Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Специфика познавательного отношения человека к миру
Сущностной чертой человека и важным элементом всей системы его отношений к миру является стремление к знанию. З нание – это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Познание – это форма духовно-практической деятельности человека, которая направлена на формирование достоверных знаний о мире. Специфика познавательного отношения человека к миру состоит в том, что в результате этого отношения объекты действительности переводятся в идеально-знаковую форму, распредмечиваются и обретают статус знания. Реализация познавательного отношения человека к миру предполагает наличие развитых форм сознания, отражающихся в культуре. Развитие познания необходимо рассматривать в соотношении с развитием человеческой культуры. В связи с этим к основным формам (видам) духовно-теоретической и духовно-практической познавательной деятельности человека обычно относят обыденное, мифологическое, религиозное, художественно-образное, философское и научное познание. Самая древняя форма познания – мифологическая, связана со способностью к обобщениям, классификациям и логическому анализу. С мифологией генетически связаны религиозное, художественно-образное и философское познание. Параллельно развивалось обыденно-практическое познание – получение элементарных сведений о повседневной жизни, практике людей и игровое познание, способствовавшее становлению культуры, удовлетворению любознательности, формированию определенных навыков общения. На более зрелой ступени общества возникло и эволюционирует в сторону усложнения научное познание. Теория познания или гносеология (от греч. слов «знание» и «учение») – это древнейший раздел философии, в котором исследуются вопросы о природе, источниках, границах, достоверности и истинности человеческого познания. Уже в античной философии были сформулированы важнейшие идеи гносеологии, которые определили последующее развитие философских учений о познании. Платоном была заложена идея активности разума и творческой природы познания. Она позднее была развита в немецкой классической философии. Аристотелем была разработана идея о соответствии человеческих знаний миру природных вещей, корреспондентная концепция истины.
Основной проблемой гносеологии является обоснование вопроса о познаваемости мира и познавательной деятельности человека. В зависимости от его решения в классической философии сложились три позиции: гносеологический оптимизм (гностицизм), скептицизм, агностицизм. В рамках гностицизма утверждается, что мир открыт для человека, соразмерен его познавательным способностям и нет принципиальных препятствий для адекватного его постижения. Так считали мыслители Платон, Аристотель, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс и др. Гносеологический пессимизм, выражает сомнение в познаваемости мира. Но он плодотворен с точки зрения гносеологии, поскольку именно философы, придерживавшиеся этой позиции, внесли много ценного в исследование специфики познания и познавательных способностей. В русле познавательного пессимизма выделяются скептицизм и агностицизм. Скептицизм (от греч. skeptikos – исследующий) – философская позиция, выдвигающая сомнение в достижимости абсолютно истинного знания о действительности в качестве основного принципа теоретического мышления. Истоки этой позиции в античном скептицизме (Пиррон, Энесидем, Секст Эмпирик), призывавшем воздерживаться от окончательных суждений, поскольку человек может достичь лишь правдоподобного знания. В дальнейшем скептицизм выступал в виде критической установки мышления, предписывающей ничего не принимать на веру, подвергать сомнению и проверять на прочность любые знания и опыт. М. Монтень (XVI в.) подверг сомнению средневековую схоластику. По мнению Р. Декарта, для познания причин и следствий явлений, необходимо предварительно усомниться во всем наличном существовании. Сомнение, по представлению Ф. Бэкона, способно оградить размышление от догматизма ненаучных наслоений. И. Кант «догматической» философии противопоставил критицизм – «Критику чистого разума», «Критику практического разума» и «Критику способности суждения». Через опровержение одних предположений возможно доказательство истинности других. У К. Маркса любимым девизом было «Подвергай все сомнению». В науке невозможно достичь нового, избегая сомнений. Любая теория включает в себя идею здорового скептицизма, являющегося «прививкой от догматизма» и неотъемлемой составляющей научного похода к миру.
Агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый) – философская позиция, отрицающая возможность установить однозначное соответствие между знаниями о реальности и самой реальностью. Мир бесконечен и сложен для человеческого понимания, в нем всегда останутся необъяснимые загадки. Представления разных людей о реальности не одинаковы и субъективны. Шотландский философ Д. Юм (1711-1778), исходя из того, что в познании мы, по сути, имеем дело не с реальностью, но лишь с данными чувственного опыта, пришел к выводу, что наше сознание фиксирует лишь поверхностные свойства вещей, в то время как их сущность остается для нас недоступной. Подвергалось сомнению само существование материальных предметов, порождающих чувственные восприятия. И. Кант считал «вещи в себе» (реальность) принципиально непознаваемыми, поскольку, то, что мы воспринимаем как предмет представляет собой мыслительный конструкт, возникающий в результате сложной работы сознания. Агностицизм выражен в «теории иероглифов» Г. Гельмгольца, согласно которой знание есть не зеркальный образ, а символ реальности, не похожий на неё. В конвенционализме А. Пуанкаре в основе научных теорий лежат соглашения между учеными, принимаемые из соображений удобства. Современная гносеология, по-преимуществу, стоит на позициях гностицизма, исходя из принципов диалектики и историзма, требующих подходить к познанию 1) с точки зрения развития явлений; 2) практики, позволяющей проверить и оценить результаты познания; 3) объективности существования предметов и явлений независимо от нашей воли и сознания; 4) активности творческого отображения действительности; конкретности истины. Диалектика объективного мира обусловливает диалектический характер познания. Сложность человеческого познания обусловлена тем, что оно всегда субъективно-объективно, что форма проявления и сущность вещей не совпадают. К тому же накопление новых данных вызывает несоответствие прежних теорий новым потребностям. Это ведет к уточнению научных теорий или замене их новыми, более соответствующими данным науки и практики. Итак, познание – это специфически человеческая черта. Развитие познания определяется потребностями человеческого общества. При этом реализация этих потребностей в свою очередь создаёт фон и базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире. В гносеологии сложились разные версии о познаваемости мира: гностицизм (мир принципиально познаваем), скептицизм (познание сути вещей ограничено) и агностицизм (мир принципиально не познаваем).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.142.193 (0.009 с.) |