Понятие и сущность правительственного контроля, его формы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и сущность правительственного контроля, его формы.



Полномочия Правительства РФ, в том числе по обеспечению контроля, определяются Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации", согласно которому Правительство в пределах своих полномочий осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции, федерального законодательства, указов, распоряжений, поручений Президента, международных договоров РФ, а также контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ. Федеральные надзорные органы, министерства и иные федеральные органы исполнительной власти осуществляют контрольную и надзорную деятельность в пределах своей компетенции.

Подконтрольными Аппарату Правительства РФ федеральными органами исполнительной власти являются министерства, подведомственные им федеральные службы и агентства, находящиеся в ведении Правительства РФ. Таким образом, основным объектом правительственного контроля, согласно Указу, является деятельность подведомственных Правительству органов исполнительной власти (федеральных министерств, служб и агентств). Контрольные функции Аппарат Правительства РФ реализует на основе федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Федеральные министерства и ведомства реализуют свои контрольные функции в соответствии с положениями о данных органах, утвержденных указами Президента РФ (президентский блок федеральных органов исполнительной власти) или постановлениями Правительства РФ, исходя из компетенции Правительства РФ (правительственный блок).

Кроме того, правительственный контроль осуществляется и на региональном уровне. В частности, во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации созданы подразделения ряда федеральных органов исполнительной власти, наделенные и контрольно-надзорными полномочиями.

Таким образом, система правительственного контроля с учетом федерального, окружного и регионального уровней имеет разветвленный характер. В ходе правительственного контроля осуществляется как административный, так и финансовый контроль. Как следует из названий федеральных служб, финансовый контроль (надзор) уполномочены проводить Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и др. Для осуществления только надзорных функций созданы Федеральная служба по надзору в сфере экологии и природопользования, подведомственная Минприроды России; Федеральная служба по атомному надзору, Федеральная служба по технологическому надзору, подведомственные Министерству промышленности и энергетики РФ, и пр.

Следовательно, правительственному контролю свойственна такая характеристика, как многофункциональность. С одной стороны, он является финансовым и административным видом контроля, с другой — надведомственным, межведомственным, ведомственным и не только контролем, но и надзором. С третьей стороны, он имеет разветвленную функциональную структуру: федеральный и региональный уровни. И самое важное: федеральные органы исполнительной власти в Указе Президента РФ разделены на два блока. Одним из них руководит Президент РФ, другим — Правительство РФ. Все это, наш взгляд, также служит основанием для определения понятия и сущности правительственного контроля, его основных элементов. Данные положения необходимо включить в проект федерального закона “О государственном контроле в РФ”, в котором целесообразно конкретно сформулировать цели, задачи, объекты правительственного контроля, унифицированные и дифференцированные полномочия субъектов, его осуществляющих, и т.д.

Для эффективной реализации Правительством многочисленных контрольных функций необходим не только соответствующий правовой, но и административный ресурс, а также его эффективная реализация, включая возможное создание в Аппарате Правительства подразделения как по осуществлению контроля, так и по его координации.

Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти в России, осуществляющие контрольную деятельность, образуются указами Президента РФ и действуют на основании положений об этих органах, утверждаемых указами главы государства и постановлениями Правительства РФ.

К числу федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих межотраслевой специализированный контроль, можно отнести, в частности, Министерство по антимонопольной политике РФ, контролирующее соблюдение антимонопольного законодательства, Президентский таможенный комитет РФ, осуществляющий таможенный контроль. Значительную роль в осуществлении специализированных видов государственного контроля играют различные инспекции. Эти органы не имеют статуса федеральных органов исполнительной власти и создаются в основном при министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти. Однако образуются они либо указом Президента РФ, либо постановлением Правительства, которыми утверждаются положения об этих инспекциях, как, например, Российская транспортная инспекция Министерства транспорта РФ, Государственная инспекция безопасности дорожного движения МВД России. Итак, президент РФ и Правительство РФ по вопросам, относящимся к их компетенции, осуществляют контроль за деятельностью органов федеральной службы безопасности соответственно через уполномоченные на это подразделения Администрации Президента РФ и Аппарата Правительства РФ.

Правительственный контроль. Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ. Правительство РФ в пределах своих полномочий проводит контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ.

Для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством, образован Аппарат Правительства РФ, а в его структуре - Контрольное управление. Таким образом определены два субъекта правительственного контроля, а именно: Правительство РФ и его Аппарат.

Контрольные функции Аппарат Правительства РФ реализует на основе постановлений и распоряжений Правительства РФ.

Федеральные министерства и ведомства реализуют свои контрольные функции в соответствии с положениями о данных органах, утвержденных указами Президента РФ (президентский блок федеральных органов исполнительной власти) или постановлениями Правительства РФ, исходя из компетенции Правительства РФ. Кроме того, правительственный контроль осуществляется и на региональном уровне. В частности, во всех федеральных округах и субъектах Российской Федерации созданы подразделения целого ряда федеральных органов исполнительной власти, наделенных и контрольно-надзорными полномочиями.

В этой связи можно сказать, что система правительственного контроля с учетом федерального, окружного и регионального уровней имеет разветвленный характер. В ходе правительственного контроля осуществляется как административный, так и финансовый контроль.

Таким образом, правительственному контролю свойственны такие характеристики, как многофункциональность. С одной стороны, он является финансовым и административным контролем, с другой - надведомственным, межведомственным, ведомственным и не только контролем, но и надзором. С третьей стороны, он имеет крайне разветвленную функциональную структуру: федеральный и региональный уровни. И самое важное: федеральные органы исполнительной власти разделены на два блока. Одним из них руководит Президент РФ, другим ведает Правительства РФ.

 

Контроль органов исполнительной власти можно разделить на:

 а) общий,

б) ведомственный,

в) надведомственный.

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих органов или приостанавливать их действие. В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов РФ. Контролю со стороны Правительства РФ подлежит также деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др. Контрольные полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения. Указанные органы контролируют также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства РФ, устава, законов и иных нормативных актов субъекта РФ; обеспечивает контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Например, Министерство путей сообщения РФ осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций. Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др. Министерство РФ по атомной энергии осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности имущества предприятий и организаций ядерного комплекса. В субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется соответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой и межотраслевой компетенции.

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность. Так, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности. Государственный комитет РФ по статистике осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими субъектами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области государственной статистики. Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ и др.

1. Общий контроль органов исполнительной власти включает:

Характерными чертами общего контроля является:

- он охватывает всю деятельность подконтрольных органов;

- общий контроль осуществляется обладающими наибольшими полномочиями по контролю государственными органами;

- общий контроль выполняет функцию предупреждения правонарушений и служит основой для проведения специального контроля.

Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.

2. Специальный контроль осуществляется по функциональным направлениям деятельности подконтрольного объекта.

Значение специального контроля растет вместе с увеличением количества видов деятельности, осуществляемых государственными органами, гражданами и их объединениями.

Выделяют следующие виды специального контроля по проверке определенного вида деятельности:

- финансовый контроль,

- валютно-экспортный контроль,

- контроль за состоянием правопорядка,

- контроль за соблюдением антимонопольного законодательства,

- мониторинг состояния окружающей среды,

- контроль за уплатой налогов,

- контроль за соблюдением законодательства о противодействии экстремизму

и другие виды контроля.

3. Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении под­ведомственных им объектов.

Он состоит:

- в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и под­законных актов;

- в проверке своих решений нижестоящими подведомст­венными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями.

Например, Министерство путей сообщения Россий­ской Федерации осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на пред­приятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транс­порта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций.

Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохран­ностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и кон­тейнеров и др.

4. Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется:

- в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции;

- если между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль — Министерства РФ.

 

34. Контрольные полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных министерств.

 

ПРАВИТЕЛЬСТВО

 

Принципиальная особенность исполнительной власти: непосредственно воздействует на процессы, происходящие в жизни общества. Следовательно, и контроль более приближенный к объектам контроля, более непосредственный.

 

Также нужно отметить, что существуют иные органы исполнительной власти (фед. Службы, министерства, агенства), осуществляющие контроль. Впрочем, некоторые из них подчиняются Правительству.

 

Контрольные полномочия Правительства определяются ФЗ-4 «О Правительстве».

 

Из ФКЗ-4 от 06.11.2020 убрали формулировку, посвящённую систематическому контролю за организацией исполнения нормативных правовых актов, которая была в фкз-2.

 

Осталась статья 12: руководство федеральными органами исполнительной власти. Правительство контролирует их деятельность. Следовательно, такие федеральные органы (министерства) ответственны перед Правительством за порученные им задания.

 

Правительство:

· осуществляет взаимодействие органов публичной власти и координацию их деятельности в рамках единой системы исполнительной власти в Российской Федерации;

· обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, координирует и контролирует деятельность органов исполнительной власти, а также способствует устранению разногласий между ними;

· обеспечивает реализацию национальных целей, национальных проектов, формирует федеральные целевые программы, государственные программы Российской Федерации и общенациональные планы действий, обеспечивает их реализацию;

· вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

· Обеспечивает единство системы органов исполнительной власти.

· Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод человека и гражданина, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями;

· Осуществляет меры по обеспечению безопасности личности, общества и государства при применении информационных технологий, обороте цифровых данных;

· Впределах своих полномочий обеспечивает исполнение судебных решений.

 

 

 

 

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ МИНИСТЕРСТВА

 

Контрольные полномочия разнятся в зависимости от министерства. Приведёт несколько примеров:

 

МИНЮСТ (больше всего контрольных полномочий)

 

· обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

· осуществляет в установленной сфере деятельности мониторинг правоприменения в Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека, в связи с которыми необходимо принятие (издание), изменение или признание утратившими силу (отмена) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

· проводит правовую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации

· проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента Российской Федерации и проектов постановлений Правительства Российской Федерации

· проводит правовую экспертизу нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации

· проводит в установленном порядке мониторинг применения нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· осуществляет на территории Российской Федерации функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации адвокатами, адвокатскими образованиями и адвокатскими палатами, за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния.

 

МИНФИН

 

Министерство финансов Российской Федерации в установленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

 

МИНОБОРОНЫ

· Осуществление надзора за системой государственного учета и контроля ядерных материалов, используемых при эксплуатации ядерных энергетических установок военного назначения, и системой государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, образующихся при эксплуатации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения.

· Осуществление контроля за организацией внутренней, гарнизонной и караульной служб.

· Осуществление контроля за реализацией ведомственных целевых программ.

· Сопровождение и контроль научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

35. Правительственный контроль за деятельностью органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.

 

Статья 12 ФКЗ-4 «О Правительстве»:

Руководство деятельностью федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации в соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти.

Правительство Российской Федерации осуществляет следующие полномочия в отношении федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет:

1) утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти;

2) назначает на должность и освобождает от должности заместителей руководителей федеральных министерств, руководителей и заместителей руководителей иных федеральных органов исполнительной власти;

3) устанавливает предельную численность работников аппаратов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, а также размер бюджетных ассигнований на содержание таких аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете;

4) устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти;

5 ) устанавливает размер бюджетных ассигнований на содержание аппаратов территориальных органов федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

 

Статья 13:

· Правительство Российской Федерации направляет в законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации проекты своих решений по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации по таким проектам подлежат обязательному рассмотрению в Правительстве Российской Федерации.

· Правительство Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации предложения о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

К государственному региональному контролю относится деятельность органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) на территории этого субъекта Российской Федерации. Порядок организации и осуществления регионального государственного контроля (надзора) устанавливается высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации с учетом требований к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) в соответствующей сфере деятельности, определенных Правительством Российской Федерации, в случае, если указанный порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Если примером федеральных контрольно-надзорных органов могут служить лишь федеральные службы, то на региональном уровне существует значительное многообразие таких органов. Так, в Москве созданы такие контрольно-надзорные органы, как Комитет государственного строительного надзора (Мосгостройнадзор), Государственная инспекция г. Москвы по качеству сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (МОСГИК), Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости (Госинспекция по недвижимости), Государственная жилищная инспекция и т.д. В Санкт- Петербурге действуют: Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры; Государственная административно-техническая инспекция; Государственная жилищная инспекция; Государственная инспекция Санкт-Петербурга по надзору за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники; Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга и др.

Таким образом, систему государственных органов исполнительной власти, осуществляющих административный надзор в современной России, можно представить следующим образом.

Первый уровень: Федеральные органы исполнительной власти, которые в соответствии с действующим законодательством РФ уполномочены на осуществление функций по контролю и надзору. К ним относятся прежде всего федеральные службы, а также федеральные министерства и федеральные агентства, которые могут в установленных законом случаях выполнять указанные функции.

Второй уровень: Специализированные государственные инспекции, входящие в структуру федеральных органов исполнительной власти. К их основным обязанностям относится реализация контрольно-надзорных полномочий (например, ГИБДД МВД РФ).

Третий уровень: Территориальные органы федеральных органов исполнительной власти (Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации Федеральной службы по труду и занятости).

Четвертый уровень: Государственные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющие различные наименования и многоплановую компетенцию.

 

36. Общий контроль, межотраслевой контроль, отраслевой контроль, локальный контроль: субъекты, объекты, содержание.

 

В зависимости от объема и содержания органы исполнительной власти осуществляют: общий, межотраслевой (надведомственный) и отраслевой (внутриведомственный) контроль.

Общий контроль органов исполнительной власти включает контроль за исполнением и соблюдением Конституции, федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ; консолидацию, объединение подведомственных (подконтрольных) органов по направлениям деятельности; заслушивание докладов и отчетов полномочных представителей подконтрольных органов о результатах и состоянии их деятельности.

Общий контроль осуществляют: Правительство РФ, правительства республик в составе РФ, администрации (правительства) иных субъектов РФ.

Межотраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется в целях обеспечения единообразного решения комплексных задач, относящихся к ряду отраслей управления, органами исполнительной власти надведомственной компетенции; между субъектами и объектами контрольной деятельности отсутствует организационная подчиненность.

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие межотраслевой контроль: Министерство внутренних дел РФ, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство транспорта РФ, Министерство финансов РФ, Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная служба безопасности РФ, Федеральная антимонопольная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба, Федеральное агентство по управлению федеральным имуществом, Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии и др.

Отраслевой контроль органов исполнительной власти осуществляется органами как отраслевой, так и исполнительной власти межотраслевой компетенции, по определенным вопросам внутриведомственного характера, между субъектами и объектами этого контроля существует организационная подчиненность.

37. Понятие и функции федеральной службы, ее правовой статус.

 

Федера́льная слу́жба — общее название федерального органа государственного управления в Российской Федерации — России. Основная функция: контроль и надзор за исполнением правовых норм в определенной сфере, а также оказание услуг. Статус федеральных служб упорядочен в 2004 году в результате административной реформы.

Федеральная служба может быть подведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.

В пределах своей компетенции федеральная служба издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Однако федеральная служба не вправе осуществлять управление государственным имуществом, оказание платных услуг, а также нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

Особенности административно-правового статуса федеральных служб:

1. Федеральная служба образована и действует в качестве отраслевого органа государственного управления.

2. Федеральная служба несамостоятельна и подчиняется вышестоящим органам государственной власти. При этом она может быть подчинена как одному органу, так и двум одновременно.

3. Руководители федеральных служб не входят в Правительство РФ, их интересы в данном органе власти представляют соответствующие федеральные министры.

4. Особенностью правового статуса федеральной службы является и ее функциональное назначение. Этот орган осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, зашиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.

 

Исходя из данного определения, следует разграничивать федеральные службы, выделяя несколько их видов.

Первый тип характеризуется выполнением специальных функций в сфере обороны и безопасности страны. Такие службы находятся в ведении Президента РФ.

Второй вид - федеральная служба, специально созданная для выполнения контрольно-надзорных функций государства. При этом следует различать службы:

- находящиеся в ведении федерального министерства, которые наделены лишь контрольно-надзорными функциями и не вправе осуществлять функции управления государственным имуществом, оказания услуг, а также функции по нормативно-правовому регулированию (за исключением случаев, устанавливаемых указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ);

- находящиеся в ведении Правительства РФ, которые наряду с функцией контроля исполняют и функции по принятию нормативных правовых актов. Таким образом, последние сочетают в себе признаки статуса и федерального министерства, и федеральной службы, осуществляющей функции контроля и надзора.

 

Особенностями правового статуса федеральных служб должно стать и решение вопросов построения вертикали органов контроля и надзора, а также взаимодействия с иными органами государственной власти.

Действующее законодательство не полностью определяет специфику статуса федеральной службы. Лишь часть созданных федеральных служб, подведомственных федеральным министерствам, можно отнести, согласно утвержденным положениям о них, к отличному от других типу федеральных органов исполнительной власти.

 

При этом под функциями по контролю и надзору понимаются:

— осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

— выдаче органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

— регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Федеральные службы в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.

Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статус коллегиального органа. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

 

38. Федеральные службы, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации: правовая регламентация и содержание деятельности.

 

Указ Президента РФ от 21.01.2020 N 21 (ред. от 20.11.2020) "О структуре федеральных органов исполнительной власти":

 

· Государственная фельдъегерская служба Российской Федерации (федеральная служба).

Федеральный закон «О государственной тайне» № 5485-1 от 21.06.1993;

Доставка отправлений особой важности, совершенно секретных, секретных и иных служебных отправлений. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.

 

· Служба внешней разведки Российской Федерации (федеральная служба)

СВР России строится на базе федерального закона «О внешней разведке» № 5-ФЗ от 10 января 1996 го



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.133 с.)