Искусство древних цивилизаций: древний Египет и древний восток 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство древних цивилизаций: древний Египет и древний восток



ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: Древний Египет и Древний Восток

Среднее царство

Характерные особенности искусства эпохи Среднего царства

Среднему царству, т.е. Правлению XI и XII династий, предшествовали нашествия чужеземцев, междоусобные распри, временный распад древнего государства на отдельные области. Грандиозное строительство во славу предшествующих фараонов отвлекло массы земледельческого населения от производительного труда, ослабляя тем самым экономическую мощь страны. Все это, вместе с возросшей самостоятельностью вельмож и местных правителей да грозными смутами, вылившимися в восстание крестьян и рабов, наложило свою печать и на духовную жизнь египтян.
Происходит некая переоценка ценностей, сопровождающаяся стремлением расширить область познания. В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир должен предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы.
В искусстве, сущность которого остается неизменной, сильнее пробивается реалистическая струя под влиянием художественных школ, возникших при дворах провинциальных правителей То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике Среднего царства. Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись.
Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток Совершенны яркие фаянсовые сосуды бирюзовых и синих тонов и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась подглазурная роспись.
Фараон все также обожествляется. Но пирамиды строятся уже не из камня, а из кирпича – сырца, что не так разорительно. Зато личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью, чем в Древнем царстве. Статуи царей уже предназначены не только для усыпальниц, они воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти, несколько поколебленной в эти века.
Статуя фараона Аменемхета III из черного гранита – прекрасный образец скульптуры Среднего царства. На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Подобно фараону Древнего царства Хефрену, он царственно восседает на троне. Но он еще более индивидуален, чем Хефрен: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.
Но, пожалуй, самое замечательное из дошедших до нас изваяний Среднего царства – голова фараона Сенусерта III. Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости царского лика. Острая игра светотени на черном камне разительно выявляет индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое-то внутреннее сомнение и скрытую грусть
В этом сооружении была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Живописно расположенная среди диких гор, усыпальница с двумя террасами и широким пандусом (пологим подъемом), увенчанная пирамидой, уподоблена горной вершине. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму из долины (1200 м), сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах.
Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные статуи правителей. Нововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм.
Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые иероглифами, все чаще воздвигают во славу богов и царей перед храмами и дворцами. Иероглифические письмена играют важнейшую роль в искусстве Египта, ибо каждый иероглиф – рисунок, подобно знаку выражавший вначале понятие или предмет. Замечательный памятник искусства Среднего царства – стела вельможи Хунена. Супруги (вельможа и его жена) рельефно изображены слева внизу. Лицо и ноги в профиль, грудь в фас, как полагается по канону, причем в позе обоих торжественность сочетается с неким стремительным ритмом, рождаемым параллельной направленностью лиц, рук и ступней. А над ними и напротив, целиком заполняя площадь, более чем в три раза превышающую ту, что отведена этой чете, художник изобразил иероглифы. Это птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки, плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении. Но иероглифы красноречивы и для того, кто их читать не умеет. Ибо их совокупность составляет сказочно богатый узор, как бы целый мир стилизованных символических знаков, в котором приютилась вельможная чета, столь же загадочная для непосвященных в своей острой геометрической выразительности, как и эти декоративные письмена. Независимо от текста переданного иероглифами, нам кажется, что трудно придумать более гармоничный фон для стилизованного изображения этих знатных египтян, живших в конце III тысячелетия до н.э..
Их смысловое значение, совершенно забытое после падения египетской державы, было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк, лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки.
Розеттский камень— плита, найденная в 1799 годув Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке— начертанными древнеегипетскими иероглифами и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трех текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов. С 1802 г. Розеттский камень хранится в Британском музее.

 

Храм во имя любви

Принц Кхуррам сидел на террасе дворца Арам-бега, задумчиво смотрел на плывущие в небе облака и пытался запомнить 21 суру Корана. Его любимая сестра Гюли играла в куклы с Арджуманд, дочерью первого министра. Как вдруг. Арслан. Огромный, рыжий и лохматый пес садовника, сорвавшись с цепи, понесся к беседке, где играли девочки. Кхуррам не успел осознать всю меру опасности, как тоненькая Арджуменд заслонила испуганную Гюли и, раскинув руки, молча ждала приближения грозного пса. Когда принц подбежал, нарушитель спокойствия поспешил отбежать в сторону. Стало понятно, что Арслан и не собирался ни на кого нападать, он просто обрадовался неожиданной свободе. Гюли уже весело смеялась, а Арджуманд неожиданно расплакалась, уткнувшись в плечо принца. После этого происшествия принц понял, что эта девочка значит для него очень много. Он стал чаще бывать во дворце первого министра. Слава о мудрой не по годам Арджуманд Банно Бегум распространилась по всей Индии. Ее руки добивались многие, но свое сердце девушка отдала Кхурраму. Однако, согласно традиции и статусу наследника престола, принц обязан был жениться на персидской принцессе. К счастью для влюбленных, ислам разрешал многоженство, поэтому они могли соединиться в браке. Но это произошло не скоро. Мумтаз-Махал (так назвал свекор свою невестку, что означает «высокая избранница дворца») стала для мужа незаменимой помощницей и верным другом. Шах-Джахан доверял жене и назначил ее хранительницей главной государственной печати.

Она оказалась замечательной матерью. Дети рождались один за другим, но состояние беременности не мешало Мумтаз сопровождать мужа во всех его походах. 14 раз рожала Мумтаз, 9 детей выжили и выросли до зрелого возраста. Особенно любил Шах-Джахан младшую дочь, Джаханару, заботу о которой жена поручила ему на смертном одре.

Согласно легенде, когда Мумтаз поняла, что умирает, она обратилась к мужу с просьбой построить для нее красивый мавзолей и не искать другую жену. Шах-Джахан поклялся исполнить просьбу любимой жене.

 

ИСКУССТВО ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ: Древний Египет и Древний Восток



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 37; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.198.12 (0.009 с.)