Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Научные революции как перестройка оснований науки. Проблемы типологии научных революций



Этапы развития науки, связанные с перестройкой исследовательских стратегий, задаваемых основаниями науки, получили название научных революций.

Главными компонентами основания науки являются идеалы и методы исследования (представления о целях научной деятельности и способах их достижений); научная картина мира (целостная система представлений о мире, его общих свойствах и закономерностях, формирующихся на основе научных понятий и законов); философские идеи и принципы, обо­сновывающие цели, методы, нормы и идеалы научного исследования.

Перестройка оснований науки, сопровождающаяся научными революциями, может явиться:

1) результатом внутридисциплинарного развития, в ходе которого возникают проблемы, неразрешимые в рамках данной научной дисциплины.

2) научные революции возможны благодаря междисциплинарным взаимодействиям, основанным на переносе идеалов и норм исследования из одной научной дисциплины в другую, что приводит часто к открытию явлений и законов, которые не попадали в сферу научного поиска.

 В зависимости от того, какой компонент основания науки перестраивается, различают две разновидности научной революции:

а) идеалы и нормы научного исследования остаются неизменными, а картина мира пересматривается;

б) одновременно с картиной мира радикально меняются не только идеалы и нормы науки, но и ее философские основания.

Первая научная революция сопровождалась изменением картины мира, перестройкой видения физической реальности, созданием идеалов и норм классического естествознания.

Вторая научная революция способствовала началу пересмотра идеалов и норм научного познания, сформировавшихся в период первой научной революции.

Третья и четвертая научные революции привели к пересмотру всех указанных выше компонентов основания классической науки. Под­робно эти вопросы будут рассмотрены ниже.

Революция – скачкообразный переход системы в новое качество. Человечество на протяжении своей многовековой истории пережило множество революций в мире науки и техники: промышленная, электротехническая, электронная, информационная и даже «зеленая» революции.

Научная революция может протекать ДВОЯКО: I) вызывать трансформацию специальной картины мира без изменения идеалов и норм исследования, и 2) осуществлять радикальные изменения и в картине мира, и в системе идеалов и норм науки.

Выделяют ЧЕТЫРЕ ТИПА НАУЧНЫХ РЕВОЛЮЦИЙ по следующим основаниям: 1) появление новых фундаментальных теоретических концепций; 2) разработка новых методов; 3) открытие но­вых объектов исследования; 4) формирование новых методоло­гических программ.

Также выделяют типы научной революции по прочим основаниям: 1-по сегменту изменяющегося научн знания: открытие нов миров, методов, появление новых парадигм. 2-по широте охвата: глобальные революции, частные (в отдельной науке), комплексные (теория Дарвина, биолог и др).


 

33 Социокультурные предпосылки научных революций

  К концу периода Средневековья в Европе возникли и выросли города, развились ремесла и торговля, расширились политические, экономические и культурные связи между государствами Европы и со странами Востока. В городах появились новые слои населения - буржуазия и пролетариат. Это был период быстрого становления капитализма. Буржуазные революции в Голландии, Англии и Франции способствовали развитию экономики, активизации товарно-денежных отношений. На данном этапе основным типом предприятия была мануфактура. Оживление экономической и политической жизни сопровождалось оживлением в области культуры. Этому способствовало изобретение печатного станка и начало активного книгопечатания. Появилась потребность в грамотных людях, а затем и в специалистах. Это привело к развитию светских школ и Университетов. Огромное значение в накоплении научных знаний имели Великие географические открытия. Они дали новые сведения о строении Земли, о ее животном и растительном мире. Были открыты новые острова и континенты. К концу XVII века в естествознании сложились серьезные предпосылки для смены научной парадигмы, господствовавшей со времен Аристотеля: 1. Потребности развивающегося сельскохозяйственного производства. 2. Изменение структуры населения – миграция сельского населения в города и освобождение от крепостной зависимости. 3. Промышленные революции в Италии, Англии, Германии, Франции. 4. Прекращение тоталитарного преследования инакомыслящих со стороны католической церкви. 5. Развитие книгопечатания. 6. Светское свободомыслие Ренессанса – гуманизм – основа для восприятия науки. 7. Открытие Америки и информация о новых континентах. 8. Разработка методов экспериментального естествознания. 9. Появление наук, использующих эксперимент в ходе своих исследований. 10. Накопление научных данных, противоречащих парадигме Аристотеля в астрономии, физике, химии, биологии.
Новое время стали называть эпохой гигантов в науке, среди которых - англичане Джон Локк (1632-1704), Исаак Ньютон (1643-1727), голландец Бенедикт Спиноза (1632-1677), немец Готфрид Лейбниц (1646-1716) и многие другие философы. Все они кроме исследования естественной природы предпринимали попытки исследовать и естественные способности человеческого разума, определить его роль и значение в научном познании.

Го́тфрид Ви́льгельм Лейбниц, создавший учение о монадах (греч. monas - единица), считал, что все существующее во Вселенной - монады, которые есть не что иное, как элементы всех вещей. Монада, представляя Вселенную, является макрокосмом.

С середины XVIII века началось развитие теории электричества и его использования. Были открыты связи между магнитными и электрическими явлениями, между органической и неорганической природой. Научный подвиг совершили Майкл Фарадей, Джеймс Максвелл, Генрих Герц, создав учение об электромагнетизме. Английский ученый Майкл Фарадей (1791-1867) обнаружил электромагнитное поле.

Аналогичный путь прошла и химия, изучающая вещества с целью получения новых, с заданными свойствами. Вместо первоначального описания явлений анатомической натурфилософией постепенно в химии в ходе научного поиска, направленного на понимание происхождения свойств веществ, стало складываться представление о химическом элементе.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 365; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.211.134 (0.004 с.)