● Обратная связь;

● Эмоциональный контакт с собеседником;

 

Функции общения

● Cоциальные:

○ Обмен информацией;

○ Передача знаний, опыта;

○ Формирование общественного поведения;

● Социально-психологические:

○ Самовыражение, самореализация;

○ Оценка деятельности человека;

○ Подавление агрессии;

○ Отождествление себя с обществом, группой;

○ Познание людьми друг друга;

● Индивидуально-психологические:

○ Формирование сознания;

○ Поддержание функций сознания;

○ Поддержание здоровья;

○ Усиление психических процессов;

 

Виды речевого общения

По теме высказывания:

● Научное;

● Бытовое;

● Религиозное и так далее;

По цели общения:

● Деловое;

● Развлекательное;

По степени официальности:

● Официальное;

● Неофициальное;

По форме общения:

● Закрытое;

● Открытое;

● Смешанное.

 

Светское общение – ритуальная беседа, строится по правилам этикета.

Фактическое общение – контактоустанавливающая функция.

Цель: установить и поддержать контакт.

 

Особенности индивидуального общения:

● Языковой паспорт человека – речевая деятельность человека, т.е. манера речи, слова,        интонация, жесты, излюбленные выражения, оговорки, риторические приемы и многое   другое создаёт образ чел в глазах окружающих. Паспорт содержит всю информацию о человеке: национальность, профессия, эмоциональное состояние, пол, возраст, региональные особенности произношения, и т.д.

● Языковая личность. Впервые было предложено академиком В.В. Виноградовым “О поэтическом языке” (1980 г.). Он считал необходимым изучение parole (индивидуального речевого опыта) как сферы творческого раскрытия языковой личности.

Это вид полноценного представления личности с психическим, социальным, этическим и другими компонентами, но преломлённые через дискурс личности.

 

Типы речевой культуры:

❏ Элитарный (соблюдение этических и коммуникационных норм, норм литературной речи, владение всеми функциональными стилями как устной, так и письменной речи)

❏ Среднелитературный (нарушение этикетных правил общения, категоричность оценок, неправильный выбор тональности общения, неуважение к собеседнику, игнорирование норм ты- и вы-общения и др.)

❏ Литературно-разговорный, или фамильярно-разговорный (отражение разговорного стиля, характерно преобладание ты-общения, в фамильярно-разговорном – ты-общение единственно возможное)

❏ Жаргонный и просторечный (характеризуются ненормативностью, ориентацией на свою группу общения, ты-общением, вульгаризмами, использованием обсценной лексикой)

Коммуникативное поведение – описание особенностей общения того или иного народа, взятых в совокупности, в системе.

Национальное коммуникативное поведение в самом общем виде определяется как совокупность норм и традиций общения народа.

Изучение национального коммуникативного поведения позволяет выявить и описать национальную коммуникативную культуру — коммуникативное поведение народа как компонент его национальной культуры; фрагмент национальной культуры, отвечающий за коммуникативное поведение нации.

Коммуникативные нормы – коммуникативные правила, обязательные для выполнения в данной лингвокультурной общности (знакомого надо приветствовать, за услугу благодарить и т. д.).

Коммуникативное сознание – устойчивая совокупность мыслительных процессов, обеспечивающих коммуникативное поведение (нации, группы, личности).

 

Формы существования языка:

Язык как таковой существует только как некоторая абстракция в сознании.

Основные формы существования языка:

● Устная и письменная формы;

● Литературный язык;

● Территориально ограниченые формы существования языка;

● Социально ограниченные формы существования языка.

 

Литературный язык – важнейшая составляющая любого цивилизованного общества. Развитый литературный язык обычно возникает в обществе в период его культурного и экономического подъема, обычно в столице государства, и создается силами выдающихся писателей, публицистов, общественных деятелей, речь которых принимается обществом за образец. Основоположником русского литературного языка является А.С. Пушкин.

Территориально ограниченные формы существования языка — это прежде всего территориальные диалекты. Территориальный диалект — это вариант национального языка, используемый частью этнического коллектива.

К территориально ограниченным формам существования языка относится также ареальный язык – национальный язык, используемый за пределами своей исконной территории. Территориально ограниченные формы существования языка противостоят литературному языку.

Социально ограниченные формы существования языка также противостоят литературному языку. К ним относятся, прежде всего, социальные диалекты и социальные жаргоны.

Социальный диалект – особенности речи определенных социальных групп.

 

К социальным диалектам могут быть отнесены:

● Профессиональные диалекты;

● Гендерлекты.

 

Социальный жаргон — это совокупность сниженных, экспрессивных (то есть отличающихся яркостью; выразительностью, необычностью) языковых единиц, характерных для устной непринужденной речи определенной социальной группы.

 

К социальным жаргонам относятся:

● Профессиональные жаргоны — совокупность профессиональных слов, обладающих сниженностью и экспрессивностью и используемых представителями определенной профессиональной группы;

● Уголовный жаргон;

● Молодежный жаргон;

 

Еще одна разновидность социально ограниченной формы языка – культовые языки. В России культовым языком является церковнославянский, в Армении – древнеармянский язык Грабар, в Индии – санскрит. Использование в отправлении религиозного культа не общеизвестного языка создает в богослужении атмосферу тайны, богоизбранности, усиливает производимое богослужением впечатление.

Язык и другие системы передачи информации

Коммуникативные системы животных

Животные обладают достаточно совершенными средствами коммуникации, которые позволяют им сообщать друг другу все, что они хотят или намерены сообщить. Однако все эти средства имеют биологическую направленность, служат для приспособления животного к окружающей среде, удовлетворения биологических потребностей особи. Коммуникативные сигналы животных обозначают только тот предмет или состояние, которые присутствуют в окружающем животное мире здесь и сейчас. Сигналы языка животных синкретичны, обозначают целостную ситуацию.

Невербальная коммуникация – это общение с помощью несловесных сигналов (жесты, мимика, внешний вид, поведение, дистанция, физический контакт, расположение относительно собеседника и др.).

Конгруэнтность – соответствие смыслов вербальных и сопровождающих их невербальных сигналов, неконгруэнтность – противоречие между ними. Установлено, что в условиях неконгруэнтности, то есть когда смысл невербального сигнала противоречит смыслу вербального сигнала, люди обычно склонны верить невербальной информации.

Искусственные системы передачи информации

В обществе также есть системы передачи информации, специально созданные людьми и отличающиеся от естественного языка.

Существует азбука Морзе, в которой буквы перекодируются комбинациями точек и тире.

Во многих странах мира распространен язык свиста (особенно известен язык свиста на о. Гомера (Канарские острова))

Существуют в мире и искусственные языки — самый известный из них эсперанто, созданный в середине XIX века польским врачом Людвигом Заменгофом.

Язык глухонемых — язык жестов, которым пользуются глухонемые.

Существуют системы условных сигналов для передачи ограниченной информации (светофор, семафор, дорожные знаки и указатели, сигнальные ракеты, африканский язык барабанов, символический язык цветов, химические, физические, математические формулы и др.)

Все искусственные системы передачи информации вторичны по отношению к естественному языку.

Графические и музыкальные средства передачи информации

Информация может быть передана графикой, рисунком, живописью. Информация, содержащаяся в рисунках, живописных полотнах может быть очень содержательной, но, тем не менее, она не может конкурировать с информацией, которую способен передать язык. То же самое о музыке – она хорошо передает эмоцию, настроение, но предметная информация ею передана быть не может.

Рассмотрев имеющиеся средства передачи информации в природе и обществе, мы приходим к выводу об уникальности естественного языка человека. Язык может выразить все то, что может быть передано и сигналами животных, и искусственными языками, и системами условных сигналов, и многими невербальными средствами, и графикой, и музыкой, но ни одно из этих средств не может в полной мере и в полном объеме передать все то, что может быть передано естественным языком. Таким образом, естественный язык человека выступает в обществе как наиболее эффективное и универсальное средство передачи информации.

17.10.2020

Лекция 3. Язык как системно-структурное образование. Семиотическая концепция языка.

История изучения знаковости языка

Проблема знаков рассматривалась в Древней Греции. В “Диалогах” Платона излагается идеалистическая и материалистическая философии.

Фома Аквинский, идеалист: позиция условного реализма – слова существуют как вещи, не зависимые от человека.

Иоанн Росцелин: номинализм, слова – всего лишь имена вещей, существующих не самостоятельно, а только лишь как колебания голоса.

Проблема языковых знаков рассматривается философами XVII-XVIII вв. (Локк, Лейбниц, Кант, Гердер, Гегель) В. Гумбольдт пришёл к выводу, что слово – это знак понятия.

На протяжении XIX в. общая теория знака развивалась в рамках логики (Ч. Пирс, Э. Гуссерль), психологии (В. Вундт. Г. Гельмгольц) и особенно — в рамках физиологии мозга (И. М. Сеченов, В. М. Бехтерев).

Лингвист А.А. Потебня: слово непосредственно связано с понятием, в основе связи – знак, признак, который избирается для указания на предмет и закрепления в слове.

В начале XX в. Фердинанд де Соссюр создал учение о языковом знаке. Он доказал, что знаковый характер языка отличает язык от других социальных явлений (политических, торговых и пр.).

Язык есть система знаков, выражающих идеи.

Соссюр выделил внутри «общего феномена, каким является речевая деятельность», две составляющие: язык (langue) и речь – речевой акт (parole)

Ф. де Соссюр ввёл специальные термины:

● Знак – это целое;

● Термин «понятие» заменил на термин «означаемое»;

● «Акустический образ» заменил на термин «означающее».

В 1938 г. американский учёный Чарльз Моррис, исходя из философии позитивизма, полагал, что знаки – единственная реальность, доступная познанию человека.

Звуковая сторона слова – лексема.

Содержательная сторона слова – семема.

Лексема в виде акустического образа, заложенного в мозгу, функционирует как знак (код) по отношению к мысленному образу, элементу мыслительного кода, отражающему некоторый предмет, явление реальной действительности. Соотношение этих сторон, согласно схеме лингвиста-теоретика Юрия Сергеевича Маслова, может быть представлено следующим образом:

Объективная реальность - Субъективная реальность

(материальный мир)    (сознание человека)

Концепции языкового знака в современной лингвистике:

Некоторые лингвисты считают, что значение входит в состав языкового знака и что в знаке есть две стороны: означающее и означаемое (билатеральная (двусторонняя) концепция языкового знака).

Сторонники унилатеральной (односторонней) концепции знака признают знаком только лексему, ее акустический образ. Значение понимается как мысленный образ, означаемое, но в состав знака не входит.

Знаковая ситуация. Треугольник Фреге.

Готлоб Фреге предложил различать ИМЯ (знак), ДЕНОТАТ (предмет, называемый именем) и СМЫСЛ имени (концепт денотата). Знаковая ситуация из этих трех компонентов получила название семантического треугольника Фреге.

Смысл имени – то, что отражает способ представления обозначаемого денотата.

Классический пример: денотат выражений утренняя звезда и вечерняя звезда один и тот же (планета Венера), но смысл этих выражений различается. Одному денотату может соответствовать несколько смыслов. Один и тот же смысл может выражаться разными знаками. У знака (имени) всегда есть смысл, но не у всякого смысла есть денотат. Например, у выражения наиболее удаленное от Земли небесное тело смысл есть, но денотата нет.

Фреге выделяет ПРЕДСТАВЛЕНИЕ о денотате – глубоко субъективное, индивидуальное, эмоциональное.

Американский семиотик XX века Чарльз Моррис рассматривает знаковый процесс (семиозис) как пятичленное отношение, одним из членов которого он называет интерпретатора, то есть ЧЕЛОВЕКА. В знаковой ситуации появился ЧЕЛОВЕК и отношение знака к ДРУГИМ ЗНАКАМ.

Знаковая ситуация в общей семиотике приняла вид:

Карл Бюлер рассматривал знаковую ситуацию именно для языкового знака. В его модели языковой знак графически изображен в виде треугольника, наложенного на круг так, что углы треугольника выходят за пределы круга, а за пределами треугольника остаются сегменты круга: языковое явление (круг) и его знаковое содержание (треугольник) не вполне совпадают.

Схема Бюлера:

Линии, соединяющие треугольник с каждым из трех факторов знаковой ситуации, символизируют семантические функции (сложного) языкового знака. С тремя отношениями языкового знака Бюлер связывает осуществление трех функций языка: репрезентации, экспрессии (выражения) и апелляции (обращения).

В этой схеме, в отличие от общесемиотической модели знаковой ситуации, фактор ЧЕЛОВЕК представлен в двух ипостасях:

1. Как отправитель,

2. Как получатель.

В следующей схеме на пересечении линий, идущих от обозначений трех основных участников ситуации (предметы и ситуации, отправитель, получатель) представлен не один языковой знак, а вся система языковых знаков, находящаяся в сфере речемыслительной деятельности человека.

Отправитель и получатель акустического знака одинаково подключены к системе языковых знаков, хранящейся в их мозге. Именно здесь запечатлены образы акустических знаков (лексемы), образы предметов и ситуаций внешнего мира (концепты, смыслы), в том числе и те, которые получили наименования, имеют свои способы выражения посредством языковых знаков (денотаты). Здесь же находятся и означаемые акустических знаков (семемы).

Образы предметов и ситуаций образуют концептосферу человека, а та часть концептосферы, которая получила языковое выражение, с добавлением коннотатов, образует семантическое пространство языка. Семантическое пространство языка тесно связывает образы акустических знаков с образами предметов и ситуаций внешнего мира.

Эта открытость объясняет постоянное перетекание образов из концептосферы в семантическое пространство языка.

 

17.10.2020

Лекция 4. Аспекты языка.

Речемыслительная деятельность — это процессы мышления и речи, выступающие как принадлежность сознания человека.

Г. Штейнталь (основатель психологизма):

● Речь - проявление языка в конкретный момент

● Способность говорить - физиологическая способность артикулировать и психическое содержание внутреннего мира, которое предшествует языку и выражается им

● Языковой материал - элементы, созданные в процессе говорения, которые употребляются в речи и повторяются для выражения одного и того же содержания

● Язык - совокупность языкового материала одного народа

Младограмматика: речь как проявление индивидуальной психологии.

 

Ф. де Соссюр:

● Язык - система знаков

● Речь - индивидуальное говорение

● Речевая деятельность - использование физиологических возможностей и способностей человека, обеспечивающих общение.

 

Язык и речь

Алан Гардинер.

Элементы, которые встречаются в речевом потоке - язык; все остальное - речь (междометия - язык, восклицание - речь).

Андре Мартине.

Язык - порождающее устройство, речь - процесс функционирования этого устройства.

А.И.Смирницкий.

Язык можно извлечь из речи. Останутся ошибки, индивидуальные особенности произношения, т.е. «сверхъязыковой остаток».

Язык полность существует только в речи.

В.Г.Адмони.

Ничего нет в языке, чего не было бы в речи. И наоборот. Разница только в организации элементов. В речи - линейно. В языке - парадигмы.

Г.В.Колшанский.

Каждый речевой акт есть и язык и речь в плане категорий отдельного и общего.

Л.В.Щерба.

1) Речевая деятельность (процессы говорения и понимания)

2) Языковая система (словарь и грамматика)

3) Языковой материал (совокупность всего говоримого и воспринимаемого в данную эпоху)

Эугенио Косериу.

Три аспекта: язык, текст и речь. Язык - функционально-структурная лингвистика. Речь - генеративно-трансформационная лингвистика. Текст - лингвистика текста.

Л.Ельмслев.

1. Узус - принятое в конкретном коллективе употребление языковых средств

2. Акт речи

3. Норма - обобщение правил

4. Схема - структура отношений

Н.И.Жинкин.

Речь - начало цепи, объект изучения.

Речевая деятельность не может нормально протекать без знания системы языка — бессознательного или полученного в результате целенаправленного обучения.

 

31.10.2020



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 221; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.112.220 (0.052 с.)