Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I . Проблема человека в философии: основные концепции и направления исследования
Философская антропология как особая наука сформировалась в ХХ в., но философская рефлексия о человеке уходит в глубокую древность. В философии сложились разные концепции природы и сущности человека: философско-религиозная, натурализаторская, рационалистическая, биологизаторская, социологизаторская, экзистенциально-персоналистские, символическая, а также религиозно-креационистская, трудовая, игровая, эволюционистская, уфологическая версии антропосоциогенеза. В классической триадичной модели человека фундаментальными измерениями человека выступают тело, душа и дух. Тело изначально представляет связь человека как биологического вида и природы как его материальной основы. Душа – это нравственно-психологическая сущность, индивидуальное начало человека, определяющее его волю и характер, его судьбу, ответственность за жизненный выбор. Это особая жизненная энергия тела, соотносимая с Богом, Космосом, Мировой душой, абсолютом. В понятии духа фиксируются всеобщие характеристики человека. В рамках религиозно-мифологического мировоззрения сложилась креационистская версия происхождения человека в результате акта творения человека Богом по божьему образу и подобию. Человек признается наиболее совершенным созданием Бога на Земле – «венцом творения», носителем божественных заповедей, обладающим бессмертной душой и свободной волей. Истоки натурализаторской и естественно-эволюционной концепций генезиса и сущности человека уходят в античные учения Демокрита и Лукреция Кара, которые исследовали природные основы человека и объективные закономерности природной и социальной эволюции человечества. В древней мифологии и философии человек истолковывался как микрокосмос и своеобразный ключ к разгадке тайн универсума, макрокосмоса. Природа, человек и божество в древнейшей картине мира слиты. Платон и Аристотель охарактеризовали человека как общественное животное, наделенное разумной и бессмертной душой, которая после смерти тела сливается с абсолютной идеей или вселенским разумом. В средневековой философии человек рассматривался как образ и подобие Бога. Человеческая природа представлялась трагически расколотой из-за грехопадения первых людей. Человек владеет божественным даром – свободной волей и одновременно находится в рабстве у своих страстей и полностью зависит от божественного милосердия.
Эпоха Возрождения (А. Данте, Ф. Петрарка, Леонардо да Винчи, Т. Мор, Э. Роттердамский и др.) положила начало гуманизму, оправданию земной жизни человека, утверждению его свободы, достоинства, могущества разума. В новое время внимание обращалось на внутренний мир человека. Субъективность, выраженная в формуле Р. Декарта «мыслю, следовательно, существую», была признана достовернейшей реальностью и критерием всего сущего. Блез Паскаль (1623-1662) подчеркивал связь разума с нравственностью. Было положено начало «деятельностной парадигме» человека и оформилась рационалистическая концепции сущности человека. В рационалистической концепции (Декарт, Паскаль и др.) основной особенностью человека является наличие у него разума, сознания. Разум наделяет человека способностью постигать глубинные связи и законы бытия, ориентироваться не только на наличную ситуацию, но и на сферу должного. Разум позволяет человеку преодолевать естественно-природную ограниченность. Например, И. Кант определил человека как существо, действующее не столько в силу инстинктов, сколько в соответствии со свободным разумом и моральным законом. Г. Гегель подчеркнул духовную самоактивность человеческого разума, заданность его высшей целью, а также историзм в становлении мира, где активный духом человек выступает в качестве творческого преобразующего начала. Философы нового времени акцентировали внимание на раскрытии природных основ человека. Оформилась натурализаторская концепция, трактовавшая человека как «одаренное разумом животное», физические и духовные способности которого (разумность, стремление к счастью, справедливости, добродетели) могут реализоваться в обществе и государстве. Французские материалисты XVIII в., стремясь преодолеть противопоставление тела и духа, допускали при этом механицистские упрощения. Например, Гольбах утверждал, что наши души подчинены тем же физическим законам, что и материальные тела, фаталистски отрицал свободу воли в действиях людей.
В натурализаторской концепции человек рассматривается как элемент природы, подчиненный ее законам. В трактовке человека преобладал механицизм. В основе натурализаторской модели лежат две базовые идеи, задающие вариативность ее понимания: 1. Человек – существо, определяемое естественными потребностями питания, роста, продолжения рода, власти и т.д. (Демокрит, Эпикур, Макиавелли, Бэкон, Гоббс, Юм, Спенсер, Фейербах, Дарвин, Фрейд). Человеческий разум рассматривается как продукт естественного развития животных инстинктов, как эволюционное достижение. 2. Человек – животное, «заболевшее духом» (Шопенгауэр,Ницше, Бергсон). Разум человека представлен как результат длительного выключения базисных человеческих способностей и отрицания воли к жизни, что привело в конечном итоге к деградации человечества как биологического вида. По мнению Л. Фейербаха, сущность человека в значительной мере определяется его телом, поскольку человек существо не абстрактное, а природное и духовное, мужского или женского рода. Человек обладает разумом, сердцем и волей, способными к любви – основе человеческого рода. Механицистскую трактовку в понимании человека пытались преодолеть представители классической немецкой философии. Г. Гегель полагал, что свою духовную сущность человек реализует, преодолевая природность через социализацию (семью, собственность, государство, право и т.д.). И. Кант, рассматривая проблему автономности человека в работе «Антропология в прагматическом отношении» (1772-1773), ввел термин философская антропология иположил начало этой науке (о природе и сущности человека). По Канту, человек – двойственное по своей природе существо, принадлежащее и к миру природной необходимости и к сфере нравственной свободы. Становление эволюционной концепции связано с осмыслением проблемы антропогенеза в биологии и учением Ч. Дарвина, выдвинувшего в 1871 г. в трудах (Происхождение человека и половой отбор) о происхождении видов путем естественного отбора гипотезу об эволюционном развитии человека от обезьяноподобного предка. К. Маркс и Ф. Энгельс развили общематериалистическую идею обусловленности человека объективной природной и социальной реальностью. Они в рамках эволюционной концепции выдвинули трудовую теорию антропогенеза. Ф Энгельсв своей работе «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» (1876 г.) обосновал значение труда для формирования нового уровня психического отражения реальности, социальной организации, индивидуальных различий и культуры. Так получили развитие биологизаторская (абсолютизирующая роль природного, биологического начала в человеке) и социологизаторская (рассматривающая человека как порождение социальных отношений) стратегии осмысления природы человека. К наиболее влиятельным биологизаторским концепциям относятся: 1) расизм, исходящий из тезиса о том, что физические и духовные задатки человека определяются его расовой принадлежностью; 2) социал-дарвинизм, рассматривающий общественную жизнь в качестве арены борьбы за существование между индивидами, в которой успеха добиваются наиболее приспособленные; 3) социобиология Э.О. Уилсона, ориентированная на изучение биологических основ социальности человека; создание нового подхода к проблемам морали, свободы, агрессии, альтруизма; анализ возможностей и границ применения аналогий между поведением человека и животных.
В социологизаторских моделях человека социальное доминирует над природным. К. Маркс в «Тезисах о Фейербахе» человеческую сущность определял как совокупность всех общественных отношений. С точки зрения марксизма, труд, мышление и речь сформировали человека, для которого характерно преодоление природного и развитие нормативно-преемственного, ценностного поведения (культура). Общественные отношения, складывавшиеся в процессе трудовой деятельности, формировали у людей социальные качества, которые надстраивались над их инстинктами и существенно их модифицировали. С точки зрения современной науки, по мере развития цивилизации биологическая эволюция постепенно утратила ведущую роль, и развитие человечества пошло по линии совершенствования социальных отношений. Трудовая гипотеза происхождения человека в современной философии существенно подкорректирована. Так, причинами выделения человека из животного мира называют мутации, вызванные либо излучениями вспышки сверхновой звезды, либо инверсиями полюсов геомагнитного поля, либо тепловым стрессом. Человек в науке рассматривается не только как высшая ступень эволюции, но и как тупиковая ее ветвь, природная патология, как этап в возникновении новой, постсоциальной формы движения материи. Скептически относясь к трудовой теории происхождения человека, ряд исследователей особое внимание обратили на духовный фактор появления человека. «Парадокс человека», по мнению Тейяра де Шардена, состоит в том, что переход осуществился не через морфологические изменения, а внутри, через развитие сознания, психики, разума (абстрагирование, обдуманный выбор и изобретательность и т. д.), лишь завуалированное морфологией. Американец Л. Мэмфорд обратил внимание на то, что вовлечение в производство моторно-сенсорных координаций не требовало особой остроты мысли. У многих насекомых, птиц, млекопитающих есть свои «технические достижения»: например, сложные гнезда, бобровые плотины, геометрические ульи, урбаноидные муравейники и пр. Значит, преимущество человека состояло не в том, что он стал использовать орудия, а в том, что он изначально являлся использующим главным образом свой ум, самосовершенствующимся животным.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 1047; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.007 с.) |