Психолого-педагогическое обоснование исследовательской деятельности в 5 – 7 классах 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психолого-педагогическое обоснование исследовательской деятельности в 5 – 7 классах



 

Бытует мнение, что с учащимися 5-7 классов заниматься исследовательской деятельностью нецелесообразно. При этом приводятся такие доводы, как отсутствие адаптированных или модифицированных методик, бесперспективность показа на конкурсах, сложность подборки доступного для детей этого возраста материала и др. [Давыдова-Мартынова, 2007].Вопросы организации исследовательской работы с учениками рассматриваются, преимущественно, применительно к старшему школьному возрасту [Кожухова 2004; Головизнина 2005; Абрамова 2007, 2011; Лубинская 2010; Кукар 2010]. 

Обратимся к психолого-педагогическим чертам учеников 5 – 7 классов с целью определения их готовности к работе исследовательского характера.

Возраст учащихся средних классов соответствует периоду 12 – 15 лет (в некоторых периодизациях: 10 – 15, 11 – 15, 11 – 14 лет), это средний школьный возраст, младший подростковый возраст, или младшее подростничество [Божович 1968; 1985; Эльконин 1971; Фридман 1991; Бабанский 1988; Асмолов 2010].

Данный возрастной этап является переходным, переломным, так как происходит переход от детского периода к взрослому состоянию и связанная с этим перестройка психических процессов и деятельности ученика [Крутецкий 1976].

В результате анализа психолого-педагогических исследований были выделены психологические черты, возрастные нормативы готовности младших подростков к исследовательской работе в области эстетики грамматических форм [Фридман 1985, 1991; Эльконин 1971; Бабанский 1988; Асмолов 2010; Крутецкий 1976; Кузнечикова 1984].В анализируемых работах называются характерные для подросткового возраста приметы, новообразования. Подростковый возраст – это возраст кипучей энергии, активности, больших замыслов и больших дел [Крутецкий 1976, с. 86]. Интересы ребят, оставаясь разносторонними, приобретают на этапе подростничества большую устойчивость. Ведущими в этом возрасте по-прежнему признается учебная деятельность и общение с учителями и сверстниками. Возникают стремления к определенной области знаний. Важнейшими новообразованиями психологи называют растущее стремление к самостоятельности и развивающееся чувство взрослости [Божович 1968, с. 294; Крутецкий 1976, с. 87, 97-98; Кузнечикова 1984, с. 223; Фридман 1991, с. 29; Давыдов 2004, с. 65, с. 65]. Если для младших школьников характерна подражательность, слабое развитие самостоятельности, то у младших подростков начинает уже ярко проявляться самостоятельность. Подростки не любят назиданий, поучений, наставлений, сковывающих их инициативу. Подростков привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Однако подросток еще не умеет эту готовность реализовать, так как он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача педагога. 

В трудах психологов отмечается бурное развитие самосознания и проявления самооценки в среднем школьном возрасте. Для подростка очень важно осознать важность знаний. Если подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформироваться негативные убеждения и отрицательное отношение к учебному предмету. Так, К.Т. Кузнечикова приводит пример: некоторые учащиеся не учат правила грамматики, так как они считают, что и без знания правил пишут грамотно [Кузнечикова 1984, с. 230]. Учебная деятельность переходит на новый, более высокий уровень. Она становится деятельностью, направленной на самообразование и самосовершенствование учащихся[Божович 1968, с. 362; Крутецкий 1976, с. 94; Фридман 1986, с. 61; 1991, с. 12; Обухова 2008, с. 383].

В психолого-педагогических трудах выделены эмоциональные особенности подростков. В отличие от младших школьников, чьи эмоции носят относительно спокойный характер, легко поддаются управлению со стороны учителя, утверждает К.Т. Кузнечикова, подросткам в большей степени свойственны страстность и вспыльчивость. С этим связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении. В то же время подросток может быть настойчивым, выдержанным. Если деятельность вызывает сильные положительные чувства [Кузнечикова 1984, с. 226].

Заметное развитие в подростковом возрасте приобретают волевые чертыхарактера – настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности на этом пути [Крутецкий 1976, с. 87].

Подростковый возраст – это возраст начала интенсивного формированиямировоззрения, нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений, которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении [Крутецкий 1976, с. 87 – 88].Наиболее существенную роль в формировании положительного отношения подростков к учению играют идейно-научная содержательность учебного материала, его связь с жизнью и практикой, проблемный и эмоциональный характер изложения, организация поисковой познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий [там же, с. 105].

Важным психическим новообразованием подросткового возраста является развитие произвольности всех психических процессов. Нарастает умение организовывать и контролировать свои психические функции, управлять ими. Подросток уже вполне самостоятельно может организовывать свое внимание, память, мышление, воображение [Фридман 1985, с. 49; Крутецкий 1976, с. 110].

На стадии 11 – 12 лет происходят существенные сдвиги в мыслительной деятельности, в интеллектуальных операциях. Приступая к изучению и усвоению основ наук в системе, подросток должен научиться рассуждать в теоретическом плане. Учебный материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше, уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой стороны – направлен на развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления. Подросток учится рассуждать на основе общих посылок путем построения гипотез и их проверки [Божович 1968, с. 303, 305; Волков 2005, с.137].Развивается способность оперировать гипотетическими утверждениями, абстрагировать и обобщать, сравнивать, рассуждать, делать выводы, доказывать. Быстро развиваются смысловая логическая память, понятийное мышление. При этом мышление подростка приобретает способность к усвоению аргументации, к гипотетико-дедуктивным рассуждениям, т.е. способность строить логические рассуждения на основе выдвинутых гипотез. Подросток становится способным к более сложному аналитико-синтетическому восприятию предметов и явлений. Увеличивается объем восприятия, он становится плановым, последовательным и всесторонним. Подросток становится способным к умственным экспериментам, к мысленному решению задач на основе каких-то предположений. Достигнув формально – операциональной стадии в развитии мышления, подросток начинает рассуждать на основе гипотез и предположений не только о том, что есть на самом деле, но и о том, что только может быть [Обухова 2008, с. 376].Предметом мышления становится не только решение внешне заданных задач, но и сам процесс своего мышления, т.е. мышление приобретает рефлексивных характер [Крутецкий 1976, с. 112; Фридман 1985, с. 49; 1991, с. 83]. Когнитивное развитие в подростковом возрасте характеризуется абстрактным мышлением и растущим использованием метапознания [Крайг 2008, с. 513].

Основной особенностью мыслительной деятельности подростка является нарастающая с каждым годом способность к абстрактному мышлению, изменение соотношения между конкретно-образным и абстрактным мышлением в пользу последнего. При этом конкретно-образные (наглядные) компоненты мышления не регрессируют, не исчезают, а сохраняются и развиваются, продолжая играть существенную роль в общей структуре мышления (например, развивается способность к конкретизации, иллюстрированию, раскрытию содержания понятий в конкретных образах и представлениях) [Крутецкий 1976, с. 112].

Существенные изменения в рассматриваемом возрасте претерпевают память и внимание, которыепостепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов [там же, с. 110].

В подростковом возрасте, по сравнению с младшим школьным возрастом, замечается значительный прогресс в запоминании словесного и абстрактного материала. Особенностью памяти подростка является возможность установления более сложных ассоциаций, связи нового материала со старым, включение нового в систему знаний. У подростка очень ярко выражена избирательность внимания, то есть различная его характеристика в зависимости от объекта и степени интереса к нему. В подростковом возрасте заметно увеличивается объем внимания, а также способность к переключению внимания с одной операции на другую, с одного вида деятельности на другой. В отличие от младшего школьника подростку обычно не требуется какой-то особой психологической подготовки для перестройки деятельности [там же, с. 110 -111].

Для подростков характерно развитие критичности мышления, выражающееся в том, что подростки не склонны все принимать на веру: у них возникает критическое отношение к словам взрослых, они стремятся иметь свое собственное мнение [Крутецкий 1976, с. 113; Фридман 1985, с. 50; 1991, с. 33].

Важной особенностью среднего школьного возраста являетсяформирование активного творческого мышления, поэтому следует всячески стимулировать самостоятельное творческое мышление подростков, для чего полезно чаще ставить их перед необходимостью самостоятельно сравнивать различные объекты, находить в них сходное и различное, делать обобщения и выводы [Крутецкий 1976, с. 114].

Одна из доминирующих потребностей подростка – познавательная потребность. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи [Кузнечикова 1984, с. 229]. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Им нравится мыслить, делать самостоятельные открытия [там же, с. 229].

Подростки проявляют особую склонность к чтению и литературному творчеству (сочинение рассказов, сказок и – чаще всего – стихов). В отличие от младших школьников подростки в состоянии выполнять задания, способствующие развитию стилистического чутья, например, воспроизвести пропущенное слово в художественном тексте, дописать стихотворение на основании заданного начала и рифмующихся слов из последних строчек строфы [Основы эстетического воспитания 1986, с. 56 – 57].

Исходя из вышесказанного мы считаем, что уже в 5-7 классах ученики могут создавать свои первые исследовательские работы.

Вопросы и задания для обсуждения

1. Проанализируйте социальную востребованность и государственный заказ на исследовательскую деятельность обучающихся в наше время (возможен сопоставительный аспект).

2. Назовите основные психические новообразованиямладших подростков, сообщающие о готовности их к исследовательской работе.

3. Целесообразна ли организация исследовательской деятельности в 5 – 7 классах?

4. Проявляют ли заинтересованность к заданиям исследовательского характера ваши ученики? Расположите (исходя из опыта преподавания) по шкале заинтересованности следующие виды заданий (от низкой активности выполнения к высокой): репродуктивные упражнения, задания исследовательского характера, проекты, творческие задания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.007 с.)