Глава 10. Создание учебных видеофильмов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 10. Создание учебных видеофильмов



 

Переход систем видео и телевидения на цифровые технологии, появление ТВЧ и внедрение нового формата дисплеев и экранов вызывает необходимость резкого увеличения для потенциальной зрительской (учебной) аудитории новой видеопродукции, соответствующей изменившимся условиям и возможностям представления информации. Резко возрастает спрос на соответствующий контент.

 

Классификация фильмов

Фильм – аудиовизуальное произведение, созданное на основе творческого замысла, состоящее из изображения, зафиксированного на киноплёнке или иных видах носителей и соединённых в тематическое целое посредством последовательно связанных между собой кадров.

Всё многообразие кино-, видео- и телевизионных фильмов можно условно подразделить на следующие основные категории:

художественные фильмы, снятые по литературным сценариям с участием актеров;

хроникально-документальные фильмы, снятые и смонтированные по сценарным планам, в которых отражены действительные события – работа предприятий, строек, институтов и школ, спортивные состязания и другое;

рекламно-презентационные фильмы, снятые по сценарию и посвященные представлению публике новой фирмы, нового политического лидера, нового товара, нового произведения искусства. Рекламные фильмы отличаются краткостью. Изложение видео и аудиоматериала в них даётся в возвышенно приукрашенной форме и рассчитано на привлечение широкой аудитории зрителей и слушателей;

научно-популярные фильмы, снятые по сценарию и посвященные популярному изложению какой-либо научной или технической проблемы. Изложение материала в них дается в доступной, занимательной форме и рассчитано на зрителей с самым разным уровнем подготовки;

учебные фильмы,снятые по сценарию и предназначенные для учебного процесса. Каждый фильм соответствует определенной программе (отдельному разделу программы) учебного заведения, для которого он был снят;

любительские фильмы, которые могут быть сняты как по сценарию, так и без его написания. Фильмы могут иметь как личный, так и общественный интерес и тематически относиться к любой из выше названных групп.

Фильмы, предназначенные для учебных целей, можно подразделить на следующие виды:

– информационно-познавательные;

– тематические;

– фрагментарные;

– учебно-инструктивные.

Как правило, длительность учебных фильмов не превышает 20–25 мин, а фрагментарных фильмов 5–7 мин.

Определённый интерес представляют хроникально-документальные

 

Подготовка сценария фильма

 

Значительно возросший объём приобретаемых знаний в современном учебном процессе требует совершенствования методов и средств обучения. Применение видеотехники является одним из эффективных средств обучения. К настоящему времени эта техника получила широкую доступность в нашей стране даже на бытовом уровне. В процессе обучения стали широко применяться видеофильмы, подготовленные сравнительно небольшими видеостудиями с учётом потребностей конкретных учебных заведений. Кроме того, видеофильмы могут предназначаться для исторических целей, в качестве рекламы, для презентаций, выставок и других целей.

Подготовка и производство видеофильмов, исключая проблемы, связанные с финансированием, проходят следующие основные этапы:

– определение тематической направленности и основной идеи фильма; разработка аннотации;

– подготовка оригинального сценария фильма, его обсуждение и утверждение;

– разработка режиссёрского сценария с привязкой ко времени и местам съёмок;

– проведение видеосъёмок по согласованному сценарию;

– монтаж и озвучивание видеофильма;

– представление фильма заказчику и корректировка оригинала фильма в случае необходимости;

– размножение фильма для получения нужного числа фильмокопий.

 

Начальным этапом подготовки любого фильма является определение тематики и основной идеи – замысла фильма. Более полно это раскрывается в аннотации будущего фильма, где кроме замысла фильма, даётся краткое изложение его содержания и перечень учебных вопросов, которые предполагается отразить в сценарии.

Заказчик фильма должен определить, для какой категории лиц намечено производство фильма. Знание будущей аудитории зрителей является важным моментом для постановщиков фильма, поскольку серьезно влияет на содержание и глубину рассматриваемых вопросов.

Краткое содержание будущего фильма в аннотации может быть представлено в виде развернутого плана, в котором последовательно отражены вопросы учебной темы. При составлении аннотации необходимо умозрительно прикинуть объём материала, который будет положен в основу сценария. Чтобы уложиться в запланированное время, следует ограничить круг рассматриваемых вопросов, о чём-то упомянуть вскользь, а заострить внимание на более важном материале. Неоправданное необходимостью включение в учебный фильм дополнительных эпизодов, как правило, не улучшает, а ухудшает его свойства как учебного пособия.

 

Качество фильма в существенной мере зависит от качества подготовленного для него сценария. Оригинальный сценарий – самостоятельное произведение, написанное специально для постановки фильма и отражающее его содержание. Отсутствие сценария при проведении съёмок ведёт к излишней трате времени, средств и отрицательно сказывается на качестве фильма. В процессе съёмок без сценария трудно отобрать главное, в результате получается, что отдельные существенные эпизоды фильма не отсняты, а имеющийся видеоматериал перегружен съёмкой второстепенных объектов.

Над составлением сценария должны работать лица, хорошо знающие специфику учебной темы, умеющие преподнести материал понятно и доступно. Автор должен иметь хотя бы начальные представления об особенностях создания видеофильмов. При указанных условиях можно избежать многочисленных доработок сценария и обеспечить хороший уровень создаваемой видеопродукции.

Состав основных событий будущего фильма в их логической последовательности представляет собой фабулу фильма. В фабуле учебного фильма различают:

экспозицию, в которой для будущей аудитории зрителей даётся постановка учебной темы с указанием её значимости в изучаемом предмете;

завязку – краткий подход к изучаемым вопросам на основе ранее приобретённых знаний;

развитие действия, содержащее логически последовательное изложение учебных вопросов, при максимально возможной наглядности, обеспечиваемой с помощью современных средств видеотехники. При этом наличие ключевых эпизодов в изучаемых вопросах должно создавать у зрителей заинтересованность в постижении дальнейшего развития событий учебного фильма;

кульминацию – закономерное завершение изучаемых вопросов учебного фильма;

развязку – подведение краткого итога по изучаемой теме.

Сценарий для видеофильма продолжительностью около 10 минут, набранный на компьютере или пишущей машинке через два интервала, занимает обычно объём не более 8–9 страниц. Сценаристу не требуется указывать технические средства съёмки, номера кадров и другие детали, необходимые в основном режиссёру и оператору. Но автор обязан хорошо представлять описываемые им действия, их последовательность и примерную продолжительность по времени при демонстрации на экране, чтобы уложиться в заранее оговоренную общую продолжительность видеофильма.

Одним из важных моментов для авторов фильма является отработка композиции сценария, под которой понимают взаимосвязь отдельных его частей в соответствии с замыслом и названием фильма. В процессе работы над композицией сценария отобранный материал концентрируется в эпизоды. Эпизод является основной композиционной единицей сценария. В художественном произведении эпизод раскрывает событие, имеющее начало, развитие и конец – развязку, а в эпизоде учебного фильма даётся разбор самостоятельного вопроса, который также имеет начало, развитие и конец – вывод. В учебном фильме эпизод логически связан с другими эпизодами и подчинен единой теме. Хорошо отработанные эпизоды объединяются в целые фрагменты, из которых строится композиция всего сценария будущего фильма.

В процессе чтения написанного сценария должно хорошо различаться то, что будет произноситься в фильме и что происходит на экране.

Авторы сценариев часто допускают ошибки, разрывая связь слова и изображения в кадре, а также допуская излишнее многословие. Зритель устает от ненужных подробностей и плохо воспринимает основное содержание фильма. Необходимо постоянно помнить, что основой фильма является изображение, а дикторский текст, речь лиц в кадре, музыка и шумы служат лишь дополнением к нему. Язык учебного фильма должен быть точным и понятным большинству зрителей, на которых он рассчитан. Следует избегать применения в тексте канцелярских и высокопарных выражений. Диктор может обращаться к зрителям с интонацией поощрения или порицания действий, происходящих на экране. Элементы юмора делают текст увлекательным.

Подготовленный сценарий фильма обсуждается с режиссёром и консультантами, после чего утверждается заказчиком.

 

На основе оригинального сценария режиссёр, оператор и художник составляют план проведения предстоящих съёмок – режиссёрский сценарий, представляющий собой детальную разработку для съёмок с покадровой записью всего фильма, величиной планов, с привязкой ко времени и месту съёмок. Предварительно режиссёру целесообразно ознакомиться с ранее выпущенными фильмами близкой тематики. Это позволит ему избежать ненужных повторений и ошибок, допущенных предшественниками.

Отредактированный сценарий подразделяют на отдельные эпизоды (сцены), а каждый из эпизодов разбивают на сценарные кадры, которые сводят в табличную форму. Для каждого сценарного кадра в столбцах таблицы указывают его последовательный номер, длительность, зрительное содержание, разговорный текст и указание на необходимость определенных звуковых эффектов, последний столбец оставляют для примечаний. Наличие указанных таблиц позволяет в последующем легко отслеживать ход съёмочного процесса и при необходимости осуществлять его коррекцию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 444; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.01 с.)