Вопрос 11. Конкуренция: понятие и виды. Классификация рынков. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 11. Конкуренция: понятие и виды. Классификация рынков.



Конкуренция — противоборство, соперничество между участниками рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров и услуг с целью получения максимальной прибыли.

Характерные черты конкуренции:

1) наличие нескольких соперников

 2) принадлежность к одной и той же сфере деятельности

 3) совпадающие цели на рынке.

Виды конкуренции:

1)Совершенная(чистая) конкуренция.

К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая и межотраслевая конкуренция. Внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров) позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

 Совершенная (чистая) конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие производители продают идентичную продукцию, причем ни один из них не в состоянии контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1) на рынке большое количество покупателей и продавцов,каждый занимает относительно малую долю рынка данных товаров;

2) тождественная, стандартизированная продукция, товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

3) свободный доступ к рынкам новых продавцов и возможность такого же свободного выхода из них, вход и выход из отраслей абсолютно свободен;

4) наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

2)Несовершенная конкуренция(все рынки, на которых условия совершенной конкуренции не выполняются): Монополистическая конкуренция, Олигополия, Чистая монополия и др

Монополистическая конкуренция — это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

1) относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

2) эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт

каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может

найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3) сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей

Олигополия — это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей

При олигополистической конкуренции фирма в состоянии контролировать два основных параметра своей деятельности — цену и объем выпуска продукции или оказания услуг, ей выгодно меньше производить и в большей степени завысить цену.

Чистая монополия — это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом

Основные черты чистой монополии:

1) единственный продавец-производитель;

2) товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаровзаменителей;

3) продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

4) очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным финансами, технологическими, ресурсными, правовыми условиями.

Классификация рынков.

Многообразие рыночных отношений сопровождается неоднородностью рынков. Все они отличаются друг от друга разнообразными признаками. Рынки классифицируются по следующим основным признакам.

В зависимости от объектов купли-продажи (по экономическому назначению рыночных объектов) выделяют: товарный рынок, финансовый рынок и рынок труда.

Товарный рынок включает потребительский рынок, рынок средств производства, рынок информации.

Потребительский рынок охватывает рынок продовольственных и непродовольственных товаров, рынок жилья, рынок зданий непроизводственного назначения.

Рынок средств производства состоит из рынка производственных зданий, рынка орудий труда, рынка сырья, материалов, энергии и других видов производственного назначения; рынка полезных ископаемых.

В рынок информации входит рынок инноваций и рынок информационного продукта. Рынок инноваций - специфическая область купли-продажи, в которой объектом торговли являются технические и социально-экономические новшества, рационализаторские предложения, изобретения, патенты, технологические нововведения. Иногда все эти объекты объединяют под единым названием ноу-хау, т.е. достижения НТП. Рынок информационного продукта включает сферу информационных услуг (справки, реклама, размножение информации, консультирование, нотариат, оповещение, подготовительное обучение). Рынок интеллектуального продукта распространяет свое действие на знания, культурные ценности, информацию, произведения искусства. По сути рассмотренный выше рынок инноваций и является частью более обширного рынка интеллектуального продукта.

 

Вопрос 12. Спрос – запрос покупателя, потребителя на приобретение товара за имеющиеся у него, предназначенные для покупки этого товара деньги.

Закон спроса: при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении изменяется в обратной зависимости от цены.

Неценовые факторы, влияющие на спрос: 1) число покупателей; 2) изменение в денежных доходах населения. 3) изменение цен на другие товары, особенно на товары-заменители. 4) изменение структуры населения, например старение населения; 5) сезонность.

Вопрос 13. Предложение - готовность производителей продать товар.

Закон предложения: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.

Неценовые факторы, влияющие на предложение:

1.       Цены на ресурсы

2.       Изменение в технологии производства

3.       Налоги и дотации

4.       Цены на другие товары

5.       Ожидание изменения цен.

6.       Рост числа производителей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 339; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.008 с.)