Конические зубчатые передачи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конические зубчатые передачи



 

Основные параметры

      

   Конические зубчатые передачи применяют для передачи энергии между пересекающимися осями валов. Наибольшее применение имеют ортогональные

передачи с межосевым углом Σ = 90° (рис. 4.10).

       Конические колеса бывают с прямыми (в открытых передачах) и круговыми (в редукторах) зубьями. Круговые зубья очерчены линиями по дугам окружности.

     Конуса с вершиной в точке О являются основными (рис.4.10). Внешние и внутренние торцы на конических зубчатых колесах формируют внешними (вершины О е) и внутренними (вершины О i) дополнительными конусами, образующие которых перпендикулярны образующей делительного конуса.

     Расстояние между внешним (параметры обозначают с индексом е) и внутренним (параметры – с индексом i) дополнительными конусами определяет ширину b венца.      На длине 0,5 b расположен средний дополнительный конус с вершиной О m (параметры – с индексом m).      Расстояние от вершины О по образующей делительного конуса до внешнего торца е называют внешним конусным расстоянием R e, до середины ширины венца – средним конусным расстоянием R m (рис. 4.10).      Пересечения делительного конуса с дополнительными конусами определяют диаметры делительных окружностей ко-нического зубчатого колеса: d e – внеш-
-

 

  Рис. 4.10

ний, d mсредний, d iвнутренний делительные диаметры.

     Угол наклона зубьев β определяют (рис. 4.11) углом между лучом, проведенным из вершины О, и касательной к линии зуба в рассматриваемой точке

зуба. Для прямых зубьев β = 0. У круговых зубьев угол β переменный:

    β e > β m > β i. За расчетный принимают угол β m в среднем сечении.

 


Рис. 4.11

 

 

                             Рис. 4.12

 

      Лучше всего зарекомендовали себя передачи с круговыми зубьями с углом β m = 35°.

      Наличие угла наклона повышает плавность работы, контактную и изгибную прочность, уменьшает шум, но увеличивает нагрузки на опоры и валы.

     Зубья конических колес в зависимости от изменения размеров их нормальных сечений по длине выполняют в виде трех осевых форм (рис. 4.12).

      Осевая форма I - пропорционально понижающиеся зубья (рис. 4.12, а). Вершины конусов делительного и впадин совпадают, высота ножки зуба пропорциональна конусному расстоянию. Применяют для прямых зубьев.

      Осевая форма II  – нормальносужающиеся зубья (рис. 4.12, б). Вершина конуса впадин О f расположена так, что ширина дна впадины колеса постоянна, а толщина зуба по делительному конусу пропорциональна конусному расстоянию. Эта форма позволяет одним инструментом обрабатывать сразу обе грани зубьев, повышая производительность. Является основной для колес с круговыми зубьями, особенно в массовом производстве.

     Осевая форма IIIравновысокие зубья (рис.4.12, в). Образующие конусов делительного, впадин и вершин параллельны. Высота зуба постоянна по всей длине. Применяют для передач с межосевым углом Σ меньше 40° и круговыми зубьями при (z 12 + z 22)1/2 ≥ 60.

   За расчетное сечение конической передачи принято среднее сечение m.

      Для удобства измерения размеры конических колес принято определять по внешнему торцу е зуба.

Различают внешний окружной модуль m t е, средний окружной модуль m tm (для прямых зубьев), средний нормальный модуль круговых зубьев m nm.

      Связь между модулями:

m t е = m tm / (1 – 0,5 К be); m t е = m nm / [(1 – 0,5 К be)cosβ m ];

m nm = m t е (1 – 0,5 К be) cosβ m,

где К be = b / R e – коэффициент ширины зубчатого венца по внешнему конусному расстоянию; принимают К be ≤ 0,3. Для большинства передач К be = 0,285;

β m – угол наклона зуба в среднем сечении.

36
    Для прямых зубьев стандартным (ГОСТ 9563-60) является модуль m t е. В передачах с круговыми зубьями допускается не округлять модули по стандарту,

 

так как одной и той же зуборезной головкой можно нарезать зубья в определенном интервале модуля за счет наладки резцов в головке. Модуль следует вычислять с точностью 0,0001 мм.

     Диаметры делительных окружностей:

                           d e = m t е z; d m = m tm z = m nm z / cosβ m.

     Внешнее конусное расстояние

                                 R e = [(0,5 d e 1)2 + (0,5 d e 2)2]1/2 = 0,5 d e 1(1 + u 2)1/2.

     Ширина зубчатого венца

                                 b = К be R e = 0,285∙0,5 d e 1(1 + u 2)1/2 = 0,143 d e 1(1 + u 2)1/2.

     Передаточное число

         и = d e 2 / d e 1 = d m 2 / d m 1 = z 2 / z 1 = 2 R e sinδ2 / (2 R e sinδ1) = sinδ2 / sinδ1.

     При δ1 + δ2 = 90О, где δ – углы делительных конусов, имеем δ1 = 90О – δ2 и тогда  и = tgδ2. Так же δ2 = 90О – δ1 и и = сtgδ1.

     Для передачи с круговыми зубьями профили зубьев конических колес в среднем нормальном сечении близки к профилям зубьев эквивалентных цилиндрических прямозубых колес. Приведение к последним осуществляют в два этапа:

1. К эквивалентным цилиндрическим косозубым колесам с углом наклона зубьев β m;

2. От них к эквивалентным прямозубым цилиндрическим колесам.

     Из-за двойного приведения параметры называютбиэквивалентными:

m v = m nm; b v = b; d vnm = d m / (cosδcos2β m); z vnm = z / (cosδcos3β m);

и v = z vnm 2 / z vnm 1 = z 2cosδ1cos3β m / (z 1cosδ2cos3β m) = (z 2 / z 1)tgδ2 = u 2.

       Для прямых зубьев в приведенных формулах следует принять β m = 0.

4.6.2. Силы в зацеплении

 

 

 
Рис. 4.13

 

 


        1. Окружная сила (рис. 4.13) F t = 2000 Т / d m.

             

 

         2. Радиальная сила на шестерне F r 1, равная осевой силе на колесе F а 2:

                         F r 1 = F а 2 = F t (tgα n cosδ1 m sinβ m sinδ1) / cosβ m.               (4.13)

    3. Осевая сила на шестерне F а 1, равная радиальной силе на колесе F r 2:

                         F а 1 = F r 2 = F t (tgα n sinδ1 ± sinβ m cosδ1) / cosβ m,              (4.14)

где в формулах (4.13) и (4.14) α n – средний нормальный угол зацепления (α n

≈ 20°); β m = 35° – средний угол наклона зуба; δ1 – угол делительного конуса шестерни.

       Знаки в скобках:

если смотреть с вершины делительного конуса О, то при совпадении вращения и наклона зубьев – верхние знаки, при отсутствии совпадения – нижние.

       Знаки результата:

во избежание заклинивания зубьев при значительных зазорах в подшипниках необходимо обеспечить направление осевой силы Fа 1 от вершины к внешнему торцу е 1, т.е. сила Fа 1 должна быть положительной. Это возможно при совпадении вращения и наклона зубьев.

    4. Нормальная сила в зацеплении F n = F t / (cosα n cosβ m).

Для прямых зубьев в формулах сил следует положить β m = 0:

1) F t 1 = F t 2 = 2000 Т / d m; 2) F r 1 = F а 2 = F t tgα cosδ1;

3) F а 1 = F r 2 = F t tgα sinδ1; 4) F n = F t / cosα.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.219.65 (0.026 с.)