Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии



 

Философия как особая форма общественного сознания, духовное явление имеет истоки в мифологии, религии, искусстве и эмпирическом знании.

В общекультурном смысле философии исторически предшествовала мифология с ее эмоционально-чувственным, наглядно-образным и антропоморфным (уподобляемым человеку) постижением мира. В рамках мифологии был начат поиск ответов на вопросы о тайнах рождения и смерти, происхождения мира, человека, о ценностном отношении к сущему. Миф выполнял функции 1) формирования целостного образа мира, понятия об органической связи человека с природой и космосом, 2) социализации людей, их объединения в общности на основе культурной традиции, 3) трансляции жизненного опыта, обеспечения преемственности поколений.

От мифологии философия унаследовала мировоззренческую схему, то есть совокупность вопросов о происхождении мира и человека, о строении мира, о положении и смысле человека в мире.

Миф был одним из видов древнего искусства. Искусство способствовало зарождению философии через развитие феномена созерцания мира. Искусство способствовало развитию наблюдательности, творческого воображения, чувства сопричастности Универсуму, способности к переживанию, образно-метафорическому и символическому познанию и выражению. Рисунки каменного века служили целям общения людей, передачи мысли, явились предвестником письменности.

Философия возникла вследствие поиска человеком ответов на загадки бытия. «Удивление и есть начало философии», как считал Аристотель. Сопутствующее переходу от мифологии к философствованию удивление означало пробуждение сознания, изменение привычки мышления.

В сознании древнего человека переплетались стихийно-материалистические элементы, связанные с жизненной практикой, и религиозные, выражавшие огромную зависимость человека от природы и других людей. Философия, справедливо считал К. Маркс, вырабатывалась «в пределах религиозной формы сознания». У философии и религии имеется общая цель – вывести человека из сферы обыденности, придать его жизни смысл, открыть путь к высшим ценностям.

У религии и философии есть общая духовно-нравственная проблематика. Так, русский философ В.С. Соловьев призывал к высшему синтезу философского познания и религиозной веры. Однако религия и философия идут разными путями познания и раскрытия тайн сущего. Для религии – знание представляется как откровение, оно основано на вере. «Философия есть дело разума». Она вере противопоставляет логику, догме – сомнение. С самого начала зарождения философия стремилась к объяснению мира естественными причинами.

Зарождение философии – это переход от мифа к логосу, от авторитета традиции, восходящей к богам и героям, к авторитету разума, т. е. логического и аргументированного рассуждения, веры человека в самого себя. Иначе говоря, философия возникла из мифологии, как результат борьбы между мифологической, стихийной и коллективно-фантазийной картиной мира и тем первоначальным объективным знанием, которое накапливали люди по мере накопления опыта и усложнения жизненной практики.

Становление философского знания отражало кардинальную смену основ цивилизации, означало новый цикл человеческой истории. К. Ясперс определяет это как начало «осевого времени», главной отличительной чертой которого является «пробуждение» человеческого самосознания.

Философия возникает тогда, когда структуры человеческого миропонимания из неосознанных, неявно функционирующих и интуитивно переживаемых превращаются в предмет сознательного осмысления. Философия есть форма опосредованного отношения к миру, которое появляется тогда, когда разрушается мифологический антропоморфизм, когда человек выделяет себя из мира и начинает относиться к своему бытию и миру в целом рационально-теоретически.

Последствия «философской революции» для европейской цивилизации оказались достаточно противоречивы. С одной стороны, именно благодаря философии произошло интеллектуальное «вызревание» человечества, возникла система логического упорядочивания знания, а, следовательно, и быстрого индивидуального обучения. Данное обстоятельство явилось отправной точкой для цивилизации современного типа, рассматривающей информационно-технический прогресс как определяющее направление общественного развития. С другой стороны, в результате роста индивидуально-личностного самосознания произошел распад традиционного мифологического миропонимания, в результате чего человечество утратило систему единых мифолого-религиозных и нравственно-этических способов самоопределения себя в мире. Не случайно современниками первых греческих философов оказались иранские и израильские пророки, т. е., наряду с быстрым интеллектуальным накоплением знания, шел процесс поиска новой нравственной идеи, способной вновь объединить человечество.

Последующая история развивалась в русле все большего взаимопроникновения собственно рационально-теоретического, философского и нравственно-духовного, религиозного знания: мировые религии либо вообще неотделимы от философии (Индия, Китай), либо содержат в себе мощный философский импульс (христианство).

Философия возникла как необходимость теоретически раскрыть проблемы мироздания и человеческого существования. Преодолевая узкие рамки обыденного сознания, философия переосмысливала ранее накопленные эмпирические знания, опыт практической деятельности, мифологию и религию, вырабатывала новое миропонимание.

Помимо духовных предпосылок, возникновение и развитие философии обусловлено социально-экономическими факторами. Аграрно-ремесленная революция, в целом экономическое развитие в древности способствовали накоплению знаний, требовавших обобщения и систематизации.

Расширение международных контактов на основе торговли и мореплавания постепенно расширяло культурную ойкумену и свидетельствовало об ошибочности устоявшихся мифологических и фантастических представлений, которые заменялись реальными образами ранее неизвестного мира и людей, живущих в других регионах.

Разрушение общинно-родовых форм связей между людьми, появление социальных общностей требовали от людей выработки нового типа самоопределения. Все больше требовалось ориентироваться не на привычную схему мышления и действия, устоявшуюся традицию, а на собственный разум.

Одной из исторических предпосылок возникновения философии является отделение умственного труда от физического. Отделение умственного труда от физического, создание материальных предпосылок для досуга и умственной деятельности позволили отдельным личностям заниматься профессиональным теоретизированием, философствованием. Поэтому как особый вид умственной деятельности философия появляется преимущественно в развитых классовых обществах.

Зарождение философии произошло примерно в VII-VI вв. до н.э. почти одновременно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае на довольно высокой ступени их цивилизационно-культурного развития. В этих регионах к тому времени уже сложились государственные образования, а в Древней Греции сформировались и зачатки науки как системы рационалистического знания.

Развитие государственности, особенно древнегреческой демократии, вызвало к жизни искусство убеждения, аргументацию, строгое, последовательное систематическое мышление.

В зависимости от выраженности всех названных факторов философское сознание в разных обществах достигало различной степени развития, распространенности и значимости. Отсутствие благоприятных условий и предпосылок приводило к тому, что мысль останавливалась на стадии предфилософии, либо полупрофессиональной, неоригинальной (заимствование, комментирование в основном чужих идей) философии.

Итак, истоки развития философского знания

- в мифологии;

- в стремлении человека объяснить непонятное, осмыслить своё существование и место в мироздании;

- в религии, религиозном поиске;

- в искусстве;

- в экономическом развитии и технических достижениях, которые обусловили разделение умственного и физического труда и способствовали социальному развитию;

- в достаточно высоком уровне развития социальных структур, формировании государственности, аппарата управления, идеологии.


Лекция 2

Тема 2 (1.2) Философия как социокультурный феномен

ПЛАН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 215; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.178.133 (0.011 с.)