Что характерно для фольклора европейских народов. Расскажите об одной из традиций: эпоса, народной сказки, народной песни. Дайте краткий очерк сбора и изучения европейского фольклора. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что характерно для фольклора европейских народов. Расскажите об одной из традиций: эпоса, народной сказки, народной песни. Дайте краткий очерк сбора и изучения европейского фольклора.



В Европе носителем фольклорных традиций было преимущественно крестьянство. Фольклорная традиция, обрядовая по своему происхождению, оказала огромное влияние на формирование средневековой литературы, в т.ч. клерикальной. Хотя в средневековье народная лирика не записывалась, ее тематика, образы, ритмика оказывали огромное влияние на позднейшие жанры средневековой поэзии (рыцарскую и городскую лирику). В фольклоре многих народов Европы прослеживаются следы языческих верований крестьян, особенно в сказках и поговорках. В крестьянском фольклоре очень часто выражено негативное отношение к богатым. Любимый герой западноевропейских сказок, например, является бедняк, а у славян - "дурак", который не лишен хитрости и молодецкой удали.

Эпос - героическое повествование о прошлом, содержащее целостную картину народной жизни и представляющее в гармоническом единстве мир героев-богатырей. Часто европейские эпические поэмы не имеют автора, а полные сборники многих повествований издаются только в Новом Времени. Повествование ведётся от лица повествователя(лей) — реального или вымышленного рассказчика, наблюдателя, участника или героя события. Переход от устного творчества певцов и сказителей к «книжному эпосу» сопровождался некоторыми изменениями в составе, объёме и содержании песен, поскольку эпические произведения в Европе существовали ещё в языческие времена, а в письменную форму были облечены столетия спустя после христианизации.

Иная ситуация со Средневековым эпосом - он уже имеет автора, часто облачается в форму героического или исторического романа, но в своем повествовании он все так же оперирует народными сказаниями, апеллируя к дальним славным временам.

Эпос может выступать и в качестве творческого переосмысления национальных основ другой культуры и эпохальной реалии - например, модернистский роман Джойса "Улис". Это переложение Одиссеи, но в то же время В романе находят отражение литературные стили и жанры различных эпох, стилевые особенности писателей, которых Джойс пародирует или которым подражает.

Примеры "классических" эпосов Европы: Калевала, Калевипоэг, Энеида, Илиада, Беовульф, Круг Земной, Эдды, Песнь о моём Сиде.


 

18. Какие традиционные (старые) этнокультурные меньшинства существуют в странах Европы? Расскажите на примере одной или нескольких стран.

Польша. Кашубы, русины и силезцы.

Кашу́бы — этническая группа поляков, населяющая часть польского Поморья — Кашубию. Неофициальная столица кашубской этнической территории — город Картузы. Из крупных Изначально основным занятием большинства кашубов было рыболовство; сейчас большинство работает в сфере туризма. Основная организация, которая заботится о сохранении самобытности и традициях кашубов, — Кашубско-Поморский союз. Язык - кашубский (лехитская подгруппа западнославянской группы). Численность до 500 тыс. Религия: католики и меньшинство протестанты-лютеране. Потомки племени поморян.

Силезцы — потомки коренного славянского населения Верхней Силезии — исторической области, расположенной на территории Польши и частично в Чехии и Словакии. Небольшая часть силезцев живёт также в Германии. Традиционно рассматриваются как часть поляков. В конце XX века возрождается движение, добивающееся признания силезцев отдельным славянским народом. Общая численность — более 850 тыс. человек. В Польше говорят на силезском (лехитская подгруппа западнославянской группы) и польском языках, отчасти сохраняется знание немецкого языка. В Чехии говорят на чешском языке и местных силезских говорах. Верующие — главным образом католики, есть протестанты. Предками силезцев были племена слензан.

Русины — группа восточнославянского населения, компактно проживающая на западе Украины (Закарпатье), востоке Словакии (Пряшевская Русь), в юго-восточной Польше (Лемковщина), на северо-востоке Венгрии, северо-западе Румынии (Марамарош), а также в сербской Воеводине и хорватской Славонии; существенная русинская диаспора существует в США и Канаде. Говорят на русинском языке. Потомки тиверцев, уличей и белых хорват. Религия: православие и католицизм.

С момента обретения независимости все государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) позиционировали себя как национальные, а некоторые — и как этнически гомогенные. Так, власти Польской Народной Республики утверждали, что вследствие кардинальных демографических изменений, сопутствовавших Второй мировой войне и послевоенному урегулированию (потеря восточных кресов, геноцид евреев, депортация немцев, политика реполонизации), в стране полностью решен национальный вопрос. В период с 1946 по 1988 г. в польских переписях населения даже отсутствовал вопрос об этнической принадлежности. Однако в последние десятилетия в регионе наблюдается мобилизация субэтнических групп, которые все последовательнее заявляют о своей альтернативной (непольской, неукраинской, нечешской и т.д.) идентичности, причем численность таких групп неуклонно растет. Рассматривавшиеся на протяжении большей части своей истории как этнографические вариации титульных народов, эти группы сегодня декларируют свою этническую (национальную) особость, добиваясь пересмотра традиционных моделей регулирования межэтнических отношений и законодательного признания в качестве меньшинств.

Процессы демократизации наложили свой отпечаток на дискуссии о статусе не только традиционно признаваемых государствами ЦВЕ этнических меньшинств, но и ряда субэтнических групп, ранее лишенных такого признания, в том числе кашубов, силезцев и русинов.

Чтобы обрести законодательное признание, этнографические (субэтнические) сообщества первоначально должны добиться статуса этнического меньшинства. Русинам (лемкам) это удалось, и впервые в новейшей истории Польши они получили законодательное определение в качестве самостоятельного этноса, отличного от украинцев. Кашубы и силезцы в перечень упомянутых в законе 2005 г. этнических меньшинств не вошли. Вместе с тем в соответствии с этим законом кашубский язык получил статус регионального, став первым (и пока единственным) региональным языком в Польше.

В качестве этнического (национального) меньшинства русины признаны также в Чехии, Сербии и Словакии. В словацком законе «Об употреблении языков национальных меньшинств» (1999) они включены в список девяти национальных меньшинств страны (наряду с украинцами), а их язык — в число языков национальных меньшинств.

И здесь неизбежно встает вопрос, являются ли наречия, на которых говорят субэтносы, отдельными языками или диалектами.

В частности, языковой активизм был осознанно выбран в качестве стратегии силезскими борцами за придание их субэтносу статуса этнического меньшинства. По их мнению, официальное признание существования самостоятельного силезского языка и его литературная кодификация могут стать первым шагом на этом пути.

С начала 1990-х годов в странах ЦВЕ стали возникать различного рода организации и партии (например, Moravane в Чехии, RAS в Польше), призывающие к восстановлению автономий. Именно эти силы громче всех требуют фиксации «новых» этнических групп, видя в институте региональной автономии единственный эффективный механизм защиты их культурных прав. Однако в глазах значительной части населения ЦВЕ политическая автономия отдельных регионов прочно ассоциируется с сепаратизмом. Страх перед перспективой сецессий отражается на общем отношении к субэтническим движениям, любая активность которых воспринимается как потенциальная угроза стабильности и проявление нелояльности к государству.

В отличие от многих этнических меньшинств ЦВЕ, сообщества русинов, кашубов и силезцев, обладая специфическим самосознанием и культурой, были лишены возможности самоопределения, а их статус в качестве неотъемлемой части иного, в последних двух случаях — титульного, народа принудительно формировался и закреплялся при помощи различных дискурсивных механизмов. Практики описания данных сообществ, связанные с приписыванием их к этническому большинству, долгое время позволяли государствам их проживания упрощать политический процесс, исключая из него акторов, претендующих на представление рассматриваемых групп. Возможность низведения этих групп до положения субэтносов обусловливалась рядом причин, в том числе относительно небольшой культурной дистанцией от этнического большинства, изначальной слабостью этнической/национальной идентичности местного (преимущественно сельского) населения, малочисленностью национальных агитаторов, неудачными тактиками построения отношений с государством и др. Очевидно, однако, что стратегия непризнания, бывшая вполне эффективной в недемократических режимах, с их крушением утратила свою действенность. В настоящее время взаимодействие между выступающими от имени соответствующих сообществ активистами и государствами во многом представляет собой торг, г де первые решают, какие стратегии помогут им максимально быстро и полно достичь своих целей, а вторые взвешивают, на какие уступки можно пойти, чтобы сохранить целостность и интегрированность государствообразующих наций. Включение сообществ, долгое время описывавшихся как этнографические группы, в борьбу за повышение собственного социального и правового статуса высвечивает несколько ключевых моментов современного этнополитического процесса. Во-первых, идеал этнической Заключение 40 Jabłoński 2012: 5. 41 Olbracht Prondzyński 2012: 7. “ПОЛИТИЯ” № 1 (92) 2019 197 гомогенности как основы стабильности национального государства демонстрирует свою нежизнеспособность, отмирая вместе с авторитарными порядками. Во-вторых, начало демократического транзита может сопровождаться неожиданной активизацией меньшинств, требующих расширения своих прав. Это касается прежде всего этнокультурных меньшинств, мнение которых становится все сложнее игнорировать. Традиционные заключения ученых, слабо учитывающие субъективную самооценку членов подобных групп, утрачивают релевантность. На смену директивно спускаемым сверху политическим решениям приходят диалог и поиски консенсуса. Это одновременно и вызов для демократии, и проверка успешности ее консолидации.


 

19. Какие новые этнокультурные меньшинства возникли в последние десятилетия в странах Европы? Расскажите на примере одной или нескольких стран.

Евроарабы во Франции

Материалом для конфликта во Франции послужило второе поколение мигрантов. Именно второе, а не первое — что в данном случае важно.

Существует известная теория "поколенческой ассимиляции". Иммигранты, дескать, потихоньку растворяются в "основной массе", как соль в воде. Постепенно забываются дикие обычаи родины, они становятся всё больше европейццами. Рано или поздно потомки бородатого муслима, с трудом выучившего пятьдесят французских слов, станут обычными французами или англичанами, разве что капля арабской крови скрасит их облик и оживит темперамент… Всё хорошо, достаточно только подождать.

На самом деле эта идиллическая картинка не соответствует действительности. Ибо "ассимиляция" идёт совсем не таким путём.

А именно. Для того, чтобы из араба стать французом, надо перестать быть арабом и стать французом. Это два разных процесса, идущих с разной скоростью. Первый идёт быстрее. Если араб, приехавший во Францию, до конца жизни остаётся арабом, то его сын, выросший вне арабской среды, плохо знающий родной язык (точнее, знающий "домашнюю" версию языка), не знакомый с арабскими обычаями и привычками, сильно "деарабизируется".

Но для того, чтобы стать французом, он должен набраться "французскости", а это гораздо сложнее. В результате он зависает в состоянии "всем чужой". Кроме, может быть, таких же, как он. А это подвигает второе поколение мигрантов сбиваться вместе, что, в свою очередь, является дополнительным фактором, тормозящим дальнейшую интеграцию…

В результате — в самом худшем случае, разумеется, — вместо ассимиляции "арабов во фрацузов" может произойти этногенез, то есть появление "евроарабов" (как в Соединённых Штатах появились "афроамериканцы").

В принципе, людей в подобном положении следовало бы "отвлечь и занять чем-нибудь" — например, создать им возможность учёбы и рабочие места, желательно подальше от места рождения и ни в коем случае не кучно. (Потомку мигрантов желательно мигрировать «ещё раз» — из среды потомков мигрантов). Вместо этого их посадили в одну банку и дали социальные пособия. Что было стратегической ошибкой.

Однако, всё это объясняет лишь то, откуда взялся горючий материал для бунта.

Какие политические силы ответственны за возникновение беспорядков? Тут можно говорить о двух типах ответственности. Кто-то навалил эту кучу сухого хвороста, а кто-то поднёс спичку.

Что касается хвороста, то этот вопрос мы уже рассмотрели. Посадить людей в одну банку и дать им пособия — это типичная социалистическая политика, в дурном смысле слова "социализм". Люди, принимавшие соответствующие законы и административные решения, наверняка известны, к ним и претензии.

Разумеется, нельзя исключать возможность самовозгорания. Однако, можно подумать и о других вариантах. Сейчас такие размышления называют "конспирологией" и "теорией заговоров" и с похвальной поспешностью отключают мозг, как только дело доходит до подобных тем. Поэтому не буду развивать их слишком уж подробно.

Напомню только, что Франция — как страна — в последнее время вела себя очень плохо. В частности, французы сорвали принятие Евроконституции. С точки зрения наднациональной элиты, управляющей Европой, это прежде всего провал французской администрации, плохо работавшей с людьми. Разумеется, за провалы «наказывают».

Если же теперь вспомнить то, что бунты не имели явного лидера, никаких управляющих структур и т.п., но при этом действия погромщиков были и эффективны, и предусмотрительны, то… Но это уже конспирология, не так ли?

Вполне возможно, что эти силы находятся вне Франции как таковой.

Представляет ли сложившаяся ситуация угрозу для Франции? Смотря что считать угрозой. Разогнать банды "ракалий" несложно, никакой угрозы регулярным полицейским силам они не представляют. Однако, иметь проблемы с мигрантами, по современным европейским меркам, «стыдно» — это всё равно что публично признаться во вшивости или венерической болезни. "Всё лечится", но сраму не оберёшься.

Поэтому неудивительно, что французы всячески тянули и изворачивались, только бы не идти на полицейские меры.

Необходимо пересмотреть политику по отношению к мигрантам. Прежде всего — обратить внимание на проблемы адаптации второго и третьего поколений. Не допускать возникновения мигрантских субкультур. Расселять людей — не административными мерами, конечно (это в современной Европе невозможно), а создавая условия для того, чтобы выросшие в эмигрантских гетто как можно скорее уезжали оттуда.

Вместо пособий по безработице следовало бы организовать программу микрокредитования на льготных условиях — мигранты должны иметь шанс начать свой мелкий бизнес. Нужно также усилить пропаганду ассимиляции, в том числе в литературе и кино. Ещё больше внимания нужно обратить на всех тех, кто ассимиляции мешает.

Иммигранты и особенно их потомки должны быть научены тому, что, скажем, "радикальный исламский шейх" — это что-то вроде наркоторговца, а проповедник "мультикультурности" — в лучшем случае мошенник, наживающийся на чужих проблемах. Иммигранты должны чётко понимать, что высшая цель их жизни — внуки-французы, и никак иначе.

В России ситуация совершенно иная, нежели во Франции. Российские мигранты не "велферщики" и живут не на пособие. Скорее, это колонизаторы России. Уже сейчас видно, что они захватили все наиболее выгодные места, в том числе места мелкого и среднего начальства, а иногда и взлетают на самый верх.

Мигранты прекрасно устроились на русской шее и едут в своё светлое будущее, лягая немытыми пятками униженных и бесправных русских. Следовательно, устраивать беспорядки им элементарно невыгодно. Скорее, они будут разгонять выступления аборигенов.

И «подобных» французским беспорядков в России не будет. У нас нет проблем с потомками приезжих, не могущих найти себе место в жизни и испытывающих трудности с ассимиляцией.

Наши мигранты — это верхушка россиянского общества. Они контролируют все вкусные бизнесы, торговлю, преступность. Ассимилироваться они вовсе не собираются. Зачем становиться русским, то есть понижать свой статус, когда можно быть азерботом или чеченцем, то есть хозяином, баем? То же самое касается и их потомства.

Они прекрасно устроены, их будущее обеспечено. У них нет проблем. Это у русских есть проблемы, но кого интересуют проблемы русских?

Какие-то выступления российских мигрантов возможны в двух случаях. Во-первых, если русские начнут сопротивляться новому игу. Но такие проблемы проще решить парой звоноков на самый верх. Жирный кавказец снимет трубочку, позвонит в Кремль, выматерится — после чего любое русское выступление разгонят менты и ОМОН.

Второй вариант — если выйдут задержки с предоставлением мигрантам каких-нибудь прав. Недавно на самом высоком уровне было озвучено, что миллион нелегальных мигрантов будет "легализовано". Если будут проблемы с легализацией ещё миллиона каких-нибудь полезных людей того же свойства, могущественные диаспоры выведут на улицы десятки тысяч отморозков. После чего забывшаяся кремлёвская администрация сделает всё, что от неё потребуют, и даже больше.

 


 

20. Охарактеризуйте основные этнокультурные и этносоциальные проблемы стран Европы в конце XX – начале XXI в. Приведите конкретные примеры.

● Влияние окончания холодной войны

● Распад Чехословакии

● Распад Югославии и Балканский вопрос в целом

● ГДР и ФРГ

● Проблема мигрантов с ближнего востока

● Вопрос с Украиной

● Каталонский вопрос в Испании

● Вопрос Бретани и Корсики во Франции


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 509; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.66.178 (0.035 с.)