О чем эта книга и как с ней работать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О чем эта книга и как с ней работать



Домино

 

Чем полезна игра

Игра позволяет в динамичной форме отработать определенный навык. Включаясь в процесс игры, участники должны следовать инструкциям ведущего, что развивает алгоритмическое мышление. Активные игроки начинают анализировать частоту появления определенных значений карт и выстраивать тактику игры (какую карту выложить, а какую придержать) исходя из наблюдений. Поскольку игра происходит в группе, то способствует налаживанию коммуникации между участниками. Если класс поделен на группы, то в каждой группе полезно выделить лидера, эксперта из числа учеников. Такая роль способствует укреплению положительного имиджа сильных учеников, развивает ответственность.

 

Тип связи

 

Два элемента по определенному закону однозначно подходят друг другу.

 

Примеры таких связей в разных предметах

 

Математика. Арифметический пример и его ответ (повторяющиеся ответы).

Химия. Формула соединения и его общее название (щелочь, кислота).

Русский язык. Пропущенная орфограмма и буква.

География. Описание природного явления и климатическая зона.

Литература. Литературный персонаж и цитата.

История. Название события и участник события.

Физика. Формула с заданными значениями всех, кроме одной, величин и значение недостающей величины.

 

Количество игроков

 

От 2 до 4 (большой класс удобно разбить на группы).

 

Время игры

 

От 5 до 15 минут.

 

Пример игры

 

Домино по русскому языку для 6 класса

«Ч ередующиеся безударные гласные в корнях слов»

Автор: Кожаринова Елена.

 

Цель игры

Отработка умения применять правило выбора буквы в корнях с чередующимися безударными гласными.

 

Ход игры

 

Игрокам раздается по 4 карточки, остальные кладутся закрытыми стопкой. Выбирается первый игрок (можно вытащить жребий, можно на столе раскрутить карандаш), он выкладывает одну свою карточку открыто. Далее игроки по очереди дополняют концы цепочки, подобно известной классической игре «Домино», подкладывая подходящие карточки нужной стороной. Важно, чтобы каждый ход игрок обосновывал, произнося используемое правило. Если игрок не может выложить ничего, он берет карточку из колоды, если может — выкладывает, если нет — пропускает ход. Выигрывает тот, кто первым освободится от всех карточек. Если игрок ошибся, то он пропускает ход и при этом берет штрафную карточку из колоды. Можно ввести элемент взаимного контроля: заметивший ошибку другого получает бонусный балл. Его можно использовать, если нечего выложить в свой ход. Тогда можно взять из колоды три карты, выбрать нужную, а остальные положить обратно, перемешав колоду.

Комментарий: Фактически цель данной игры — отработка навыка. Поэтому более эффективно играть в одну игру несколько раз подряд или на нескольких занятиях.

 

Рекомендации к созданию новой игры.

 

1. Нужно сформулировать вид связи, который нужно отработать. Составить примерно 26 пар. Что важно: ответы должны повторяться. Например, в указанной игре всего четыре варианта букв: а, о, е, и. Распределение их должно соответствовать частоте употребления орфограммы. Азартный момент в игре наступает, когда ученики научаются вычислять, какая буква встречается чаще, и от этого выстраивают свою стратегию.

2. Далее нужно напечатать карточки для игры так, чтобы пары «распались», чтобы их можно было складывать потом, во время игры.

3. После создания игры всегда полезно поиграть в нее самим перед тем, как принести детям.

 

Вариант игры

 

Предлагаем карточки для игры. Распечатав, необходимо сделать вертикальный разрез посередине и далее отрезать каждую пару, которая и будет игровой карточкой.

 

Пол..гаться о Необл..гаемое е
Распол..жение о Пот..реть а
Соб..рать и Ст..рать о
Выр..щенный о Ул..житься и
Р..стов о Р..стение е
Водор..сль и Б..рёт а
Отр...сла е Пом..рает о
Ум..реть о Выр..с о
Сл..гать а Ст..литься о
Прил..жение о Прост..лаются а
Выр..стить а Р..стовщик и
Произр...сло е Раст...рать о
Пол..г и Р..стислав а

 

Судоку (головоломка)

 

Чем полезна игра

 

Игра развивает некоторый устный навык, требует анализировать ситуацию игры, предугадывать, прогнозировать. Учит переходить от результата к исходному заданию, анализируя, по фрагментам картины выстраивать целую. Соответственно, развивает логическое мышление, умение сопоставить посылки и следствие. Игровая интрига прививает вкус к интеллектуальной деятельности. Если ученики начинают самостоятельно придумывать подобного рода игры, это является хорошей формой проектной деятельности, развивает способность анализировать и синтезировать учебный материал.

 

 

Тип связи

Два элемента по определенной закономерности порождают третий. В игре нужно по двум данным элементам восстановить третий и заполнить таблицу.

 

Примеры таких связей в разных предметах

 

Математика. Любые примеры на вычисления, арифметические действия с алгебраическими объектами (одночленами, многочленами).

Химия. Вещества вступающие в реакцию и новое вещество как результат этой реакции.

География. Название страны и название объекта (столица, самые высокие горы) дают название этих объектов.

 

Количество игроков

Индивидуальная или парная работа.

 

Время игры

От 5 до 15 минут.

 

Пример игры

Рекомендации к созданию новой игры.

 

Чтобы придумать новую игру по такому принципу, необходимо:

1) составить конечную, итоговую заполненную таблицу;

2) вычеркнуть один любой элемент (ячейку), а два соответствующих ему других элемента обвести в кружок, они должны остаться;

3) далее надо рассмотреть один обведенный в кружок элемент, найти два других соответствующих ему элемента, один вычеркнуть, а другой обвести в кружок.И так далее.

Учителю обязательно нужно прорешать получившееся судоку: все ли получается верно?

 

Вариант игры

 

Задание: заполните пропущенные поля таблицы. При составлении таблицы в левом столбце были записаны целые числа, в верхней строке арифметическое действие и целое число. На пересечении были записаны результаты этих действий.

 

  +_ -_ *3 *_ :_
        -46  
  2   0    
-4       8 4
    -6      
-5   -12   10 5
      51    

 

Ответ

 

  2 -7 *3 *(-2) :(-1)
23 25 16 69 -46 -23
0 2 -7 0 0 0
-4 -2 -11 -12 8 4
1 3 -6 3 -2 -1
-5 -2 -12 -15 10 5
17 19 10 51 -34 -17

Лото

Чем полезна игра

Играразвивает в ученике самоконтроль и самоорганизацию; учит эффективно искать информацию в разнородных источниках, подбирать объекты для решения задачи; принимать решение в состоянии стресса или ограниченного контроля. Игроки тренируют способность доводить дело до конца, рефлексировать свою и чужую деятельность и ее результаты.

Тип связи

Объект и нечто его определяющее (определение, описание, конструкт).

 

Примеры таких связей в разных предметах

Геометрия. Четырехугольник, стороны которого попарно параллельны – параллелограмм

Русскийязык. Часть речи, обозначающая действие – глагол.

География. Полоса, разделяющая между собой различные по своим свойствам воздушные массы – атмосферный фронт.

Физика. Два рода электрических заряда, существующие в природе – отрицательные и положительные.

 

Количество игроков

От 2 до 6 человек.

 

Время игры

От 15 до 30 минут.

 

Пример игры

Рекомендации к созданию новой игры.

Подобный вид игры хорошо подходит для закрепления большого объема знаний. Предлагаем вам вначале выделить из достаточно большого раздела школьного курса на ваше усмотрение термины, объекты, явления (около 30 или 40) – они станут основой для полей лото. К каждому из них нужно подобрать определение, описание или вопрос – это станет карточками с вопросами к полям лото. Придумайте, что станет вашими фишками «верно-неверно». Это могут быть и сами карточки с вопросами. Оформите и распечатайте игровые поля и карточки. Обязательно протестируйте получившуюся игру сначала на себе, затем на группе «экспертов» - в этой роли могут выступить ваши домашние или коллеги.

 

Словесное домино

 

Чем полезна игра

 

Словесное домино представляет собой игровую форму, предваряющую дискуссию. Участники проходят своего рода тренинг, в процессе которого учатся уместно применять готовые аргументы в диалоге. Игра учит осмысленному вниманию к речи оппонента, подбору актуальных контексту высказываний. Если тема предполагает специальные знания, то в процессе игры происходит их закрепление. При включении ролевого момента (костюмов, интонаций) происходит эмоциональное присвоение материала. Игра учит быстро реагировать на реплики, ориентироваться в контексте, понимать позицию своего персонажа и других.

 

Типы связи

 

Связи, присущие устной речи: ассоциация, противопоставление, аргументация, дополнительная аргументация к выдвинутой, иллюстрация, прогнозирование, обвинение - защита.

 

Примеры способовраскрытия таких связей в разных предметах

 

Математика. Дискуссия математиков Древней Греции о математических подходах (арифметика, теория чисел, инженерия).

Литература. Дискуссия литературных персонажей с определенными произведением позициями, дискуссия критиков о произведении.

Русский язык. Дискуссия о реформировании русского языка.

История. Дискуссия исторических персонажей или групп (национальностей, социальных слоев, классов) об устройстве общества, управлении.

Иностранный язык. Бытовая дискуссия на изучаемую тему на изучаемом языке.

История искусств. Дискуссия между представителями разных течений, методов.

 

Количество игроков

 

От 8 до 20.

 

Время игры

 

От 30 до 45 минут.

 

Пример игры

Словесное домино. Тема «Киевская Русь»

Автор: Кожаринов Михаил.

 

Цель игры

1. Дать понятие о происходящих в 971-978 годах на Руси событиях, таких как: поход Святослава на дунайских болгар и Византию, битва у Доростола, гонения Святославом христиан на обратном пути в Русь, гибель Святослава при нападении печенегов, усобица Олега и Ярополка и гибель Олега, роль Свенельда в этой усобице, бегство Владимира к варягам.

Цель эта достигается неоднократным упоминанием всех данных событий в ходе разыгрываемой беседы. В принципе, не нужно, чтобы ребята после данной игры могли четко перечислить все эти события, но представление о ситуации сложиться должно.

2. Данная игра должна способствовать запоминанию имен основных исторических лиц того времени (Святослав, Ярополк, Свенельд, Игорь, Владимир, Добрыня).

3. Ребята знакомятся с разными оценками этих событий и лиц, бытовавшими в то время на Pycи. В итоге у них также должно сложиться представление о разных социальных, религиозных и политических группировках и о тех темах, вопросах, по которым у них были столкновения и конфликты.

А именно:

1) Конфликт варягов и русо-славян, как представителей разных этносов и разных религиозных систем.

2) Конфликт новгородцев и киевлян:

а) из-за стремления Новгорода к независимости, нежелания платить дань, подчиняться "киевской руке" через посадника.

б) на религиозной почве, так как в Киеве идет активная христианизация населения, а Новгород сохраняет большой процент реакционного язычества.

3) Наличие во всех группах (и у новгородцев, и у киевлян, и даже у варягов) представителей купечества, заинтересованных в мире, в единой Руси, активной и выгодной торговле с Византией, а также в том, чтобы печенеги не мешали торговле.

4) Понятие о существовании на Руси различных направлений язычества и связанных с ними культах (Белбог и Перун).

5) Появление нового слоя дружинников-богатырей с иным типом поведения, чем у варягов-дружинников.

Ход игры

Ребята делятся на три команды: варяги, киевляне и новгородцы, по пять человек в каждой команде. У каждой команды есть отличительный знак (участники должны видеть, кто в какой команде). У каждого человека в команде также есть имя, которое тоже должно быть видно всем (удобно использовать бейджики).

Участник получает от 4 до 6 карточек, на которых написаны тексты речи или восклицания. Каждая речь должна быть произнесена данным персонажем во время игровой беседы. Задача каждого игрока и команды "сбросить" все карточки текстов. Как это делается?

Кто-то читает текст своего высказывания, и если кто-либо другой видит, что его текст содержит логическое продолжение речи предыдущего участника, то после того, как тот закончил, ударяет кулаком или ладонью по столу и читает свой текст, а после прочтения кладет карточку на стол вслед за предыдущей (т. е. "сбрасывает карту"). Если поступило несколько заявок на продолжение, то право дается тому, кто первый ударил по столу. Спорные вопросы решает судья, не участвующий в игре. В исключительных случаях, когда удары по столу выполнены одновременно, можно дать право высказаться обоим. Если участник сделал заявку, ударив по столу, а текст его не является продолжением предыдущей реплики, то он получает штрафное очко. Решается это судьей.

Игра начинается ведущим, который говорит первуюфразу, а также имеет право поддерживать беседу, если никто не решается "сбросить карту", продолжая разговор без "сбрасывания карты". Естественно, что ведущий знает весь возможный ход протекания беседы и фактически говорит слова нерешившегося игрока. В силу этого ведущий говорит то за одну группировку, то за другую, и для того, чтобы это смотрелось естественно, он должен играть сомневающегося "без роду, без племени". Например, варяга, долго жившего среди новгородцев и породнившегося с ними, но сейчас поступившего на службу к киевскому князю Ярополку.

Во время игры желательно, чтобы ведущий и судья были разными людьми, хотя в крайнем случае возможно их совмещение.

После окончания беседы подсчитываются штрафные очки, соответственно, игроков и команд. Каждая несброшенная карта - 1 штрафное очко, плюс набранные во время игры. Набравшая наименьшее количество таких очков команда выиграла игру.

Комментарий: Хорошо, когда некая небольшая четвертая группа "умных ребят" - например капитаны всех команд - не участвует в беседе, а наблюдает за ней, а потом отвечает на "контрольные вопросы". Возможно, также зарабатывая штрафные очки в случае отсутствия ответа на вопрос, или наоборот, зарабатывая обычные очки, из которых потом вычитаются штрафные.

До игры-беседы командам надо дать возможность ознакомиться с текстами и, может быть, заготовить стандартные связки "кто за кем". После игры необходимо зачитать несброшенные карточки.

   

Контрольные вопросы

1. Была ли вражда между варягами и русо-славянами? Если да, то вспомните, по какому поводу.

2. В чем отличие в рассказах о своих походах варягов и русских богатырей?

3. Как Святослав относился к христианам?

4. В Киеве была распространена одна вера или несколько (какие)? 

5. Хотела Русь мира с печенегами или воевала с ними?

6. Что ставили в вину Ярополку его недоброжелатели? Кто это был?

7. Какими аргументами защищали князя защитники Ярополка? Кто это был?

8. Кого хотел видеть правителем Новгород - посадника или князя - и почему?

9. Как погиб Олег? Кого обвинили в его смерти и почему?

10. Кто был за развязывание усобицы между Ярополком и Владимиром? Почему?

11. А кто был против? Почему?

12. В чем отличие в отношении к христианству у язычников — служителей культа Перуна и язычников — служителей культа Белбога?

13. Кто высказывался за походы на Византию и Царьград? Чем аргументировал?

14. Кто высказывался против войны с Византией? Почему?

15. Почему новгородцы были "в обиде" на киевлян?

Вариант игры

Начальная фраза ведущего: "Собрал я вас, воины именитые, на этот пир, дабы помянули мы кагана нашего Святослава, убиенного печенегами, вспомним наши походы боевые. Помню я поход вятичей и как громили мы хазар, помню, как взяли землю болгарскую. А пуще всего помню Доростол и сечу, что была год под его стенами".

Далее беседа развивается согласно схеме (см. ниже). Для того чтобы ведущему было легче вести разговор, поддерживать его, он может воспользоваться списком следующих друг за другом тем для разговора.

В момент прихода гонца (см. схему ниже) судья стучится в дверь (стоя около нее), ведущий как бы выбегает, потом возвращается и говорит: "Слушайте! Дела превеликие ныне творятся. Послал Ярополк гонцов к Владимиру со словами: "Негоже Руси раздельной быть - нам в Киеве, а в Новгород посылаю посадника с дружиною". Но Владимир вместе с Добрыней, убоявшись умысла злодейского, решили уйти в землю варяжскую. А в Новгороде теперь не князь Владимир, а посадник Ярополков".

В конце беседы ведущий говорит: "Ладно-ладно, гридни княжеские, вои знаменитые. Угомонитесь. Нет еще войны на Руси. Пойдемте, покажу я вам лучше коней, что купили отроки мои в Белобрежье у печенегов".

Примерная схема развития беседы

О походе Святослава.

О Доростоле и боях с ромеями.

О гибели Святослава.

О печенегах и об отношениях к ним.

Христиане: "Мир на земле".

"Ничего себе мир!" - Олега погубили.

О Ярополке и об Олеге.

Обвиняют Свенельда.

Возмущение варягов.

Реакция других, угрозы.

Русы о богатырях.

Гонец, про посадника в Новгород.

Упреки Ярополку.

Защитники о единой Руси.

Спор о походе на Византию.

Снова о Свенельде.

Каждый бог на своей земле силен.

Гнать надо христиан, того и Святослав желал.

Рекомендации к созданию новой игры.

 

Чтобы придумать подобную игру, нужно следующее:

1) определить культурно-исторический контекст (определенный исторический период, возможно, современность);

2) определить тему или контекст дискуссии, участников (стороны, позиции);

3) примерно прописать ход разговора на игре и подготовить карточки с тезисами для каждой стороны;

4) возможно, подготовить антураж, погружающий в атмосферу эпохи;

5) подготовить вступительное слово, задающее контекст происходящему (например речь от одной из сторон, провокационную, обвинительную или формулирующую суть проблемы);

6) для организации игры полезно выделить группу экспертов из учеников, которые следили бы за ходом и оценивали бы действия игроков. В случае неадекватного высказывания могут, например, поднять красную карточку или просто руку;

7) важно продумать обсуждение игры, подведение итогов, обобщение.

 

Возможен и более простой вариант игры для младшего возраста: игроки делятся на две команды, каждая имеет набор тезисов, записанных на карточках, идет «бой». Первые выбирают тезис из имеющихся, озвучивают его, вторые за короткое время (3-5 сек., это игра на скорость) должны подобрать из имеющихся тезисов на своих карточках антитезис к нему. Если верно – «удар» отражен, если неверно – минус балл. Далее вторая команда наносит свой «удар». Выигрывает команда, у которой меньше всего штрафных баллов.

Карточки с высказываниями игроков необходимо разрезать.

ГаральдВаряги   А наши боги не запрещают нам похваляться о делах и подвигах своих. Да и что плохого в том?! Если есть за тобой дела великие, так пусть все знают: тебе - на славу, другим - в пример да в поученье. Кроме того, и нам надо понять, что говорить, когда попадем мы за столы Валгаллы. Ведь так, братья викинги?! ГаральдВаряги   Правильно! Гнать надо христиан с земли нашей, а храмы их порушить. Этот бог не близок нам. Что это за бог, если даже защитить себя не может? Слышал я, что убили и мучили его сами ромеи. Посмел бы кто поднять руку на Вотана или Одина - богов наших, да и на Перуна - бога русов. А этот Христос?! Разве настоящий вой может чтить такого бога?! Гнать надо этих христиан, с таким богом нельзя побеждать! Мы вмиг их порубаем. А потом снова на Царьград!
ГаральдВаряги   Верно! Пусть будет война. А мы выставим свои мечи за тех, кто больше заплатит. Я воин и жажду сражений и подвигов. Каждый должен прожить жизнь так, чтобы о нем написали сагу. И если Ярополк и Владимир - трусы, я уйду к Рогволоду в Полоцк. ГаральдВаряги   Свенельд при Игоре ходил на ромеев, и не помогли тем их боги. Вернулся Свенельд с богатой добычей, и дружина восхваляла его за то.
ГаральдВаряги   Кто посмел на Свенельда голос поднять! Смотрите, раскрою голову тому надвое! Меч у меня верный! ЭстольдВаряги   Едина Русь должна быть, и негоже нам друг на друга идти, торговое дело наше расстраивать.
ЭстольдВаряги   Ромеев тоже в страхе держать надобно, аль не нужна купцам русским и варяжским защита в Царьграде? Купец наш уважаем быть должен. И льгота, и защита ему нужна. А для того чтоб ромей боялся да уважал, ему силу нашу показать нужно. То и Святослав понимал, и говорил нам не раз. ЭстольдВаряги   Кто на Свенельда голос поднял? Свенельд еще и Игорю, а не только Ольге служил, неблагодарные!
ЭстольдВаряги   Не тронь Свенельда! Или я разнесу тебе голову! ЭстольдВаряги   Велик был князь Святослав, и великие победы одержали мы с ним, прославив имя свое.
ХельгарВаряги   Все знают, что убили Люта гридни Олеговы. За то, что заехал он в пылу охоты в охотничьи угодья Олеговы. Не поехал бы Лют на охоту - может, и был бы жив до сих пор. Воины гибнут часто, на то они и воины. Что тут удивительного. И кто знает - наказаны они за что богами или, наоборот, боги решили, что сей воин уже достоин Валгаллы. Что нам спорить о Люте! Отец отомстил за него. То - право его по закону предков. ХельгарВаряги   Я служил у Свенельда и скажу: он - воин знатный. Дружину свою не обидит. Так и надо. Что ты за конунг, коль дружину свою не лелеешь! Викингам в его доме - почет. И веру отцов, Одина великого, люди его почитают. Да и жизнь он мне спас. Так что кто худое про него говорит, рискует не уберечь живота своего.
ХельгарВаряги   Князь Святослав был доблестный конунг. ХельгарВаряги   Свенельд и при Игоре громил ромеев. И при Святославе, говорят, ромеи дрожали при виде его меча.
РагнвальдВаряги   У Свенельда в дружине и русов много. Он и Перуна чтит, и Христа, ведь и христиан в его дружине немало. А какому он богу сам служит? Я не знаю и потому не люблю Свенельда. Он - знатный воин, но далек от нашей веры. РагнвальдВаряги   А по мне - пусть лучше война. Пусть победит сильнейший. Проигравший же, если достойно погибнет, будет пировать в Валгалле. Так зачем же кого-то жалеть? Смелые будут либо победителями, либо в Валгалле, а трусы жалости недостойны. Владимир или Ярополк? Пусть покажут себя!
РагнвальдВаряги   Викингам - слава, конунгу - почет! РагнвальдВаряги   Викинг без славных дел не викинг. Без военных походов жизнь также скучна, как и без пиров.
РукволдВаряги   Щедр был князь Святослав. Но не многих из викингов он брал в дружину. Святослав любил русов. Немало бы викингов набралось поехать послужить сюда, в Гардарику. Я знаю это. Так кто из князей будет так же щедр - Владимир или Ярополк? РукволдВаряги   И у меня раны до сих пор не зажили. Сам князь Святослав обещал мне по гривне за каждую рану. Только нет теперь с нами славного князя Святослава, убили его печенеги.
РукволдВаряги   Мудр был князь Святослав. Наш торговый интерес с самими кесарями ромеев отстоять умел. РукволдВаряги   Викингам - слава, конунгу - почет! А-а-а!
ДоброгаКиевляне   По вере царьградской кесарь защищать государство свое должен и наказывать злыдней, если то надобно для покойной жизни. ДоброгаКиевляне   Смотри, не задирайся. Сила богатырская у нас тоже есть.
ДоброгаКиевляне   За то лишился Свенельд сына своего - Люта. Не кара ли это божия за поход тот? ДоброгаКиевляне   Ты ж сам сказал: "Негоже хвастать!", да и бог мой похваляться мне не велит.
ДоброгаКиевляне   Вера Ярополка тут ни причем. И по Христу сын отца держаться должен. ДоброгаКиевляне   Что в земле болгарской нас побили - то наказание божье! Правда это. Только не Перуна то наказание. Стал бы разве Перун помогать ромеям? Они же его не чтут! То бог ромеев, Христос, наказал нас. Помните, как раскидало и потопило море ладьи наши при князе Игоре, как пожгли нас греки своим огнем. А ведь Игорь почитал Перуна. Бог ромеев бережет их земли и наши бы берег, коль верили бы мы в него и почитали его.  
ТурКиевляне   Что налетели вы на Ярополка аки вороны черные?! Что с того, что он мир земле нашей подарить хочет?! Али не нужно нам мирное время для торговли нашей? ТурКиевляне   Киев не мало богатырей собрал со всей Земли русской. У князя Ярополка дружина крепкая, как бы не сложили вы головы свои!
ТурКиевляне   Ты - великий гридень княжеский, и все это знают. ТурКиевляне   Возгордился Свенельд уж больно. Говорят, отроки его лучше Игоревых отроков жили.
ТурКиевляне   Уж как князь Ярополк раскаивался да плакал по смерти брата своего Олега. РубачКиевляне   В Киеве любой вере место есть. На горе и Перуну идол стоит, и Белбогу. И христиане еще с Аскольда в Киеве живут. Так повелось в Киеве, и мы порядок сей нарушать не дадим. Не вам, варягам и новгородцам, решать, кому жить в Киеве. А постоять за себя Киев сможет!
РубачКиевляне   Ярополк не хотел смерти Олеговой. Тот сам с моста упал да убился. И не мудрено: сколько народу да лошадей туда за ним попадало. РубачКиевляне   Вот это по-богатырски!
РубачКиевляне   Если б не Хортица, был бы великий князь Святослав с нами, а проклятые печенеги и каган их Куря все еще гуляют по степи. РубачКиевляне   Вы, новгородцы, дани платить не хотите, а как торговать, так в Царьград через Киев едете. А как без гривен Киев от печенегов оборонить? Как заставы да городки строить?
ГюрятаКиевляне   Нельзя верить слову печенега! ГюрятаКиевляне   То все Свенельд! Он подбивал Ярополка пойти бранью на Олега за то, что тот убил сына его - Люта. Ярополк же, увидев мертвого Олега, раскаялся, плакал и бросил Свенельду: "Этого ты хотел!" Я сам свидетель.
ГюрятаКиевляне   Верно. Каждый бог в своей земле силен. Только наш ли бог Перун, что жертвы себе просит. Говорят, раньше Перун был не такой. Так, может, то другой Перун, и земля эта не его. Здесь у нас Белбога чтут. ГюрятаКиевляне   Мир надобен земле нашей. А Перун - не добрый бог. Он крови жаждет, и все, кто служит ему, тоже крови хотят. Потому и хотите вы идти на Киев. Перун толкает вас. Опомнитесь! Не надобно нам воевать между собою.
ГюрятаКиевляне   Негоже хвастать ранами своими. Вон у Доброги ран не счесть. Чего ты молчишь, Доброга? ГумольдКиевляне   Не надо нам воевать. Русь едина должна быть. Так и торг легче вести, и богатства собирать. Хватит нам крови одного Олега. Зачем нам вести на погибель Ярополка или Владимира? Только мир установился. И с ромеями, и с печенегами, и Русь едина под рукой Ярополка стала.  
ГумольдКиевляне   А может, не плох мир с печенегами. Торговые люди к Царьграду спокойно плыть могут. ГумольдКиевляне   Погиб Олег, то худо… Но, гридни, рассудите: хорошо, что земля русская объединилась, хоть и погиб Олег. Древляне вечно отделиться норовят, а негоже Руси отдельной быть. Как торговать тогда?
ГумольдКиевляне   Не стоит нам ходить на Царьград. Дружить с ромеями и приятней, и выгодней. А что толку в этих бессмысленных походах? Торговать надо, а не воевать. ГумольдКиевляне   Почему же убьет?! Брат брата зовет, а вы сразу в шум! Едина у нас Русь али нет?
ПутятаНовгородцы   У каждого свои боги: у ромеев - свои, у нас - свои. И каждый бог силен на своей земле. В земле ромеев, может, Христос и сильней, хотя и мы бивали ромеев. Но на нашей земле самый сильный - Перун, ему мы и должны поклоняться, иначе беда будет и на нашей земле. ПутятаНовгородцы   Так того ж Святослав желал. Слышал я, что в войске своем он всех христиан повывел, и брата своего Улеба не пощадил, и приказывал пожечь все церкви христианские. Может, вы, киевляне, и погубили князя нашего? Почто не послали ему помощи, когда стоял он у порогов?
ПутятаНовгородцы   Погубили нашего князя печенеги, а Ярополк с ними мир заключает. ПутятаНовгородцы   Кто доверится печенегу, тот погибнет. Это не только у нас, то и хазарам известно.
ПутятаНовгородцы   Вы, киевляне, давно уже от Перуна отступились. Отсюда и беды все на нас… ПутятаНовгородцы   Да по вашей вере Христовой все прощать должно.
ПселНовгородцы   Да, Ярополк и от веры нашей отказался. Не указ ему теперь Перун, да и все боги наши! Так что ему кровь отца! ПселНовгородцы   Да утихните вы! И новгородцы за себя постоять могут. Пробовали варяги захватить город наш. Что из того вышло?
ПселНовгородцы И ты туда же! И ты от Перуна отрекаешься. Может, ты христианином стать метишь? А? Уж больно ты часто в Царьград торговать плаваешь. Оттуда и идет эта христианская зараза, оттого и разлад в земле нашей! Знаем, что за городки вы на гривну новгородскую строите! Храмы ромейские на земле русской возводите! Вот боги и наказали нас в земле болгарской, чтоб не отступались мы них, от старых богов наших. Почитали бы и кормили Перуна, если хотим победы одерживать. ПселНовгородцы   Святослав не любил христиан, а Перуна чтил. И Новгород Святослав уважал. Дал нам князя своего Владимира со славным Добрынею, как мы просили о том его. За добро добром платят. Так почему бы нам не исполнить волю его, не пожечь храмов ромейских, что понастроили в Киеве?
ПселНовгородцы   Вот так мир Ярополков! Налетел на брата своего Олега да убил его, города пожег, села разорил. Весь в крови теперь Ярополк. И кровь отца на нем, и кровь брата! Вместо того чтоб с братом хлестаться, все-таки лучше бы на поганых печенегов пошел - за отца мстить, как предки нам и завещали. ПселНовгородцы   Почто у Новгорода не спросили? А может, не хотим мы вам князя отдавать? Киев нам не указ. Убийцы проклятые!
СтаврНовгородцы   Да что за отца мстить! Ярополк брата своего Олега погубил, а теперь мирным и притворяется. СтаврНовгородцы   Скромность украшает богатыря русского.
СтаврНовгородцы   Новгород тоже рать немалую выставить может. Вы, киевляне, считаете, что только у вас сила. Не забывайте: Олег с новгородцами покорил Киев. СтаврНовгородцы   Зачем Ярополк забрать князя у нас хочет?
КариславНовгородцы   А может, не вся гривна новгородская в дело идет? Что князь Ярополк вам, гридням своим, платит? Не новгородским ли серебром? КариславНовгородцы   Как мог Ярополк заключить мир с погаными, не отомстив за отца своего?
КариславНовгородцы   Не надо Владимиру ехать в Киев-град. Убьют его там, как Олега. КариславНовгородцы   Да, киевляне… Говорят у нас, в Новгороде, что многие из вас и не желали возвращения Святославова.
СвятомирНовгородцы   Да, сеча была великая. Много воев сложило голову, а те, кто вышли - со шрамами да ранами глубокими. Надолго запомнится нам Доростол. Вот и меня не обошел меч ромейский, хоть и положил я поганых ромеев тучу несметную. СвятомирНовгородцы   Земли наши богатырями славятся. Вот Данило, что недавно в дружину свою гриднем я взял, троих воев поднимает да с легкостью оземь бросает.
СвятомирНовгородцы   То верно, и в Новгороде "голодный" Перун - бог новый. На нашем славянском конце Белбога и почитают поболе Перуна-то. И так испокон веков было. Перун главным богом не был. И раньше Перуна знали, но жертв он не требовал. СвятомирНовгородцы   Да, киевляне! Вы и Олега древлянского погубили, и до нашего князя Владимира дотянуться хотите. Да и Святослав не из-за вашей медлительности погиб.
СвятомирНовгородцы   Едина Русь, то верно. Только зачем нам дани да посадники киевские? Мирно жить надо, вот и будет Русь едина.  

 

 

Дидактические карты

 

Чем полезна игра

 

Игра учит ребенка работать в группе, помогает осваивать дискуссионную форму, приводить аргументы к выбранной позиции, самостоятельно, творчески выстраивать логические связи между понятиями и явлениями. Также игра учит самостоятельно систематизировать знания по теме игры (возможно, именно в процессе игры это и случится). Если игрокам позволено критиковать высказывания друг друга, то игра учит критически относиться к чужим словам и быть внимательным.

 

Тип связи

В этой игровой форме отрабатываются сразу несколько типов связей, например:

  • род – вид,
  • часть – целое,
  • общий признак, когда два элемента обладают общим признаком,
  • один элемент относится сразу к двум множествам,
  • причина – следствие.

Возможны и другие типы связей.

 

Примеры тем для раскрытия таких связей в разных предметах

Биология. Наиболее яркий пример связи «род-вид», безусловно, иерархия биологической систематики вось



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 81; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.193.207 (0.115 с.)