Методические указания обучающимся 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические указания обучающимся



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

 

 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ»

 

 

Специальность 31.05.01 Лечебное дело

 

Квалификация выпускника – врач-лечебник

 

Специализация не предусмотрена

 

 

 

Чебоксары - 2017

 

 

Методические указания разработаны на основе рабочей программы дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», предусмотренной образовательной программой высшего образования (ОП ВО) по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

 

СОСТАВИТЕЛи:

 

Профессор, доктор мед. наук, профессор _______________ Л.М. Меркулова

Доцент, канд. мед. наук, доцент _____________________ А. И. Шорников

 

 

 


 

 

1.  Общие рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

К формам самостоятельной внеаудиторной работы студентов по топографической анатомии и оперативной хирургии относятся:

1. Препарирование и изготовление топографоанатомических препаратов, муляжей, планшетов, таблиц и схем.

2. Самоподготовка студентов по учебным темам и вопросам, входящим в перечень тем для самостоятельного изучения.

3. Подготовка студентами к лабораторным занятиям в свободное время по топографоанатомическим препаратам и в анатомическом музее.

4. Знакомство с дополнительной учебной литературой и другими учебными методическими материалами по анатомии (электронными атласами, учебными видеофильмами и т.п.).

5. Участие в подготовке презентаций, интерактивных обучающих программ по анатомии, в компьютерном моделировании органов.

6. Участие в работе в хирургического кружка.

Для самостоятельной работы студентов на кафедре организована выдача сухих и влажных анатомических препаратов до 19 часов, работает учебный анатомический музей. Кроме того, студенты могут пользоваться Интернет-ресурсами, электронной медицинской библиотекой, с вопросами для самоконтроля студенты могут ознакомиться на сайте кафедры.

2.  Методические рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям

Лабораторное занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на лабораторных занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий – упражнений, задач и т. п. – под руководством и контролем преподавателя. Ведущей целью лабораторных занятий является формирование умений и приобретение практического опыта, направленных на формирование профессиональных компетенций (способности выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или общих компетенций (общие компетенции необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах).

Содержанием лабораторных занятий является работа с топографоанатомическими препаратами, составление таблиц и схем, решение ситуационных задач и текущий контроль знаний. В ходе выполнения заданий на лабораторных занятиях у студентов формируются практические умения работы с топографоанатомическими препаратами, хирургическими инструментами и отрабатываются практические навыки хирургической техники.

Формы организации студентов на лабораторных занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. Конкретную форму выбирает преподаватель по своему усмотрению.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

 

Для подготовки к лабораторному занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях. Для закрепления пройденного материала студенту необходимо поработать с топографоанатомическими  препаратами в свободное от занятия время на кафедре и в анатомическом музее. В случае возникновения затруднений при ее выполнении рекомендуется обратиться за помощью к преподавателю в отведенное для консультаций время.

Этапы подготовки к лабораторному занятию:

- изучение теоретического материала, полученного на лекции и в процессе самостоятельной работы;

- работа с натуральными топографоанатомическими препаратами;

- самопроверка по контрольным вопросам темы.

3. Методические рекомендации по самостоятельному изучению учебных вопросов

Самостоятельная работа студентов предусматривает самостоятельное изучение разделов курса, не вошедших в тематику лекций и практических занятий. Для изучения разделов дисциплины, не вошедших в тематику лекций и практических занятий, рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу для теоретической подготовки. Самоконтроль подготовки рекомендуется выполнять путем самотестирования по тестовым вопросам и решения ситуационных задач, имеющихся на кафедре. Затем изучение темы следует осуществлять по топографоанатомическим препаратам в учебных комнатах кафедры и в анатомическом музее. Для консультирования студентов по изучению разделов дисциплины, не вошедших в тематику лекций и практических занятий выделяется преподаватель кафедры. Формой контроля данной формы подготовки служит тестовый контроль, устный и письменный опрос, которые проводится на каждом занятии.

Основные этапы самостоятельного изучения учебных вопросов:

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе, топографоанатомическим препаратам.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

4. Методические рекомендации по подготовке к зачету

Подготовка студентов к сдаче зачета включает в себя:

- просмотр программы учебного курса;

- определение необходимых для подготовки источников (учебников, дополнительной литературы и т. д.) и их изучение;

- использование конспектов лекций, материалов практических занятий;

- подготовка по анатомическим препаратам;

- консультирование у преподавателя.

Подготовка к зачету начинается с первого занятия по дисциплине, на котором студенты получают общую установку преподавателя и перечень основных требований к текущей и итоговой отчетности. При этом важно с самого начала планомерно осваивать материал, руководствуясь, прежде всего перечнем вопросов к зачету (экзамену), конспектировать важные для решения учебных задач источники. В течение семестра происходят пополнение, систематизация и корректировка студенческих наработок, освоение нового и закрепление уже изученного материала.

 

5. Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Экзамен преследует цель оценить работу студента за определенный курс: полученные теоретические знания, их прочность, развитие логического и творческого мышления, приобретенные практические навыки самостоятельной работы с хирургическим инструментарием, умения анализировать и синтезировать полученные знания и применять на практике для решения практических задач.

Экзамен проводится в письменной форме по билетам, утвержденным заведующим кафедрой. Экзаменационный билет включает в себя четыре вопроса и ситуационную задачу. Формулировка вопросов совпадает с формулировкой перечня вопросов, доведенного до сведения студентов за один месяц до экзаменационной сессии. В процессе подготовки к экзамену организована предэкзаменационная консультация для всех учебных групп. Результат экзамена выражается оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

С целью уточнения оценки экзаменатор может задать не более одного-двух дополнительных вопросов, не выходящих за рамки требований рабочей программы. Под дополнительным вопросом подразумевается вопрос, не связанный с тематикой вопросов билета. Дополнительный вопрос, также, как и основные вопросы билета, требует развернутого ответа. Кроме того, преподаватель может задать ряд уточняющих и наводящих вопросов, связанных с тематикой основных вопросов билета. Число уточняющих и наводящих вопросов не ограничено. При выставлении оценок за ответ на каждый вопрос учитывается несколько критериев: 1) теоретическое знание материала, понимание взаимосвязи строение с функциями; 2) знание топографоанатомических препаратов; 3) знание техники выполнения операций и практических хирургических навыков.

VI семестр

I. ВВЕДЕНИЕ В ТОПОГРАФИЧЕСКУЮ АНАТОМИЮ И

ОПЕРАТИВНУЮ ХИРУРГИЮ

 

 

Лабораторное занятие 15. Топографическая анатомия средостения. Врожденные и приобретенные пороки развития сердца, крупных сосудов, трахеи и пищевода. Операции на сердце и крупных сосудах, пищеводе и трахее

Содержание занятия:

    Определение, границы, деление на отделы. Переднее средостение. Вилочковая железа, ее возрастные особенности.

    Топография перикарда, сердца, дуги аорты и ее ветвей, верхних и нижних полых вен, плечеголовных вен.

   Хирургическая анатомия врожденных пороков сердца и сосудов: открытый артериальный проток, коарктация аорты, стеноз легочной артерии, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок, тетрада Фалло.

     Топография трахеи, диафрагмальных блуждающих и возвратных гортанных нервов.

       Заднее средостение. Топография грудного отдела аорты, непарной и полунепарной вен пищевода, блуждающих нервов, симпатического ствола и его ветвей, грудного лимфатического протока.

       Рефлексогенные зоны грудной полости, клетчаточные пространства средостения. Париетальные и висцеральные лимфатические узлы.

     Доступы к сердцу. Ушивание раны сердца. Пункция перикарда, перикардэтомия. Ликвидация открытого артериального протока, устранение коарктации аорты. Митральная комиссуротомия. Операции с искусственным кровообращением (устранение клапанного стеноза легочной артерии, ушивание дефекта межпредсердной и межжелудочковой перегородок, открытая митральная комиссуротомия, протезирование митрального клапана, резекция аппоневризмы сердца). Электрическая стимуляция сердца (миокардиальная и эндокардиальная).

Операции на пищеводе. Оперативные доступы. Экстирпация грудного отдела пищевода при раке (операция Добромыслова-Торека). Восстановительные (реконструктивные) операции (пластика пищевода тонкой кишки по РУ-Герцену-Юдину). Операции при дивертикулах пищевода. Новокаиновые блокады средостения. Операции на трахее.

Топографо-анатомический разбор осложнений при травмах органов средостения.

Современные торакоскопические и рентгеноэндоваскулярные способы операций на органах средостения.  

 

Вопросы для контроля знаний:

  1.  Топографическая анатомия органов средостения.
  2.  Особенности топографической анатомии средостения у новорожденных и детей.
  3.  Клиническая анатомия вилочковой железы, возрастные особенности.
  4.  Клетчаточные пространства средостения.
  5.  Топографоанатомические предпосылки варикозного расширения вен пищевода.
  6.  Врожденные и приобретенные пороки развития сердца, крупных сосудов (открытый артериальный проток, коарктация аорты, стеноз легочной артерии, дефекты межпредсердной и межжелудочковой перегородок, тетрадо Фалло).
  7.  Топографо-анатомическое обоснование чрезплевральных и внеплевральных доступов к сердцу и перикарду.
  8.  Оперативные доступы к органам средостения.
  9.  Пункция полости перикарда: показания, техника, осложнения.
  10. Операции при травмах органов средостения (шов сердца, баллонная ангиопласти-ка и стентирование).
  11. Понятие о хирургическом лечении приобретенных (пересадка клапанов, комис-суротомия) и врожденных (незаращение Боталова протока, дефекты перегородок)

пороков сердца.

  1. Хирургическое лечение ишемической болезни сердца. Перспективы хирургического лечения хронической коронарной недостаточности.
  2. Методы рентгенангиохирургии в лечении ИБС.
  3. Современные положения аортокоронарного шунтирования
  4. Эндопротезирование (стентирование) венечных артерий.
  5. Бужирование пищевода, при стенозах.
  6. Экстирпация грудного отдела пищевода при раке (операция Добромыслова-Торека).
  7. Восстановительные (реконструктивные) операции на пищеводе (пластика пищевода кишкой на сосудистой ножке).

                

 

VII семестр

V. ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ

ЖИВОТА И ЕГО СТЕНОК

Тема 5.Топографическая анатомия и оперативная хирургия переднебоковой брюшной стенки

 

      Лабораторное занятие 1. Топографическая анатомия и оперативная хирургия

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

по дисциплине

 

 «ТОПОГРАФИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ И ОПЕРАТИВНАЯ ХИРУРГИЯ»

 

 

Специальность 31.05.01 Лечебное дело

 

Квалификация выпускника – врач-лечебник

 

Специализация не предусмотрена

 

 

 

Чебоксары - 2017

 

 

Методические указания разработаны на основе рабочей программы дисциплины «Топографическая анатомия и оперативная хирургия», предусмотренной образовательной программой высшего образования (ОП ВО) по специальности 31.05.01 Лечебное дело.

 

СОСТАВИТЕЛи:

 

Профессор, доктор мед. наук, профессор _______________ Л.М. Меркулова

Доцент, канд. мед. наук, доцент _____________________ А. И. Шорников

 

 

 


 

 

1.  Общие рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

К формам самостоятельной внеаудиторной работы студентов по топографической анатомии и оперативной хирургии относятся:

1. Препарирование и изготовление топографоанатомических препаратов, муляжей, планшетов, таблиц и схем.

2. Самоподготовка студентов по учебным темам и вопросам, входящим в перечень тем для самостоятельного изучения.

3. Подготовка студентами к лабораторным занятиям в свободное время по топографоанатомическим препаратам и в анатомическом музее.

4. Знакомство с дополнительной учебной литературой и другими учебными методическими материалами по анатомии (электронными атласами, учебными видеофильмами и т.п.).

5. Участие в подготовке презентаций, интерактивных обучающих программ по анатомии, в компьютерном моделировании органов.

6. Участие в работе в хирургического кружка.

Для самостоятельной работы студентов на кафедре организована выдача сухих и влажных анатомических препаратов до 19 часов, работает учебный анатомический музей. Кроме того, студенты могут пользоваться Интернет-ресурсами, электронной медицинской библиотекой, с вопросами для самоконтроля студенты могут ознакомиться на сайте кафедры.

2.  Методические рекомендации по подготовке к лабораторным занятиям

Лабораторное занятие – это одна из форм учебной работы, которая ориентирована на закрепление изученного теоретического материала, его более глубокое усвоение и формирование умения применять теоретические знания в практических, прикладных целях. Особое внимание на лабораторных занятиях уделяется выработке учебных или профессиональных навыков. Такие навыки формируются в процессе выполнения конкретных заданий – упражнений, задач и т. п. – под руководством и контролем преподавателя. Ведущей целью лабораторных занятий является формирование умений и приобретение практического опыта, направленных на формирование профессиональных компетенций (способности выполнять определенные действия, операции, необходимые в профессиональной деятельности) или общих компетенций (общие компетенции необходимы для успешной деятельности как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сферах).

Содержанием лабораторных занятий является работа с топографоанатомическими препаратами, составление таблиц и схем, решение ситуационных задач и текущий контроль знаний. В ходе выполнения заданий на лабораторных занятиях у студентов формируются практические умения работы с топографоанатомическими препаратами, хирургическими инструментами и отрабатываются практические навыки хирургической техники.

Формы организации студентов на лабораторных занятиях: фронтальная, групповая и индивидуальная. Конкретную форму выбирает преподаватель по своему усмотрению.

При фронтальной форме организации занятий все студенты выполняют одновременно одну и ту же работу.

При групповой форме организации занятий одна и та же работа выполняется бригадами по 2 - 5 человек.

При индивидуальной форме организации занятий каждый студент выполняет индивидуальное задание.

 

Для подготовки к лабораторному занятию студенту необходимо изучить теоретический материал по данной теме, запомнить основные определения и правила, разобрать данные в лекциях. Для закрепления пройденного материала студенту необходимо поработать с топографоанатомическими  препаратами в свободное от занятия время на кафедре и в анатомическом музее. В случае возникновения затруднений при ее выполнении рекомендуется обратиться за помощью к преподавателю в отведенное для консультаций время.

Этапы подготовки к лабораторному занятию:

- изучение теоретического материала, полученного на лекции и в процессе самостоятельной работы;

- работа с натуральными топографоанатомическими препаратами;

- самопроверка по контрольным вопросам темы.

3. Методические рекомендации по самостоятельному изучению учебных вопросов

Самостоятельная работа студентов предусматривает самостоятельное изучение разделов курса, не вошедших в тематику лекций и практических занятий. Для изучения разделов дисциплины, не вошедших в тематику лекций и практических занятий, рекомендуется использовать основную и дополнительную литературу для теоретической подготовки. Самоконтроль подготовки рекомендуется выполнять путем самотестирования по тестовым вопросам и решения ситуационных задач, имеющихся на кафедре. Затем изучение темы следует осуществлять по топографоанатомическим препаратам в учебных комнатах кафедры и в анатомическом музее. Для консультирования студентов по изучению разделов дисциплины, не вошедших в тематику лекций и практических занятий выделяется преподаватель кафедры. Формой контроля данной формы подготовки служит тестовый контроль, устный и письменный опрос, которые проводится на каждом занятии.

Основные этапы самостоятельного изучения учебных вопросов:

1. Первичное ознакомление с материалом изучаемой темы по тексту учебника, картам, дополнительной литературе, топографоанатомическим препаратам.

2. Выделение главного в изучаемом материале, составление обычных кратких записей.

3. Подбор к данному тексту опорных сигналов в виде отдельных слов, определённых знаков, рисунков.

4. Продумывание схематического способа кодирования знаний, использование различного шрифта и т.д.

5. Составление опорного конспекта.

4. Методические рекомендации по подготовке к зачету

Подготовка студентов к сдаче зачета включает в себя:

- просмотр программы учебного курса;

- определение необходимых для подготовки источников (учебников, дополнительной литературы и т. д.) и их изучение;

- использование конспектов лекций, материалов практических занятий;

- подготовка по анатомическим препаратам;

- консультирование у преподавателя.

Подготовка к зачету начинается с первого занятия по дисциплине, на котором студенты получают общую установку преподавателя и перечень основных требований к текущей и итоговой отчетности. При этом важно с самого начала планомерно осваивать материал, руководствуясь, прежде всего перечнем вопросов к зачету (экзамену), конспектировать важные для решения учебных задач источники. В течение семестра происходят пополнение, систематизация и корректировка студенческих наработок, освоение нового и закрепление уже изученного материала.

 

5. Методические рекомендации по подготовке к экзамену

Экзамен преследует цель оценить работу студента за определенный курс: полученные теоретические знания, их прочность, развитие логического и творческого мышления, приобретенные практические навыки самостоятельной работы с хирургическим инструментарием, умения анализировать и синтезировать полученные знания и применять на практике для решения практических задач.

Экзамен проводится в письменной форме по билетам, утвержденным заведующим кафедрой. Экзаменационный билет включает в себя четыре вопроса и ситуационную задачу. Формулировка вопросов совпадает с формулировкой перечня вопросов, доведенного до сведения студентов за один месяц до экзаменационной сессии. В процессе подготовки к экзамену организована предэкзаменационная консультация для всех учебных групп. Результат экзамена выражается оценкой «отлично», «хорошо», «удовлетворительно».

С целью уточнения оценки экзаменатор может задать не более одного-двух дополнительных вопросов, не выходящих за рамки требований рабочей программы. Под дополнительным вопросом подразумевается вопрос, не связанный с тематикой вопросов билета. Дополнительный вопрос, также, как и основные вопросы билета, требует развернутого ответа. Кроме того, преподаватель может задать ряд уточняющих и наводящих вопросов, связанных с тематикой основных вопросов билета. Число уточняющих и наводящих вопросов не ограничено. При выставлении оценок за ответ на каждый вопрос учитывается несколько критериев: 1) теоретическое знание материала, понимание взаимосвязи строение с функциями; 2) знание топографоанатомических препаратов; 3) знание техники выполнения операций и практических хирургических навыков.

VI семестр

I. ВВЕДЕНИЕ В ТОПОГРАФИЧЕСКУЮ АНАТОМИЮ И

ОПЕРАТИВНУЮ ХИРУРГИЮ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.058 с.)