Ссср в эпоху «развитого социализма» (1964-1985 гг. ) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ссср в эпоху «развитого социализма» (1964-1985 гг. )



В октябре 1964 г. Хрущев был отстранен от власти  в результате типичного «дворцового переворота». Верхи руководящего номенклатурного слоя критиковали своего бывшего лидера за «субъективизм» (навязывание своего личного мнения в противовес советам специалистов) и «волюнтаризм» (волевое решение тех или иных вопросов), но этим весь комплекс проблем, существовавших в стране, не исчерпывался. Необходимость реформ ощущалась весьма остро, но пути их проведения определялись крайне осторожно.

После смещения Хрущева появилось «коллективное руководство». Генеральным секретарем ЦK КПСС стал Л.И. Брежнев, Председателем Совета Министров СССР А. Н. Косыгин. Обязанности председателя Верховного Совета СССР исполнял Н. В. Подгорный (с 1977 г. - Л. И. Брежнев).

Для стабилизации экономической ситуации была сделана попытка перестройки экономики. В 1965 г. была осуществлена хозяйственная экономическая реформа, которая проводилась под руководством председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина и затронула управление, промышленность, строительство, сельское хозяйство.  Основные направления реформы: новая административная централизация, упразднение совнархозов и восстановление промышленных министерств отраслевого управления; введение хозрасчета на предприятиях; изменения в системе управления промышленностью и строительством (сокращение планируемых сверху показателей, рентабельность производства, размер прибыли).

В течение 1964-1965 гг. более, чем на 100 предприятиях страны были опробованы механизмы реформы хозяйственного управления. Предприятия, перешедшие на новую систему, в целом улучшили показатели своей работы. Улучшение их деятельности пришлось на годы восьмой пятилетки (1966-1970 гг.), которая считается в советской истории «золотой». Ежегодный прирост промышленной продукции составил 8%, а сельскохозяйственной продукции 4%. Нормализовалось продовольственное положение. Сахарный песок, рис, гречневую крупу, яйца и некоторые другие, ранее дефицитные продукты стали давать «в нагрузку»  в так называемых «продовольственных заказах».

 Но в 1970-е гг. начался спад в развитии народного хозяйства. Самостоятельность, которую начали проявлять хозяйственные руководители, показалась властям чрезмерно опасной. Брежневское руководство не видело большой нужды в реформах. С 1973 г. начался рост цен на нефть и газ на мировых рынках. СССР как крупнейший поставщик сырья получал десятки миллиардов нефтедолларов. Всё необходимое, но отсутствовавшее в стране, закупали за границей. Экономика сохраняла экстенсивный характер. К середине 1970 гг. возобновились серьезные перебои с продовольствием. Москва стала универсамом для приезжающих из областных центров европейской части страны. За 20 лет импорт мяса вырос в 12 раз, рыбы в 2,   сахара в 4,5, зерна в 27 раз. К середине 80-х гг. за рубежом за вырученную валюту закупалось до 40-50 млн. тонн зерна, 2-3 млн. тонн мяса, что составляло заметную долю от общего потребления. В 1982 г. была принята общая государственная Продовольственная программа, целью которой было достижение научно обоснованных норм потребления. Но экономические отношения и хозяйственный механизм в аграрном секторе никто менять не собирался.

Отказ от хозяйственной реформы привел к замедлению научно-технической революции. Это имело самые негативные последствия. Концу 1970 гг., когда основные западные страны вступили в новую стадию НТР, начали путь к постиндустриальному обществу, в СССР работало вручную 40% рабочих промышленности, 55-60% строителей, до 75% работников сельского хозяйства. К 1985 г., когда в США работало 1,5 млн ЭВМ и 17 млн персональных компьютеров, в СССР насчитывалось несколько десятков тысяч аналогичных машин, преимущественно устаревших моделей.

В тоже время в СССР интенсивно развивался военно-промышленный комплекс. К 1989 г. расходы СССР на оборону составили 51,9 % от валового национального продукта, или 73,1 % от производственного национального дохода. Кроме того, СССР вкладывал значительные средства в экономику соцстран. В 1954-1987 гг. им было выделено около 144 млрд. долларов. Помощь странам «третьего мира» превысила 40 млрд. долларов.

Советское правительство было вынуждено сокращать финансирование социальной сферы. К началу 1980-х гг. СССР отставал от передовых стран по потреблению традиционных продуктов и по структуре питания. По уровню потребления на душу населения СССР занимал в то время 77 место в мире, по продолжительности жизни - 35. Нарастает дефицит товаров, продуктов, услуг. Неотъемлемой частью жизни простых людей стали постоянные очереди. Решение экономических проблем на экстенсивной основе предопределяло слабость социальных программ. Сокращались капитало-вложения в жилищное строительство и здравоохранение. В начале 80-х гг. обостряется жилищный вопрос. Постепенно в стране нарастало общественное недовольство. В среде рабочих это проявлялось в основном в пассивных формах - пьянстве, прогулах, опозданиях, низкой производительности труда. В среде творческой интеллигенцией набирали силу нонконформистские течения в литературе, поэзии, живописи, музыки. Одним из основных видов проявления общественного недовольства стали слухи, сплетни и анекдоты.

 В начале 1970-х гг. Л. И. Брежневым было заявлено, что в СССР сложилась новая историческая общность - советский народ и страна вступила на новый этап развития. Всё это требовало нового основного закона государства - новой Конституции. Она была принята в октябре 1977 г. В её основу была положена Конституция «развитого социализма». Главным принципом государственной власти провозглашалось полновластие народа. Закреплялась утвержденная прежними конституциями политическая основа государства - Советы. Ядром политической системы общества «развитого социализма» называлась Коммунистическая партия. Статья шестая Основного Закона закрепляла за КПСС роль руководящей и направляющей силы общества, определяющей генеральную перспективу его развития, линию внутренней и внешней политики. Подтверждалось основа экономической системы - социалистическая собственность на средства производства в двух её формах: государственной и кооперативно-колхозной.

 Усиление идеологического нажима, отказ от политики десталинизации вызвали протест в советском обществе, что нашло отражение в развитие диссидентского и правозащитного движения. На первых порах деятельность диссидентов (лиц, взгляды которых шли вразрез с официальной идеологией) была направлена на улучшение существующей системы, позднее - на отказ от неё. Наиболее яркими их представителями был историк Р. Медведев, писатель А.И. Солженицын, физик А. Д Сахаров. Главными формами деятельности диссидентов были демонстрации под правозащитными лозунгами, обращение в адрес руководителей страны, судебные инстанции в защиту прав тех или иных лиц. Окончательный отход партийно-государственного руководства от реформаторского курса, ограничения в области распространения информации, стремление правительства воспрепятствовать широкому развитию контактов интеллигенции с внешним миром способствовали активизации оппозиции. Диссидентами было налажена публикация за рубежом литературных произведений, запрещённых стране (Тамиздат). Возникла так называемая безцензурная печать (Самиздат). В середине 70-х гг. диссиденты организовали в Москве группу содействия выполнению Хельсенских соглашений. Действия диссидентов расценивались руководством страны «как вредные и враждебные».

Л.И. Брежнев умер в ноябре 1982 г. Его преемником досталось тяжелое наследство. За 18 лет правления Брежнева ежегодный прирост национального дохода страны снизился с 9% до 2,6%, а промышленного производства с 7,3% до 2,8%. Резко сократилась производительность труда в промышленности. Сельское хозяйство, несмотря на громадные капиталовложения, продолжало деградировать. На посту генерального секретаря ЦК КПСС его сменил Ю.В. Андропов. Новый лидер партии попытался развернуться борьбу с коррупцией, обновить систему за счёт очищения её от разложившихся элементов, укрепления трудовой дисциплины. Он поставил задачу проведения новой экономической реформы, но в феврале 1984 г. Ю.В Андропов скончался. Главой партии, а затем и главой государства становился близкий соратник покойного Брежнева 73-х летний К.У.Черненко скончавшийся в марте 1985 г.

Основные направления внешней политики СССР в середине 60-х - начале 80-х г. XX в.: укрепление социалистического содружества; стремление к международной стабильности и развитию отношений с капиталистическими странами; поддержка международного коммунистического движения, национально-освободительных и революционных сил в «третьем мире».

Начало 70-х гг. - поворот в сторону разрядки международной напряженности. Был подписан ряд соглашений, снизивших опасность ядерной войны, оздоровивших международную обстановку: 1972 г. - Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО); соглашение об ограничении стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1); 1973 г. соглашение между СССР и США о предотвращении ядерной войны; 1974 г. договор об ограничении подземных испытаний ядерного оружия и др. Процесс разрядки был закреплен в 1975 г. Хельсинским соглашением по сотрудничеству и безопасности в Европе.

Приоритетной задачей советской внешней политики стало укрепление пошатнувшейся в связи с десталинизацией позиции СССР в социалистическом лагере. Возникла необходимость устранения угрозы распада социалистического содружества, особенно после событий в Чехословакии в августе 1968 г., когда сюда были введены войска СССР, Болгарии, Польши, Венгрии ГДР, и в связи с событиями в Польше в конце 70-х гг. XX века. СССР всеми средствами, включая безвозмездную финансовую помощь,  стремился к развитию экономической и военной интеграции стран социалистического лагеря.

Начало новому обострению международной обстановки положило решение о вводе советских войск в Афганистан  в1979 г., которое было воспринято на Западе как отказ от разрядки и прямая агрессия. В 1979-1980 гг. США развернули компанию по размещению в Западной Европе нейтронного оружия. В 1984 г. Советский Союз на территории ЧСССР и ГДР разместил ядерные ракеты среднего радиуса действия (СС-20).

За 1965-1985 гг. советская внешняя политика прошла сложный противоречивый путь: от жесткой конфронтации с Западом к разрядке и опять к новому обострению международной напряженности. В ее основе была концепция идеологического противостояния и борьбы двух систем. В советской внешней политической стратегии действовали тенденции, которые воспринимались на Западе как гегемонистские.

 

Перестройка» и распад СССР.

В середине 1980-х гг. к власти в стране пришла группа молодых энергичных работников, ранее тесно сотрудничавших с Ю.В.Андроповым. В марте 1985 г. Генеральным секретарем ЦK КПСС стал М.С. Горбачёв. Он и поддерживающие его радикально настроенные политические деятели выступили с инициативой «обновления социализма». Начался новый  и последний этап истории СССР, получивший название «перестройка».

Экономическая концепция М.С.Горбачева на начальном этапе его деятельности (до 1987 г.) была сформулирована им в июне 1985 г. Она включала в себя научно-технический прогресс, реконструкцию отечественного машиностроения, производство новых машин и оборудования, применение высоких технологий. Наряду с этим выдвигалась идея децентрализации управления экономикой, расширение прав предприятий, повышения ответственности и заинтересованности трудовых коллективов.

В это же время зазвучал призыв активизировать «человеческий фактор» как важнейшее условие ускорения. Правительство предлагало мобилизовать скрытые резервы: укрепить трудовую дисциплину, поддерживать местных рационализаторов и т.д. Таким образом, Горбачёв, как и его предшественники, реализовывали  свою экономическую программу, обращаясь к субъективным факторам, стараясь не затрагивать фундаментальные основы системы, сохраняя приверженность «социалистическому выбору».

Первые два года «перестройки» показали, что надежда на намеченные меры в области преобразования экономики не оправдывали себя. Бюджетный дефицит в 1986 г. увеличился почти втрое по сравнению с 1985 г. Осложнение экономического положения толкало правительство к внешним займам. Нефтяной наркотик экономики сменился на другой, несравненно более опасный - зависимость от внешнего долга. Он начал стремительно расти: если в 1985 г. составлял 27,2 млрд. дол. США, то в 1987 г. - 38, 8 млрд. Платежи в погашение кредитов загоняли страну в долговую яму.

Сложившаяся предкризисная ситуация и уже проявившийся экономический кризис  привели Горбачева к пониманию необходимости более радикальных экономических реформ. В 1987 г. в экономике началось внедрение хозяйственного расчета, самостоятельности предприятий, разрешалась кооперативная и индивидуальная деятельность. Законом о кооперации и дополнением к нему (ноябрь 1986 г. - май 1988 г.) была легализовано частная деятельность.

В июне 1990 г. было принято постановление Верховного Совета СССР «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике» и ряд других документов, которые предусматривали постепенную демонополизацию, децентрализацию и разгосударствление собственности, создание акционерных обществ, реформирование кредитной и ценовой политики, системы оптовой торговли, развитие частного предпринимательства и т.д. Но все эти документы пронизывала идея построения рыночного социализма.

В ряде союзных республик началась разработка своих экономических программ, представлявших собой альтернативу программам союзного правительства. Прибалтика настаивала на укреплении регионального хозрасчета, что означало отказ этих республик платить налоги в общегосударственную казну и получение полной экономической и политической независимости. Подобное противостояние центру наблюдалось и со стороны России, где появилась программа «500 дней» (программа Шаталина-Явлинского). Она предполагала радикальное реформирование экономики, включая отказ государства от его регулирующей роли, широкую приватизацию, отказ от государственной ценовой политики и признание регулирующей роли рынка. Однако для реализации был выбран план постепенного перехода к рыночной экономике. «Перестройка» подняла вопрос не только о необходимости реформ в экономической сфере, но и в политической жизни. В 1986 - 1988 гг. был ослаблен контроль в области идеологии. Политика гласности, политический плюрализм начались с критической переоценки исторического пути страны за годы Советской власти. Усилиями средств массовой информации, публицистов и журналистов началась вторая антисталинская компания, которая была нацелена против руководящей роли КПСС в обществе. В стране стало формироваться общественное мнение. Возникли (с 1987 г.) так называемые неформальные организации (историко-культурные, экологические, молодежные, дискуссионные клубы), которые качественно отличались от профессиональных союзов, комсомола и других общественных организаций, пораженных формализмом и бюрократизмом. В 1988 г. в Прибалтике сформировались Народные фронты «в поддержку перестройки». Наиболее непримиримых радикалов - диссидентов объединил антикоммунистический Демократический Союз. На XIX Всесоюзной конференции КПСС в 1988 г. было принято решение о проведении политической реформы. Весной 1989 года впервые за несколько десятилетий прошли выборы народных депутатов СССР, в ходе которых выдвигалось несколько кандидатур, а не одна-единственная («выборы без выбора»). На Первом съезде народных депутатов СССР в мае-июне 1989 г. состояние советского общества было признано кризисным. Началась борьба между коммунистами и демократами, лидером которых стал бывший кандидат в члены Политбюро ЦK КПСС, первый секретарь Московского горкома КПСС Б.Н. Ельцин. Весной 1990 г. он был избран председателем Верховного Совета РСФСР. 12 июня 1990 г. Первый съезд принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР, что послужило примером для ряда союзных республик. Еще в марте 1990 г. новые законодательные органы Латвии, Литвы и Эстонии приняли решение о выходе из состава СССР. Б.Н. Ельцин поддерживал национал-демократов и сепаратистов, забастовочное движение шахтеров, критиковал работу союзного правительства, обещал провести радикальные реформы «без повышения цен», демонстративно вышел из КПСС на XXVIII съезде в июле 1990 г. В июне 1991 г. Ельцин был выбран Президентом РСФСР.

Консервативно настроенные силы предприняли попытку положить конец реформированию политической и экономической системы. В ночь на 19 августа 1991 г. президент СССР Горбачев был отстранен от власти. Был создан Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). Но его участники не смогли организовать своих сторонников, армию и силовые министерства. 22 августа члены ГК ЧП были арестованы. Одним из указов Б.Н.Ельцин прекратил деятельность КПСС.

События 19 - 22 августа приблизили распад Советского Союза. В конце августа заявила о создании самостоятельного государства Украина, а затем и другие республики. В декабре 1991 г. в Беловежской пуще (БСССР)  состоялось совещание руководителей трех суверенных государств - России (Б. Ельцин) Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С.Шушкевич). 8 декабря было заявлено о прекращении действия союзного договора 1922 г. и об окончании деятельности государственных структур  Советского Союза. Тогда же была достигнута договоренность о создании СНГ - Содружество Независимых Государств.  В декабре того же года к Содружество независимых государств присоединились еще 8 бывших союзных Республик (Алма-Атинское соглашение). Советский Союз как государство прекратило свое существование.

 После избрания Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС в марте 1985 г. в области внешней политики СССР наступил новый этап. В многочисленных выступлениях советского президента подчеркивалась необходимость широкого взаимодействия Советского Союза со странами мира. Признавались допущенные ранее ошибки в отношениях с некоторыми государствами, в частности с Китаем. Выражалась готовность к урегулированию межрегиональных конфликтов. Предусматривались уменьшение военных расходов и вывод советских войск из Афганистана.  В декабре 1988 г. на сессии Генеральной Ассамблеи ООН Горбачёв сформулировал свою новую концепцию советской внешней политики. Центральное место в ней отводилось приоритету общечеловеческих интересов над классовыми. Независимость от идеологических различий называлась одним из принципов межгосударственных отношений. СССР объявил мораторий на испытание ядерного оружия. Приостановилось развертывание ракет среднего радиуса действия в европейской части страны. Была выведена советская военная техника с территории ГДР. На 500 тыс. человек уменьшились Вооруженные силы. Началась конверсия военного производства, перевод военных заводов на выпуск гражданской продукции. В феврале 1988 г. был завершён вывод советских войск из Афганистана.  

 Новая внешнеполитическая концепция  и её реализация отвечала задачам внутриполитического развития СССР. Она позволяла ограничить гонку вооружений, значительно сократить военные расходы. Серьезные перемены произошли в отношениях СССР и государств Восточной Европы. Экономический и  политический кризис в этих странах, падение авторитета правящих партий вызвали рост в них оппозиции. Обстановка в СССР, (курс на обновление социализма) привела к активизации оппозиционных сил, усилению их конфронтации с правительствами. С первых дней пребывания у власти М.С. Горбачев заявил об отказе СССР от вмешательства в дела союзников по Организации Варшавского договора. Осенью 1989 г. прошли массовые выступления против существующих режимов и за восстановление демократических свобод в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии. Несколько ранее в результате свободных выборов была отстранена от власти правящая партия в Польше. Рухнули прежние режимы в Венгрии, и Албании. В бывших социалистических странах произошла смена партийно-государственных структур. Прекратили деятельность Совет экономической взаимопомощи и Организации Варшавского договора весна (1991 г.).

 

Постсоветская Россия.

С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство - Россия, Российская Федерация (РФ). Экономика постперестроечной России должна была прийти в соответствии с новым политическим строем, что подразумевало переход к рыночной экономике, её демонополизацию, приватизацию, создание класса частных предпринимателей  и собственников. В октябре 1991 г. на V Съезде народных депутатов президент Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ, которые должно было осуществлять новое правительство, возглавляемое Е.Т. Гайдаром.

2 января 1992 г. Россия сделала первый шаг на пути к рыночной экономике: началась либерализация цен и торговли. Это должно было, по замыслу правительства, вернуть деньгам роль стихийного регулятора цен и производства, привести к разрушению монополии посредников в торговой сети. Вместе с тем недооценка монополизации производства, а также самоустранение правительства от контроля над формированием цен привело к их неконтролируемому росту. Только за один 1992 год потребительские цены выросли в 26,1 раза, цены производителей промышленной продукции и тарифы на грузовые перевозки- в 20,5.

Второй шаг - приватизация государственного сектора - был сделал в 1992 г., когда была проведена «ваучерная» приватизация. В августе 1992 г. был издан Указ Президента РФ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации». Осенью 1992 г. каждый гражданин РФ получил по месту жительства приватизационный чек (ваучер) номинальной стоимостью 10 тыс. руб. По этому документу он  имел право приобрести на указанную сумму акции денационализированных предприятий. Но уже в 1992 г. в результате инфляции покупательная способность приватизационных чеков снизилось в 26 раз. К тому же президент России отказался от введения именных приватизационных чеков, заменив их анонимными бумажками. Они были «документами на предъявителя», которые могли продаваться и покупаться без ограничений. Таким образом, изначально чеки предназначались для широкой купли-продажи. Как отмечал А.Б. Чубайс «мы рассчитываем, что через полтора-два года 90% акций приватизационных предприятий будет находиться в руках 15-20% населения».

Новый этап приватизации начался в 1995 г. и был связан с деятельностью залоговых аукционов. В конце августа президент России подписал указ о проведении залоговых аукционов. Через месяц государство утвердило список из 29 предприятий, акции которых должны были передавать в залог. Форма залогового аукциона предполагала не продажу пакета акций государственных предприятий, а передачу его в доверительное управление на определенный срок.  

В середине 1997 г. в результате процесса приватизации более 70% российских предприятий уже относилось к частной форме собственности. Процесс приватизации, как в целом и реформы, сопровождался спадом производства и резким снижением уровня жизни населения.  Проведение реформы и усиление социальной напряженности в обществе сопровождались усилением политической борьбы, которая проходила на данном этапе в форме противостояния законодательной (Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ) и исполнительной (Президент РФ и российское правительство) властей. В стране возникло двоевластие.

21 сентября 1993 г. Президент РФ своим Указом объявил о прекращении полномочий Съезда Народных Депутатов и Верховного Совета РФ. В ночь на 23 сентября 1993 г. X чрезвычайный Съезд народных депутатов отстранил Ельцина от должности и привел к присяге в качестве главы государства вице-президента А.В. Рудского. Законодатели и Конституционный суд РФ квалифицировали действия исполнительной власти (президента и правительства) как государственный переворот. Вечером 3 октября сторонники Верховного Совета захватили здание Московской мэрии и пытались взять штурмом «империю лжи» - телецентр «Останкино». Однако сил у Верховного Совета оказалось недостаточно. Военные остались на стороне президента. Белый дом, здание, в котором размещался Верховный Совет РФ, находился в осаде, а 4 октября 1993 г. правительственные войска после танкового обстрела заняли его. В ходе военных столкновений в Москве, по официальным данным, погибли около 150 человек. Многие видные деятели оппозиции были арестованы.

После победы проельциновски настроенных сил 17 декабря 1993 г. прошли выборы в новый орган государственной власти - Государственную Думу. Одновременно прошел референдум по Единственному проекту Конституции страны, предложенного победившей президентской стороной.

В январе 1994 г. новое Федеральное собрание начало свою работу.

17 декабря 1995 г. на выборы в Государственную Думу из 43 избирательных блоков и объединений пятипроцентный барьер преодолели четыре - КПРФ, ЛДПР, «Яблоко», «Наш дом-Россия». Относительное большинство в Госдуме получили коммунисты. Представитель фракции Компартии РФ Г.Селезнёв стал председателем Госдумы. 16 июня 1996 года состоялись выборы Президента России. Из 10 кандидатов во второй тур выборов прошли Б.Ельцин и Г.Зюганов. 3 июля состоялся второй тур президентских выборов, в ходе которого победу одержал Ельцин (40% голосов), заручившись предварительно поддержкой электората генерала А.И. Лебедя.

В марте 1998 г. правительство Черномырдина было отправлено в отставку. Формируется кабинет под руководством С. Кириенко. В сентябре 1998 г. правительство возглавил Е. Примаков, которого в мае 1999 г. сменил С. Степашин. В августе 1999 г. во главе правительства стал В. Путин.  31 декабря 1999 г. Ельцин объявил о своей отставке и передаче полномочий В.В.Путину, который 26 марта 2000 г. Был избиран Президентом Российской Федерации.

Внутриполитическая ситуация после распада СССР в 90-е гг. XX в. осложнялась событиями на территории Чечено-Ингушской Республики. В сентябре 1991 г. Верховный Совет Республики был распущен и власть перешла к Общенациональному конгрессу чеченского народа, который объявил о независимости от России.  Президентом Чечни стал Д.Дудаев, которого сменил Аслан Масхадов. Республика Ичкерия и Россия в 1991 - 1997 гг. пытались военными (первая чеченская война) и мирными методами (Хасавюртовское соглашение) отрегулировать свои взаимоотношения. А. Масхадов, ставший президентом Чечни, в октябре 1997 г. высказался за полную независимость и суверенитет республики Ичкерия.

В августе 1999 г. началась антитеррористическая операция против боевиков, вторгшихся в Дагестан. К тому же в августе-сентябре 1999 г. произошли взрывы в московском метро, были взорваны дома в Москве, в Волгодонске. Владимир Владимирович Путин, только что занявший пост председателя Российского правительства, обвинил в терроризме чеченских сепаратистов и провозгласил жесткую позицию по этому поводу. Поэтому военные действия после подавления боевиков из Дагестана были перенесены в Чечню. Грозный и ряд городов, в которых оборонялись боевики, подверглись значительным разрушениям. В результате упорных боев Грозный и др. города были заняты федеральными войсками, а боевики загнаны в горы. Была назначена администрация Чечни.  

В 2000-2007 гг. сопротивление боевиков переросло в партизанскую войну. Федеральным войскам удалось уничтожить главных лидеров вооруженного сопротивления – Ш.Басаева, А.Масхадова и др. Потери федеральных сил превысили 3 тыс. человек.  Была принята новая Конституция Чечни. Президентом Республики стал Ахмад Кадыров. Вскоре он был убит в результате террористического акта, его сменил на посту президента сын - Рамзан Кадыров. Правительство Российской Федерации выделило значительные средства на восстановление экономики Чеченской республики.  

В области внешней политики практически в начале 1990 гг. была продолжена политика М.С.Горбачева. Новая администрация завершила вывод войск из Германии; были выведены войска из Прибалтики и т.д. Россия утратила значительную часть военной инфраструктуры, которая располагалась на территории бывших советских республик.

В 1992 г. в Кэмп-Дэвидской декларации Россия и США зафиксировали окончание «холодной войны» и признали, что больше не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников. В 1993 г. был заключён договор ОСНВ-2  о взаимном сокращении к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1 (1972 г.). С 1994 г. президент России стал участвовать в выработке политических решений семерки ведущих западных стран. В 1997 г. было подписано соглашение о сотрудничестве России и НАТО.

В реальности участие России в международных делах носило декоративный характер. В принципиальных вопросах позиция России во внимание не принималась. Так, весной 1999 г. НАТО осуществило агрессивные бомбардировки Югославии, проигнорировав протесты России. Продолжалось расширение НАТО на восток за счёт бывших социалистических стран.

В первоначальный период правления нового президента России В.В. Путина имело место несколько позитивных моментов. Активизировался процесс, связанный с урегулированием внешних долгов России. В результате длительных переговоров с Парижским и Лондонским клубами кредиторов часть долгов удалось списать, часть реструктурировать с рассрочкой выплаты на более отдаленные годы. Одновременно на мировом нефтяном рынке начался бурный рост цен. В 2000-х гг. цены на них поднялись выше 30 долларов за баррель. Это было как нельзя кстати для российской экономики. Дополнительные валютные поступления в бюджет от экспорта нефти дали возможность стабилизировать макроэкономические показатели, направить ресурсы на развитие  важных секторов экономики и в социальную сферу.

Впервые в новейшей истории России правительство могло рассчитывать на поддержку своего курса со стороны российских законодателей. По результатам парламентских выборов (декабрь 1999 г.)   в Государственной Думе сформировалось центристское большинство, которое дало исполнительной власти возможность проводить необходимые законопроекты, позволило новому президенту сделать более решительные шаги по продвижению реформы. Важным фактором деятельности правительства стал высокий личный авторитет президента В.В.Путина среди населения страны.  

С 2001 г. экономические реформы пошли широким фронтом: налоговая реформа, реформа естественных монополий (Газпром, РАО ЕЭС, МПС), банковская реформа, реформа ЖКХ, земельная реформа, пенсионная реформа. Однако налицо был контраст между масштабностью задач и замедленными темпами реформ, что объяснялось несколькими обстоятельствами. Во-первых, большинство реформ затрагивают институты, имевшие принципиальное значение для обеспечения функционирования экономики (реформа естественных монополий, банковская реформа), или непосредственно связаны с конкретными интересами массовых категорий населения (реформа ЖКХ, земельная реформа, реформа трудовых отношений, пенсионная реформа). Подобные реформы требует особенно тщательной проработки и  длительных согласований. Во-вторых, реформы такого типа предполагают длительный период преобразований,  а положительный эффект, как правило, растянут по времени.

С целью оздоровления социально-экономического положения в стране с 2005 г. начали реализовываться 4 приоритетные национальные проекты - «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие агропромышленного комплекса». С 2007 г. стала реализовываться программа «Родовые сертификаты», возобновилась диспансеризация населения. Значительные средства стали выделяться на строительство и переоборудование медицинских центров. В 2008 г. руководство страны заявило  о том, что рождаемость стала превышать смертность.

 Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано семь крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включавшие в свой состав сохранённые 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей.  На них легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями Федерального правительства, контроля за бюджетным финансированием.  

С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при президенте – Государственный Совет. А в Совет Федерации - верхнюю палату Федерального собрания вошли по два представителя от 89 регионов России - от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов. Всё это позволило создать систему работающей вертикали власти и ограничить возможность региональных элит вести самостоятельную политическую игру против Центра.  

Оценку деятельности В.В. Путину фактически дали избиратели. Если марте 2000 г. за него проголосовали 52% избирателей, то в марте 2018 г. В.В.Путин получил более 76% голосов.

Поддержка избирателями В.В.Путина связана не только с улучшением социально-экономического положения в российском государстве, но и укреплением его позиций на международной арене. Россия оказывает воздействие на общемировые процессы в целях установления справедливого миропорядка, основанного на коллективных началах в решении международных проблем и на верховенстве международного права, прежде всего, на положениях Устава ООН; поиск согласия и совпадающих интересов с другими государствами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, определяемых национальными приоритетами России;  создание на этой основе системы двусторонних и многосторонних партнерских отношений, призванной обеспечить устойчивость международного положения страны к колебаниям внешнеполитической конъюнктуры; содействие объективному восприятию РФ в мире как демократического государства с социально-ориентированной рыночной экономикой и независимой внешней политикой. Россия заинтересована в стабильной системе международных отношений, последовательно выступает за укрепление правовых основ, за многополярность в мире. Главным инструментом выступает многосторонняя дипломатия. Россия выступает против международного терроризма, отстаивает интересы российского населения (Крым) и оказывает помощь другим государствам в рамках договорных отношений (Сирия). Укрепление позиций России на международной арене и ее борьба за многополярный мир вызывает недовольство западноевропейских государств и США, которые сегодня стали широко использовать такой метод воздействия как «экономическая блокада».

 

Контрольные вопросы

1. Каковы были основные тенденции социально-экономического и политического развития СССР в 1945-1964 гг.?

2. Почему «оттепель» конца 1950-х гг. не переросла в «весну» начала 1960-х гг.?

3. Что такое «холодная война» и каковы причины её возникновения?

4. Что Вы можете сказать о таких понятиях: «план Маршала», «Совет экономической взаимопомощи», «Организация Варшавского договора», «космополитизм», «развитие социализма», «мировая система социализма»?

5. В чем заключалась глобальная идея концепции хозяйственной реформы 1965 г.? Как она осуществлялась в промышленности и в аграрном секторе? Почему она была свернута?

6. Когда была принята «брежневская Конституция СССР»? Чем отличалась от «сталинской» Конституции СССР?

7. Что такое «перестройка», когда она началась и какие этапы прошла в своем развитии?

8. Что Вы знаете о ГКЧП?

9. Какие этапы в социально-экономическом и политическом развитии России в 90-е гг. ХХ в. Вы можете выделить и почему?

10. Какие изменения во внешней политике России происходила в «постперестроечный период»?

 

 

  Глава IX. Арабо-мусульманская цивилизация. Страны Востока.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 922; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.207.129 (0.05 с.)