Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской культуре: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование идеалов математизированного и опытного знания в новоевропейской культуре: оксфордская школа, Р. Бэкон, У. Оккам



В Новоевропейской культуре появилась идея экспериментального исследования, когда человек выступает активным началом. Суть её заключается в «испытании» природного объекта в искусственных условиях эксперимента с целью выявления его свойств и качеств.

Предпосылками к появлению опытной науки можно считать: прогресс ремесленного производства, рост городов, успешные торговые контакты с арабским Востоком.

Значительную роль в развитии и распространении естествознания сыграла Оксфордская школа. Её родоначальник, Роберт Гроссетест (1175—1253) занимался вопросами оптики, математики (особенно геометрии), астрономии. Основной трактат: «О свете или о начале форм». В своих работах Гроссетест высказывает мысли о том, что изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Свои идеи исследователь проводил в опытах: над преломлением света (особенно наблюдая явления радуги), над распространением звуковых колебаний, над морскими приливами, над явлениями из области медицины. Для проверки гипотез Гроссетест использует методы фальсификации и верификации. Метод фальсификации используется там, где нет еще никакой рациональной теории. Метод верификации предполагает установление зависимостей путем наблюдения и проверку их в изолирующем эксперименте.

К ученикам Гроссетеста относят английского натурфилософа и богослова Роджера Бэкона (1214—1242). Р. Бэкон создает энциклопедию, значительное место в которой отводит математике, представляющей из себя комплекс дисциплин, прежде всего геометрии и арифметики, затем астрономии и музыки. Мыслитель считает, что только математика достоверна и с помощью нее необходимо проверять все остальные науки. Она же и самая легкая из наук, ибо она «доступна уму каждого», следовательно, с нее и надо начинать обучение детей. Но для получения истинных знаний одних только математических доказательств недостаточно. Для лучшего понимания и устранения сомнений необходим опыт. Существует и два вида опыта. Один из них приобретается посредством «внешних чувств» — человек может полагаться на свои органы чувств, на свидетельства очевидцев, а также на специально изготовленные инструменты. Однако этого недостаточно. Другой вид опыта — опыт «внутренний», который становится возможным только в мистических состояниях, избранных благодаря обретению внутреннего озарения, божественной «иллюминации».

Английский философ Уильям Оккам (1300—1349) внес большой вклад в развитие логического учения. Основные работы: «Распорядок», «Избранное», «Свод всей логики». Одним из его достижений считается так называемая «бритва Оккама»: «Без необходимости не следует утверждать многое» или «То, что можно объяснить посредством меньшего, не следует выражать посредством большего». Создание такой «бритвы» было обусловлено преобладанием в формировании знания вербальных псевдообобщений, которые становились тормозом развития действительно научного, предметного знания. Оккам так же развивает учение о существовании двух разновидностей знания: интуитивное - наглядное и включает в себя как ощущение, так и внутреннее переживание его; абстрагированное - относится к множеству единичных вещей. Оккам был автором теории общих понятий (терминизма). Термины первичной интенции — это знаки, относящиеся к внешним вещам, но ничего о них не утверждающие. Знание, связанное с ними, заключает в себе психологическую природу, объясняющую образование самих терминов. Термины вторичной интенции направлены уже не на вещи, а на термины первичной интенции. Из двух разновидностей терминов вытекают и два рода наук. Одни из них — реальные, трактующие о самом бытии. Другие — рациональные, рассматривающие понятия с точки зрения их отношения не к вещам, а к другим понятиям. Идеи Оккама были широко распространены в средневековых университетах.

 


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.163 (0.003 с.)