Показания и противопоказания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показания и противопоказания



Зондовый массаж – процедура лечебная, поэтому она имеет свои показания и противопоказания.

Показан курс логопедического коррекционного массажа пациентам, имеющим расстройства речевой функции после инсультов и черепно-мозговых травм. При серьезных нарушениях развития речи лечебные сеансы просто необходимы. Процедура назначается врачом.

Противопоказаниями являются:

· фурункулы, гнойные ранки у массажиста или пациента;

· грибковые заболевания;

· синяки, ранки на массируемой зоне;

· туберкулез в активной форме;

· заболевания крови;

· образование тромбов в сосудах;

· отек Квинке;

· крапивница;

· злокачественны образования;

· простудные заболевания, грипп или инфекции;

· эпилепсия, судороги, тремор подбородка;

· возраст до 6 месяцев.

Предварительно специалист осматривает лицевую мускулатуру пациента, определяет степень ее поражения. На основе этих данных массажист может сделать вывод о том, сколько сеансов понадобится для устранения дефекта.

Техника выполнения. Требования к специалисту: наличие опыта и практики.

Требования к зондам: оригинальность, только фирменные приспособления безопасны для пациента.

Требования к пациентам: не пропускать сеансы и заниматься дома.

Курс длится от двух до трех недель. Повторяют его через 40–45 дней. Каждое упражнение делают по 30–35 раз. В некоторых случаях вполне достаточно одного курса массажа для того, чтобы исправить речевые дефекты.

Пациента перед массажем нужно подготовить к процедуре: дать подержать зонды в руках, рассмотреть их. К массажу пациент обычно привыкает с первого же сеанса. Процедура логопедического массажа приносит несомненную пользу, но при условии соблюдения рекомендаций медиков. Зондовый массаж по Новиковой нельзя делать грудничкам младше полугодовалого возраста. Логопедический массаж руками разрешен в любом возрасте, и при обнаружении проблем с речевой функцией приступить к сеансам ручного массажа нужно как можно раньше.

Каждый сеанс массажа (по Новиковой) включает:

– упражнение из комплекса массажа языка руками;

– упражнение из комплекса массажа скул;

– упражнение из комплекса массажа щёк;

– упражнение из комплекса массажа круговой мышцы рта:

– упражнение из комплекса массажа зондами:

– упражнение из комплекса массажа мышц мягкого нёба.

Тема 3.5. Логопедический массаж Дьяковой Е.А.

Основные принципы и техники логопедического массажа Дьяковой Е.А. изложены в книге Дьякова Е. А. Логопедический массаж: Учеб пособие для студ высш учеб заведений. 2-е издание.

Книга дает представление о различных приемах логопедического массажа. Подробно излагается методика его проведения, даются четкие методические рекомендации о различных приемах, используемых в логопедическом массаже, а также представлены диагностические критерии необходимости назначения логопедического массажа. В учебном пособии представлено физиологическое обоснование целесообразности использования массажа в логопедической практике, изложены научные представления о строении и анатомо-физиологических механизмах периферического речедвигательного аппарата, систематизированы приемы дифференцированного логопедического массажа с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно его использование.

Тема 3.6. Место массажа в комплексной системе коррекционно-педагогического воздействия. Физиологическое действие логопедического массажа. Основные цели логопедического массажа.

Логопедический массаж — часть комплексной психолого-педагогической работы, направленной на коррекцию речевых расстройств. Он может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы. Нередко массаж является необходимым условием эффективности логопедического воздействия.

При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.

При формировании речевого дыхания, голоса, нормализации эмоцио­нального состояния массаж может использоваться в комплексе с традици­онными логопедическими или релаксационными упражнениями.

Логопедический массаж может осуществлять логопед, дефектолог или медицинский работник, который владеет техникой логопедического массажа, т.е. прошедший специальную подготовку и знающий анатомию и физиологию мышц, обеспечивающих речевую деятельность, а также этиопатогенез речевых нарушений. Элементы массажа могут осуществляться родственниками пациента, специально проинструктированными и обученными логопедом.

Физиологическое действие логопедического массажа. Лицо человека, в отличие от других частей тела, наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосуда­ми. Это отражается на состоянии мышц лица, с помощью которых переда­ются тончайшие изменения эмоционального состояния человека. Именно выражение лица в первую очередь отражает настроение и самочувствие человека. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует тончайшая обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.

Массаж оказывает благоприятное физиологическое воздействие на организм. Под влиянием массажа в организме возникает ряд местных и общих реакций, в которых принимают участие все ткани, органы и системы.

Поверхность кожи представляет собой огромное чувствительное поле, которое является периферической частью кожного анализатора, а значит, она неразрывно связана с центральной нервной системой. При массаже воздействие оказывается не только на структурные слои кожи, ее сосуды н железистый аппарат, но и на состояние ЦНС. В связи с этим меняется общая нервная возбудимость, оживляются утраченные либо сниженные рефлексы, меняется в целом функциональное состояние ЦНС.

Массаж улучшает секреторную функцию кожи, активизирует ее лимфо-и кровообращение, а, следовательно, улучшает ее питание, повышает обменные процессы.

Массаж оказывает большое влияние на состояние капилляров кожи. Капиллярная система является рефлексогенной зоной в сосудистой системе Это означает, что изменения состояния капилляров под влиянием массажа вызывают отчетливые изменения во всей сосудистой системе. Под влиянием массажа капилляры расширяются, увеличивается газообмен между кровью и тканями (кислородная терапия тканей). Ритмические массажные движения облегчают продвижение крови по артериям, ускоряют отток венозной крови.

Массаж оказывает рефлекторное воздействие на всю лимфатическую систему, улучшая функцию лимфатических сосудов. Существенно изменяется под влиянием массажа состояние мышечное системы. В первую очередь повышаются эластичность мышечных ВОЛОКОН, сила и объем их сократительной функции, работоспособность мыши, восстанавливается их активность после нагрузки. Дифференцированное применение различных приемов массажа позволяет понизить тонус при спастичности мышц и, напротив, повысить его при вялых парезах артикуляционной мускулатуры, помогает формированию и осуществлению активных произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Функция мышц неразрывно связана с сухожильно-связочным аппара­том. Под влиянием массажа увеличивается подвижность и эластичность свя­зочного аппарата. Между силой воздействия при массаже и ответной реакцией организма существует сложная зависимость. При легком, медленном поглаживании снижается возбудимость массируемых тканей. Это оказывает успокаивающее воздействие, возникает приятное чувство тепла, улучшается самочувствие. Энергичные и быстрые движения при массажном воздействии повышают раздражимость массируемых тканей.

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Основные цели логопедического массажа:

1) нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуля­ционной мускулатуры;

2) уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляцион­ного аппарата;

3) снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т.п.);

4) стимуляция проприоцептивных ощущений;

5) увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

6) активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

7) формирование произвольных, координированных движений орга­нов артикуляции.

Тема 3.7. Виды логопедического массажа.

Существует несколько видов логопедического массажа. В логопедической практике могут быть использованы несколько видов массажа. Основным является дифференцированный (укрепляющий или расслабляющий) массаж, основанный на приемах классического массажа. Кроме этого, в логопедической практике используются массаж биологически активных точек (БАТ), массаж с применением специальных приспособлений (логопедического зонда, шпателя, вибромассажера и т.п.), а также элементы самомассажа.

Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры. Стимулирующий массаж артикуляционной мускулатуры осуществляется при гипотонии мышц (с целью укрепления мышечного тонуса). Массажные движения проводятся от центра к периферии. Укрепление лицевой мускулатуры осуществляется путем поглаживания, растирания, разминания, пощипывания, вибрации. После 4-5 легких движений сила их нарастает. Они становятся надавливающими, но не болезненными. Движения повторяются 8-10 раз.

Укрепление лицевой мускулатуры.

1. Поглаживание лба от середины к вискам.

2. Поглаживание лба от бровей к волосам.

3. Поглаживание бровей.

4. Поглаживание по векам от внутренних к внешним углам глаз и в стороны.

5. Поглаживание щек от носа к ушам и от подбородка к ушам.

6. Сжимание подбородка ритмичными движениями.

7. Разминание скуловой и щечной мышцы (спиралевидные движения по скуловой и щечной мышцам).

8. Перетирание щечной мышцы (указательный палец во рту, остальные снаружи).

9. Пощипывание щек.

Укрепление губной мускулатуры.

1. Поглаживание от середины верхней губы к углам.

2. От середины нижней губы к углам.

3. Поглаживание носогубных складок от углов губ к крыльям носа.

4. Пощипывание губ.

5. Покалывание губ.

Одним из приемов укрепляющего массажа является вибрация. Вибрацию можно производить ручным методом и при помощи механического прибора — вибратора. Передача тканям мелких быстрых, чередующихся колебательных движений вызывает сильное сокращение мышц и придает им большую упругость, улучшает трофику тканей. Массаж продолжается 2-4 мин. (Вибрация противопоказана детям с эписиндромом (судорогами).

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры.

Расслабляющий массаж артикуляционной мускулатуры применяют в случае повышения мышечного тонуса в речевых мышцах (в лицевой, губной, язычной мускулатуре). При расслабляющем массаже очень важен выбор позы для занятий с пациентом. Пациенту придают положения, в которых патологические тонические рефлексы проявлялись бы минимально или не проявились вовсе. Тонус мышц лица, шеи, языка при этом несколько понизится.

Расслабление мышц шеи (пассивные движения головы). Перед началом расслабляющего массажа артикуляционной мускулатуры, особенно в случае значительного повышения мышечного тонуса верхнего плечевого пояса и шеи, необходимо добиться расслабления этих мышц. Логопед совершает пассивные движения головой пациента.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.156.212 (0.02 с.)