Основные фазы РД и его отличия от ПП. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные фазы РД и его отличия от ПП.



География Месопотамии

Иррегация

Источники ПП и РД периодов

Основные фазы РД и его отличия от ПП.

Саргон

Гибель аккадской династии

Третья Династия Ура

Законы Хаммурапи

Основные этапы истории Ассирии

Религиозная жизнь Египта и Шумера

Поздняя древность

Позднее освоение Нила

Египет эпохи Древнего и Среднего царств

Новый Египет

Эхнатон

Восточное средиземноморье

Хетты

Израильско-иудейское царство

Персия

Зороастризм

Индия

Индийская культура и буддизм

Эпоха Чжоу

Династия Цинь

 

Деление Месопотамии в соответствии с природно-географическими факторами. Характеристика составных частей.

Деление Месопотамии по географическому признаку.

Исторически Месопотамия занимает всю территорию современного Ирака и прилегающие области Турции и Сирии.

Здесь довольно четко выделяются две главные зоны: север и юг, отделенные друг от друга пересеченным ландшафтом, в результате чего сообщение между ними возможно почти исключительно по главным рекам, Тигру и Евфрату. Эти области отличаются прежде всего рельефом. Последний во многом определяет многие другие природные и хозяйственные факторы, что оказывает самое непосредственное влияние на историческое развитие в данном регионе.

 

Зоны Нижней Месопотамии:

1) «Культивированный аллювий» — заселенные долины рек и каналов, превращенные человеком в ячменные и пшеничные поля, в рощи финиковых пальм и огороды. Географически эти области находились в нижнем и среднем течении Евфрата и в долине впадающей в Тигр Диялы (древний Турнат). Своего рода щупальца или рога южного аллювия протянулись на северо-запад по долинам Евфрата и Тигра, соответственно до городов Мари и Ашшур, которые можно рассматривать как северные аванпосты шумеро-аккадской культуры;

2) «Некультивированный аллювий»: в естественных условиях на берегах крупных рек и в долинах, покрытых илом, произрастали настоящие дебри — ивы, тополя, лакрица, густые кустарники. Здесь водились дикие кабаны, крупные представители кошачьих, почти вымерший ныне месопотамский олень и некоторые другие животные. В отдалении от речных русел, на засоленных участках росли чащи тамариска;

3) Болота и лиманы (мелководные водоемы) сосредоточены в основном на крайнем Юге, ближе к Персидскому заливу. Они неизбежно образуются в естественных условиях (или при отсутствии должного уровня ирригации и мелиорации) на ровной местности в долинах крупных рек. Болота Нижней Месопотамии представляли собой важный пищевой ресурс: там было огромное количество разнообразной рыбы, болотной птицы, черепах и прочей живности. Важен и произрастающий на болотах тростник — с древнейших времен и по сей день его разные виды используются здесь в строительстве, для изготовления мебели, плетения циновок и корзин и т. п.;

4) Пустыни, находившиеся между Тигром и Евфратом в местах недоступных для воды, т. е. там, куда не доходила вода рек и каналов и не было по близости болот. Помимо скудной флоры, эти пустыни располагают собственной фауной — шакалы, гиены, орлы, львы, газели, а в древности также и онагры.

 

Словом «Месопотамия» (Междуречье) древние греки обозначали земли, лежавшие между Тигром и Евфратом. На деле, однако, Тигр и Евфрат являются не границами этого края в точном смысле слова, а скорее главными ориентирами, к которым тяготеют его настоящие границы. Используя наименование «Месопотамия», античные авторы хотели подчеркнуть то, что подавляющая часть этой территории лежит между двумя реками. Месопотамия – это плоская равнина в бассейне Тигра и Евфрата, раскинувшаяся на северо-запад от Персидского залива до Верхнего Евфрата и гор Восточной Анатолии. Сейчас территория Месопотамии в основном входит в состав Ирака. Весь этот обширный регион делился на Нижнюю и Верхнюю Месопотамию.

Верхняя (Северная) Месопотамия.

В Верхней (Северной) Месопотамии Тигр и Евфрат далеко отстоят друг от друга. Нижняя (Южная) Месопотамия лежала в нижнем течении Тигра и Евфрата, где эти реки текли близко друг к другу. Сейчас Тигр и Евфрат при впадении в Персидский залив сливаются в единую реку Шатт-эль-Араб; в древности они имели отдельные устья. Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько рукавов; их долины были полностью заселены.

Нижняя (Южная) Месопотамия.

Нижнюю Месопотамию в древности именовали Шумером и, в свою очередь, делили на южную и северную часть. Юг Нижней Месопотамии именовался Приморьем, или Шумером в узком смысле слова, а север первоначально называли Ки-Ури, а позднее – Аккад (по названию города Аккад, столицы Месопотамии в конце III тыс. до н. э.). Отсюда и название Нижней Месопотамии в целом, закрепившееся с конца III тыс. до н. э., – «Шумер и Аккад». Еще позже Нижнюю Месопотамию стали называть Вавилонией, по ее новому главному центру – Вавилону.

К середине I тыс. до н. э. Нижняя Месопотамия стала именоваться Вавилонией, а Верхняя – Ассирией. Оба этих названия употребляли и греческие ученые, но при этом Ассирией они часто называли и земли, лежащие к западу от Евфрата до Средиземного моря. Внутри территории этой «расширенной» Ассирии географам необходимо было различать часть, лежащую к западу от Евфрата, и часть, лежащую к востоку от него. Первую из указанных частей греческие географы стали называть Сирией (редуцированный вариант названия Ассирия), а вторую – Месопотамией.

Северная Месопотамия:

Здесь ирригация, земледелие и сложно устроенный храм не играли большой роли.

Государство и социальные структуры формировалось здесь под влиянием других факторов — возможно, сильно выраженных племенных устоев. Власть светского вождя-самодержца была намного сильнее, чем у южных правителей.

 

Для того, чтобы в долине Междуречья можно было заниматься земледелием, необходим был целый комплекс мелиоративных работ, осуществлявшихся круглый год. Жители Месопотамии с древнейших времен рыли каналы, постоянно следили за их состоянием, сооружали дамбы, плотины, шлюзы, колодцы и т. д. Приходилось бороться с засоленностью почв от насыщенных минеральными солями речных и подпочвенных вод, ис­пользовавшихся для орошения, а также от недостатка дождевой влаги, промывающей почву. Угрозу для плодородия месопотамских земель представляли сильные ветры из района пустынь, приносившие тучи песка. А ветры, дувшие с Персидского залива, гнавшие на берег большие волны и поднимавшие уровень воды в Тигре и Евфрате, могли привести к сильным наводнениям, недаром именно в Двуречье родилась знаменитая легенда о всемирном потопе.

Плоский рельеф, сильная заболоченность, пустыньки, почти полное отсутствие осадков, поэтому жители рано озаботились проблемами ирригации.

Борьба со стихией послужила толчком для развития ирригаций и плотинных водохранилищ => стало возможно накопление урожая => возникновение ремесел (свободное время) => правительство

Расслоение на земледельцев (тяжёлый физический труд) и элиту.

Отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, Месопотамия начала заселяться еще примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI – IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

Бассейн нижнего Евфрата – обширная плоская равнина, ограниченная с востока р. Тигр, за которой тянутся отроги Иранских гор, а с запада – обрывами Сирийско-Аравийской полупустыни. Без надлежащих ирригационных и мелиорационных работ эта равнина местами представляет собой пустыню, местами – болотистые мелководные озера, окаймленные зарослями огромных тростников, кишащих насекомыми. В настоящее время пустынная часть равнины пересечена валами выбросов от копки каналов, и если канал – действующий, то вдоль этих валов растут финиковые пальмы. Кое-где над плоской поверхностью возвышаются глинистые холмы – телли и зольные – ишаны. Это развалины городов, точнее, сотен сосуществовавших последовательно на одном и том же месте сырцовых кирпичных домов и храмовых башен, тростниковых хижин и глинобитных стен. Однако в древности здесь еще не было ни холмов, ни валов. Болотистые лагуны занимали гораздо больше пространства, чем ныне, протянувшись поперек всего нынешнего Южного Ирака, и лишь на крайнем юге попадались низменные безлюдные острова. Постепенно ил Ефрата, Тигра и бегущих с северо-востока эламских рек (впадавших тоже в Персидский залив, как и Тигр с Евфратом, но под углом к ним в 90 градусов) создал наносный барьер, расширивший к югу территорию равнины километров на 120. Там, где раньше болотистые лиманы свободно сообщались с Персидским заливом (это место называлось в древности "Горьким морем"), теперь протекает река Шатт-эль-Араб, в которой ныне сливаются Евфрат и Тигр ранее имевшие каждый свое устье и свои лагуны.

Евфрат в пределах Нижней Месопотамии разделялся на несколько русел из них важнейшими были западное, или собственно Евфрат, и более восточное – Итурунгаль; от последнего к лагуне на юго-востоке отходил канал И-Нина-гена. Еще восточнее протекала река Тигр, но берега ее были пустынны, кроме того места, где в нее впадал приток Дияла.

От каждого из главных русел в IV тысячелетии до н. э. было отведено несколько меньших каналов, причем с помощью системы плотин и водохранилищ удавалось на каждом задерживать воду для регулярного орошения полей в течение всего вегетационного периода. Благодаря этому сразу возросли урожаи и стало возможно накопление продуктов. Это, в свою очередь, привело ко второму великому разделению труда, т. е. к выделению специализированных ремесел, а затем и к возможности классового расслоения, а именно к выделению класса рабовладельцев, с одной стороны, и к широкой эксплуатации подневольных людей рабского типа и рабов – с другой.

При этом надо заметить, что чрезвычайно тяжелый труд по строительству и расчистке каналов (как и другие земляные работы) выполнялся в основном не рабами, а общинниками в порядке повинности; каждый взрослый свободный тратил на это в среднем месяц-два в год, и так было в течение всей истории древней Месопотамии. Основные земледельческие работы – пахоту и сев – также вели свободные общинники. Лишь знатные люди, облеченные властью и исполнявшие должности, считавшиеся общественно важными, лично в повинностях не участвовали, да и землю не пахали.

Массовое обследование археологами следов древнейших поселений Нижней Месопотамии показывает, что процесс улучшения местных мелиоративно-ирригационных систем сопровождался сселением жителей из разрозненных мельчайших поселков большесемейных общин к центру номов, где находились главные храмы с их богатыми зернохранилищами и мастерскими. Храмы являлись центрами сбора номовых запасных фондов; отсюда же по поручению управления храмов в далекие страны отправлялись торговые агенты – тамкары – обменивать хлеб и ткани Нижней Месопотамии на лес, металлы, рабынь и рабов. В начале второй четверти III тысячелетия до н. э. плотно заселенные пространства вокруг главных храмов обносят городскими стенами. Около 3000 – 2900 гг. до н. э. храмовые хозяйства становятся настолько сложными и обширными, что понадобился учет их хозяйственной деятельности. В связи с этим зарождается письменность.

 

Хозяйственные документы.

Огромную роль для реконструкции экономики и социальных отношений древности играют хозяйственные документы, в изобилии найденные при раскопках месопотамских городов.

Наиболее древние хозяйственные архивы (конец IV тысячелетия до н. э.), содержащие около 1000 глиняных табличек, дошли из Урука и Джемдет-Насра. Написаны они наиболее ранней формой письма: пиктографическими знаками, или протоклинописью, еще до конца не расшифрованной. По содержанию они представляют собой документы хозяйственной отчетности: учет выдачи и поступления продуктов, количества рабов или работников и т. д.

– характеризуют обширное храмовое и государственное хозяйство.

– архив ассирийских и аморейских купцов – счета, сделки, займы, расписки, судебные протоколы и др.

Юридические документы.

– законы Шульги – относятся к концу III тысячелетия до н. э. Ими пользовались в Шумеро-Аккадском царстве при III династии Ура. Законы плохо сохранились, от них уцелели лишь введение и несколько статей.

– фрагменты законов из Ларсы и Иссина. От свода, составленного при царе Липит-Иштаре, уцелели введение, часть заключения и около 40 статей законов.

*можно анализировать экономику и социальные отношения, cтруктуру семьи, политический строй, изучать правовые нормы и судебный процесс, религиозные воззрения в Древней Месопотамии. В них явно проступает тенденциозность законодательства классового общества

Пиригме

Урнгар

Наммахани последний правитель династии Лагаша.

 

Причины падения династии (про Саргонидов):

– карательные походы по городам;

– принудительная скупка земель;

– вторжение племен кути;

– замена выдачи земель пайками;

– неспособность правителей сдержать власть;

– неустойчивость страны, постоянные волнения и бунты.

Законы Хаммурапи (ЗХ)

Экономика, общественный и политический строй Вавилонского государства в правление Хаммурапи известны благодаря сохранившемуся своду законов этого царя, его переписке с наместниками и чиновниками и частноправовым документам.

Издание законов было серьезным политическим мероприятием Хаммурапи, направленным на консолидацию его обширной державы. Свод законов разделяется на три части: введение, текст самих законов и заключение. Он является важнейшим источником по многим сторонам жизни вавилонского общества первой половины XVIII в. до н. э. ЗХ начинаются с «Пролога», в котором Вавилон объявляется «вечным обиталищем царственности» в отличие от принятого ранее принципа, согласно которому «царственность» могла перемещаться из одного города в другой; перечисляются заслуги Хаммурапи перед каждым важнейшим городом Месопотамии и их божествами-покровителями, и провозглашается цель создания Законов: «Дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказываема была справедливость…» Далее следуют собственно Законы (разбивка текста на 282 отдельных параграфа – результат работы ассириологов, издававших этот текст, в оригинале ее нет). В тексте Законов можно выделить следующие разделы: 1) основные принципы правосудия (§ 1–5); 2) охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей (§ 6– 25); 3) нормы, касающиеся служебного имущества (§ 26–41); 4) операции с недвижимостью и связанные с нею деликты (§ 42–88); 5); торговые и коммерческие операции (§ 89–126); 6) семейное право (§ 127–195); (7) телесные повреждения (§ 196–214); 8) операции с движимым имуществом и личный наем (§ 215–282). Далее следует «Эпилог», содержащий проклятия тем, кто отступит от установлении, содержащихся в ЗХ.

· Общество, каким оно обрисовано в ЗХ, состоит, как уже упоминалось, из свободных общинников (авилум), царских людей (мушкенум) и рабов (вардум). Положение царских людей на практике могло быть весьма различным: их высшие слои получали от царя очень большие наделы и были одновременно и общинниками, а низшие имели крохотные служебные наделы или даже только натуральные пайки и мало чем отличались от рабов. Иначе говоря, между свободой и рабством внутри категории царских людей существовали многочисленные промежуточные ступени. Жизнь, честь и личную неприкосновенность мушкенума ЗХ оценивают «дешевле», чем авилума (§ 196 и сл.), но зато имущество мушкенумов охраняется более строго: ведь оно фактически есть составная часть царского имущества (§ 8), в то время как защита имущества свободного гражданина предоставляется обычному праву.

· В этот период некоторые остатки правоспособности еще сохраняют и рабы: раб дворца или мушкенума мог вступить в брак со свободной женщиной, а дети от такого брака считались свободными (§ 175–176). Своих детей от рабыни ее господин мог признать своими законными детьми (со всеми вытекающими отсюда для них правами), по если даже он их таковыми и не признал, после смерти господина они и их мать получали свободу (§ 170–171). Раб, купленный в чужой стране, в Вавилонии должен был быть отпущен на свободу без выкупа, если выяснялось, что он вавилонянин. За оскорбление действием, нанесенное свободному, и за оспаривание своего рабского состояния раб подлежал не внесудебной расправе, а наказанию по суду (отрезанию уха – § 205 и 282). Наконец, долговое рабство было ограничено сроком в три года (долговым рабом мог стать сам должник, или его раб, или член семьи), и даже продажа свободнорожденного человека в рабство была ограничена тем же сроком (§ 117). В связи с долгами существовал и другой вид временной утраты свободы – заложничество (§ 114–116).

· Кредиторами чаще всего выступали торговые агенты (тамкары), которые были государственными чиновниками, но одновременно вели разного рода коммерческие дела также и на свои собственные средства. ЗХ пытаются до известной степени оградить должников от злоупотреблений со стороны кредиторов: разрешается в некоторых случаях отсрочка уплаты долга (§ 48); допускается замена серебра другими материальными ценностями (§ 51 и 96); запрещается забирать в покрытие долга урожай поля или сада (§ 49 и 66); устанавливается наказание за обмер и обвес при выдаче и возвращении ссуды (§ 94).

· Сельское хозяйство было основой всей жизни в Месопотамии, неудивительно поэтому, что ЗХ уделяют ему очень большое внимание. Основным типом хозяйства было мелкое, крупные землевладельцы обрабатывали свои земли либо посредством предоставленных в их распоряжение низших категорий царских людей, либо сдавая их мелкими участками в аренду из доли урожая (1/3 или 1/2 урожая – § 46) или за твердую плату вперед (§ 45). На арендаторе лежала обязанность вести хозяйство добросовестно, обеспечивая надлежащий доход (§ 42–44). Срок аренды мог быть продлен, если арендатор из-за стихийных бедствий потерпел убыток (§ 47). Земледелец обязан содержать в исправности оросительные сооружения и несет ответственность за убыток, который причиняет соседям его нерадивость (§ 53–56). Крупный и мелкий скот передавался для пастьбы специальным пастухам (наемным или царским людям), которые несли ответственность за потраву (§ 57–58), а также за любой ущерб в стаде, происшедший по вине пастуха (§ 263–267). Работа по найму была, видимо, распространена довольно широко, наемниками могли быть и свободные люди, и рабы. ЗХ подробно регулируют тарифы заработной платы для очень многих видов труда, от самого квалифицированного (врач, ветеринар, строитель, корабельщик) до труда ремесленника (кирпичник, кузнец, плотник, сапожник, ткач и т. п.), а также и неквалифицированных видов труда (§ 215–224, 253–274). Работников нанимали, как правило, на короткий срок – на время сева или особенно жатвы – либо поденно на время, необходимое для выполнения конкретной работы.

· Большое внимание ЗХ уделяют семье – основной ячейке вавилонского общества (§ 127 и сл.). Брак считается законным лишь при соблюдении определенных юридических формальностей (§ 128): требовалось заключить при свидетелях брачный контракт, который обычно был устным, но при наличии особых обстоятельств мог быть и письменным. Семья была моногамной, и супружеская неверность со стороны жены каралась смертью (§ 129). ЗХ устанавливают подробные правила для разбора обвинений такого рода (§ 130–136). Однако муж мог сожительствовать с рабынями и прижитых с ними детей признать своими законными детьми (§ 170). При определенных обстоятельствах (болезнь жены–§ 148; женитьба на жрице, которой не полагалось иметь детей, – § 145; дурное поведение жены – § 141) муж мог взять вторую жену. В случае женитьбы на богатой жрице или вообще на богатой женщине, а также для урегулирования вопроса о детях (и о возможной второй жене) составлялся письменный брачный договор. Целью брака было рождение детей, которые унаследуют семейное имущество и будут поддерживать культ предков, без чего эти последние обречены на муки голода в загробном мире. Поэтому ЗХ подробно рассматривают вопрос об имущественных отношениях между супругами: о приданом и брачном выкупе (§ 159–164); о раздельной ответственности по долгам, возникшим до брака (§ 151–152); об имущество жены (§ 150). Вавилонский брак не был, вопреки тому, что об этом часто пишут, «браком-куплей»: размер приданого был больше, чем размер выкупа (§ 163–164).

· Столь же детально ЗХ освещают вопросы наследования (§ 165 и сл.). Лишение наследства допускалось только в случае Двукратной тяжкой провинности со стороны сына (§ 167–168). В случае бездетного брака выход искали в усыновлении чужих детей (по соглашению с их кровными родителями) или найденышей (§ 185 и сл.) (Если настоящие родители предъявляли претензии на ребенка, тот мог им быть возвращен, кроме случаев, когда он был усыновлен евнухом (которых было много при дворе и в некоторых храмах) или зикрум.). Наконец, подробно рассматривается в ЗХ вопрос об имуществе жриц. Они получали определенную долю в родительском имуществе (§ 178 и сл.), а после их смерти наследниками становились, как правило, их братья.

Судебный процесс в Вавилонии был устным и состязательным. Это означает, что дела возбуждались лишь по жалобе заинтересованной стороны, а в ходе процесса каждая из сторон должна была доказывать свои утверждения. Протоколы процессов не велись, хотя некоторые наиболее важные моменты могли фиксироваться письменно. Решения и приговоры тоже, как правило, были устными. Основными доказательствами были свидетельские показания (см., например, § 9–11) и документы. В некоторых случаях при отсутствии иных способов установления истины прибегали к «божьему суду». «Божий суд» мог иметь две формы: 1) водная ордалия и 2) клятва во имя богов. Водная ордалия осуществлялась путем погружения подозреваемого в воду реки, и если он тонул, считалось, что Река (т. е. бог реки) покарала виновного. Если ему удавалось выйти из воды благополучно, он считался оправданным (§ 2). Ложное обвинение, как и лжесвидетельство, каралось по принципу талиона, т. е. тем же самым наказанием, которое понес бы обвиненный, будь его вина доказана.

 

Государственное устройство.

· Верховную власть представлял «великий царь» (табарна), превосходящий по статусу номовых или удельных «царей» (хассу). Важную и самостоятельную роль играла царица, приобретавшая полноту своего статуса и титул таваннанны лишь по смерти предыдущей таваннанны, матери своего супруга – правящего царя. В Новохеттский период табарна был наделён особой солярной божественностью и титуловался «Солнцем».

· Хеттские цари правили, опираясь на народное ополчение, включавшее всех боеспособных полноправных членов общества, составлявших в то же время войсковое народное собрание – панкус. Деятельностью панкуса в значительной степени руководил совет «тулия» (верхушка панкуса), служивший главным оплотом могущественной родовой аристократии. Важное место здесь занимали родственники царя. Панкус и тулия существенно ограничивали власть царей, с чем последние всегда боролись. По древней традиции преемником царя делался сын его сестры, но уже в конце Древнехеттского периода престол стал переходить от отца к сыну.

· Вся земля принадлежала государству, непосредственно царю, но были также и исторически сложившиеся сельские общины, имевшие право между собой обмениваться главной ценностью государства – землёй. Сельские старейшины обладали судебной и административной властью в рамках своей общины.

· Хеттское сословное деление не совпадало с классовым. По хеттским законам, всё население страны делилось на две группы:

1) «Свободные» – лица, освобождённые от повинностей в пользу государства и храма (члены общин коренных хеттских городов).

2) «Несвободные» – лица, на которые распространялась государственная и храмовая эксплуатация (государственные или общинные производители, ремёсленники, должностные лица).

Фазы истории и внешняя политика:

Гибель Хеттского царства.

· С началом XIII столетия до н. э. ситуация стала ухудшаться. Фараон Сети I, а затем и Рамсес II, отбили у хеттов Палестину, бо́льшую часть Финикии и Дамаск.

· На протяжении всего XIII в. до н. э. запад Малой Азии стремился отложиться от хеттов при помощи правителей Ахейской Греции и различных группировок оппозиционеров хеттской власти.

· В то же самое время начинается борьба Ассирии с хеттами за долины Верхнего Тигра и Верхнего Евфрата, которая продлится до самого падения Хеттской державы.

· Всё это в совокупности с очередным нашествием касков с севера на центральные области Хеттского царства происходит при царе Муваталли II (ок. 1305–1275 гг. до н. э.). Однако положение спас Хаттусили III (ок. 1275–1250 гг. до н. э.), который захватил власть у законного наследника Урхитессоба, сына Муваталли. В 1270 г. до н. э. он заключил мирный и союзный договор с Египтом, подкреплённый династическим браком дочери Хаттусили с Рамсесом II. Он также добился мира с Ахейской Грецией, которая признала Западную Анатолию за хеттами. Однако вытеснить ассирийцев из Верхней Месопотамии Хаттусили III так и не смог.

· При Тудхалии IV (ок. 1250–1230 гг. до н. э.) начинается новая борьба в Западной Анатолии с вторгшимися туда с Балкан фригийцами. Внутри царства происходит междоусобица хеттских царей с их родичами – потомками Муваталли II, обособившимися в качестве удельных царей области Тархундасса на юге Малой Азии. Тудхалия IV разгромил фригийское образование (Ассуву) и погасил восстание в Арцаве. В борьбе с Ассирией он потерпел сильное поражение.

· Последние хеттские цари – два сына Тудхалии IV, Арнуванда III (ок. 1230–1205 гг. до н. э.) и Суппилулиума II (ок. 1205–1178 гг. до н. э.), добились успеха на востоке, но окончательно потеряли запад Малой Азии: некий Маттуватта изгнал оттуда всех хеттов и в союзе с ахейцами совершал морские набеги вплоть до Кипра, который захватил Суппилулиума II под конец своего правления.

· Ок. 1180 г. до н. э. на хеттов одновременно обрушиваются три нашествия. Народы Эгеиды («народы моря») разгромили Киликию и Сирию, победив последние силы хеттов на юге. Каски в последний раз разгромили центр страны, а новая волна фрако-фригийцев («мушков») с Балкан заняла северные земли хеттов. Новохеттская государственность погибла навсегда.

· Сохранилась каркемишская ветвь хеттской династии в хеттских областях Сирии и Тавра с центрами в Каркемише и Мелиде. Новообразованное государство считалось восстановленным Хеттским царством, однако говорили и писали в нём уже только по-лувийски. Вскоре оно распалось на множество осколков, которые в конце VIII в. до н. э. оказались захваченными Ассирией.

Хеттская культура.

· Ядром хеттской цивилизации служило наследие индоевропейских «хеттов»-наситов.

· В XVII–XVI вв. до н. э. хетты ассимилировали аборигенов-«хатти» и впитали их культуру. Тогда же хетты освоили месопотамскую клинопись.

· В XV–XIII вв. до н. э. хетты подвергаются сильнейшему культурному влиянию хурритов (на уровне знати) и лувийцев (на массовом уровне), при сохранении официальной неситской традиции.

· Хеттская религия имела синкретический (разнородный) облик. В ней почитался культ из нескольких ключевых божеств индоевропейского происхождения, связанных с природными явлениями. Со сменами эпох облики и наименования многих богов заимствовались из окружающих культур. Существовали культы быка, льва, других священных животных и птиц. В XIII в. до н. э. был создан единый общегосударственный пантеон, состоявший преимущественно из хурритских богов.

· Среди сохранившихся произведений хеттской литературы интересны назидательные рассказы, а также подробные царские автобиографии, которые, вероятно, составлялись писцами. На хеттский язык были переведены многие произведения ближневосточной литературы, а также летописные тексты об истории соседних стран.

· Развивалась хеттская лексикография: известны трёхъязычные хетто-шумеро-аккадские словари (между прочим, поспособствовавшие дешифровке хеттского языка).

· Хеттское царство славилось фортификацией и монументальной архитектурой и скульптурой. Хеттские города окружались двойными стенами из цельных каменных блоков.

 

Реформы Дария I.

Восстания народных масс 522–521 гг. до н. э. показали непрочность Персидской державы. Учитывая их уроки, Дарий I осуществил важные административно-финансовые реформы, которые позволили создать устойчивую систему государственного управления и контроля над завоёванными странами, упорядочили сбор податей и увеличили контингент войск. В результате проведения этих реформ была создана, по существу, новая административная система, в дальнейшем до конца господства персидских царей не претерпевшая существенных изменений:

1) Административная: всё гос-во разделено на сатрапии. Во главе их – назначенцы из центра, как правило, персы – сатрапы. Они лишены военной власти. Должны: следить за налогами, судить, разбираться с внутренними проблемами; могут чеканить монету. Военная власть принадлежит особому ведомству, растущему от царя. Контроль над сатрапами осуществлял специальный орган при царе. При царе и каждой сатрапии своя канцелярия. В реальности всё было не идеально: под одним сатрапом могло быть несколько провинций, сатрап мог кооперироваться с военным начальником и т. д.

2) Единый государственный язык – арамейский. Наряду с ним использовались языки провинций.

3) Кодификация законов. Основа – обычное персидское право + местные варианты.

4) Налоговая реформа: чётко закреплены размеры податей с каждой провинции. Персы не платят деньгами (только натуральные подати). Система подарков – фактически дань с формально не включённых в состав державы территорий, но подчиняющихся Персии. В реальности приводили к упадку экономики: подати никогда не менялись. Во многих странах земледельцы разоряются и попадают в кабалу.

5) Денежная реформа: единая монета – дарики и сикли. В реальности: роль персидской монеты не велика. Пользовались в основном греческой. Запасы серебра, собираемые со всей страны, оседали в кладовых царя, что наносило ущерб торговле.

6) Военная реформа. Создаётся гвардия: 10000 «бессмертных» (потому что всегда одинаковое количество). Основа армии – пехота, набираемая со всей державы. В каждой провинции немаленький контингент + расселяются воины по границам.

Начиная с V в. до н. э., когда классовое расслоение привело к ухудшению положения земледельческого населения Персии, что в свою очередь вызвало падение значимости персидской пехоты, её постепенно стали заменять технически прекрасно во-руженными греческими наёмниками.

При Дарии I персы начинают играть господствующую роль и на море. Морские войны велись персидскими царями с помощью кораблей финикийцев, киприотов, жителей островов Эгейского моря, а также египетского флота. В качестве матросов использовались также саки и персы. Часто руководящие посты во флоте занимали египтяне.

В царствование Дария I Персидская держава достигла расцвета. Упрочив свою власть и завершив реформы, он приступил к расширению владений. Около 517 г. до н. э. персы покорили северо-западную часть Индии. Одновременно продолжались завоевания в бассейне Эгейского моря, где на острове Самос существовало довольно крупное государство. Оно было покорено персами в 517 г. до н. э. В следующем году Дарий I собрал большой флот и направился к берегам Чёрного моря. Различные племена и греческие города, расположенные у южного побережья Чёрного моря, подчинились персам, не оказав сопротивления. Затем персидская армия направилась в поход против скифов, которые жили к северу от Чёрного моря. Скифы не решились вступить в открытую борьбу с огромным войском Дария и прибегли к тактике выжженной земли. Они отступали, угоняя с собой скот, уничтожая траву и засыпая источники воды землёй. При этом скифская конница постоянно нападала на отдельные отряды персидской пехоты и истребляла их. Долгое преследование скифов в глубине их территории истощило армию Дария, и он решил отступить.

Скифский поход Дария состоялся около 514 г. до н. э. К тому времени границы Персидской державы простирались от Инда на востоке до Эгейского моря на западе, от Армении на севере до первого порога Нила на юге.

География Месопотамии

Иррегация

Источники ПП и РД периодов

Основные фазы РД и его отличия от ПП.

Саргон

Гибель аккадской династии

Третья Династия Ура

Законы Хаммурапи



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.54.6 (0.083 с.)