Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль философии в жизни человека и общества
Философия является мировоззренческой дисциплиной, поскольку её задача – обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы. Роль философии в духовной жизни человека и общества велика и конкретна, несмотря на абстрактность ее вопросов. В античной, индийской и китайской культурах сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни мыслителя. И ныне эта сторону философии актуальна. Польза философии часто ставится под сомнение (например, в – религиозной философии С.Н. Булгакова и Л. Шестова). Однако интерес к философскому знанию скорее увеличивается, чем снижается. Интерес к философии различные мыслители определяли по-разному. Аристотель считал, что философия начинается с удивления перед таинством мира, его бесконечностью. Декарт видел истинное начало философии в сомнении. Дидро рассматривал неверие в качестве первого шага к философии. Шопенгауэр связывал обращение к философии с боязнью смерти. Фейербах начало философствования ассоциировал с любовью. Кьеркегор выводил философию из отчаяния. Пробуждение интереса к философии, зарождение потребности в философствовании происходит по-разному у каждого человека. К философии человека всегда ведет желание узнать что-то по-настоящему важное, уверенность, что с ее помощью удастся по-новому определить свою жизнь, найти верные ценности. Если, скажем, Сократ решил, что «неосмысленная жизнь недостойна того, чтобы ее прожить», то он и положил все свои силы на выявление феномена осмысленной жизни. Философия как учебная дисциплина призвана пробудить интерес человека к творческой самостоятельности, выявлению своего Я. Философия значима для каждого мыслящего человека, поскольку помогает в поисках ответа на многие насущные вопросы. Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления. Значимость философии для общества с точки зрения его духовного развития определяется рядом важных взаимосвязанных функций. Все основные функции философии взаимодополняют друг друга. Мировоззренческая функция оказывается важнейшей, если учесть роль философии в самоопределении человека в диалоге с миром. Философия, помогая людям ориентироваться в усложняющемся мире, интегрирует остальные функции философии.
Мировоззренческая функция философии строит картину мира в целом, объединяет данные наук, искусств, различных практик. Методологическая функция философии, тесно связанная с мировоззренческой, направляет человека в его отношении к миру. Она дает, например, способ (метод) эффективного конструирования научного познания, эстетического творчества, социальной практики. Онтологическая вырабатывает самые общие теоретические основания представлений людей о бытии. Гносеологическая функция заключается в исследовании законов познания мира, разработке универсальных методов научного познания и логического мышления. По мнению, например, Н.А. Бердяева, философия выполняет задачу раскрытия разумом «вселенской» истины. Координационно-интегративная функция философии проявляется в ее способности сводить воедино различные науки и отрасли знания, преодолевать разобщенность естественных и гуманитарных наук, содействовать осуществлению связей между наукой, искусством и моралью. Философия способна придать всем другим наукам, достижениям культуры систематическое единство. Аристотель первым очертил специфический философский подход к миру как связному целому. Философия в изначальном смысле своем, по мнению Э. Гуссерля, обозначает универсальную науку о мировом целом, о всеохватном единстве всего сущего. Интегративность философии предполагает обращенность ее ко всему многообразию бытия и исторического опыта людей. О. Конт видел в философии «рациональное средство обнаружить логические законы человеческого ума», считал, что она способствует «прогрессу отдельных положительных наук» и развитию общества. Рационально-логическая функция выражается в переводе знаний в понятийную форму. Философско-антропологическая или гуманистическая функция синтезирует предыдущие, и философия предстает как система принципов, на основе которых человек познает, оценивает и преобразует мир для себя. Философия предстает как стратегия жизни – учение о том, «каким надо быть, чтобы быть человеком». Философию интересует всеобщее в его человеческом измерении и смысле.
Аксиологическая функция рассматривает коренные основания ценностных ориентаций людей, их нравственно-эстетических идеалов, регуляторов поведения. Философия выполняет задачи уяснения ценностей (В. Виндельбанд). Она осмысливает и защищает общечеловеческие ценности, достоинство, свободу, творчество и счастье человека. Праксиологическая (практическая) функция проявляется в опосредованном воздействии на практическую деятельность людей, определение их социальных целей и идеалов, выборе средств и способов личностных и массовых действий. Н.А. Бердяев выдвинул тезис о создании новой философии путем воссоединения мышления с живыми корнями бытия. Философия не может быть исключительно теоретической, она должна быть действием, направленным на улучшение жизни. Социально-философская функция выявляет механизмы развития и функционирования общества, направления исторического процесса. Философия призвана содействовать общественно-историческому прогрессу, выполнять культурно-творческую функцию. Творческая функция выражается в том, что философия как тип мировоззрения выводит нас «за рамки наличного бытия», его рутинности и суетности. Философские прозрения иногда опережают открытия и выводы науки. К ним относятся, например, идеи атомистики, отражения, разработка Гегелем диалектики как логики и теории познания. Философия как рационально-теоретическое знание, учитывающее альтернативные подходы к той или иной проблеме, содержит в себе критическое начало. Она расшатывает устаревшие взгляды, отбрасывает неверное и в то же время стремится сохранить все ценное. Философская критика – это способ совершенствования бытия и познания. По мере развития познания и практики круг философских проблем и соответственно функций философии изменяется и пополняется. Сократ и Платон, говоря о роли философии, утверждали, что под воздействием философии «человек остановится подлинно совершенным». Английский ученый Гоббс полагал, что недостаток философии причиняет много страданий. Немецкий мыслитель Хайдеггер характеризовал философию как «последнее выговаривание и последний спор человека». B.C. Соловьев видел назначение философии в стремлении «к духовной целостности человеческого существования». Философия учит, как жить в мире с проблемами, которые мы не в силах разрешить, или которые по-своему все-таки разрешаются в каждом конкретном случае. Философия решает задачу «свободной и универсальной теоретической рефлексии». Назначение философии – поиск удела человека, обеспечение его бытия в переменчивом мире. Значение философии в том, что она формирует мировоззрение, помогает нам в поиске ответов на главные вопросы своего бытия. Философия развивает осмысленное, самостоятельное, моральное отношение человека к окружающему миру.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.90.44 (0.007 с.) |