Современные представления о Востоке. Художественная культура Индии. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современные представления о Востоке. Художественная культура Индии.



 

  Индийская культура является одной из древнейших в мире. Роскошная, сказочно богатая, она, казалось, таила в себе все блага мира. Две полноводные реки Инд и Ганг, орошают ее плодородные равнины, южные границы ее омывает океан. Пышные многолюдные города соприкасаются с непроходимыми джунглями, первобытными лесами и бурной тропической растительностью. Литературные памятники «Махабхарата» и «Рамаяна» рассказывают об этих городах – широкие улицы с колодцами, дома с коллонадами и террасами, парки с водоемами и купальнями, библиотеки, залы для заседаний.

Человек в Индии живет в постоянном, нерасторжимом соседстве с миром природы. Ныне, как и в далекие времена, он полон уважения к ней, благоговения перед ней. Культура, нравы, обычаи, религия Индии кажутся необычными и диковинными взору европейцев. Все живое с давних времен и по нынешний день почитается в Индии священным. В самые отдаленные времена в Индии возникли обособленные касты (варны). Высшая из них – брахманы – служители Брахмы, которые пользовались наибольшим влиянием и почетом, за ней следовала каста кшатриев – воинов, далее шли вайшьи – ремесленный и торговый люд, последняя – бесправная – шудры и самая презираемая прослойка общества – парии (неприкасаемые). Классовые различия были увековечены религией.

   Культурный фонд Индии первоначальных дней ее истории заключен в древнейших ее книгах. До нас дошли религиозные песнопения «Веды» - красочные рассказы о персонажах индийской мифологии. Это, по сути дела, энциклопедия всех знаний той далекой эпохи, ее представлений о мире, ее идеалов. Ведические боги не имели определенного образа и подразделялись на:

  небесных (Варуна - бог неба, Ангвины - боги-близнецы предрассветных и вечерних сумерек);

  земных (Агни-бог огня);

  атмосферных (Сурья - бог солнца, Ваю-бог ветра).

  Главным богом считался Индра-громовержец, совмещающий функции воителя и прародителя животворящих сил.

  В героический эпос включены и индуистская триада богов – Брахма - высшее божество, творец мира рождается из золотого яйца и создает из его половинок небо и землю мужчину и женщину, животный и растительный мир.

   Вишну – олицетворяет созидательную энергию в борьбе со злом

   Шива – бог-создатель и бог-разрушитель

   Индуизм политеистическая религия. Вера в переселение души, деление общества на касты, которым предписан свой путь.

    В 6 в. до н.э. на северо-востоке Индии складывается буддизм. В 250 г. до н.э. царь Ашока объявил буддизм государственной религией. Буддизм превратился в мировую религию, он овладел территорией Тибета, Индокитая, Японии и др. стран. Внешняя его форма предстает как культ Будд (которых около тысячи) и бодхисатв (божеств). Среди Будд главный основатель религии – принц и отшельник из племени шакья Сиддхартх Гаутаме. Будда – умудренный, просветленный высшим знанием. Буддизм как религия в современной Индии имеет уже немногочисленных приверженцев, но некоторыми своими элементами он вошел в индуизм. В индуизме переплелись идеи древнейшей религии брахманизма и пришедшего ему не смену буддизма. В индуизме главенствует идея сансары, по которой человек не умирает вовсе, а снова и снова рождается только в другом обличье. Он может родиться человеком, принадлежащим к более высокой касте, если вел праведный образ жизни. Религия индуса очень пессимистична. Для них не существует ни рая, ни ада в потустороннем мире. Ад – это сама жизнь. Избавится от страданий можно через перевоплощения. Будда совершил их 10.

    Великие истины буддизма:

- Жизнь – есть страдание, страдания порождены желаниями, нужно избавиться от желаний, путь к преодолению – путь указанный Буддой..

- Восьмеричный путь по заповедям: праведная вера, решимость, речь, долг, жизнь, мысль, помыслы, созерцание. Главная цель – нирвана, такое состояние духа, когда он испытывает абсолют, покой.

   Главные памятники архитектуры буддизма:

1 Ступа для хранения останков Будды – массивная полусфера с квадратной оградой на вершине, украшенная по центру шестом. Полушария символизируют небесный свод, ограда - божественную гору Меру, шест с 3 каменными тарелками – мировую ось с небесными сферами. Ступу украшали кружевные ворота, рельефы, скульптура.

Стремление персонифицировать Будду привело к формированию канона. Идеальным пропорциям бога соответствовал «львиный корпус» - широкие плечи, тонкая талия, стройные ноги. Знаком чрезвычайной мудрости служили:

- характерная выпуклость темени;

- родимое пятно между бровями;

- удлиненные мочки ушей.

2 Пещерный храм – чайтья – воплощает тему мировой горы (Чайтья в Карли).

3 Вихара – кельи монахов с центральным залом для ритуальной службы.

       4 Рахта – тип храма, вырубленный из целой скалы – монолит в форме параллепипеда с многоярусной пирамидальной крышей.

  В начале 12 в. была установлена новая государственная религия – ислам – в переводе с арабского «покорность». Священная книга мусульман – «Коран».

   Новыми архитектурными сооружениями стали мечети и мавзолеи. Соединение геометрического арабо-мусульманского архитектурного объема и изысканного индийского узора обусловило появление «стиля монголов». Этому стилю свойственны изящество силуэтов, легкость форм, наличие куполов и арок, связь архитектурного ансамбля с парковым окружением. Самым изысканным образцом данного стиля служит мавзолей Тадж-Махал, построенный из белоснежного мрамора и украшенный кружевной резьбой. Поднятый на высокую платформу, он отражается в водах канала и фонтанах.

Тадж-Махал как памятник великой любви вдохновлял людей искусства. Так, В. Верещагин впечатления от путешествия по странам Востока воплощает в картине «Мавзолей Тадж-Махал в Агре». Очарованный красотой храма, художник создает на полотне настоящую поэму о силе любви, передав все великолепие, воздушность форм, гармонию пропорций и связи Мавзолея с окружающим пространством. Кажется весь арсенал живописных средств и приемов использовал художник в создании этого шедевра.

   Индийское пластическое искусство передает не только телесность, но и внутреннее дыхание. Оно представлено скульптурой и танцевальным искусством. Танец трактовался как «искусство рассказа», 108 классических поз танца передавали любое чувство и состояние. Зарождение культового танца связано с религиозными мистериями в честь бога Индры. Пантомима передавала место, продолжительность события, детали обстановки.

 

Храм во имя любви

Принц Кхуррам сидел на террасе дворца Арам-бега, задумчиво смотрел на плывущие в небе облака и пытался запомнить 21 суру Корана. Его любимая сестра Гюли играла в куклы с Арджуманд, дочерью первого министра. Как вдруг. Арслан. Огромный, рыжий и лохматый пес садовника, сорвавшись с цепи, понесся к беседке, где играли девочки. Кхуррам не успел осознать всю меру опасности, как тоненькая Арджуменд заслонила испуганную Гюли и, раскинув руки, молча ждала приближения грозного пса. Когда принц подбежал, нарушитель спокойствия поспешил отбежать в сторону. Стало понятно, что Арслан и не собирался ни на кого нападать, он просто обрадовался неожиданной свободе. Гюли уже весело смеялась, а Арджуманд неожиданно расплакалась, уткнувшись в плечо принца. После этого происшествия принц понял, что эта девочка значит для него очень много. Он стал чаще бывать во дворце первого министра. Слава о мудрой не по годам Арджуманд Банно Бегум распространилась по всей Индии. Ее руки добивались многие, но свое сердце девушка отдала Кхурраму. Однако, согласно традиции и статусу наследника престола, принц обязан был жениться на персидской принцессе. К счастью для влюбленных, ислам разрешал многоженство, поэтому они могли соединиться в браке. Но это произошло не скоро. Мумтаз-Махал (так назвал свекор свою невестку, что означает «высокая избранница дворца») стала для мужа незаменимой помощницей и верным другом. Шах-Джахан доверял жене и назначил ее хранительницей главной государственной печати.

Она оказалась замечательной матерью. Дети рождались один за другим, но состояние беременности не мешало Мумтаз сопровождать мужа во всех его походах. 14 раз рожала Мумтаз, 9 детей выжили и выросли до зрелого возраста. Особенно любил Шах-Джахан младшую дочь, Джаханару, заботу о которой жена поручила ему на смертном одре.

Согласно легенде, когда Мумтаз поняла, что умирает, она обратилась к мужу с просьбой построить для нее красивый мавзолей и не искать другую жену. Шах-Джахан поклялся исполнить просьбу любимой жене.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.006 с.)