II группа ДТС, при которых вероятны столкновения с автомобилями, обладающими преимущественным правом проезда. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II группа ДТС, при которых вероятны столкновения с автомобилями, обладающими преимущественным правом проезда.



Варианты ситуаций

2.1. Столкновения при ограниченной видимости приближающегося транспортного средства.

Главной ошибкой водителей, обязанных уступить дорогу, в этих ситуациях является то, что они не дождались таких размеров просматриваемости зоны дороги, которые позволили бы безошибочно определить уровень безопасности маневра и желаемые его характеристики; доминирующими оказывались первые впечатления о безопасности обстановки на ограниченном пространстве. Ошибкой водителей, пользующихся преимущественным правом, является то, что при оценке ситуации они не обнаружили признаков вероятного появления транспортного средства в опасной зоне. И в данных ситуациях основным фактором, обусловливающим ДТП, является отсутствие визуального контакта участников движения. Психологическая установка - "если перед моим взором не видно реальной опасности, ситуация безопасна, хотя и не все ближайшее пространство хорошо просматривается" - грубейшая и типичная ошибка всех взаимодействующих в рассматриваемых ситуациях водителей. Правильное прогнозирование может быть основано только на противоположной установке; "если не все пространство дороги хорошо просматривается, ситуация не может быть безопасной, скорее наоборот, даже если не видно реальной опасности".

 

2.2. Столкновение при неограниченной видимости приближающегося транспортного средства.

Основой безопасного выполнения маневра водителями, обязанными уступить дорогу, является точный расчет следующих параметров: скорости движения приближающегося автомобиля, расстояния до него, примерного времени, необходимого приближающемуся автомобилю на преодоление этого расстояния, динамических характеристик своего автомобиля и времени, необходимого на выполнение маневра. Ошибка в расчете хотя бы одного из приведенных выше пяти параметров неизбежно приводит к увеличению вероятности создания опасной ситуации. Чем в большем количестве параметров произошла ошибка, тем больше вероятность ДТП. В ситуациях подобного типа налицо признак реальной опасности -приближающийся автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Для водителей, пользующихся преимущественным правом, налицо признак возможной опасности в явном виде - транспортное средство, водитель которого обязан уступить дорогу, но при этом может допустить ошибку в расчете перечисленных выше параметров. Этот признак должен служить основным мотивом в прогнозе развития ДГС и принятии мер по предупреждению возможного столкновения.

Известно: чем больше параметров необходимо одновременно оценить человеку, особенно в сложных ситуациях, тем больше вероятность ошибки в принятии правильного решения. Навыки точной оценки таких параметров, как время, расстояние и скорость, требуют особой тренированности, которая у многих водителей отсутствует.У некоторых водителей иногда действует опасная психологическая установка: "водитель автомобиля, даже если он имеет преимущественное право движения, во избежание происшествия все-таки уступит". Жизненность этой установки вполне объяснима. В большинстве случаев водители, пользующиеся преимущественным правом, принимают меры по предупреждению столкновения.

Но возможны и исключения. Прогнозирование развития ситуации не может быть основано на этой установке. Главным принципом прогнозирования безопасности здесь является создание запаса времени. Если водителю кажется,что на выполнение безопасного маневра ему потребуется, например, 4-5 секунд, то к нему должен быть добавлен запас в 3-4 секунды. В результате появляется возможность скорректировать ошибку в оценке параметров приближающегося автомобиля и снизить вероятность происшествия.

 

III группа ДТС, связанных с возможным несоответствием выбранной скорости движения автомобиля характеристикам и состоянию дороги.

 

Варианты ситуаций.

3.1. Происшествия на закруглениях дороги.

При движении по закруглению и на автомобиль, и на водителяд действуют центробежные силы. Центробежная сила, действующая на автомобиль, может опрокинуть или снести его за пределы дороги. Под ее действием возможны столкновения автомобиля или прицепа со встречными транспортными средствами, а также другие происшествия. Величина. центробежной силы пропорциональна квадрату скорости движения автомобиля и обратно пропорциональна величине радиуса закругления дороги. В сгязи с этим при движении на поворотах с высокой скоростью требуется определенная техника управления автомобилем. Многие водители такой техникой не обладают, в этих случаях их возможности вступают в противоречие со скоростью автомобиля. Основной параметр закругления, определяющий выбор скорости, - это его радиус. Однако успешное решение задачи безопасного прохождения закругления дорога требует оценивать его радиус в комплексе с характеристиками автомобиля (габаритами, поворачиваемостью и т.д.), с шириной проезжей части, ее профилем. наличием виража и др. В оценке радиуса закругления очень легко допустить ошибку даже в ситуациях, когда оно просматривается на всем протяжении. На дорогах встречается закругления с переменный радиусом, когда после относительно спокойного входа в поворот неожиданно резко изменяется его крутизна. Искажение в информацию о характере закругления могут вносить разнообразные предметы, в том числе зеленые насаждения вдоль дороги.

Все это вместе взятое резко увеличивает вероятность ошибки в выборе безопасной скорости. Поэтому при подходе к повороту дороги, являющемуся зоной повышенной опасности, требуется снижение скорости. Тормозить на повороте опасно, на скользкой дороге это неизбежно приведет к заносу или съезду с дороги, закругления нужно стараться проходить с постоянной скоростью. На подходе к крутому повороту скорость снижается заведомо до величины, ниже максимально допустимой для данного радиуса закругления примерно на 15-20 %. Например, если с точки зрения водителя, предварительно оценившего характер поворота, допустимая скорость равна приблизительно 60 км/ч, то реальная скорость при входе в него должна быть около 45-48 км/ч, если 80 км/ч - 65 км/ч и т.д. В случае, если водитель ошибся в предварительной оценке, такой запас скорости компенсирует ошибку и практически гарантирует безопасность движения.

В дальнейшем при движении по закруглению после уточнения условий движения скорость автомобиля может быть плавно увеличена до значений, близких к максимально допустимым по условиям управляемости и устойчивости автомобиля.

 

3.2. Происшествия на скользкой дороге

При движении по скользкой дороге, вследствие ухудшения сцепления колес с дорогой, из-за ошибок водителей в выборе скорости автомобиля могут происходить разные ДТП:

столкновения, опрокидывание, наезд на препятствие и др. Важнейшим признаком опасности является скользкое покрытие проезжей части, независимо от его причины или природы (дождь, снег, гололедица, грязь, битум и т.п.). Прогноз возможной потери управления автомобилем из-за заноса при движении по такому скользкому участку дороги не может быть чем-либо затруднен.Но вероятность происшествий определяется процессом адаптации водителей к новым условиям, их приспособляемостью, привыканием к ним. Этот процесс ньсколько растягивается по времени. Всем известно, что внезапно прошедший дождь или первый выпавший снег вызывает всплеск происшествий, который затем постепенно затихает. Это связано с тем, что стереотип в методах и приемах управления автомобилем, применяемый водителем относительно длительное время в одних условиях, автоматически переносится в новые, отличные от прежних условия. Чем больше это отличие, тем больше вероятность ошибки в управлении автомобилем. Склонность к стереотипам, привычкам и адаптация к новым условиям являются естественными психологическими свойствами человека. Лобое изменение внешних условий должно приводить к снижению скорости движения.Это позволяет получить резерв времени для оценки вновь создавшейся ситуации и принятия решения по дальнейшему управлению автомобилем. После этого может быть найден наиболее рациональный скоростной режим и уменьшена вероятность ошибки, чреватой серьезными неприятностями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 61; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.007 с.)